Место этики в системе научного знания. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Место этики в системе научного знания.

2017-06-26 2301
Место этики в системе научного знания. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Определив этику как науку о морали, мы тем самым обозначили объект (сферу) ее исследования. К сожалению, авторы многих учебников по этике не акцентируют внимание читателей на разведении объекта и предмета исследования. Часто мораль представляют как предмет, изучаемый этикой. Однако мораль не может быть предметом этической науки. Ведь предмет – это то, что отличает одну науку от другой, делает ее уникальной. А мораль – это как раз тот феномен, который изучается многими научными дисциплинами (философией, историей, социологией и др.). Но каждая из них подходит к исследованию морали со своих позиций.

Этика возникает в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической, то есть с зарождением классового общества.

Этика теоретически призвана была решать те же самые практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и что злом и так далее).

Поэтому, уже начиная с древности этику было принято считать "практической философией" в отличие от "чисто теоретического" знания о мире.

В определении предмета этики следует исходить из двойственного характера морали. С одной стороны, мораль представляет собой сферу сущего поведения людей, с другой стороны, сферу должного. И только этика исследует феномен морали и со стороны сущего, и со стороны должного. Таким образом, предметом этической науки выступает единство этих двух сфер.

В рассмотрении в качестве предмета науки одной из сторон морали заключается методологическая ошибка узкого понимания предмета этики, сведения его к какой-либо одной стороне морали.

В исследовании своего предмета каждая наука использует определенные методы. Метод – это способ, путь познания. Среди методов, применимых в области этической науки важное место занимает универсальный метод познания – это метод, который применим во всех областях человеческого знания, в том числе и в исследовании морали. Таким универсальным методом выступает диалектика – метод, который рассматривает все явления в их развитии и взаимосвязях. В основании диалектики лежат следующие принципы:

- объективизма (следует исходить из свойств самого объекта);

- историзма;

- системности (рассмотрение явления как системы, имеющей свою структуру и как элемента более широкой системы);

- всесторонней связи (ибо в связях проявляются свойства явления);

- детерминизма (причинно-следственные связи).

Наряду с диалектическим как универсальным методом познания в области этических исследований также применяются общие и частные научные методы. В изучении морали используются, к примеру, системный подход, единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение, абстрагирование и др.

Специфика этики в данном вопросе состоит в том, что указанные цели формулируются здесь в форме идей о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни. Главная цель этики - определить для людей идеал, который лучше всякого совета обеспечивал бы ориентацию человека в ложных переплетениях общественных отношений, подводил бы их к действию в должном направлении.

Задачи этики состоят не в том, чтобы настаивать на недостатках человека и упрекать за его недостатки, а в том, чтобы:

- развивать человека в положительном направлении, стимулируя его лучшие побуждения и обращаясь к разуму;

- ориентировать его на осуществление нравственных идеалов - любви, мужества, братства, самоуважения, на жизнь, согласующуюся с этическими принципами;

- убедить человека, что его естественное желание жить жизнью, в которой все его силы найдут полное проявление, неразрывно связано с невозможностью жить, не считаясь с потребностями и желаниями других людей.

Уровни этического знания.

В любой теории выделяется эмпирический и теоретический уровень. В ряде теорий предполагаются еще какие-то общепринятые, обычно зафиксированные тем или иным способом практические рекомендации. Есть, например, стандарты ГОСТов, практические руководства по сопротивлению матери­алов, инструкции по методам сварки и т.д. Таким образом, многие теории заканчиваются утверждением необходимых для исполнения в данной области человеческой деятельности стандартов.

Мораль также относится к таким теориям, с той, однако, разницей, что в ней нормы, устоявшиеся образцы поведения часто предшествуют теории, являются результатом духовного освоения мира. Сама же теория действует в направлении обоснования, подтверждения необходимости данных норм. Тем не менее, ряд норм уточняется благодаря теоретической деятельности, и их конечные формулировки являются результатом работы определенного теоретика или теоретиков морали. Таковы разного рода кодексы профессиональной этики. Формулированием относящихся к кодексам норм, их распространением (в возможных пределах) занимается нормативная этика.

Но эти же самые кодексы как определенные исторические свидетельства, как фактически существующая реальность служат объектом изучения эмпирической и теоретической этики.

Эмпирический – уровень описания морали, моральных фактов: нравов, поступков, переживаний, чувств и т.д. (напр., ситуации морального выбора, угрызений совести, состояния любви и др.). Этика описывает мораль. Дескриптивный уровень этики - это фактическая база для дальнейшей работы.

