Математические представления (МП) и конструирование — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Математические представления (МП) и конструирование

2017-06-26 1021
Математические представления (МП) и конструирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ходе реализации задач учебного предмета, который может быть определен только как «Математические пред­ставления и конструирование», особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и на­выков, которые формируются у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации.

Для овладения элементарными математическими пред­ставлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базой для детско­го конструирования. Учитывая, что уровень овладения сен­сорно-перцептивными функциями, развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной от­сталостью крайне низок и отличается качественным свое­образием, деление содержания математических представле­ний и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразным. Это соотносится с онто­генетическим и филогенетическим принципами развития человека, когда представления о форме, величине, коли­честве, пространственном расположении сначала формиру­ются на интегративной основе и отличаются синкретичностью, включаясь в разные виды деятельности ребенка (по Л. С. Выготскому).

Поэтому математическая и конструк­тивная деятельность может быть представлена в едином блоке и обобщена в предмете «Математические представле­ния и конструирование». Исходя из этого, под формиро­ванием математических и конструктивных умений и навыков учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в познавательной деятельности, ко­торые происходят в результате их обучения.

В ходе обучения учебному предмету «Математические представления и конструирование» в «Программе» выделя­ются следующие основные задачи:

- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ори­ентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительно­сти;

- формирование практических навыков и умений в сче­те, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

- формирование элементарных общеучебных умений;

- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действи­тельности;

- развитие познавательных интересов жизнеобеспечи­вающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и ло­гического мышления;

- общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Наряду с конкретными задачами в ходе обучения ма­тематическим представлениям и конструированию «Про­грамма» предусматривает реализацию и более широкой за­дачи — формирование у учащихся с ограниченными воз­можностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира». Именно в ходе обучения элементарной математике и конструированию у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в разно­образной деятельности можно сформировать взаимосвязи с основными сферами бытия: предметным миром, миром лю­дей, природой, то есть «картину мира».

Именно для этой категории учащихся очень важно, что­бы содержание учебного предмета «Математические пред­ставления и конструирование» способствовало решению за­дач нравственного, умственного, речевого, трудового, эсте­тического и физического воспитания. Поэтому учебный предмет «Математические представления и конструирование» нельзя рассматривать в отрыве от решения задач целостно­го развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с учетом их индивидуально-психологических особенностей, влияющих на успешность овладения элемен­тарной предметно-практической, игровой и учебной деятель­ностью. К таким особенностям относятся своеобразие сен­сорики, моторики и умственной деятельности, влияющее на успешность всего обучения.

В «Программе образования учащихся с умеренной и тя­желой умственной отсталостью» содержание учебного пред­мета «Математические представления и конструирование» направлено на формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднаме­ренного, осознанного овладения ими физической и соци­альной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся.

Предмет «Математические представления и конструиро­вание» для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» включает:

- ознакомительно-ориентировочные действия в предмет­но-развивающей среде;

- упражнения, игровые ситуации, игры со строитель­ными материалами и дидактическими игрушками (сборно-­разборными, мозаикой, палочками);

- игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;

- конструирование из строительного, природного и бро­сового материалов;

- формирование количественных представлений;

- «чтение» и письмо цифр;

- формирование представлений о форме;

- формирование представлений о величине;

- формирование пространственно-временных представ­лений и ориентировок.

Эта задача решается в предметно-манипулятивной, пред­метно-практической, игровой, трудовой, речевой, а также в элементарной учебной деятельности. Известно, что по­знавательная деятельность выделяется как ведущая в мате­матическом образовании детей и развитии навыков кон­струирования. Эта позиция остается ведущей и в «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Ее авторы опираются на положение о том, что процессы обучения и познания неразрывны. Анализ становления компонентов познавательной деятельности уча­щихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью сви­детельствует о том, что даже в старшем школьном возрас­те они связаны с потребностями предметной деятельности. Большую роль в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструиро­вания у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью играет чувственное познание, на основе которого становится возможным обучить их элемен­тарной бытовой деятельности и сформировать навыки невербального и доступного вербального речевого обще­ния.

