I.I. История и развитие промысла — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

I.I. История и развитие промысла

2017-06-26 289
I.I. История и развитие промысла 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Художник – это особая человеческая индивидуальность, проявляемая далеко не у каждого человека. В нашем мире таких людей единицы, они прошли довольно долгий путь к совершенствованию своего мастерства. Это проникновенные, творческие, сентиментальные особы, для которых все окружающее является откровением.

Для меня лично жостовские подносы – это картины. Когда я смотрю на них, то, не зная ни истории, ни всех технологических нюансов, всегда любуюсь тремя вещами: буйными красками, бархатными цветами и сочной зеленью. Отличить истинно талантливую вещь от кустарной можно с помощью лишь одного нематериального критерия - ощущения: вот греет душу или нет. Мне действительно очень нравятся народные промыслы.

Я очень хотела попробовать пописать жостовские подносы и наконец-то это случилось! Я на втором курсе и начала писать подносы. Мне с первого же момента понравилось писать поднос в плотной росписи. Очень много цветов, листьев, писать их одно удовольствие! И самое главное пишется это все масляной краской, это волшебно. Масляная краска очень сильно отличается от темперы, ей очень приятно писать, большая палитра разных цветов и оттенков.

С первого момента я знала, что курсовую работу буду писать в плотной росписи. Поэтому я на каникулах поехала в ГУМ в магазин «Жостово» подыскивать композиции на свой будущий курсовой поднос. Там было очень много красивых и больших подносов Жостово, и я увидела поднос, который я сразу же влюбилась. И вы можете его увидеть.

 

 

Художественно-историческая глава

Жостовская роспись

Жостовская роспись является народным художественным промыслом, развитым в деревне Жостово Мытицинского района Московской области. Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. Жостовская роспись – это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклевки) и масляного лака, обычно черного. Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого (“долгого”) мазка. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким “золотым” орнаментом (т.н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится “твореным” золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.

Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — “Металлоподнос” в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. С 1938 года мастеров по росписи подносв готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов. Ведущие художники жостовского промысла — А.И.Лезнов, И.С.Леонтьев, Д.С.Кледов, Н.П.Антипов, Е.П.Лапшин, Н.Н.Гончарова, Н.Н.Мажаев, Б.В.Графов и др.

Жостовские подносы

Главная тема украшения жостовских подносов это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы. Современная технология изготовления подносов малоотличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90Со. Покрытие производится трижды,после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора – травами, стеблями и т.п.

Декоративная роспись характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск – это традиция. На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.

I.II.. Художественно – композиционная часть

В этом году я несколько раз была на выставках, в том числе в деревне «Жостово». Огромное впечатление у меня осталось после посещения «Вернисажа» в Измайлово. Мне очень понравились изделия расписанные под плотное жостово.

На выставке были представлены предметы быта, такие как ложки, столы, стульчики, бочонки и конечно подносы. Так же были представлены матрешки разных размеров.

Под впечатлением всего выше описанного, я решила подготовить курсовую работу на тему «Жостово».

Изделие для своей работы я выбрала из повседневной жизни, что может помочь и пригодится в каждом доме, то есть поднос.

На первом этапе работы, я под впечатлением от выставок начала придумывать много эскизов и зарисовок. Я сразу для себя определила что и какой технике буду работать. Это оказалась плотная техника жостово. Я решила делать на черном фоне и в нежной гамме цветы, я выбрала не стандартный поднос, т.к там присутствуют одуванчики, чего я раньше не видела, но тем ни менее он меня сразу пленил в своих необычные цветы.

В процессе работы было много исправлений и добавок, в итоге получился нестандартный поднос в стиле «Жостово».

 

Технологическая глава

II.I. Технологическая карта

 

ЭТАПЫ     СТАДИИ
    1.Работа над композицией.   Поиск материала. Определение замысла. Эскиз в карандаше, в цвете.
    2.Подготовка Поверхности изделия.   Покрытие эмалью. Просушка. Шлифовка.  
    3. Выполнение росписи   Перенос рисунка. Замалевок. Тенежка. Прокладка. Бликовка. Чертежка. Орнамент.
    4. Отделка изделия.   Покрываем лаком. Просушка. Чистовая отделка
    5. Оформление изделия.     Готовится упаковка.

 

 

Заключение

 

У каждого народа существует свой менталитет, язык, свои традиции, занятия и промыслы, передающиеся из поколения в поколение. Мы бережно храним старинные секреты древних мастеров: выжигания, обработки глиняной посуды, гжели, жоствово и т.д, доставшиеся нам еще от наших предков. Они являются реликвией нашего народа.

Каждое народное промысло по-своему уникально, но самое зрелищное впечатление производят завораживающие краски Жоствова. Жостово представляет собой декоративную роспись железных подносов и разных предметов быта и изделий, выполненную в разноцветии красок на черном фоне. Замысловатые рисунки – цветы, листья, птицы, фрукты - придают посуде и подносам причудливый, сказочный и русский характер

Данный народный промысел остается популярным и по сей день. Я много раз видела росписные гитары, чайники, одежду в стиле «Жостово».

Мы чтим и не забываем все традиции и все то, что предки создали и довели до нашего поколения.

 

Словарь терминов.

