Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-06-26 | 1254 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
На современном этапе развития коррекционной педагогики экспериментально и практически установлено, что включение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они оказываются способны овладеть элементарными способами общения, специфическими для человека видами элементарной бытовой и предметно-прак- тической деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется их личностный облик.
В настоящее время в системе социального обеспечения и образования существуют отдельные формы оказания коррекционной помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Они реализуются исходя из современных тенденций в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида, в которых открываются классы для названной категории детей. Кроме того, значительное количество детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью воспитывается в учреждениях социального обеспечения: в психоневрологических интернатах, в различных социальных центрах. Место пребывания лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, статус учреждения, которое они посещают, не должны являтьсяпрепятствием для оказания им образовательных услуг в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями. Таким образом, необходимость образования лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с одной стороны, факторы и показатели их интеллектуального, физического, речевого и эмоционального развития, с другой стороны, требуют определения целей и задач образования воспитанников указанной категории, методов и принципов их обучения.
|
Цель «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно- практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по «Программе» должна стать социально-бытовая адаптация детей и подростков, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация. Для полноценного развития школьников (исходя из паспортного возраста 7-18 лет) с умеренной и тяжелой умственной отсталостью «Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми — участниками образовательного процесса, содержание образовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание «Программы», пошагово определяющее обучение детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, опирается на понимание того, что в подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: потребностно-мотивационная, социально-личностная, двигательная, эмоционально-волевая, — а также сенсорные процессы, мышление, речь, память, внимание, деятельность, поведение.
|
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» является комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линейности и концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а в содержании раскрывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, а затем сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, существуют межпредметные связи между содержанием обучения различным предметам. В одних случаях это связи тематические, в других — общность педагогического замысла.
Таким образом, повторность в обучении учащихся позволяет формировать у них максимально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально-бытового плана.
Особенности развития детей в данной «Программе» рассматриваются в соответствии с классификацией, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 году. Выше мы отмечали, что по международной статистической классификации (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ) предполагает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» разработана для детей и подростков с диагнозом «умеренная умственная отсталость» (F-71) и «тяжелая умственная отсталость» (F-72) в возрасте от 7-8 до 18 лет.
Каждый учебный предмет в «Программе» основан на понимании того, что дети этой нозологической группы обучаемы, то есть способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития. Процесс обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нельзя строитьна основе традиционного исторически сложившегося понимания различных педагогических дефиниций: «готовность к школьному обучению», «усвоение знаний, умений и навыков», «школьная успеваемость», «результат школьного обучения», «оценка результатов освоения знаний» и др.
|
При разработке «Программы» учитывался тот факт, что в специально созданной коррекционно-развивающей среде дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью все же способны развиваться. Однако даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированных эмоциональных реакций, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции — коммуникативную, познавательную, регулирующую. Для этих учащихся характерны ярко выраженная неравномерность, Фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скудость представлений, несформированность способов восприятия, социальная незрелость. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков. Длительная невостребованность их потенциальных способностей в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развертывании своей собственной программы развития приводят к тому, что фактически все формы активности находятся у них в обедненнном, а нередко в редуцированном виде.
Учащиеся могут овладеть элементарными предметно- практическими и трудовыми действиями в минимальной степени и зависимы от взрослых, требуя постоянного ухода и сопровождения.
Работа по «Программе» требует высокой квалификации специалистов. Поэтому к ее осуществлению необходимо готовить студентов педагогических колледжей, дефектологических факультетов педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации работников образования и пр.
Теоретическую основу «Программы» составляют следующие положения:
- об общности основных закономерностей психического развития в норме и при патологии;
- о соотноношении первичных и вторичных отклонений в развитии нормального и аномального ребенка;
|
- о сензитивных этапах развития психических функций;
- об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития);
- о соотношении обучения и развития;
- о процессе социализации;
- о значении деятельности в развитии;
- о роли знака в «культурном» развитии ребенка (Л. С. Выготский, Т. А. Власова, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, Ж. И. Шиф, Д. Б. Эльконин и др.).
Следуя идее Л. С. Выготского, «Программа» предполагает создание условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций). Именно это стало основной теоретической посылкой данной «Программы».
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» разработана, исходя из философского понимания воздействия социальной среды на человека с учетом ее многоплановости (мегасреда, макросреда, микросреда). Учитывая влияние социальной среды на человека, авторы программы обращают внимание и на обратный процесс, то есть на воздействие личности на социальную среду. Для современной образовательной парадигмы характерна гуманистическая трактовка человека как субъекта взаимодействия с миром, а также признание ценности личности и ее безусловных прав на саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и самореализацию.
Известно, что психическое развитие ребенка со значительным снижением интеллекта в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, нежели развитие его нормально развивающихся сверстников или детей с легкой умственной отсталостью. В «Программе» отражены современные взгляды на возможности психического развития детей с особыми образовательными потребностями в процессе специально организованного коррекционно-развивающего воздействия. Авторы придерживаются оптимистической идеи о том, что учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут воспринимать и понимать окружающий мир, однако не в состоянии сделать это теми способами, которыми пользуются их сверстники с нормальным развитием или дети с легкой умственной отсталостью. Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи они способны овладеть некоторыми социально-бытовыми навыками и элементарной учебной деятельностью. Содержание учебных предметов, предлагаемых в «Программе», направлено на овладение учащимися навыками манипулятивно-предметной, предметнопрактической, игровой и учебной деятельности, элементарными навыками жизнеобеспечения, в том числе и средствами коммуникации.
|
«Школьные навыки» в «Программе» понимаются в широком смысле, то есть не только как овладение знаниями, умениями и навыками учебной деятельности, но и как постоянное взаимодействие учащегося и учителя в специальной обогащенной предметно-развивающей среде, соответствующейего индивидуально-типологическим особенностям.
