Технология анализа итогов изучения игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Технология анализа итогов изучения игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

2017-06-26 386
Технология анализа итогов изучения игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде чем перейти к анализу итогов педагогической диагностики игровой деятельности детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть позиции отечественных ученых на данную проблему.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры, отражающих динамику ее развития на протяжении дошкольного детства [63].

Е.А. Стребелева дает анализ развития игровой деятельности ребенка на основе количественной и качественной оценки в баллах. Это позволяет определить отставание в развитии игровой деятельности ребенка и наметить основные задачи коррекционно-развивающей работы с ним [6, 40].

Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина раскрывают содержание уровней развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка [54].

Л.Б. Баряева, А Зарин, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, И.Д. Соколова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Е.М. Мастюкова, описывают особенности развития игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья [2, 5, 20, 24, 40, 43].

На основании рекомендаций, разработанных вышеуказанными авторами, а также требований Стандарта к содержанию образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" (развитие игровой деятельности) нами выделены уровни развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста (от оптимального до критического) и некоторые особенности игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ сюжетно-ролевой игрыпредлагается проводить на основе учета, как возрастных нормативов, раскрытых в образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" – в разделе: развитие игровой деятельности (игровые компетенции), так и уровня самостоятельности ребенка в игре и видов оказываемой ему помощи. Оценка каждого уровня сюжетно-ролевой игры осуществляется в баллах [19]:

1- балл: ребёнок не демонстрирует умение, помощь педагога не принимает;

1,5 балла: ребёнок демонстрирует умение в единичных случаях, необходима обучающая помощь, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослого, или постоянно обращается за его помощью;

2 балла – ребёнок демонстрирует умение, но отмечаются неточности, ошибки или незначительное отставание от возрастных нормативов необходима организующая и стимулирующая помощь;

3 балла – ребёнок демонстрирует умение постоянно, отмечается высокая степень самостоятельности или в некоторых случаях необходима стимулирующая помощь («молодец», «у тебя получится» и т. п.)

Педагогическая практика показала, что при подведении итогов диагностики достаточно использовать четыре уровня сформированности сюжетно-ролевой игры с соответствующей количественной - бальной оценкой.

Основные варианты итогов наблюдений:

-оптимальный (высокий уровень) все показатели по - 3 балла;

- достаточный (средний уровень) - около половины показателей по 3 балла, остальные либо все показателипо 2 балла;

-допустимый (ниже среднего) - менее половины показателей по 2 балла, остальные, либо все показатели по 1,5 балла (незначительное отставание от возрастных нормативов);

-критический (низкий уровень)- все показатели либо их большинство по 1 баллу (значительные отставания от возрастных нормативов).

 

Характеристика уровней развития сюжетно-ролевой игры по итогам наблюдений за игрой детей:

Года жизни

Оптимальный уровень (высокий). Эмоционально, активно откликается на предложение игры. Выполняет 2 – 3 предметно-игровых действия, игровые действия носят отобразительный, сюжетный характер, принимает условную игровую ситуацию, адекватно действует в ней (кормит куклу, лечит больного и т.д.), начинает играть вдвоём со сверстником; может выполнять условные действия с образными игрушками, предметами-заместителями, игровые действия сопровождает речью. Речь становится фактором, обеспечивающим лучшее осознание ребенком смысла игры и регулирующим ее содержание. Ребенок начинает обращаться к куклам и другим персонажам игры с предложениями, объяснениями, комментариями, задает вопросы по ходу игры, планирует свои действия. В совместной игре со взрослым ребенок подражает его действиям с игрушками, научается выполнять одно и тоже игровое действие с разными игрушками - 3б.

Достаточный уровень (средний). Проявляет интерес к играм сверстников, но неустойчивый, предпочитает играть в одиночестве или рядом, игровые действия носят подражательный характер, содержанием игровых действий является подражание взрослому. Ребенок ничего нового не придумывает, он повторят то, что ему показали взрослые. Ребенок предпочитает использовать реальные игрушки, но иногда вносит в игру предметы-заместители. Речь слабо развита, поэтому игровые действия сопровождаются отдельными звукоподражаниями, репликами, игра не продолжительна – 2б.

Допустимый уровень (ниже среднего) - интерес к игрушкам поверхностный и кратковременный, игровые действия процессуального характера, действиям других детей не подражает, в игре ребенок использует только реальные игрушки, предметы, которые находятся в поле зрения ребенка, условную игровую ситуацию не понимает, самостоятельно не играет – 1,5б.

Критический уровень (низкий) - значительное отставание от возрастных нормативов Ребенок самостоятельно не играет, наблюдаются однообразные, одноактные и разрозненные игровые действия, логически не связанные между собой, но повторяет то, что ему показали взрослые. Ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие, нет ярких эмоций и переживаний, использует только реальные игрушки, самостоятельно не играет. - 1б.