Декоративно-прикладное искусство- вид пластического искусства, тесно связанного с бытом народа и поэтому использующего народные традиции. Художественные средства обычно подчинены практическому назначению предмета и обусловлены особенностями материала и техники.

Калька - прозрачная бумага, применяемая при ручном копировании.

Композиция- структура произведения, согласованность его частей в соответствии с содержанием; средство создания художественного образа, наилучшего воплощения замысла художника. Работа над композицией идет от первоначального замысла, с его «завязки» в пластически зримых формах, до завершения произведения.

Палитра - небольшая тонкая стеклянная доска, на которой художник смешивает краски во время работы. В переносном смысле «палитра» означает точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей работе, а также набор цветов, типичных для некоторой картины, для произведений определенного художника.

Ритм - одна из особенностей композиционного построения произведений.

Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких либо частей(предметов, форм, элементов,узора,цветов и т.д.),чаще всего проявляется в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре.

Масляные краски -краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Масляная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и плотным непросвечивающим слоем.

Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

Эскизирование - это творческий поиск.

 

Список литературы

Введение

Художник – это особая человеческая индивидуальность, проявляемая далеко не у каждого человека. В нашем мире таких людей единицы, они прошли довольно долгий путь к совершенствованию своего мастерства. Это проникновенные, творческие, сентиментальные особы, для которых все окружающее является откровением.

Для меня лично жостовские подносы – это картины. Когда я смотрю на них, то, не зная ни истории, ни всех технологических нюансов, всегда любуюсь тремя вещами: буйными красками, бархатными цветами и сочной зеленью. Отличить истинно талантливую вещь от кустарной можно с помощью лишь одного нематериального критерия - ощущения: вот греет душу или нет. Мне действительно очень нравятся народные промыслы.

Я очень хотела попробовать пописать жостовские подносы и наконец-то это случилось! Я на втором курсе и начала писать подносы. Мне с первого же момента понравилось писать поднос в плотной росписи. Очень много цветов, листьев, писать их одно удовольствие! И самое главное пишется это все масляной краской, это волшебно. Масляная краска очень сильно отличается от темперы, ей очень приятно писать, большая палитра разных цветов и оттенков.

С первого момента я знала, что курсовую работу буду писать в плотной росписи. Поэтому я на каникулах поехала в ГУМ в магазин «Жостово» подыскивать композиции на свой будущий курсовой поднос. Там было очень много красивых и больших подносов Жостово, и я увидела поднос, который я сразу же влюбилась. И вы можете его увидеть.

 

 

Художественно-историческая глава

I.I. История и развитие промысла

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и прочих, существует с 1825 г.". В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне. 1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров.

Жостовская роспись

Жостовская роспись является народным художественным промыслом, развитым в деревне Жостово Мытицинского района Московской области. Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. Жостовская роспись – это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклевки) и масляного лака, обычно черного. Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого (“долгого”) мазка. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким “золотым” орнаментом (т.н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится “твореным” золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.

Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — “Металлоподнос” в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. С 1938 года мастеров по росписи подносв готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов. Ведущие художники жостовского промысла — А.И.Лезнов, И.С.Леонтьев, Д.С.Кледов, Н.П.Антипов, Е.П.Лапшин, Н.Н.Гончарова, Н.Н.Мажаев, Б.В.Графов и др.

Жостовские подносы

Главная тема украшения жостовских подносов это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы. Современная технология изготовления подносов малоотличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90Со. Покрытие производится трижды,после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора – травами, стеблями и т.п.

Декоративная роспись характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск – это традиция. На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.

I.II.. Художественно – композиционная часть

В этом году я несколько раз была на выставках, в том числе в деревне «Жостово». Огромное впечатление у меня осталось после посещения «Вернисажа» в Измайлово. Мне очень понравились изделия расписанные под плотное жостово.

На выставке были представлены предметы быта, такие как ложки, столы, стульчики, бочонки и конечно подносы. Так же были представлены матрешки разных размеров.

Под впечатлением всего выше описанного, я решила подготовить курсовую работу на тему «Жостово».

Изделие для своей работы я выбрала из повседневной жизни, что может помочь и пригодится в каждом доме, то есть поднос.

На первом этапе работы, я под впечатлением от выставок начала придумывать много эскизов и зарисовок. Я сразу для себя определила что и какой технике буду работать. Это оказалась плотная техника жостово. Я решила делать на черном фоне и в нежной гамме цветы, я выбрала не стандартный поднос, т.к там присутствуют одуванчики, чего я раньше не видела, но тем ни менее он меня сразу пленил в своих необычные цветы.

В процессе работы было много исправлений и добавок, в итоге получился нестандартный поднос в стиле «Жостово».

 

Технологическая глава

II.I. Технологическая карта

 

ЭТАПЫ     СТАДИИ
    1.Работа над композицией.   Поиск материала. Определение замысла. Эскиз в карандаше, в цвете.
    2.Подготовка Поверхности изделия.   Покрытие эмалью. Просушка. Шлифовка.  
    3. Выполнение росписи   Перенос рисунка. Замалевок. Тенежка. Прокладка. Бликовка. Чертежка. Орнамент.
    4. Отделка изделия.   Покрываем лаком. Просушка. Чистовая отделка
    5. Оформление изделия.     Готовится упаковка.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.