Глава 31. Учет и анализ безопасности — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 31. Учет и анализ безопасности

2017-06-26 154
Глава 31. Учет и анализ безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЛАВА 31. УЧЕТ И АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА

БЕЗОПАСНОСТИ

Управление безопасностью, как любое управление, невозможно без учета параметров процесса поддержания достигнутого уровня безопасности и анализа состояния системы безопасности. Эту функцию управления безопасностью выполняют все органы управления в силу возложенных на них полномочий.

На сегодняшний день учет всех параметров безопасности включает:

- учет несчастных случаев на производстве;

- учет всех заболеваний работающих;

- учет выполнения плановых мероприятий (всех видов проверок, инструктажей, поверок приборов, освидетельствований, учет средств индивидуальной защиты, учет оборудования, зарегистрированного в органах надзора, проведенного обучения мерам безопасности и др.);

- учет аварийных ситуаций, инцидентов и тому подобных случаев, аварий на опасных производственных объектах;

- учет аварийных проливов нефти и нефтепродуктов, порывов нефте- и газопроводов, провалов на шахтных полях и т.п.;

- учет возгораний, взрывов без поражений человека;

- учет повреждений механизмов и машин, которые могли бы, но не привели к травмам людей;

- учет лиц, работающих во вредных условиях труда;

- учет работающих, имеющих профзаболевания.

По результатам учета проводится анализ с определенной периодичностью (1 раз в год, 1 раз в полгода, 1 раз в месяц).

Анализ состояния безопасности имеет несколько целей:

1. Оценить состояние безопасности на предприятии, учреждении, организации.

2. Сравнить системы безопасности с системами безопасности в других организациях, учреждениях, на других предприятиях.

3. Выявить недостатки в существующей системе и разработать мероприятия по ее совершенствованию.

4. Проанализировать развитие безопасности в конкретном учреждении, организации, на конкретном предприятии.

5. Сравнить состояние безопасности в регионах, муниципалитетах, в различных отраслях экономики и бизнеса.

6. Внести изменения в плановые мероприятия с целью повышения уровня безопасности.

Результаты достижения некоторых целей, в частности целей 1, 2, 5, входят в статистическую отчетность Росстата.

РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

НА ПРОИЗВОДСТВЕ

В случае возникновения несчастного случая на производстве следует детально анализировать причины, планировать и выполнять профилактические мероприятия.

Обязанности работодателя при несчастном случае

На производстве

Несчастный случай на производстве налагает на работодателя определенные обязанности, которые перечислены в ст. 228 ТК РФ, а именно при несчастном случае работодатель (его представитель) обязан:

1. Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и, при необходимости, доставку его в медицинскую организацию.

2. Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.

3. Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия).

4. Принять необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая, оформлению материалов расследования и его учет.

5. Немедленно проинформировать о несчастном случае на производстве родственников пострадавшего.

6. Направить сообщение о несчастном случае в органы и организации, определенные трудовым законодательством и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве.

Перечень лиц, которым работодатель обязан сообщить о происшедшем несчастном случае, зависит от того, как классифицируется данный несчастный случай.

В соответствии со схемой определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утвержденной приказом Минздрава России от 24 февраля 2005 г. № 160, несчастные случаи подразделяются на две категории: тяжелые и легкие.

Квалифицирующими признаками тяжести несчастного случая на производстве являются:

- характер полученных повреждений здоровья и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также развитие и усугубление имеющихся хронических заболеваний в связи с получением повреждения;

- последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности).

Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве.

Работодатель должен самостоятельно, ориентируясь на указанную схему, предположительно оценить тяжесть несчастного случая. Для окончательного определения тяжести травмы работодатель обязан направить в соответствующее лечебное учреждение официальный запрос, при необходимости поставить вопрос о нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

В соответствии с приказом Минздрава России от 15 апреля 2005 г. № 275 по запросу работодателя или индивидуального предпринимателя медицинская организация, куда впервые обратился за медицинской помощью пострадавший в результате несчастного случая на производстве (далее – пострадавший), обязана незамедлительно после поступления запроса дать медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья (форма № 315/у).

