Лекция 1. Методы древних ораторов и их применение в христианской риторике — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Лекция 1. Методы древних ораторов и их применение в христианской риторике

2017-06-26 580
Лекция 1. Методы древних ораторов и их применение в христианской риторике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1. Методы древних ораторов и их применение в христианской риторике

.

Принцип обучения истине в классической риторике (docere)

 

Итак, первая составляющая этой задачи выражается латинским глаголом «docere” - «учить». Откуда пословица: «doc e ndo d i scimus», т. е. «уча, сами учимся». Нужно просвещать не ведущих истины, запечатлевать истину в уме человеческом. Для нас истина – это Бог, и истинно все то, что ведет к Богу, а путь к Богу совсем не сложный, не усложненный. Путь к Богу чужд умствований, лежит не через силлогизмы, не через хитросплетенные доказательства. Стало быть, слово об истине – это не слово Гегеля, не слово Канта, которых, без особенной подготовки, специального научного аппарата читать почти невозможно. Но истина должна являть себя в простоте, должна быть доступной.

Поэтому, если мы хотим, чтобы слово было учительным, чтобы оно действительно отпечатлевало образ истины в уме, то ему должны быть свойственны определенные качества. То, что святитель Игнатий Брянчанинов называет «определительность» – ясность понятия в противоположность сбивчивости, сложности. Слову должна быть свойственна простота. Как истина проста, так и слово настоящее всем доступно. Наверное, такому слову должна быть свойственна и последовательность, в противовес хаотичности, сбивчивости. Как дорога, уводящая к горизонту, не может помешать, а помогает достичь цели, так и слово пусть не заставляет слушателя блуждать по закоулкам усложненного сознания. Безусловно, это первое качество нашего слова обращено к уму человека.

Примеры ораторов

В современной церковной жизни ярким проповедником, практикующим в первую очередь, метод «docere» - научения истине, является профессор Алексей Ильич Осипов. Каждое его выступление направлено на выявление истины, на возобновление правильного, незамутненного, действительно научного богословского, православного взгляда на духовную жизнь человека[3]. Именно благодаря виртуозному использованию принципа «docere» Алексей Ильич является одним из наиболее популярных проповедников современности.

К этому же «разряду» можно причислить диакона Андрея Кураева[4], священника Максима Козлова и др. …

 

Выводы по 1.1.

 

Таким образом, древние риторы вычленяли три цели красноречия: убедить, усладить и взволновать (docere, delectare, movere).

Мы можем констатировать как неопровержимый факт, что многие столетия развития античной культуры привели к пониманию необходимости обучения слушателя истине как условия успеха любого ораторского выступления. Еще не зная полноты истины, античные ораторы интуитивно искали ее и излагали не только благодарным слушателям, но и тем, кому эта истина была неприятна. Сама природа слова подвигала ораторов на этот, не всегда благодарный, подвиг, так что обучение (docere) истине стало первым из основных принципов, или методов, вошедших в древние учебники риторики.

Вторым важным выводом здесь является неоспоримо подтверждаемый факт, что риторические принципы, подсказанные самой природой и выработанные в течение многих веков античной культурой, были подтверждены авторитетом святых отцов как необходимые и для новых христианских времен.


 

Пример

В современной церковной жизни ярким проповедником, прибегающим в своей риторической практике к методу «delectare», является святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Речи Патриарха не свойственна показная благочестивость, назидательность, дидактичность, которые часто отталкивают человека. Она звучит вполне современно. Но, в то же время, темы, затронутые в ней, содержат огромный воспитательный потенциал. Его слова не поучают, но заставляют задуматься и осмыслить жизнь. Святейшему свойственно умение обращать внимание слушателя на обыденные повседневные вещи, от которых зависит наше преуспевание и счастье. Не поиск глубоко сокрытых богословских истин, и не императивы превалируют в его речи, речь Патриарха внутренне полемична. Он как будто отвечает на возможные возражения.

