Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-06-26 | 598 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Необходимо отдельно выделить приемы и методические подходы к обучению детей с аутизмом сюжетно-ролевой игре, которые разработаны отечественными учеными М.М. Либлинг, Е.Р. Баенской. Известно, альтернативы игровым занятиям для детей с аутизмом просто не существует, так как именно эта форма работы адекватна и возрасту ребенка и самой сути аутистического расстройства. Главное и основное условие в коррекционной работе игры с аутичным ребенком, направленной на формирование сюжетно-ролевой игры - это ориентация на логику нормального онтогенеза детской игры. Однако дети данной категории имеют специфические особенности психического развития, что вызывает необходимость конкретизации в подходах, задачах, методах организации игровой деятельности ребенка с аутизмом.
Однако, как подчеркивают М.М. Либлинг, Е.Р. Баенская и др. в работе с аутичным ребенком не стоит задача научить играть «как все дети» [22].
Гораздо важнее, что игра дает возможность для развития интереса к житейским сюжетам, для их понимания, прежде всего, событий его собственной жизни, способствует нормализации психического и социального развития аутичного ребенка:
- повысить его психический тонус и снизить сверхчувствительность;
- развивать произвольное внимание и поведение;
- стимулировать инициативу ребенка во взаимодействии с окружающими людьми и в речи;
- преодолевать дискомфорт, страхи, проявления агрессии и самоагрессии;
- уменьшить стереотипность, формировать более гибкую коммуникацию и поведение в целом.
Для организации коррекционной работы с ребенком с аутизмом необходимо привести в самом общем виде последовательность этапов и условий формирования игры, разработанные М.М. Либлинг и которые могут использоваться при любом варианте аутизма [22].
|
Первый этап
Основные задачи []:
-формирование совместных осмысленных переживаний, преобразование аутостимуляции в совместные игровые действия, внесение в игру «событийности;
-накопление некоторого количества игровых образов, которые в дальнейшем могут стать эпизодами сюжета.
На данном этапе необходимо прежде всего наладить эмоциональный контакт и использовать сочетание аффективного тонизирования со смысловым комментарием.
Это значит, что сначала наблюдаем за ребенком, определяем круг аффективных впечатлений, которые он предпочитает. Затем мы либо присоединяемся к его действиям, либо предлагаем впечатления из любимого его действия. Одновременно накладываем на наши действия смысловые обозначения, эмоционально комментируя происходящее.
Сочетание аффективного тонизирования со смысловым комментарием является ведущим методом коррекционного взаимодействия с аутичным ребенком.
Что такое аффективное тонизирование и эмоционально-смысловой комментарий? Аффективное тонизирование (или присоединение к аутостимуляции). Как отмечает М.М. Либлинг аутостимуляция – это «образ жизни» ребенка с аутизмом, поэтому мы не можем ее игнорировать или запрещать (если только она не принимает опасную для ребенка или окружающих людей форму). Отсюда следует, что взрослый должен подключиться к аутостимуляции с тем, чтобы постепенно преобразовать ее, сделать частью совместной игры [22]:
Например, если ребенок начинает выстраивать ряды из игрушечных машин или кубиков, взрослый помогает ему, приговаривая: «Вот, держи, еще один кубик. Какой длинный поезд получается! Много-много вагонов!» Такой смысловой комментарий придает игровой (бытовой, житейский) смысл аутостимуляторным действиям ребенка.
Комментарий, фиксируясь, в первую очередь, на приятных ощущениях и впечатлениях, вносит в них смысл, накладывает на них игровое или бытовое обозначение.
|
Помни!
Смысловой эмоциональный комментарий должен соответствовать реальному эмоциональному возрасту ребенка, ориентируясь на те впечатления, которые его радуют, тот уровень взаимодействия, который ему доступен. Этот эмоциональный возраст у аутичного ребенка всегда меньше реального [22].
Эмоционально-смысловой комментарий является неотъемлемой частью коррекционного подхода в целом, сопровождая не только игровое взаимодействие, но и, по возможности, всю жизнь ребенка (весь его день: утренний туалет, еду, прогулку, походы в магазин и в гости и т.п.)
Каждый момент взаимодействия, основанный на совместном сенсорном удовольствии, должен сопровождаться смысловым комментарием, создающим игровой образ. Это необходимое условие оформления в игре отдельных эпизодов сюжета.
Например, нужно, чтобы ребенок знал, что он не просто расставляет игрушки под столом, а «прячет и спасает зверей от дождя и ветра» и т.п. На практике часто родители, и специалисты, работающие с аутичными детьми, не понимают и недооценивают важность смыслового комментария. Как замечает М.М. Либлинг, они ограничиваются лишь аффективным тонизированием, не придавая игрового смысла своим действиям, точнее, не выражая этого смысла в своей речи. Объясняют это тем, что «все равно ребенок меня не слушает» или «не понимает того, что я ему говорю» [22]. Такой подход в работе с аутичным ребенком недопустим.