Если травма не относится к категории тяжелых (по заключению медицинского учреждения), то работодатель обязан в течение суток проинформировать родственников пострадавшего и страховщика обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При несчастном случае, в том числе групповом, к результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том число группового) со смертельным исходом, работодатель в течение суток обязан направить извещение по форме, предусмотренной приложением № 1 к постановлению Минтруда РФ № 73 от 24.10.2002 г. «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве»:

- в соответствующую государственную инспекцию труда;

- в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

- в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;

- в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов (извещение направляется в любом случае, даже если в организации нет выборного профсоюзного органа);

- в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;

- страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает в соответствующий орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Если работодатель не сообщает о несчастном случае в вышеназванные органы в установленные сроки, это расценивается как нарушение требований трудового законодательства, а также является основанием для квалификации данного правонарушения как сокрытие несчастного случая.

Оформление материалов расследования

Несчастные случаи, квалифицированные комиссией или государственными инспекторами труда, проводившими их расследование, как несчастные случаи на производстве, подлежат оформлению актом формы Н-1 о несчастном случае на производстве.

Несчастные случаи, происшедшие с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования, квалифицированныепо результатам расследования как несчастные случаи на производстве, оформляются актом Н-1 ПС о несчастном случае на производстве. Несчастные случаи, квалифицированные комиссией как не связанные с производством, оформляются актом произвольной формы.

Акт формы Н-1 (Н-1 ПС) составляется комиссией, проводившей расследование несчастного случая на производстве, в двух экземплярах. При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта формы Н-1 (Н-1 ПС). При групповом несчастном случае на производстве акты формы Н-1(Н-1 ПС) составляются на каждого пострадавшего отдельно.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, состоящим в трудовых отношениях с другим работодателем, то акт о несчастном случае на производстве составляется в трех экземплярах, два из которых вместе с документами и материалами расследования несчастного случая и актом расследования направляются работодателю, с которым пострадавший состоит (состоял) в трудовых отношениях. Третий экземпляр акта, документы и материалы исследования остаются у работодателя, где произошел несчастный случай.

Акты формы Н-1 (Н-1 ПС) подписываются всеми членами комиссии, проводившими в установленном порядке расследование несчастного случая и заверяются печатью, а также регистрируются в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

Все зарегистрированные в организации (у работодателя – физического лица) несчастные случаи на производстве включаются в годовую форму федерального государственного статистического наблюдения за травматизмом на производстве, утверждаемую Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и направляемую в органы статистики в установленном порядке.

Содержание акта формы Н-1 (Н-1ПС) должно соответствовать выводам комиссии или государственного инспектора труда, проводивших расследование несчастного случая на производстве. В акте подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указываются лица, допустившие нарушения установленных нормативных требований, со ссылками на нарушенные ими правовые нормы законодательных и иных нормативных правовых актов.

В настоящее время отсутствует классификатор причин несчастного случая и видов происшествия, приведших к несчастному случаю. Классификатор причин и видов происшествия, утвержденный постановлением Министерства труда Российской Федерации № 44 от 1 августа 1995 г. в настоящее время утратил силу и формально не обязательно придерживаться этой классификации. Однако практика показывает, что для проведения анализа производственного травматизма, для разработки мероприятий по его профилактике в соответствии с требованиями Фонда социального страхования от несчастных случаев при заполнении актов расследования несчастных случаев на производстве по форме Н-1 целесообразно до принятия соответствующего документа пользоваться вышеупомянутым классификатором.

По каждой выявленной причине несчастного случая должно быть установлено конкретное лицо, ответственное за допущенные нарушения, явившиеся причинами несчастного случая, с указанием конкретных требований законодательных, иных нормативных правовых и локальных нормативных актов.

Характер полученных повреждений в п. 8.2 акта по форме Н-1 допускается указывать предварительный, в соответствии со справкой, выданной медицинским учреждением на запрос руководителя организации или комиссии по расследованию несчастного случая.

По результатам расследования каждого группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом (за исключением несчастных случаев, происшедших с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования, либо в результате аварий в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты) составляется акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) по форме в двух экземплярах, которые подписываются всеми лицами, проводившими в установленном порядке его расследование.

