Принцип справедливости и законности как нравственная и правовая норма, его отражение в деятельности юриста. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Принцип справедливости и законности как нравственная и правовая норма, его отражение в деятельности юриста.

2017-06-26 1141
Принцип справедливости и законности как нравственная и правовая норма, его отражение в деятельности юриста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принцип справедливости. Справедливость — философская, нравственная, общесоциальная и одновременно юридическая категория. «Справедливость в значительной мере выступает явлением морали, социальным и этическим критерием права. Своеобразным "мостиком", по которому нравственные воззрения и чувства проникают и вплетаются в правовую ткань общества, является правосознание».

Идеи справедливости, воплотившись в правосознании законодателя, правоприменителя, граждан, затем находят свое выражение в действующем законодательстве и практике его применения, а также реализуются в правомерном поведении субъектов юридической ответственности.

Понятие справедливости часто употребляется как во внутригосударственном, так и в международном праве. На принципе справедливости строятся отношения, возникающие между странами СНГ (ст. 3 Устава Содружества Независимых Государств), а само понятие справедливости указывается в одном ряду с обеспечением прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений. Во Всеобщейдекларации прав человека справедливость понимается в органическом единстве со свободой, достоинством, неотъемлемыми правами человека.

Аналогично справедливость рассматривается в Конвенции «О защите прав человека и основных свобод». В Преамбуле к Конституции РФ справедливость стоит в одном ряду с понятиями равноправия, самоопределения, ответственности. В некоторых постановлениях Конституционного Суда РФ, касающихся установления и применения юридической ответственности, понятие справедливости рассматривается одновременно с понятиями соразмерности, диференцированности, уважения прав человека.

Принцип справедливости приводится во многих нормативно-правовых актах, но его определение дано только в Уголовном кодексе РФ. На наш взгляд, оно не совсем удачное, так как справедливость в ст. 6 УК РФ по сути дела сводится к соответствию наказания характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Важно подчеркнуть, что принцип справедливости должен пронизывать всю уголовно-правовую систему в любых ее функциональных проявлениях, а не выражаться только в индивидуализации наказания.

Некоторые ученые раскрывают принцип справедливости так же, как и УК РФ. Впрочем, еще в XIX в. аналогичным образом рассуждал немецкий ученый Рудольф фон Иеринг. В своей работе «Цель в праве» он рассматривал идею справедливости как «равновесие между деянием и последствиями для совершившего это деяния, т. е. между злым делом и наказанием, между добрым поступком и вознаграждением». Однако Иеринг связывал справедливость не только с наказанием, но и с интересами общества. Справедливость должна основываться на интересах как всего общества в целом, так и отдельно взятой личности.

Идеи «справедливости скорее близки к нравственным нормам или обычному праву, правила которых хотя и не писаны, но объективно существуют и "определены" в своем содержании». Как уже отмечалось, в литературе нет однозначного ответа на вопрос: справедливость — это моральная или юридическая категория? Справедливость — нравственно-правовая категория.

Моральные нормы, идеи естественного права, ценности человеческой цивилизации в целом, преломляясь в правосознании законодателя, находят свое выражение в правовых нормах, предусматривающих юридическую ответственность. Моральные и правовые аспекты справедливости отражаются и в деятельности правоприменителя, а тем самым — и в правоприменительной практике.

11. Отражение основных нравственных принципов в российских нормативных документах, регламентирующих нравственно-правовые требования к деятельности представителей юридических профессий.

Воздействие морали на право реализуется в процессе формирования приоритетов правовой системы при помощи моральных ценностей. Именно с точки зрения морали формируются ценностные критерии правовой деятельности, право оценивается как справедливое и несправедливое, складывается представление о праве как о гуманистической ценности. От степени восприимчивости правом моральных принципов во многом зависит эффективность его действия. Большинство правовых норм представляют собой, в конечном итоге, законодательное закрепление позитивных и негативных норм поведения, имеющих выраженную морально-нравственную оценку со стороны общества.

Исторически можно проследить, как нравственное начало уважения и любви к ближнему, влияя на законодательство, постепенно видоизменяло действующее право. Требуя, чтобы правами наделялись все члены общества, чтобы личность уважалась всегда и во всем, оно содействовало ниспровержению рабства и крепостничества, гуманизации карательной системы, установлению правосудия, равного для всех. Под влиянием альтруистических начал эгоизм немногих, первоначально пользовавшихся всеми правами, постепенно ограничивается.

Воздействие морали на право сказывается, наконец, и на самом применении права на практике. Как бы ни была совершенна известная правовая система, она все же требует известного смягчения в своем приложении к жизни. По своему характеру, требуя однообразного и неукоснительного исполнения, право в своих общих требованиях не может принимать во внимание индивидуальных особенностей отдельных случаев, а между тем индивидуальная сторона отношения часто препятствует применению закона во всей его силе и строгости. Вот почему не только в требованиях отдельных лиц, но и в судебных решениях отвлеченная правда закона смягчается действием милости по отношению к конкретным случаям.

Право, в свою очередь, также влияет на мораль. Справедливо организованный правопорядок, обеспечивающий формальное равенство создаёт условия для нормальной жизнедеятельности общества, является условием реализации моральной свободы.

Право вносит в общественные отношения твердость и устойчивость. Одних внутренних мотивов для людей недостаточно, чтобы устранить возможность общественных столкновений. Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный надзор власти.

По мнению В.Д. Попкова, с помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками.

Право, активно воздействуя на мораль, “способствует более глубокому её укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право”.

Исследуя вопрос о взаимодействии права и морали, большинство правоведов отмечают, что все, регулируемое правом, так или иначе, регулируется моралью, т.е. подлежит моральной оценке. Иную позицию занимает П.Е. Недбайло, который считает, что “имеются такие области общественных отношений, регулирование которых является безразличным в нравственном отношении в силу того, что они не требуют нравственной оценки, где достаточным является лишь правовое воздействие. К ним относится, например, порядок осмотра места происшествия, правила ведения судебных протоколов, нотариальное засвидетельствование документов, процессуальные сроки, многие действия по управлению и пр.”

Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, в совокупности образуют реально существующую социальную ценность.

12. Основные понятия и категории этики.
Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

– добро и зло;

– благо;

– справедливость;

– долг;

– совесть;

– ответственность;

– достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.