Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

2017-06-26 162
Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно статье 352Трудового кодекса Российской Федерации, основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

- самозащита работниками трудовых прав;

- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- судебная защита.

В глава 57 Трудового кодекса содержит перечь органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Основным из них является федеральная инспекция труда. Статьи 354-356Трудового кодекса содержат описание, принципы деятельности, основные задачи и полномочия данного органа. Кроме того, Трудовой кодекс определяет основные права, обязанности и ответственность государственных инспекторов труда, проверяющих организации (ст.357,357,363). Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности вплоть до обжалования в суде. Статья 360определяет порядок инспектирования работодателей. Существует ряд государственных надзоров, такие как государственный энергетический надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. Их деятельность и полномочия зафиксированы в статьях 366-369 Трудового кодекса. В главе 58 Трудового кодекса отражены особенности защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Работники также имеют право на самозащиту своих трудовых прав, которое прописано в главе 59 ТК РФ. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются созданными в организациях комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ). При этом порядку разрешения трудовых споров в комиссии по трудовым спорам Трудовой кодекс выделил ряд статей (ст.383-390). Помимо индивидуальных трудовых споров Трудовой кодекс определяет рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров (гл. 61). Данная форма самозащиты работниками трудовых прав может быть выражена как право на забастовку, собрания и мирные публичные мероприятия и право на объединение и т.д.

В заключении следует отметить, что настоящая статья коротко раскрывает содержание основных норм Трудового кодекса по организации труда. Помимо них, трудовое законодательство включает и другие нормы и правила, которые необходимо учитывать работодателю. Знание трудового законодательства и соблюдение зафиксированных в нем норм и правил позволит избежать ряда трудностей, возникающих в процессе организации труда. И это зависит от того, насколько полными будут эти знания.

20 вопрос

Безрабо́тица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России, по методологии Росстата, — 15-72 лет[2]) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:

· Не имел работы

· Искал работу и не нашел

· Был готов приступить к работе

21 вопрос

Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении струк­туры предложения труда к структуре спроса на труд. Практи­чески это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изме­няющейся структуре рабочих мест.

Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономики; Министерством тру­да и социального развития, Федеральной службой занятости, Федеральной миграционной службой, другими министерства­ми и ведомствами.

Непосредственное управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Опыт развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы занятости дол­жно работать около 5% общей численности службы. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональ­ные и местные (городские и районные) службы занятости.

Принято выделять два типа политики занятости: пассив­ную и активную. При пассивной основную роль играет государ­ство, которое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих мест, работодателям — поддержание спроса на продук­цию, безработным — выплату пособий и помощь в трудоустрой­стве. Активная политика занятости предполагает, что основ­ную роль играет человек, который чувствует свою ответствен­ность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере — к активному поиску работы. Деление политики занятости на пассивную и ак­тивную достаточно условно. Практически во всех странах пыта­ются проводить активную политику, стимулируя работников к участию в создании общественного продукта и помогая в трудо­устройстве.

Активная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям:

1) помощь в трудоустройстве;

2) содействие в профессиональной подготовке и перепод­готовке;

3) содействие само занятости и предпринимательству;

4) организация общественных работ;

5) помощь людям, испытывающим особые объективные труд­ности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.

22 вопрос

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

23 вопрос

Деньги – это единственный товар, который используется исключительно для того, чтобы от него избавляться. Сами деньги не дают никаких благ, они лишь средство для получения товаров и услуг. Деньги – это интернациональный язык рынка всего мира, он приводит в действие весь кругооборот ресурсов и товаров. Сущность, функции и роль денег во всемирном товарообороте оказывают огромное влияние на формирование и развитие экономики в целом и в отдельно взятых странах. Именно поэтому возникла необходимость тщательно изучить сущность функции и виды, такого гениального открытия, как деньги.

Сущность денег

Деньги являются самым активным элементом экономики, важнейшей частью экономической деятельности, связующим звеном между участниками рынка и производством. Деньги обладают свойством «обмениваемости» на товары, включая недвижимость, драгоценности и художественные произведения. Особенно заметно это свойство при прямом обмене товарами, т.е. бартере.

Функции денег

Если рассматривать функции денег внутри страны, то можно назвать следующие:

· деньги являются мерой стоимости;

· деньги являются средством платежа;

· деньги являются средством обращения;

· деньги являются средством накопления.

Если выйти за рамки экономики одной страны, то появляется пятая функция денег – мировые деньги, которая состоит из всех вышеперечисленных.

24 вопрос

1. Выступая мерой стоимости, деньги тем самым измеряют стоимость всех остальных товаров как всеобщий эквивалент. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой. На рынке цены могут отклоняться вверх или вниз от стоимости (в зависимости от соотношения спроса и предложения).