Оформленные и подписанные акты о расследовании несчастного случая и (или) составленные в установленных случаях акты формы Н-1 (Н-1ПС) вместе с материалами расследования направляются председателем комиссии или государственным инспектором труда, проводившим расследование, для рассмотрения работодателю (его представителю), с которым в момент несчастного случая фактически состоял в трудовых отношениях пострадавший, либо в производственной деятельности которого он участвовал.

Работодатель (его представитель ) в трехдневный срок, после завершения расследования несчастного случая на производстве и получения материалов расследования обязан выдать один экземпляр утвержденного им и заверенного печатью акта формы Н-1 (Н-1 ПС) пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом – доверенным лицам пострадавшего (по их требованию). Пострадавший или его представитель при получении своего экземпляра акта обязан на последней странице экземпляра акта работодателя написать: «Акт получен», поставить число и подпись.

При отсутствии у работодателя – физического лица – печати, его утверждающая подпись в акте по форме Н-1 заверяется в установленном порядке.

Второй экземпляр утвержденного и заверенного печатью акта формы Н-1 (Н-1ПС); с копиями материалов расследования хранится в течение 45 лет работодателем (юридическим или физическим лицом), осуществляющим по решению комиссии или государственного инспектора труда, учет несчастного случая.

При страховых случаях третий экземпляр утвержденного и заверенного печатью акта формы Н-1 (Н-1ПС) работодатель (его представитель) направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя).

Акты о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом вместе с документами и материалами расследования, прилагаемыми к соответствующему акту, а также копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего в трехдневный срок после их утверждения направляются председателем комиссии в прокуратуру, а при страховом случае – также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя).

Копии указанных документов направляются также в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального надзора по несчастным случаям, происшедшим в подконтрольных им организациях (на объектах), в Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития РФ и федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности. В указанных организациях выполняется анализ состояния и причины производственного травматизма в Российской Федерации и разрабатываются предложения по его профилактике.

По окончании срока временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (уполномоченный им представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда (а в необходимых случаях – в территориальный орган государственного надзора, о страховых случаях – в исполнительные органы страховщика по месту регистрации) сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев.

Контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве и подчиненных (подведомственных) организациях осуществляется в соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также Профессиональными союзами и их инспекторами труда.

Профессиональные союзы проводят расследование несчастных случаев только в отношении организаций, имеющих первичные органы этих профессиональных союзов.

Государственныйнадзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве осуществляется федеральной инспекцией труда.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОХРАНЫ ТРУДА)

Количественные показатели производственной безопасности могут рассматриваться как объективные количественные характеристики уровня безопасности и охраны труда хозяйствующих субъектов (компаний, предприятий, организаций), а также отраслей промышленности, видов экономической деятельности и государства в целом.

Некоторые показатели выведены в относительных единицах, что позволяет проводить сравнительные оценки как в стране, так и с зарубежными предприятиями.

Наиболее часто уровень производственного травматизма характеризуется:

- коэффициентом частоты несчастных случаев, Kf

(31.1)

где НС – число несчастных случаев за анализируемый период (один календарный год),

Р – среднесписочная численность работников в рассматриваемом периоде;

 

- коэффициентом тяжести несчастных случаев, K т

(31.2)

где ΣД – суммарное число дней временной нетрудоспособности, вызванных всеми несчастными случаями;

 

- коэффициентом потерь, K п

; (31.3)

 

- коэффициентом частоты несчастных случаев со смертельным исходом, K см

(31.4)

где НСсм – число несчастных случаев со смертельным исходом за анализируемый период (один календарный год);

 

- коэффициентом обобщенных трудовых потерь, K об

(31.5)

где 6000 – условные трудовые потери в днях на один несчастный случай со смертельным исходом.

Не менее важным показателем для анализа безопасности на производстве служит состояние профессиональной и профессионально обусловленной заболеваемости.

Опасные и вредные условия труда могут стать причиной профессиональных заболеваний.