В учебниках по риторике говорится о том, что обращение к собственному опыту оратора, уместный рассказ о себе и своей семье, а также обращение к определенным темам, которые всегда интересуют всех (тема здоровья, смерти) непременно привлекают внимание аудитории. Подобные приемы мы видим в речи Патриарха.

Несмотря на отсутствие внешних «эффектов», речь Патриарха всегда буквально приковывает к себе внимание аудитории. В ней звучит спокойная уверенность в правоте своей позиции, искренняя любовь к слушателям.

Эти и многие другие, казалось бы, противоречащие друг другу, приемы используются современными проповедниками для привлечения внимания слушающих и достигают успеха. Успех же при доминирующем методе «delectare» заключается в умении показать обыденное особенным, серое – ярким, безвкусную жизнь наполнить счастьем и любовью.

 

Выводы по 1.2.

 

Умение влиять на сердце красотою слова – второй важный принцип классической риторики, который, по свидетельству святых отцов, важен и для успеха христианской проповеди, хотя, как отметил апостол Павел, красота внешняя, исключительно литературная, для достижения этой цели не обязательна. Эта, вторая из перечисленных задач античных риторик, «delectare» – усладить сердце слушателя, становится для христиан как бы второстепенным, не самодовлеющим методом. Красота здесь служит пониманию оратора, она есть отражение правильности речи, верности подбора слов, оборотов и логических умозаключений. Но сама логика, а не то, как ее излагают, есть предмет следующего принципа – понуждения к действию.


 

Выводы по 1-й лекции.

 

Мы можем констатировать как неопровержимый факт, что многие столетия развития античной культуры привели к осознанию необходимости трех методов красноречия: убедить, усладить и взволновать (docere, delectare, movere). Безусловно, каждый из этих методов представляет собою многочисленную совокупность приемов, необходимых для достижения целей ритора. С некоторой корректировкой, которую святые отцы привносили в эту область античного наследия, принципы остались столь же необходимыми и полезными для дела христианской проповеди, сколь они были необходимы когда-то в древнем мире для иных разнообразных целей, преследуемых ораторами.

Обучение (docere) истине стало первым из основных принципов или методов, вошедших в древние учебники риторики. Обучение же истине есть наипервейший долг христианского учителя благочестия.

Умение влиять на сердце красотою слова («delectare») – второй важный принцип классической риторики, который, по свидетельству святых отцов, важен и для успеха христианской проповеди, хотя, красота внешняя, исключительно литературная, становится для христиан как бы второстепенным, не самодовлеющим методом. Красота здесь служит верности восприятия, понятности речи, верности подбора слов, оборотов и логических умозаключений.

Учение античных риторов о том, что слово должно двигать («movere») человеком, в христианстве приобретает особенное звучание «подвигать к добру», «делать подвижником», чтобы вера не оставалась без плода. Но, столь естественные для языческих времен попытки манипулировать сознанием слушателя, подчинить его своей воле, не могут иметь места в деле христианской проповеди.

Но, чтобы уметь подвигнуть слушателя на благие дела, нужно самому ритору не лишиться дерзновения в слове, его силы, что бывает, когдаон не носит в своем сердце мира Христова, не чувствует свободы от страстей, осознает себя побежденным, а не победителем.

Итак, мы находим, что те же основные методы риторики, которые выработала античная культура в течение своего естественного тысячелетнего развития, не только не отрицаются святоотеческим наследием, но считаются необходимыми для дела христианской проповеди.


 

Выводы по 2-й лекции

 

Общественные служения, которые несли на себе главы древних родов человечества – патриархи, как у богоизбранного народа, так и у язычников – священническое, царское и пророческое, проявлялись естественным путем, сами собою, показывая тем самым тройственную природу служения, заложенную основанием мироздания. Но, если у язычников эти служения были искажены, патриархи из язычников не были пророками Божиими, жертвы приносили идолам, и управляли своими народами не благочестиво, то патриархи избранного народа, Авраам, Исаак, Иаков, и их благочестивый потомки были истинными исполнителями тройственного служения Богу и своему народу, являясь прообразами Иисуса Христа, явившего Собою полноту этого тройственного служения.