2. В качестве средства обращения (обмена) деньги обслуживают товарный оборот, то есть выступают посредником в актах купли-продажи товаров. Участие денег в обмене составляет лишь момент обращения (оно мимолетно). Поэтому данную функцию могут выполнять неполноценные бумажные и кредитные деньги.

3. Функция денег как средства платежа появилась в связи с развитием кредитных отношений, то есть с возможностью отсрочки платежа. Налицо разрыв между продажей (покупкой) товара и его денежной оплатой.

4. Как средство накопления и сбережения деньги, будучи всеобщим эквивалентом, становятся воплощением общественного накопления. Для этой функция деньги должны сохранять свою стоимость хотя бы в течение определенного периода. Накопление и сбережение денежных средств как капитала стало условием расширенного воспроизводства и экономического роста. Накопленную сумму можно употребить на инвестиции (то есть ее капитализировать). Предприниматель любой эпохи заинтересован в использовании накопленных средств в качестве капитала, приносящего прибыль. Это же относится и к личным сбережениям. Чтобы деньги не обесценивались, широко практикуется их накопление в виде золота, иностранной валюты, недвижимости, ценных бумаг.

5. В функции мировых денег (то есть в качестве международных платежных средств) они выступают при расчетах по платежным балансам. Как покупательное средство деньги используются при покупке товаров с их оплатой наличными.

Таким образом, деньги воплощают в себе часть общественного богатства, переносимую из одной страны в другую.

Для расчетов между странами сегодня применяется система резервных валют и валютных клирингов. Резервные валюты представлены теми национальными денежными единицами, которые выполняют роль мировых денег (например, доллар США, марка Германии, иена Японии). Для безналичных расчетов между странами на основе взаимного зачета требований используются валютные клиринги.

В качестве мировых денег выступают и расчетные денежные единицы, например учрежденные Международным валютным фондом (МВФ) специальные права заимствования (СДР) или ЭКЮ - региональная расчетная единица в Европейском экономическом союзе. В 1999 г. в ЕС была введена новая денежная единица - евро, переход на которую осуществлен до 2002 г. Стоимость расчетных единиц исчисляется на основе корзины валют как их средневзвешенная величина.

В современной рыночной экономике функции денег претерпели видоизменения. Товарно-денежные отношения приобрели всеобщий и глобальный характер. Таким образом, все без исключения товары, услуги, природные и интеллектуальные ресурсы, а также труд и способности людей оцениваются сегодня в денежной форме.

1.1 Количество денег, необходимое для обращения

Форма организации денежного обращения в той или иной стране, которая сложилась исторически и закреплена национальным законодательством, представлена денежной системой.

Денежная система включает в себя следующие элементы:

· денежную единицу;

· эмиссионную систему;

· виды денег;

· институты регулирования денежной системы.

Денежной единицей является денежный знак, принятый в качестве меры стоимости (например, рубль или доллар).

Эмиссионная система - это учреждение, регулирующее выпуск денег в обращение, то есть Центральный банк. В регулировании денежного обращения участвуют также Министерство финансов и кредитно-банковские учреждения страны. Например, в России право выпуска денег (денежной эмиссия) принадлежит Центральному банку РФ.

 

24 вопрос

 

Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров.

 

25 вопрос

Коммерческий банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять определенные банковские операции.

Понятие кредитной организации определено в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом.

Кредитная организация может быть образована на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т. е. коммерческий банк может быть создан в форме открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью.

В России различают два типа кредитных организаций:

  • коммерческий банк;
  • небанковская кредитная организация. Небанковская кредитная организация выполняет ограниченный круг операций.

Кроме коммерческих банков и небанковских кредитных организаций, на территории России могут быть зарегистрированы иностранные банки.

Основные операции, которые выполняет коммерческий банк, – это привлечение капитала, его размещение на выгодных условиях, а также выполнение ряда услуг клиентам.

Федеральный закон запрещает коммерческим банкам заниматься производственной, страховой и торговой деятельностью.

Коммерческий банк, как и любое предприятие, учреждение, имеет определенную структуру управления. Главным органом управления является собрание акционеров или собрание пайщиков. Высшим органом управления является собрание акционеров. Наиболее оперативным органом управления является Совет директоров банка, который избирается на собрании акционеров банка. Возглавляет совет банка Председатель, который избирается из числа членов совета банка тайным голосованием.