Наиболее значимыми принципами обучения являются:
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода,который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» содержит пояснительную записку, изложение содержания воспитания и обучения в соответствии с учебными предметами по классам, так как традационно для школьного обучения оно ориентировано именно на обучение по классам. Понимание «класса» как возрастного этапа обучения в «Программе» носит условный характер, поскольку возраст учащихся того или иного класса может различаться, исходя из особенностей их развития и иных условий включения в образовательный процесс.
Содержание коррекционно-развивающей работы представлено в программе в виде тематического планирования по основным блокам обучения детей и подростков. При этом авторы учитывают практику выявления детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, нуждающихся в обучении, и комплектования классов для них, а также чрезвычайное разнообразие индивидуальных различий и психологической структуры нарушений при тяжёлых органических поражениях ЦНС. Таким образом, структура «Программы» отражает подход к организации к отбору содержания психолого-педагогической поддержки учащихся названной категории.
Психолого-педагогическое обследование (экспресс-диагностика) проводится в начале и в конце каждого учебного года и направлено на:
- выявление коммуникативных возможностей детей и подростков (использование ими невербальных и вербальных средств общения);
- степени включения в предметно-практическую деятельность;
- элементов учебной деятельности.
На основе полученных данных составляется психолого-педагогическая характеристика учащегося на данный момент, даются рекомендации по дальнейшему обучению, вносятся коррективы в индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
Возможность обучения учащегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью в классе определяется уровнем его психофизического развития, позволяющего ему овладевать элементарными формами обучения в соответствии с «Программой» в специально созданной среде, а в дальнейшем включаться в процесс социализации на доступном ему уровне.
Психологическое сопровождение процесса обучения включает:
- диагностику уровня развития учащихся;
- индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
- консультативную психологическую помощь педагогам;
- консультативную помощь родителям.
Важным элементом психологического сопровождения процесса образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении учащихся следует своевременно выявлять и на их основе строить дальнейшую работу.
Определив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, психолог может судить об уровне развития психических процессов, а также оценить зону актуального развития учащегося, что является основанием для выбора содержания перспективных индивидуальных программ.
Психологическое обследование позволяет максимально индивидуализировать программы обучения учащихся с выраженными нарушениями развития, сделать наглядными их успехи и четко отразить результаты усилий педагогов.
Работа в этом направлении требует оснащения соответствующим психологическим инструментарием, дидактическими пособиями, игровым материалом и т. п. Обязательным условием работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является положительный эмоциональный настрой учителя, педагога-психолога и других специалистов. В сфере деятельности педагогов невозможно получить быстрый результат, так как динамика развития учащихся разворачивается очень медленно, тем не менее, нужно учить их испытывать радость от собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха. В этой многотрудной работе и педагогам, и психологам следует запастись терпением и адекватно оценивать свои усилия, методически грамотно проводить анализ своей деятельности.
Целью образовательной деятельности при реализации «Программы» является переход от достигнутого учащимся успеха к тому, что еще предстоит освоить.
В процессе занятий с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно вести записиоб их продвижении в различных аспектах обучения. Это поможет учителю, воспитателю, логопеду и другим специалистам определять задачи и содержание работы в текущий период, судить об адекватности и эффективности проведенных коррекционных мероприятий. Запись достижений в тех или иных видах деятельности позволяет родителям и педагогам в наглядной форме представить реальные успехи учащихся.
При выявлении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. В качестве наиболее значимых в «Программе» выделены следующие уровни осуществления деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося;
- умение учащегося исправить допущенные ошибки.
Дляконстатации показателей развития ребенка мы рекомендуем воспользоваться примерным бланком регистрации содержания актуального опыта учащегося. Результаты диагностики могут быть представлены в виде психологического профиля развития учащегося (см. приложение). После выявления первоначальных умений и навыков учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для каждого из них составляется индивидуальная программа обучения.
Реализация программного содержания должна обеспечить, прежде всего, формирование социально-бытовых умений и навыков учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Важное условие решения этой задачи — согласованная работа учителя специальной (коррекционной) школы, воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога и специалистов детского дома-интерната.
Обязательной целью обучения в каждом классе является вовлечение учащихся, независимо от особенностей их развития, в общие праздники, игры и развлечения в школе (детском доме-интернате): дни рождения детей, проводы осени, спортивные праздники и т. п.
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» обеспечивает их развитие в соответствии с требованиями, изложенными в государственном образовательном стандарте для школьных учреждений. При этом одним из факторов, способствующим оптимальному развитию детей и подростков в эффективном коррекционно-образовательном процессе, является предметно-развивающая среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
«Программа» адресована специалистам, участвующим в обучении и воспитании детей в школьных коррекционно-образовательных учреждениях, в учреждениях социального обеспечения, различных социальных центрах: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, учителям музыки, инструкторам по адаптивной физической культуре и другим специалистам. Она рекомендуется для занятий с детьми (подростками) школьного возраста с выраженными нарушениями интеллектуального развития в семье. Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях в работе ПМПК при отборе детей в классы для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!