Возраст 3-4 года

Оптимальный уровень (высокий). Интерес к игрушкам избирательный, устойчивый. Игровые действия разнообразны, соответствуют логике. Содержанием игры являются предметные действия людей. В играх проявляет инициативу, охотно включается в ролевой диалог, использует активно мимику, выразительные средства. Самостоятельно пользуется предметами-заместителями. Много говорит вслух, в общении с детьми ребенок доброжелателен. Проявляет желание подчиняться правилам игры, но не всегда получается. Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. Игрушки для игры может заранее подбирать, но может и обратиться за помощью. Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. Длительность игры соответствует норме -3б.

Достаточный уровень (средний), соответствует возрастным нормативам, однако отмечается снижение самостоятельности в процессе игры. Интерес к игрушкам устойчивый. Игровые действия разнообразны. Цепочка действий соответствует логике, носит сюжетный характер. Пользуется предметами заместителями, но которые использовали в предыдущих играх. Называет себя в игровой роли, сопровождает игру речью. В игре со сверстниками проявляет доброжелательность, старается подчиняться правилам игры, но не всегда получается. Игрушки заранее самостоятельно не подбирает. Самостоятельная игра кратковременна -2б.

Допустимый уровень (ниже среднего). Интерес к игрушкам устойчивый, но игровые действия бытового содержания. Цепочка действий соответствует логике, носит сюжетный характер. Пользуется предметами заместителями, которые использовали в предыдущих играх. Называет себя в игровой роли, сопровождает игру речью. В игре со сверстниками проявляет доброжелательность, но часто нарушает правила игры. Игрушки заранее самостоятельно не подбирает. Испытывает трудности в выборе игры. Самостоятельная игра кратковременна – 1,5б.

Критический уровень (низкий). Значительное отставание от возрастных нормативов. Игры однообразны, интерес к игрушке кратковременный. Использование предметов заместителей вызывает затруднения. Ребенок предпочитает действовать реальными предметами. Наблюдается неустойчивость в игровом общении: захватывает игрушки, разрушает постройки товарищей. Игровые действия не сопровождает речью. Самостоятельно не играет. Иногда могут наблюдаться неадекватные действия с игрушками. Роль не обозначена – 1б.

Возраст 4-5 лет

Оптимальный уровень (высокий). Ребенок проявляет устойчивый интерес к разнообразным предметам и игрушкам. Самостоятелен в использовании предметов заместителей, проявляет инициативу, творчество в создании игровой обстановки, новых ролей. Доступны как ведущие, так и второстепенные роли. Поддерживает ролевой диалог, активен в нем, использует активно мимику, выразительные средства. Воспроизводит в играх события, впечатления от рассказов, телепередач, мультфильмов. Способен принять игровую проблемную ситуацию, развить ее, изменить собственное ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров. Организует разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты. и Содержанием игры на первый план выступают отношения между людьми. Стремиться самостоятельно разрешать конфликты, но иногда может прибегнуть к авторитету взрослого. Длительность игры соответствует возрастным нормативам -3б.

Достаточный уровень (средний). Интерес к игрушкам устойчивый. Воспроизводит разные сюжеты (бытовые, общественные). Игровые действия объединены сюжетом и соответствуют логике. Может принять и выполнить разные роли, но иногда в процессе игры нуждается в стимулировании к выполнению роли. В игре использует заместители, но не широкого спектра. Сопровождает игру речью. Ребенок инициативен, доброжелателен со сверстниками, имеет партнеров в играх. Пытается разногласия разрешать самостоятельно, но не всегда удачно -2б.

Допустимый уровень (ниже среднего). Интерес к игрушкам устойчивый. Воспроизводит разные сюжеты (бытовые, общественные). Игровые действия объединены сюжетом и соответствуют логике. Может принять разные роли, но предпочитает второстепенные. В игре использует заместители, но не широкого спектра. Сопровождает игру речью. Ребенок мало инициативен, но доброжелателен со сверстниками, имеет партнеров в играх. Пытается разногласия разрешать самостоятельно, но часто не удачно. Отмечается снижение самостоятельности в процессе игры, затрудняется в развертывании игры, не всегда действует согласованно с партнерами по игре – 1,5б.

Критический уровень (низкий). Значительное отставание от возрастных нормативов. Интерес к игрушкам кратковременный. Игровые действия однообразные, иногда наблюдаются нарушения логики, затрудняется самостоятельно придумывать сюжет игры или новую роль, игровые действия. Предпочитает бытовые сюжеты игры. Испытывает трудности в ролевом диалоге. В общей игре вступает в конфликты, не считаются с интересами других детей, ссорятся, постоянно жалуются педагогу. Использование предметов заместителей ограничено. Проявляет интерес к совместным играм с воспитателями, самостоятельно почти не играет – 1б.

Возраст 5-6 лет

Оптимальный уровень (высокий).Интерес к игрушкам устойчивый. Имеет разносторонние игровые интересы. В играх ребенок инициативен, фантазирует, комбинирует реальные и фантастические события. Ребенок активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах, использует активно мимику, выразительные средства. Доступны как ведущие, так и второстепенные роли, способен импровизировать в игре, свободно чувствует себя в роли. Содержанием игры на первый план выступает выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей. Планирует, подбирает необходимые игрушки, предметы для игр. Плановость согласованность игры сочетает с импровизацией. К сверстникам доброжелателен, проявляет интерес к сотрудничеству. Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры, принятым ранее и сам способен придумать их. Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей. Самостоятельно разрешает проблемные ситуации, использует считалки, жребий, норму очередности. Играет длительно с большим удовольствием - 3б.