Теоретический – уровень рационально-логического обоснования, доказательства морали, т.е. обоснования необходимости исполнения моральных требований, уровень аргументация поступков. (Что такое мораль? почему ей надо следовать? что такое добро и зло, др.). На этом уровне формируются философско-этические системы – этика исследует, объясняет мораль в ее историческом развитии. Здесь же выявляется следующий,

Нормативный уровень этики, в рамках которого формулируются и корректируются моральные нормы, кодексы, системы ценностей и добродетелей. Этика учит морали. Действительно, рациональное обоснование или критика нормативных программ, нравственных феноменов, самой морали способствует их воздействию на человека или ослабляет их нравственное влияние.

Структура этического знания включает множество аспектов: историю и теорию этики; этику добродетелей (аретология), этику долга (деонтология), этику ценностей (аксиология), др.

 

История этических учений.

Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.). В истории развития этики как науки можно выделить этапы, для каждого из которых характерно свое представление о сущности морали:

− предэтика,

− античная этика,

− средневековая этика,

− этика Нового времени,

− современная этика.

Предэтика.

Уже в поэмах Гомера, отражающих высшую стадию имущественного расслоения первобытного общества, обнаруживается очень важное противоречие. С одной стороны, герои Гомера в высшей степени моральны. Они, принадлежа к своему племени, борятся за его благо и это является смыслом их жизнедеятельности

В различных философских системах прошлого и настоящего превалируют в зависимости от различных обстоятельств (историко-культурных, субъективных и др.) различные отрасли философии. Так, в целом ряде философских школ (Эпикур, Сократ, стоики и др.) акцент делался именно на нравственной философии, которая венчает собой житейскую мудрость.

Однако еще в глубокой древности Аристотель пытался развести этику и философию, поставить этику в зависимость от политики, придать этике практическую направленность — помогать реализовывать те задачи, которые ставит перед ней политика. Мир нравственных ценностей не только существует, но и человек в состоянии познать многие его проявления.

По мнению софиста Протагора нравственность является конкретной для каждого человеческого общества в определенную эпоху, поэтому нравственные требования различны у всех народов, а добро и зло - понятия относительные.

Сократ (469-399 гг. до н.э.), искавший более прочную основу для обоснования нравственности, сводивший все к верховному разуму человека и к выработке им внутренней гармонии между разумом и различными чувствами и страстями. Добродетель понималась Сократом как способность преуспевать в умственном развитии, в искусствах и в творчестве, для чего необходимо знание и понимание общественной жизни и взаимных отношений между людьми. Эта концепция получила наименование этического рационализма

Еще более глубоко сущность нравственного объяснил ученик Сократа - Платон (428-348 гг. до н.э.), считавший, что в природе существуют идеи добра и справедливости наряду с множеством злого и несправедливого. Полагая, что основы нравственного заключены вне мира - в Идее, заложенной в устройстве мировой жизни и пронизывающей весь мир, все мироздание, в том числе и человека, Платон пришел к заключению, что искание человеком чего-то лучшего, чем обыденная жизнь, т.е. искание Добра и Справедливости, имеет свое объяснение и опору в чем-то находящемся за пределами нашего познания, трансцендентальном Таким образом, Платон внес в этику идеальное понимание нравственного.

Аристотель разделил добродетели человека на два больших класса: этические, т.е. относящиеся к характеру, темпераменту, и дианоэтические, т.е. относящиеся к разуму, которому он отводил огромную роль в выработке нравственности, в сдерживании страстей. Все этическое учение Аристотеля делится на три части: учение о высшем благе; учение о добродетелях вообще; учение об отдельных добродетелях,

В послеаристотелевский период добродетельность личности отрывается от гражданской, политической жизни, что явилось следствием кризиса полисной организации античного общества.

Средневековая этика.

Суть средневековой этики состоит в том, что она стала религиозной. Ее исторические судьбы на многие столетия оказались сопряженными с христианством.

Моральная концепция христианства замкнута на идею Бога, который создал мир, весь мир развивается из него, он его непосредственный управитель. Все остальные создания существуют благодаря и для бога. Высшая цель - служить богу. Человек подобен богу, но не более. Он изначально греховен.

Характерные особенности средневековой этики мы рассмотрим на примере двух ее наиболее характерных представителей: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Августин Блаженный считал, что Бог - это начало, средоточие и цель всего, он - отец блаженства и добра.

Божественные заповеди нужно принимать не потому, что они истинны и гуманны, а потому, что они божественны, божественность их происхождения является залогом их истинности и гуманности. Поскольку все создано богом, то вес есть добро, зла не существует. Зло - это свойство ангелов и людей, которые отказались от бога и сосредоточились на собственном бытии. По утверждению Августина, греховны все люди. Однако некоторых из них бог отмечает своей милостью.