Среди функций коммерческого банка особо выделяются четыре, которые лежат в основе определения банка и определяют его сущность:

1) функция аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств является одной из важнейших функций банка. Коммерческим банкам принадлежит ведущая роль в привлечении свободных денежных средств всех экономических агентов и превращении их в капитал с целью привлечения прибыли. Выполняя эту функцию, банки выступают в качестве заемщиков;

2) функция посредничества в кредите. Выполнение этой функции способствует расширению производства, финансированию промышленности, облегчению создания запасов, расширению потребительского спроса, облегчению финансовой деятельности правительства, сокращению издержек обращения;

3) функция посредничества в осуществлении платежей и расчетов;

4) функция создания платежных средств.

Помимо четырех основополагающих функций, часто выделяют дополнительную функцию коммерческого банка – функцию организации выпуска и размещения ценных бумаг. Она осуществляется посредством инвестиционных операций и имеет большое значение в эластичной кредитной системе, которая является необходимым условием для поддержания относительно устойчивых темпов роста экономики. Расширение значимости этой функции привело к тому, что банки становятся прямыми конкурентами фондовых бирж, через которые реализуется основная часть розничных продаж ценных бумаг.

26 вопрос

1. Ценная бумага — это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных рек­визитов, удостоверяющий имущественные права, осу­ществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

2. Признаки ценной бумаги:

· документарность — ценная бумага есть документ;

· воплощает частные права — ценная бумага ценна не сама по себе, но поскольку воплощает субъективные гражданские права имущественного (обязательственные и вещно-правовые) и возможно неимущественного характера;

· начало презентации — предъявление ценной бумаги обязательно для осуществления закрепленных в ней прав;

· оборотоспособность — ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок;

· публичная достоверность — по отношению к обладателю ценной бумаги обязанное по ценной бумаге лицо может выдвигать лишь такие возражения, которые вытекают из содержания самого документа.

Виды ценных бумаг

· Основные ценные бумаги — это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др.

· Первичные ценные бумаги — основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.

· Вторичные ценные бумаги — это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.

· Производная ценная бумага или дериватив — это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся:

· фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др. - обязательства купить или продать товар в определенное время в будущем по цене, установленной сегодня.) и

· свободно обращающиеся опционы — договоры, по которому покупатель опциона получает право (но не обязанность) совершить покупку или продажу актива по заранее оговорённой цене в определенный договором момент в будущем или на протяжении определенного отрезка времени).

В российском гражданском праве ценные бумаги классифицируются по способу легитимации владельца ценной бумаги (управомоченного лица) на

· предъявительские (ценные бумаги на предъявителя),

· именные,

· ордерные (ордерские).

4. Согласно российскому законодательству к ценным бумагам относятся:

· Акция (лат. actio — распоряжение) – ценная бумага, свидетельст­вующая о праве на долю соб­ственности в капитале ком­пании и получении дохода (дивиденда).

o Обыкновенные акции

o Привилегированные акции могут вносить ограничения на участие в управлении, а также могут давать дополнительные права в управлении (не обязательно), но приносят постоянные (часто — фиксированные в виде определенной доли от бухгалтерской чистой прибыли или в абсолютном денежном выражении) дивиденды.

· Вексель (от нем. Wechsel) — строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму.

· Облигация (лат. obligatio — обязательство; англ. bond — долгосрочная, note — краткосрочная) — эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

· Чек (фр. chèque, англ. cheque) — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

 

27 вопрос

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду. В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции.

Первая — происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные посредники.

Вторая — деньги появились в результате эволюционного процесса, который независимо от воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место посредника в акте обмена.

 

28 вопрос

Государство является основ­ным институтом экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъек­там государство обладает определенным статусом, который и по­зволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки:

  • во-первых, это суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, госу­дарство обладает высшей и неограниченной властью на своей тер­ритории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов
  • во-вторых, это монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур
  • в-третьих, это монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о «нерыночном» происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться ры­ночным, если он создается и приумножается за счет участия субъек­та в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции и другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий, т.е. как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства
  • в-четвертых, государство является регулирующим субъектом. Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в эко­номике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему

Место и роль государства во многом определяются его функция­ми. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции: правовая, воспроизвод­ственно-технологическая, защита конкуренции, стабилизационная, прогностическая, регулирующая.

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

Воспроизводственно-технологическая функция, обеспечивающая нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также для образования, обучения и жизни. В качестве са­мостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

Функция защиты конкуренции. Для предотвращения последст­вий монополизации государство предпринимает следующие шаги. Прежде всего проводятся тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном слу­чае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводить­ся жесткая антимонопольная политика.

Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, которое представляет собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономических прибылей. Реализуется же антимонопольное зако­нодательство посредством административных и организационных мероприятий. Административные меры представляют собой конт­роль над рынками: за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции.