Планируемые промежуточные результаты первого этапа работы
Аутичный ребенок [22]:
-начинает интересоваться житейскими событиями;
-легче идет на взаимодействие со взрослым, иногда сам инициирует такое взаимодействие;
-снижается сверхсензитивность (сверхчувствительность) за счет увеличения в игре объема тактильного, зрительного контакта;
-заметен прогресс в речевом развитии ребенка.
Второй этап
Основные задачи [22]:
-формирование простого бытового сюжета, построенного на личном опыте ребенка, фиксация смысловой связи и последовательности событий;
- развитие игрового сюжета путем его детализации, введение в игру персонажей;
-освоение причинно-следственных отношений и представлений о времени
Связный сюжет выстраивается не сразу, так как смысловые связи между эпизодами аутичный ребенок часто не воспринимает или принимает с большим трудом. Поэтому вначале необходимо освоить «двухтактную» смысловую последовательность. Например, "посадили куклу за стол и стали кормить ее" [22].
|
Помни!
1.Связываем воедино элементы сюжета, ориентируемся, в основном, на бытовой опыт ребенка, постоянно обращаемся к нему, включаем в игру детали собственной жизни ребенка. Например, «Ешь кашу мишка, а потом пойдем гулять», так как подобные простые комментарии ребенку знакомы и он их слышит в своей повседневной жизни [22].
Как замечает М.М. Либлинг важно выстроить игровой сюжет и удерживаться в его рамках, не давая ребенку отвлекаться, всякий раз возвращая его на проложенную линию сюжета. Закреплять не формальную пространственно-временную, а смысловую структуру занятия, основой которой становился простой бытовой сюжет, построенный на ежедневных впечатлениях ребенка [22].
2.Внося дополнения в игру ребенка, ориентироваться на сферу его интересов и пристрастий или на недавний эмоциональный опыт. Например, если ребенок только что отпраздновал свой день рождения, то он наверняка, согласится внести в сюжет «именинный торт со свечками», «подарки», если переболел, то можно попробовать ввести в игру «лечение мишутки». Со временем от простого бытового сюжета можно перейти к игре «в магазин», «в доктора», «в детский сад», «в путешествие». Проигрывая эти сюжеты с помощью педагога, ребенок осваивает связанные с ними эмоциональные смыслы, «примеряет» разные роли.
Планируемые промежуточные результаты второго этапа работы
У аутичного ребенка [22]:
- начинает развиваться способность эмоционального осмысления событий, прежде всего, собственной жизни, постепенно преодолевается фрагментарность их восприятия;
-формируются представления о причинно-следственных связях и о зависимости хода событий от человеческих отношений и социальных правил;
-развиваются представления ребенка о прошлом и будущем, о течении времени;
-достигается заметный прогресс и в развитии речи ребенка, она становится более развернутой и связной;
Третий этап
Основные задачи [22]:
- развитие игрового сюжета путем его детализации, то есть наполняем знакомыми ребенку уютными бытовыми подробностями.
|
-формирование сюжета «с приключением».
-развитие способности к преодолению препятствий, способность пережить острое, неприятное впечатление, справиться с ощущением опасности, со страхом освоить способы овладения собственным страхом, стать более смелым и самостоятельным;
-развитие умения контролировать агрессивные проявления;
-освоение роли «положительного героя».
Помни!
1. Для решения данных задач рекомендуется осторожно вводить в игру элементы неожиданности, приключения, переживания опасности (или реагируем на спонтанные проявления аутичного ребенка, который начинает вносить в игру такие впечатления). Необходимо только помнить, что все безобидные приключения в игре должны заканчиваться хорошо. Если потерялась игрушка – «вызовем собаку», которая ее найдет; если сломалась постройка – «делаем ремонт» и т.п. [22]:
2.Проявления агрессии необходимо проигрывать. Например, когда ребенок разбрасывает кубики - говорим, налетел ветер и нужно собрать игрушки, а то он их унесет к себе, т.е. встраивать агрессивные проявления в социально приемлемый сюжет.
3. В этом контексте проводится работа по формированию образа «положительного героя»: «богатыря», «спасателя», «помощника», «защитника», так как в работе с аутичным ребенком не рекомендуется давать ему роли «бандита», «злого волка» [22].
Планируемые промежуточные результаты третьего этапа работы
У аутичного ребенка постепенно:
-развивается способность принимать новизну и разнообразие, его поведение в игре и в жизни становится менее стереотипным;
-может коротко прокомментировать деталь сюжета, внести в него собственные дополнения
-постепенно осваивает навыки социального взаимодействия, поведения в различных житейских ситуациях;
-проявляет инициативу не только в игре, но и в житейских ситуациях; его речь становится более развернутой, менее шаблонной. Ребенок осмысляет в игре и постепенно осваивает в жизни навыки социального взаимодействия, поведения в различных житейских ситуациях
Возможности социальной адаптации существенно расширяются, благодаря тому, что ребенок постепенно обретает контроль над агрессивными проявлениями.
Развиваются навыки взаимодействия, инициатива, желание контактировать с другими людьми, с окружающим миром. Следование социальным правилам теперь становится для ребенка вполне осмысленным, так как этому способствует освоение в игре роли «положительного героя» [22].
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!