Природную естественность этих служений подтверждает и троичность основных методов античной риторики убедить, усладить и взволновать (docere, delectare, movere), и то, что эти методы не противоречат делу христианского просвещения, но подтверждаются святоотеческим преданием как необходимые в деле проповеди христианского учения. Безусловно, каждый из этих методов представляет собою многочисленную совокупность приемов, необходимых для достижения целей ритора, и, в то же время, каждый из принципов убедить, усладить и взволновать (docere, delectare, movere) в христианском отношении должен быть подкреплен духовной составляющей. Будучи воодушевлены духом Господа Иисуса Христа, эти античные принципы docere, delectare, movere делают духовными слова о спасении души, которое слушают с услаждением и исполняют, потому что они произнесены со властью.


 

Выводы по 3-й главе

 

Тройственное служение Христа во время Его пребывания на Земле явилось со всей полнотой не только как сила власти, истины и освящения человека, и не только отразилась в риторических принципах docere, delectare, movere, но оно отразилось и на структуре текста Священного Писания, и, быть может, и на структуре любого полноценного текста, и который только можно было бы отнести к произведению словесного искусства[29]. Каждый текст имеет власть подвигать человека к действию, привлекать красотами мысли и украшений и учить истине. Первая функция наполняет текст преимущественно буквальным смыслом, вторая – нравственным, третья – священно-историческим.

То есть, каждый текст, который можно было бы отнести к истинным произведениям искусства, должен состоять из трех слоев, которые, в свою очередь можно соотнести с царским, пророческим и священническим служением Бога-Слова.

 

 


 

 

Заключение

Богословский анализ методов риторики приводит к следующим выводам:

1. Развитие античной риторики привело к осознанному использованию трех методов красноречия: убедить, усладить и взволновать (docere, delectare, movere).

2. Каждый из этих методов представляет собою многочисленную совокупность приемов, необходимых для достижения целей ритора.

3. С некоторой корректировкой, которую святые отцы (дать примерыи в тексте леции) привносили в эту область античного наследия, принципы docere, delectare, movere являются необходимыми и полезными для дела христианской проповеди, чему мы можем привести примеры, как из святых отцов прошлого, так и из наших современных проповедников.

4. Если мы рассмотрим риторические принципы docere, delectare, movere в свете тройственного служения Господа Иисуса Христа, то найдем, что принцип docere (научения истине) более всего соответствует служению первосвященническому, принцип delectare (усладить) – пророческому, а принцип movere – царскому Его служению.

5. Как в древности обнаружили данные риторические принципы, так в древности же, на примере жизни древних библейских патриархов, вождей и старейшин древних народов, обнаружились и все три служения: первосвященническое, пророческое и царское. Оба эти факта говорят о естественности существующих явлений: тройственного служения общественного и словесного, и о естественности их соответствий.

6. В устах христианских проповедников docere, delectare, movere делают духовными слова о спасении души (docere), которое слушают с услаждением (delectare) и исполняют, потому что они произнесены со властью (movere).

7.Святые отцы в ткани Священного писания видели три смысла: буквальный, священно-исторический и нравственный. В риторической практике буквальному смыслу Священного писания отвечает принцип movere и соответствует царственное служение Бога-Слова, потому что ясность и простота буквального смысла должна быть и действительно свойственна тому императиву, которым призывает к действию Слово Божие.

9. Нравственное смыслу священного писания более всего отвечает объясняющее духовные смыслы пророческое служение Бога-Слова и принцип delectare.

10. Священно-историческому смыслу священного писания более всего отвечает первосвященническое служение Бога-Слова и принцип docere.

11. Не только Священное писание, но и любой текст, который можно было бы отнести к истинным произведениям словесного искусства, состоит из трех слоев, которые, в свою очередь можно соотнести с царским, пророческим и священническим служением Слова.

12. Умелое использование всех перечисленных функций, для наглядности сведённых ниже в таблицу, является необходимым условием усвоения всего христианского богословского наследия и залогом искусного владения словом.

