Методическое обеспечение формирования сюжетной игры детей с ограниченными возможностями здоровья — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Методическое обеспечение формирования сюжетной игры детей с ограниченными возможностями здоровья

2017-06-26 382
Методическое обеспечение формирования сюжетной игры детей с ограниченными возможностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как показывает педагогическая практика, исследования отечественных ученых формирование игровой деятельности необходима каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего дошкольного возраста.

Механизм нарушений развития психики ребенка с церебральным параличом сложен. По состоянию интеллекта дети данной категории представляют собой крайне разнородную группу. Мы склонны поддержать точку зрения И.И. Мамайчук, Л.М Шипицыной, которые указывают, что детский церебральный паралич обусловлен поражением головного мозга во внутриутробном периоде и может проявиться у ребенка как в задержанном, искаженном развитии психики, так и в психическом недоразвитии [61].

Как показывает практика, дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида для детей с церебральным параличом посещают дети, которые имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Дети без интеллектуальных нарушений, в учреждении встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития церебрально-органического генеза. Все это предопределило содержание рекомендаций, их последовательность применения, а также методы и приемы обучения игре детей с отклонениями в психофизическом развитии в условиях дошкольного учреждения.

Известно, что сюжетно-ролевая игра возникает у нормально развивающихся детей на пороге третьего года жизни на основе предметных игр, которые представляют собой генетические истоки сюжетно-ролевой игры.

Л.С Выготский отмечает, что на третьем году жизни игра процессуальная, так как она ребенком еще не осознанна. Смысл такой игры заключается в самом процессе действия. О.Е. Смирнова описывают особенности процессуальной игры и раскрывают ее отличие от более поздних видов игровой деятельности ребенка [46, с. 202]:

1.Однообразные, одноактные и разрозненные игровые действия, логически не связанные между собой.

2.Содержанием игровых действий является подражание взрослому. Ребенок ничего нового не придумывает, он повторят то, что ему показали взрослые.

3.В игре ребенок использует только реальные игрушки, предметы, которые находятся в поле зрения ребенка.

4.Ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие, нет ярких эмоций и переживаний.

Отсюда следует, что ребенок в возрасте 2-3 лет играет, но его игра резко отличается от игры ребенка дошкольника, где есть роль, воображаемая ситуация, творчество самого ребенка, яркая эмоциональная включенность в игру. Но процессуальная игра - необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Приведем определение игры Е.О Смирновой ребенка третьего года жизни. «Процессуальной игрой называются действия с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из стихов, песен, мультфильмов» [46 с. 106].

О.Е. Смирнова, отмечает у ребенка третьего года жизни следующие особенности игровых действий:

А) Игровые действия многократно повторяются, выстраиваются в цепочки, варьируются.

Б) Ребенок углубленно отрабатывает разные варианты одного действия с предметом (например, ребенок может в течение 15 минут тщательно и сосредоточенно резать ножом игрушечные овощи, хлеб, печенье, котлеты и т.д., многократно возвращаясь к одному и тому же действию).

В) Игра детей представляет собой цепочки разнообразных игровых действий, которые далеко не всегда связаны жизненной логикой. Например, малыш может сначала покормить куклу, потом искупать, затем снова покормить, причесать, положить спать, покормить и так до бесконечности.

Г) Ребенок, увлекшись процессом выполнения игровых действий, их повторением, может забыть о конечной цели своих действий (например, потратив все время на приготовление еды, он не покормит куклу).

Д) В игре все активнее дети пользуются речью. Речь становится фактором, обеспечивающим лучшее осознание ребенком смысла игры и регулирующим ее содержание. Ребенок начинает обращаться к куклам и другим персонажам игры с предложениями, объяснениями, комментариями, задает вопросы по ходу игры, планирует свои действия [46, с.106 - 107].

В начале третьего года жизни у ребенка замещения еще неустойчивы. «Ребенок может быстро забывать, что и чем он замещает, не всегда четко представляет о том, какой именно предмет он замещает. Например, малыш может старательно помешивать ложкой детали конструктора, сложенные им в кастрюльку, даже пробовать их на вкус, т.е. вполне развернуто имитировать приготовление еды, но на вопрос взрослого, что он варит, ответить, что «там варятся пирамидки и палочки» [42 с.107]..

Во второй половине третьего года жизни дети уже достаточно легко и часто включают в свою игру предметы-заместители. Они четко понимают, какой недостающий для сюжета предмет им необходим, старательно подыскивают для него подходящий заместитель и обозначают его словом [39, с. 207-214; 46, с.107].

Однако необходимо помнить, что «если ребенок, в процессе неоднократно повторяющихся попыток взрослого наладить совместную игру не понимает его действий, не подражает им, продолжает использовать простые манипуляции с сюжетными игрушками, значит, имеется неблагополучие в психическом развитии, и оно требует особых методов диагностики» [46, с.108].

В дошкольном возрасте появляется роль в сознании и действиях детей. Но переход к роли в игре требует руководства со стороны взрослых. Игровая роль не возникает одномоментно, и в дошкольном возрасте проходит существенный путь своего развития.

Как показывает практика, в игре младших дошкольников роли фактически есть, но они сами определяются характером действия. Дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка. То есть, как показали исследования Н.Я. Михайленко, дети принимают предложения взрослого типа «покорми куклу», «полечи мишку», но не принимали предложений типа «поиграй в доктора» или «поиграй в воспитательницу».

Известно, что роль в этом возрасте подсказывается самим предметом (в руках руль – он шофер, в руках кастрюля – он мама, в руках ложка – он ребенок), отсюда следует, что основные конфликты происходят из-за обладания предметом, с которым можно воспроизводить игровое действие. Вот почему в этом возрасте на практике часто можно наблюдать, как две мамы готовят обед, два врача лечат кукол и т.п. [46, с.274-278].

В среднем дошкольном возрасте основным содержанием игры становятся отношения между ролями, которые ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры. Например, если «нарезается хлеб, варится суп», то все это дается детям на «обед». Здесь игровые действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему ребенку в соответствии с взятой на себя ролью. В среднем возрасте роль формируется уже до начала игры, поэтому главные конфликты между играющими детьми происходят из-за ролей – кто кем будет [46, с.277].

Содержанием игры старших дошкольников становиться выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли. Дети чрезвычайно чувствительны к их выполнению. Обычно игра начинается с договора, совместного планирования, как нужно играть, поэтому главные споры ведутся вокруг того, «бывает так или не бывает». Например, «Мамы так не делают», «Суп после второго не едят», «Без билетов в самолет не пускают», «А в нашем дворе так не играют» и т.п. [46, с.277].

Итак, выше проведенный краткий анализ развития игры позволяет сделать следующий вывод:

- В раннем возрасте (от 1 года до 2,5 - 3 лет) дети усваивают игровые действия с игрушками и предметами заместителями. В совместной игре со взрослым ребенок подражает его действиям с игрушками, научается выполнять одно и тоже игровое действие с разными игрушками.

- В младшем дошкольном возрасте (от 2,5- 3 – 4,5) лет идет усвоение детьми ролевого поведения. Содержанием игры являются предметные действия людей. Однако необходимо помнить, что младшие дошкольники играют в одиночку.

- В среднем и старшем дошкольном возрасте (после 4,5 лет до 7 лет) идет усвоение способов построения игровых сюжетов. Моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры в среднем возрасте на первый план выступают отношения между людьми, а в старшем - выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.