Несколько иные взгляды присущи Фоме Аквинскому, который заимствует содержание этики у Аристотеля, но придает ей религиозную форму, переосмысливает ее через призму христианства. Человек, по его мнению, представляет собой такую ступень совершенства, когда он может отступить от своей благости, его деятельность будет сопряжена в этом случае со злом. Все это становится препятствием на пути к блаженству. Человеку свойственно лишь частичное несовершенное блаженство, да и оно оказывается неустойчивым, подрывается болезнями и прочими несчастьями. В своем чистом виде блаженство возможно лишь в загробном мире.

Этика Нового времени.

Наиболее развернутую и типичную для этой эпохи концепцию морали создал Т. Гоббс. По его мнению, не мораль нуждается в объяснении, а мир рассматривается с точки зрения моральной оценки.

Поэтому, поскольку разные люди стремятся к обладанию одними и теми же вещами, между ними возникает недоверие, жажда славы, которые заставляют людей во имя наживы, безопасности и соображений чести нападать друг на друга. Гоббс считал, что естественное состояние - это война всех против всех, игра эгоистических наклонностей.

Поэтому суть нравственного закона, по Гоббсу - "в случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы, какую он бы допустил бы у других людей по отношению к себе".

Иначе, чем Гоббс, подходит к пониманию морали Бенедикт Спиноза, хотя он также отрицает ее внеприродное происхождение.

Задача этики, по мнению Спинозы, состоит не в том, чтобы осмеивать человеческие недостатки, а в том, чтобы их изучать. Спиноза строил свою нравственность на эвдемонистическом начале, т.е. на искании человеком счастья. Человек, как и все другие существа, стремится к наибольшему счастью, и из этого стремления его разум выводит нравственные правила жизни, но при этом человек не является свободным, так как он не может делать то, что необходимо вытекает из его природы.

Создание рациональной этики, основанной не на изучении человеческой природы и наблюдении над жизнью и поступками людей, а на отвлеченном мышлении, поставил себе целью величайший немецкий мыслитель XIX века Иммануил Кант (1724-1804гг.) Размышляя об основах нравственности, Кант пришел к убеждению, что такой основой является наше сознание долга, которое представляет собой свойство человеческого разума, который может создавать правила для поведения человека двоякого рода, одни из них условны, а другие безусловны. Нравственные требования должны иметь абсолютный характер безусловного веления (категорический императив).

Таким категорическим императивом и является сознание человеком долга. Долг, по мнению Канта, в своей сущности имеет абсолютное значение и поэтому никогда не может быть только средством для чего-нибудь другого, но является в то же время и целью само по себе. Объект нравственного долга составляет свободная и разумная воля.

Суть категорического императива И. Кант формулирует следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественным законом». Кант выдвигает три максимы поведения:

1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство;

3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

Диалектическая взаимосвязь второй и третьей максимы является основой гармонизации отношений между обществом и индивидом, между государством и гражданином, а первая максима фиксирует абсолютное нравственное требование, состоящее в осознании человеком своего долга.

Этика Канта включает в себя учение об «изначальном зле» в природе человека. Злом Кант называет эгоизм, свойственный природе человека и проявляющийся в самых различных наклонностях. По мнению Канта, центр всех мотивов и целей - себялюбие, реальный человек движим к стремлению к собственному счастью и это стремление неистребимо.

Совершенно противоположную кантианской теории морали создал свою этику известный немецкий философ 19 века Фридрих Ницше (1844-1900 гг.). В соответствии со взглядами Канта, мораль возможна потому, что у человека есть свобода воли. Ницше утверждает, что нет ни свободной, ни несвободной воли, а есть слабая и сильная воля. Это прежде всего воля к власти, которая является движущей силой жизни. Идеал Ницше - «человек воли», исполненный избыточных жизненных сил и наслаждающийся любым проявлением своей «мощи» - как утверждающим, так и разрушительным.

По мнению Ницше, любой гений - преступник, потому что он переступает через то, что принято.

Основные идеи этики Ницше - оправдание преступления, права сильного, отождествление гения и злодейства, отрицание христианства. В соответствии с его учением, слабые и неудачники должны погибнуть и первое положение нашей любви к человеку - помочь им в этом. В мире должна царствовать мораль господ, т.е. людей сильных, злых, гениально-преступных.

Мораль, по мнению Ницше, - порча, изобретение «слабых», «маленьких» людей, «мошенничество высшего порядка», наилучшее средство, с помощью которого люди «водятся за нос». Древнейшее, так называемое, "золотое правило" нравственности, положенное в основу категорического императива Канта и призывающее человека относиться к другим так же, как он хочет, чтобы относились к нему, Ницше называл "опасным для жизни".

В 40-е годы 19 века формируется марксистская теория, рассматривающая развитие человеческого общества с материалистических позиций.