В «Программе» процесс обучения математическим пред­ставлениям и конструированию строится с учетом положе­ния о том, что наиболее сложные понятия усваиваются ребенком сначала на интуитивном («житейские» понятия по JI. С. Выготскому), а затем на аналитическом («научные» понятия) уровне. Это в полной мере соответствует онтогене­тическому принципу математического развития и формиро­вания навыков конструктивной деятельности детей, в том числе и с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, и филогенетическому принципу развития математической и конструктивной мысли на многовековом пути человечества.

При разработке «Программы» авторы учитывали, что учащемуся с умеренной и тяжелой умственной отста­лостью для социально-бытовой адаптации, а в целом для социализации необходимо, а чаще всего возможно, овладеть, прежде всего «житейскими» понятиями. Имен­но эти понятия математического и конструктивного харак­тера рассматриваются в качестве показателей развития уча­щихся на всех этапах обучения:

- овладение манипулятивными действиями предметами, значимыми для математической и конструктивной деятель­ности и для элементарных навыков жизнеобеспечения;

- формирование навыков предметно-практической дея­тельности с объемными и плоскостными объектами и эле­ментарных коммуникативных навыков;

- развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления и конструирование» на на­глядной основе, овладение предметно-игровой деятельностью и элементами бытовой деятельности с математическим со­держанием.

Чаще всего перечисленные выше направления образова­тельной деятельности являются основными и наиболее до­ступными для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Если же в результате обучения учащиеся (обычно это дети с умеренной умственной отсталостью не­значительной степени выраженности) овладевают «житей­скими» математическими понятиями и конструктивными навыками и умениями, то они включаются в дальнейшее обучение:

- элементарной учебной математической и конструктив­ной деятельности на наглядной основе средствами комму­никации и простейшим видам труда, в ходе выполнения которых требуются элементарные научные понятия из об­ласти математики и конструирования;

- навыкам учебной математической, конструктивной и элементарной трудовой деятельности на основе простейших математических и конструктивных навыков, умению об­щаться на основе элементарных математических знаний и понятий о конструировании из объемного и плоскостного материала.

Таким образом, содержание математического развития и формирования конструктивных навыков и умений уча­щихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на­правлено на создание условий для усвоения ими элементар­ных научных понятий. В то же время необходимо отметить, что в «Программе» формирование элементарных научных знаний не является самоцелью. Это лишь желаемый результат обучения, который может быть достигнут только если интеллектуальные возможности ребенка, состояние его здоровья позволяют сделать это.

Количественные, пространственные, временные и другие математические представления формируются у учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей. Поэтому возможный предел, например, счетных навыков определяется учителем в ходе уроков-занятий с учащимися. В «Программе» предлагается максимально доступный пре­дел математических представлений, прежде всего, счетных навыков для учащихся с умеренной умственной отстало­стью. В ходе обучения учитель определяет те пределы математических представлений, которые могут быть усво­ены учащимися, и ориентируется на возможности каждо­го из них.

Обучение строится таким образом, чтобы достичь макси­мальной активности детей, используя в процессе формиро­вания элементарных математических представлений и навыков конструирования занимательные и игровые мате­риалы, полифункциональный игровой материал, красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Процесс обу­чения осуществляется с использованием практических, на­глядных методов в сочетании со словесными.

Для обучения предмету «Математические представления и конструирование» учащихся с умеренной и тяжелой ум­ственной отсталостью характерны индивидуальный и диф­ференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, макси­мально возможная самостоятельность и активность ученика в процессе обучения, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.

Учебный процесс по предмету «Математические представ­ления и конструирование» построен на основе образователь­ных ситуаций. Среди них наиболее активно используются уроки-занятия (чаще всего на интегрированной основе), экс­курсии, наблюдения, специальные игровые упражнения и игры (отобразительные, подвижные, сюжетно-дидактические, конструктивные, строительно-конструктивные), коллектив­ный труд, рисование.

Предмет «Математические представления и конструиро­вание» также интегрируется с различными учебными пред­метами «Программы» и направлениями коррекционно-развивающей области.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.