Организационные мероприятия имеют целью антимонопольную профилактику, которая проводится путем последовательной либерализации рынков. В данном случае государство идет на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов в отрасль. В результате растет число фирм и объем поставляемой на рынок продукции. К методам либерализации можно отнести: поощ­рение диверсификации производства, развитие малого бизнеса, снижение таможенных пошлин, отмену квот и лицензий и т.п. В ре­зультате же проведения такого рода мероприятий отрасль перестает быть монополизированной, а конечным итогом становится умень­шение неэффективности распределения ресурсов.

Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные си­туации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок нало­гообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных заку­пок и увеличения налогов на частный сектор.

Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая функция предусматривает самую обширную и разностороннюю деятельность государства, преследующую цели минимизации негативных последствий функционирования рыночной экономики; создания правовых финансовых, социальных основ функционирования рынка, обеспечения социальной зашиты насе­ления. Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые и налоговые инструменты

29 вопрос

Систе́ма налогообложе́ния – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Основы действующей в настоящее время системы налогообложения Российской Федерации были заложены в 1992 году. В это время был принят пакет законов Российской Федерации об отдельных видах налогов и сборов, основные принципы которых сохранены.

Законодательной основой построения налоговой системы Российской Федерации является Налоговый Кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов Российской Федерации.

30 вопрос

 

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Вопрос

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) — один из важнейших показателей, выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта (продукции, товаров и услуг), созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.

Вопрос

Денежно-кредитная политика (ДКП) – комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Основные направления ДКП:

· - регулирование денежной массы с целью стимулирования экономического роста;

· - управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;

· - сглаживание колебаний экономической конъюнктуры на макроуровне;

· - обеспечение бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы в народном хозяйстве и различных звеньев финансовой системы через регулирование деятельности банковской системы.

Для осуществления ДКП государством используются институты денежно-кредитного регулирования (ЦБ, казначейство, МинФин) и денежно-кредитные инструменты:

· 1. Рефинансирование банков: совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от ЦБ коммерческим банкам.

· 2. Процентные ставки по операциям ЦБ: установление ставки эмиссионным баком, осуществляющим регулирование базовой ставки рефинансирования. Увеличение ее приводит к снижению роста спроса на денежные ресурсы, уменьшение – к росту денежной массы.

· 3. Обязательное резервирование: коммерческие банки обязательно должны хранить часть денежных резервов на специальных счетах в ЦБ в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

· 4. Валютное регулирование: ЦБ устанавливает официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создает золотовалютные резервы и управляет ими.

· 5. Операции на открытом рынке: состоят из операций покупки-продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке ЦБ - самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков.

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяют два основных типа ДКП:

· 1. Денежно-кредитная рестрикция (жесткая) — это политика «дорогих» денег, направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса.

· 2. Денежно-кредитная экспансия (гибкая) — сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля со стороны ЦБ за приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок. Цели: стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы.

По масштабам воздействия ДКП может быть:

· - тотальной (мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения);

· - селективной (на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности);

· - ДКП на перспективу – «стратегическая»;

· - ДКП на год –«текущая».

33 вопрос

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля отличается от внутренней торговли тем, что:

1) ресурсы на международном уровне менее мобильны, чем внутри страны;

2) каждая страна имеет свою валюту;

3) международная торговля более подвержена политическому контролю.

Мировая торговля состоит из экспорта и импорта.

Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара.

При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно. Под экономической эффективностью импорта понимается тот экономический выигрыш, который получает страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров внутри страны. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот данной страны с зарубежными странами.

Существует ряд показателей, характеризующих активность страны в мировой торговле:

1. Экспортная квота – отношение объема экспортируемых товаров и услуг к ВВП/ВНП; на уровне отрасли – это удельный вес экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме. Характеризует степень включения страны во внешнеэкономические связи.

2. Экспортный потенциал – это та доля продукции, которую может продать определенная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики.

3. Структура экспорта соотношение или удельный вес экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Структура экспорта позволяет выделить сырьевую или машинно-технологическую направленность экспорта, определить роль страны в международной отраслевой специализации.

Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт.

4. Структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимого в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее точно отражает зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.

5. Сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее доли в мировой торговле. Так, если доля страны в мировом производстве какого-либо вида продукции составляет 10%, а ее доля в международной торговле этим товаром – 1-2%, то это может означать несоответствие производимых товаров мировому уровню качества как следствие низкого уровня развития этой отрасли.

6. Объем экспорта в расчете на душу населения характеризует степень открытости экономики данного государства.

В доиндустриальную эпоху и на ранних стадиях индустриализации ведущих стран мира в международном обороте преобладали продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия (2/3 мирового товарооборота). Сырье и продовольствие экспортировались из аграрных стран, готовая продукция преимущественно потребительского назначения – из индустриальных стран.

В таких условиях конкурентные позиции той и


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.