Результаты

Античный риторический принцип Docere (обучать, наставлять) Delectare (доставлять удовольствие, услаждение красотой речи) Movere (приводить в движение, волновать)
Служения ветхозаветных и вообще древних патриархов Главный жрец (первосвященник) Пророк (учитель) Глава племени (царь)
Служение любой власти Законодательная Судебная (милосердия) Исполнительная
Функции совести Законодательная Судебная (милосердия) Исполнительная
Тройственное лужение Господа Иисуса Христа, и служение патриархов Первосвященническое служение Пророческое служение Царское служение
Слово христианского проповедника и пастыря в соответствии с понятием тройственного служения слово о спасении души слово, которое слушают с услаждением слово со властью
Слово к одной из граней (в соответствии с христианской антропологией) души человеческой Слово обращено к уму Слово обращено к сердцу Слово обращено к воле
Смыслы Священного писания священно-исторический смысл духовный смысл буквальный смысл

Из перечисленных соответствий можно сделать и многие иные полезные для богословов и всех, занимающихся словом, выводы.

Особенно стоит отметить на судебную функцию совести и власти. Соответствие судебной функции принципу Delectare (доставлять удовольствие, услаждение красотой речи) кажется неверным, ведь какое услаждение тем, кто находится под судом? Но, при более внимательном отношении к этому соответствию, мы найдём, что судебной власти христиан свойственнее всего милосердие, а не осуждение. А что может услаждать более, чем милосердие и прощение?


 

 

Список использованной литературы

1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 448 c.

2. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство по гомилетике. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001. – 144 с.

3. Амвросий (Ключарев), архиеп. Искусство проповеди. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 176 с.

4. Аннушкин В. А. Первая русская «Риторика». – М.: Добросвет, 1999. – 362 с.

5. Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. М.: Высшая школа, 2003. – 400 с.

6. Аннушкин В. А. История русской риторики. Хрестоматия. – М.: Флинта. Наука, 2002. – 416 с.

7. Античные риторики. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. -352 с.

8. Аристотель. Риторика. Поэтика. – М.: Лабиринт, 2000. – 224 с.

9. Артемий Владимиров, протоиерей. Белый ангел Москвы. «Артос». Елизаветинская гимназия при Марфо-Мариинской обители. Москва, 2009. 48 с.

10. Артемий Владимиров, протоиерей. "Господи, воззмах к Тебе, услыши меня...":Сборник избранных проповедей. Издательство: Православного Братства Святителя Филарета Московского. 2003. 174 с.

11. Артемий Владимиров, протоиерей. Искусство речи М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2011. – 368 с.

12. Артемий Владимиров, протоиерей. Искусство словесного служения. – М., Артос, 2010 – 88 с.

13. Артемий Владимиров, протоиерей. Семицветная радуга человеческого слова. Гимназия святителя Василия Великого. ЦДС АНО «Артос». М., 2007. 72 с.

14. Артемий Владимиров, протоиерей. Семь слов о святых Таинствах Матери Церкви Место издательства: Москва. Издательство: Артос, 2013. 64 с.

15. Артемий Владимиров, протоиерей. Учебник жизни Москва: Православного Братства Свт. Филарета Митр. Моск. 1998. 191 с.

16. Волков А.А. Курс русской риторики. — М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. – 480 с.

17. Волков А.А. Основы риторики: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2003. – 304 с.

18. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М.: Центрполиграф, 2001. - 670 с

19. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М.: Либроком, 2009 – 240 с.

20. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. - М.: Омега, 2003. – 488 с.

21. Дронов Михаил, протоиерей Карнеги, «Анти-Карнеги и авва Дорофей» // Альфа и Омега. - 1997. - №1 (12). - С. 213 – 255

22. Дронов Михаил, протоиерей Талант общения. Дейл Карнеги или авва Дорофей– М., 2010. - 128 с.

23. Добротолюбие. Избранное для мирян. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. – 447 с.

24. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Издательство МГУ,1997. - 344 с

25. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Гомилетика. Теория церковной проповеди. – Сергиев Посад: МДА. 1999. – 324 с.

26. Зубов В.П. Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 232 с.

27. История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983, Т. 1.

28. Лосский В.Н. Догматическое богословие. – М., 2008. – 176 с.

29. Малиновский Н., прот. Очерк Православного догматического богословия. М., изд-во ПСТБИ, 2003 г. http://iskuplenie.wordpress.com/dogm_mal_3/

30. Михаил (Тахи-Заде), иером. Конспекты лекций по литургике. Период Октоиха. http://www.liturgica.ru/bibliot/tahi_zd.html

31. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнтельно-исторической риторике: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов.- М.: Издательство «Academia», 1996. – 192 с.

32. Общая риторика: Пер. с фр./ Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др. - М.: Прогресс, 1986 – 392 с.

33. Помазанский, отец Михаил, протопресвитер. Православное Догматическое Богословие. St. Herman of Alaska brotherhood press, 1992. 283 c.

34. Преподобный Макарий Египетский Духовные беседы. - М., 2009. - 784 с.

35. Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. - Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. - 131 с.

36. Прохватилова О. А. Православная проповедь как феномен звучащей речи. – Волгоград, 1999. - 364 с.

37. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. – М.: Флинта. Наука, 2003. – 176 с.

38. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Добросвет, 1997. – 600 с.

39. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. - СПб., 1995. - 176 с.

40. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. – 252 с.

 


[1] См. в библиографии: Аристотель. Риторика. Поэтика.

[2] Гаспаров М. Л. Греческая и римская литература I в. н. э. // История всемирной литературы: в 9 тт. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—... Т. 1. — 1983. — С. 442.

[3] Официальный сайт: http://alexey-osipov.ru

[4] http://kuraev.ru

[5] Античные риторики. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. С. 32.

[6] Аннушкин В. А. История русской риторики. Хрестоматия. – М.: Флинта. Наука, 2002. С. 98.

[7] Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство по гомилетике. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001. С. 82.

[8] Античные риторики. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. С. 19.

[9] Аннушкин В. А. История русской риторики. Хрестоматия. – М.: Флинта. Наука, 2002. С. 9.

[10] Там же, с. 212.

[11] Там же, с 312

[12] Там же, с. 354

[13] Там же, с. 401

[14] Михальская А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов.- М.: Издательство «Academia», 1996. С. 14

[15] Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. - М.: Омега, 2003. С. 23.

[16] Лосский В. Н. Догматическое богословие. – М., 2008. С. 63.

[17] Преподобный Макарий Египетский Духовные беседы. - М., 2009. С. 341.

[18] Грибоедов А.С., "Горе от ума"

[19] http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/

[20] Прот. Н. Малиновский. Очерк Православного догматического богословия. М., изд-во ПСТБИ, 2003 г.http://iskuplenie.wordpress.com/dogm_mal_3/

[21] Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. М., Издательский Совет РПЦ, Изд-во "Дар", 2005.

[22] См. иером. Михаил (Тахи-Заде). Конспекты лекций по литургике. Период Октоиха.

[23] Помазанский, отец Михаил, протопресвитер. Православное Догматическое Богословие. С.152

[24] Молитва "херувимской" песни на Литургии

[25] Подробнее о таинстве священства смотри: Артемий Владимиров, протоиерей. Семь слов о святых Таинствах Матери Церкви. Сс. 54 – 62.

[26] Помазанский, отец Михаил, протопресвитер. Православное Догматическое Богословие. С. 153.

[27] Помазанский, отец Михаил, протопресвитер. Православное Догматическое Богословие. С. 154-155.

[28] См., например, Артемий Владимиров, протоиерей. Белый ангел Москвы.

[29] См., например: Артемий Владимиров, протоиерей. Искусство словесного служения;

См. также: Артемий Владимиров, протоиерей. Семицветная радуга человеческого слова

Лекция 1. Методы древних ораторов и их применение в христианской риторике

.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.