Основное положение марксистской этики заключается в следующем: чтобы выяснить, что должен делать человек, надо установить, что он есть на самом деле. Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Мораль возникает там, где человек встречается с обществом, человечеством. Отношения, в которые вступают люди между собой в жизни в ходе производства и воспроизводства, прежде всего, труда, являются источником их собственного формирования. Большое внимание в марксистской этике уделяется определению критериев морали, важнейшими из которых являются:

• законы социального развития, конкретизирующиеся в соответствующих общественных потребностях и в общем виде определяющие нравственное содержание моральных норм и принципов;

• конкретные моральные нормы, принципы и идеалы, порождающиеся общественными потребностями и выступающие формой универсального отражения высоконравственных личностей, формируемыхна основе осознания общественных интересов, в отличие от человека буржуазного общества, формируемого главным образом на основе либеральных ценностей.

Современная этика.

Этика ненасилия - это совершенно иной подход к разрешению конфликтов, исключающий насилие. Идеи ненасилия сформулированы еще в Библии, в Новом Завете, рекомендующем, если, "кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую". В данном случае отразился некий идеал, в соответствии с которым непротивление злу рассматривается как проявление нравственного совершенства, нравственного превосходства над чужим грехом. Неумножение зла расценивается как проявление добра. Соответствующие библейские заповеди с большим трудом утверждались в сознании человека и до сих пор многим кажутся невыполнимыми.

Значительное развитие этика ненасилия получила в работах вы-дающегося русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого (1828-1910), считавшего, что признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как оправдание людьми своих привычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, злости, властолюбия. По его мнению, большинство людей христианского мира чувствуют бедственность своего положения и употребляют для избавления себя то средство, которое по своему миросозерцанию считают действительным. Средство это-насилие одних людей над другими. Одни люди, считающие для себя выгодным существующий государственный порядок, насилием государственной деятельности стараются удержать этот порядок, другие тем же насилием революционной деятельности стараются разрушить существующее устройство и установить на место его другое, лучшее.

Л. Толстой находит ошибку политических учений в том, что они считают возможным посредством насилия соединить людей так, чтобы они все, не противясь, подчинились одному и тому же устройству жизни.

«Ненасилие не означает пассивности, оно активно и предполагает, как минимум, две формы борьбы: несотрудничество и гражданское неповиновение. Идеи отказа от насилия как средства разрешения конфликтов и проблем находит все большее количество своих сторонников во всем мире.

Одной из интереснейших философских концепций 20 века является этика благоговения перед жизнью, основоположник которой выдающийся гуманист современности - Альберт Швейцер. В основе этой теории находится принцип благоговения перед жизнью в любой форме, облегчение страданий всех живущих. Благоговение перед жизнью, по мнению А. Швейцера, относится как к природным, так и к духовным явлениям, так как преклонение перед естественной жизнью необходимо влечет за собой преклонение перед жизнью духовной.

Происхождение морали.

Мораль (лат. Moralis - нравственный, от mores – нравы) – предмет изучения этики, форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. Мораль - реальное состояние нравственности в определенной социальной системе и ее отражение в общественном сознании. В обыденном сознании понятие «этика» и «мораль» часто употребляются как синонимы. Мораль - самая древняя форма человеческого сознания, ее зачатки можно видеть в первобытном строе. Формировалась мораль в процессе труда, который всегда был явлением совместной деятельности.

Мораль – понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей выделяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо).

По пониманию источника морали типологически различаются:

а) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, представляющие мораль как момент развития природных (биологических) закономерностей (Ламетри, эволюционная этика);

б) социологические (Т. Гоббс, Дж. С. Милль, К. Маркс, М.Вебер, Э. Дюркгейм) — этнологические теории, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации, как разновидность социальной дисциплины; по сути дела социально-репрессивную функцию выделяют как основную в морали и Ницше, и Фрейд;

в) антропологические концепции (Демокрит, киренаики, Аристотель, К. Гельвеций, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм), выводящие мораль из природы человека, трактующие мораль как неотъемлемое качество человека;

г) супранатуралистические концепции (Гераклит, Платон, Августин, Фома Аквинский, русская религиозно-философская традиция, Тейяр де Шарден), выводящие мораль из некоего трансцендентного источника; в религиозных учениях мораль представляется как данная в откровении божественная заповедь.

Мораль представляет собой социальный институт только в широком смысле как совокупность оформленных в культуре (кодифицированных и рационализированных) ценностей и требований, санкционирование которых обеспечивается самим фактом их существования.

Мораль не институционализирована в узком смысле слова в той мере, в какой её действенность не нуждается в обеспечении каких-либо социальных институтов, в какой её принудительность не обусловлена наличием уполномоченной социумом внешней по отношению к индивиду силы.

 

 

Тема 2. Основные моральные категории этики


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.