Профессиональноезаболевание – это острое или хроническое заболевание, вызванное воздействием на работника вредного (вредных) производственного фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Производственно-обусловленная заболеваемость – повышенная, по сравнению со среднестатистическим уровнем, частота случаев и продолжительность общих (не профессиональных)заболеваний работников, связанная с неудовлетворительным состоянием условий труда на рабочих местахв организации.

Частоту профессиональной заболеваемости в нашей стране определяют в расчете на 10000 работников по следующей формуле:

(31.6)

где ПЗ – число впервые установленных профессиональных заболеваний.

 

Частоту общей заболеваемости определяют на 100 работающих. При этом частота производственно-обусловленной заболеваемости в результате неспецифического воздействия на организм неблагоприятных условий труда) будет:

(31.7)

где ОЗ – число случаев общей заболеваемости;

α = 0,25 …0,3 – коэффициент, учитывающий долю производственно обусловленной заболеваемости в совокупности всех дней нетрудоспособности (ранее временная нетрудоспособность учитывалась в форме 16-ВН).

Следует заметить, что частота общей заболеваемости полнее характеризует состояние условий труда, чем длительность временной нетрудоспособности, которая зависит от эффективности медицинских назначений.

Оценку показателей безопасности и охраны труда на предприятии по представленным показателям следует производить в динамике, не менее, чем за три календарных года, но еще более наглядные показатели можно получить за многолетний, например, десятилетний период. Длительный период при анализе позволит выявить скрытые ранее причины и факторы, влияющие на показатели безопасности, и обеспечить разработку профилактических мероприятий.

Система профилактики профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний состоит в реализации государственной политики по созданию безопасных условий труда на рабочих местах и мерах медицинской профилактики:

- соблюдение законодательных и нормативных требований охраны труда;

- соблюдение гигиенических нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность производственных процессов;

- нормализация санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда;

- совершенствование лечебно-профилактической, экспертной и реабилитационной медицинской помощипострадавшим на производстве;

- предварительные (при поступлении на работу) и профилактические медицинские осмотрыс учетом общих противопоказаний, индивидуальной чувствительности, прогностических рисков развития заболеваний;

- проведение адекватных медико-профилактических мероприятий по трудовой и социальной адаптациипострадавших.

 

ГЛАВА 31. УЧЕТ И АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА

БЕЗОПАСНОСТИ

Управление безопасностью, как любое управление, невозможно без учета параметров процесса поддержания достигнутого уровня безопасности и анализа состояния системы безопасности. Эту функцию управления безопасностью выполняют все органы управления в силу возложенных на них полномочий.

На сегодняшний день учет всех параметров безопасности включает:

- учет несчастных случаев на производстве;

- учет всех заболеваний работающих;

- учет выполнения плановых мероприятий (всех видов проверок, инструктажей, поверок приборов, освидетельствований, учет средств индивидуальной защиты, учет оборудования, зарегистрированного в органах надзора, проведенного обучения мерам безопасности и др.);

- учет аварийных ситуаций, инцидентов и тому подобных случаев, аварий на опасных производственных объектах;

- учет аварийных проливов нефти и нефтепродуктов, порывов нефте- и газопроводов, провалов на шахтных полях и т.п.;

- учет возгораний, взрывов без поражений человека;

- учет повреждений механизмов и машин, которые могли бы, но не привели к травмам людей;

- учет лиц, работающих во вредных условиях труда;

- учет работающих, имеющих профзаболевания.

По результатам учета проводится анализ с определенной периодичностью (1 раз в год, 1 раз в полгода, 1 раз в месяц).

Анализ состояния безопасности имеет несколько целей:

1. Оценить состояние безопасности на предприятии, учреждении, организации.

2. Сравнить системы безопасности с системами безопасности в других организациях, учреждениях, на других предприятиях.

3. Выявить недостатки в существующей системе и разработать мероприятия по ее совершенствованию.

4. Проанализировать развитие безопасности в конкретном учреждении, организации, на конкретном предприятии.

5. Сравнить состояние безопасности в регионах, муниципалитетах, в различных отраслях экономики и бизнеса.

6. Внести изменения в плановые мероприятия с целью повышения уровня безопасности.

Результаты достижения некоторых целей, в частности целей 1, 2, 5, входят в статистическую отчетность Росстата.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.