Достаточный уровень (средний). Ребенок проявляет устойчивый интерес к играм. Игрушки, предметы подбирает в соответствии с ролью, участвует в создании игровой обстановки. Сюжеты игр разнообразны (бытовые, трудовые, по мотивам знакомых сказок). Называет свою роль и роль других детей, раскрывает игровые действия. Использует широко предметы заместители. Ребенок активен в ролевом диалоге. Учитывает интересы играющих детей, ребенок доброжелателен. Не умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей. Пытается справедливо разрешить споры, но не всегда удачно, обращается за помощью к взрослым. Длительность игры соответствует возрастным нормативам -2б.

Допустимый уровень (ниже среднего). Ребенок проявляет интерес к играм. Игрушки, предметы подбирает в соответствии с ролью, участвует в создании игровой обстановки. Сюжеты игр разнообразны (бытовые, трудовые, по мотивам знакомых сказок, историй). Называет свою роль и роль других детей, раскрывает игровые действия. Использует предметы заместители. Ребенок мало активен в ролевом диалоге. Затрудняется договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре, но подчиняется правилам игры. Отмечается снижение самостоятельности в процессе игры. Ребенок доброжелателен. Пытается справедливо разрешить споры. Длительность игры соответствует возрастным нормативам -1,5б.

Критический уровень (низкий). Отмечаются значительные отставания от возрастных нормативов. Интерес к игрушкам неустойчив. Если использует предметы – заместители, то в строго определенном назначении (например, палочка используется только в качестве градусника или ложки). Игровые действия однообразны. Ролевой репертуар беден, сосредоточен на бытовых сюжетах. Не умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей. Не наблюдаются элементы планирования, сотрудничества с кем-либо. Не умеет согласовывать свои действия с общим игровым замыслом. Нет партнеров в игре. Игры кратковременны -1б.

Возраст 6-7 лет

Оптимальный уровень (высокий). Интерес к игрушкам устойчивый. Имеет разносторонние игровые интересы. В играх ребенок инициативен, фантазирует, комбинирует реальные и фантастические события. Ребенок активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах. Доступны как ведущие, так и второстепенные роли. Планирует, подбирает необходимые игрушки, предметы для игр. Может моделировать предметно-игровую среду. Умеет развернуть содержательную игру, и договариваться о характере игрового образа, заранее формулировать правила предстоящей роли и строить ролевое поведение в строгом соответствии с этим правилом. Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. К сверстникам доброжелателен, проявляет интерес к сотрудничеству. Владеет навыками разрешения конфликтных ситуаций, используя нормы очередности, жребий, считалки. Играет длительно с увлечением -3б.

Достаточный уровень (средний).Ребенок проявляет устойчивый интерес к играм. Игрушки, предметы подбирает в соответствии с ролью, участвует в создании игровой обстановки, т.е. может моделировать предметно-игровую среду. Сюжеты игр разнообразны (бытовые, трудовые, по мотивам знакомых сказок, рассказов, мультфильмов, историй).

Называет свою роль и роль других детей, раскрывает игровые действия. Использует широко предметы заместители. Ребенок активен в ролевом диалоге, действует в рамках принятой на себя роли. Учитывает интересы играющих детей, ребенок доброжелателен. Пытается справедливо разрешить споры, использует считалки, жребий, очередность, но неуверен, либо тревожен, поэтому часто обращается за помощью к взрослым. Длительность игры соответствует возрастным нормативам - 2б.

Допустимый уровень (ниже среднего). Ребенок проявляет устойчивый интерес к играм. Игрушки, предметы подбирает в соответствии с ролью, участвует в создании игровой обстановки. Сюжеты игр разнообразны (бытовые, трудовые, по мотивам знакомых сказок, рассказов, мультфильмов). Называет свою роль и роль других детей, может раскрыть игровые действия роли. Использует предметы заместители. Ребенок мало активен в ролевом диалоге, действует в рамках принятой на себя роли. Иногда не учитывает интересы играющих детей, может вступить в конфликт, самостоятельно затрудняется разрешить споры и часто обращается за помощью к взрослым. Длительность игры соответствует возрастным нормативам -1,5б.

Критический уровень (низкий). Отмечаются значительные отставания от возрастных нормативов. Интерес к игрушкам неустойчив. Игровые действия однообразны, ребенок использует речь, но она бедна и мало выразительна. Ролевой репертуар беден, сюжеты преимущественно бытового содержания. Использует простые предметы – заместители. Редко наблюдаются элементы планирования, сотрудничества с кем-либо. Не умеет согласовывать свои действия с общим игровым замыслом, поэтому часто нарушает правила игры. Нет партнеров в игре. Часто конфликтует, не владеет способами разрешения конфликтов, часто жалуется воспитателю. Игры кратковременны -1б.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.