Пояснительная записка к учебным предметам — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Пояснительная записка к учебным предметам

2017-06-26 1254
Пояснительная записка к учебным предметам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, за­щиты и развития детей» (1993) каждому ребенку гаранти­ровано право на развитие, воспитание и образование в со­ответствии с его индивидуальными возможностями. Поло­жения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умеренной и тяже­лой умственной отсталостью.

На современном этапе развития коррекционной педаго­гики экспериментально и практически установлено, что включение детей с умеренной и тяжелой умственной от­сталостью в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они оказываются способны овладеть элементарными способами общения, специфическими для человека видами элементарной бытовой и предметно-прак- тической деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется их личностный облик.

В настоящее время в системе социального обеспечения и образования существуют отдельные формы оказания кор­рекционной помощи лицам с умеренной и тяжелой умствен­ной отсталостью. Они реализуются исходя из современных тенденций в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида, в которых открываются классы для названной категории детей. Кроме того, значительное количество детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отстало­стью воспитывается в учреждениях социального обеспече­ния: в психоневрологических интернатах, в различных со­циальных центрах. Место пребывания лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, статус учрежде­ния, которое они посещают, не должны являтьсяпрепятствием для оказания им образовательных услуг в со­ответствии с их индивидуально-типологическими осо­бенностями. Таким образом, необходимость образования лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с одной стороны, факторы и показатели их интеллектуального, фи­зического, речевого и эмоционального развития, с другой стороны, требуют определения целей и задач образования воспитанников указанной категории, методов и принципов их обучения.

Цель «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в фор­мировании доступных им видов деятельности (предметно- практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по «Программе» должна стать социально-бытовая адаптация детей и подростков, максимально возможная самостоятельность в процессе жизне­деятельности, то есть социализация. Для полноценного раз­вития школьников (исходя из паспортного возраста 7-18 лет) с умеренной и тяжелой умственной отсталостью «Програм­мой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми — участниками образовательного процесса, содержание образовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональ­ным компонентом образования детей с ограниченными воз­можностями здоровья.

Содержание «Программы», пошагово определяющее обу­чение детей и подростков с умеренной и тяжелой умствен­ной отсталостью, опирается на понимание того, что в по­давляющем большинстве интеллектуальные нарушения яв­ляются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктив­ное влияние органического поражения ЦНС имеет систем­ный характер, когда в патологический процесс оказывают­ся вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: потребностно-мотивационная, социально-личностная, двигательная, эмоционально-волевая, — а также сен­сорные процессы, мышление, речь, память, внимание, дея­тельность, поведение.

«Программа образования учащихся с умеренной и тяже­лой умственной отсталостью» является комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линей­ности и концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а в содержании рас­крывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, а затем сфера от­ношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, существуют межпредметные связи между содержанием обучения различным предметам. В од­них случаях это связи тематические, в других — общность педагогического замысла.

Таким образом, повторность в обучении учащихся позволяет формировать у них макси­мально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально-бытового плана.

Особенности развития детей в данной «Программе» рас­сматриваются в соответствии с классификацией, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 го­ду. Выше мы отмечали, что по международной статистиче­ской классификации (МКБ-10) умственная отсталость в за­висимости от количественной оценки интеллекта (IQ) пред­полагает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» разрабо­тана для детей и подростков с диагнозом «умеренная ум­ственная отсталость» (F-71) и «тяжелая умственная отста­лость» (F-72) в возрасте от 7-8 до 18 лет.

Каждый учебный предмет в «Программе» основан на понимании того, что дети этой нозологической группы обу­чаемы, то есть способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития. Процесс обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нель­зя строитьна основе традиционного исторически сложив­шегося понимания различных педагогических дефиниций: «готовность к школьному обучению», «усвоение знаний, умений и навыков», «школьная успеваемость», «результат школьного обучения», «оценка результатов освоения зна­ний» и др.

При разработке «Программы» учитывался тот факт, что в специально созданной коррекционно-развивающей среде дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью все же способны развиваться. Однако даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированных эмоциональных реакций, слабый интерес к окружаю­щим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции — комму­никативную, познавательную, регулирующую. Для этих учащихся характерны ярко выраженная неравномерность, Фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скудость представлений, несформированность способов восприятия, социальная не­зрелость. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков. Длительная невостребованность их потенциальных способностей в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развертывании своей собственной программы развития приводят к тому, что фак­тически все формы активности находятся у них в обедненнном, а нередко в редуцированном виде.

Учащиеся могут овладеть элементарными предметно- практическими и трудовыми действиями в минимальной степени и зависимы от взрослых, требуя постоянного ухода и сопровождения.

Работа по «Программе» требует высокой квалификации специалистов. Поэтому к ее осуществлению необходимо готовить студентов педагогических колледжей, дефектологических факультетов педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации работников образования и пр.

Теоретическую основу «Программы» составляют следую­щие положения:

- об общности основных закономерностей психического развития в норме и при патологии;

- о соотноношении первичных и вторичных отклонений в развитии нормального и аномального ребенка;

- о сензитивных этапах раз­вития психических функций;

- об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития);

- о соотноше­нии обучения и развития;

- о процессе социализации;

- о значении деятельности в развитии;

- о роли знака в «культурном» развитии ребенка (Л. С. Выготский, Т. А. Власова, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Ле­онтьев, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, Ж. И. Шиф, Д. Б. Эльконин и др.).

Следуя идее Л. С. Выготского, «Программа» предпо­лагает создание условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, за­коном развития высших психических функций). Именно это стало основной теоретической посылкой данной «Про­граммы».

«Программа образования учащихся с умеренной и тяже­лой умственной отсталостью» разработана, исходя из фило­софского понимания воздействия социальной среды на че­ловека с учетом ее многоплановости (мегасреда, макросреда, микросреда). Учитывая влияние социальной среды на че­ловека, авторы программы обращают внимание и на об­ратный процесс, то есть на воздействие личности на соци­альную среду. Для современной образовательной парадигмы характерна гуманистическая трактовка человека как субъ­екта взаимодействия с миром, а также признание ценности личности и ее безусловных прав на саморазвитие, самовос­питание, самоформирование и самореализацию.

Известно, что психическое развитие ребенка со значи­тельным снижением интеллекта в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, нежели развитие его нормально развивающихся сверстников или детей с легкой умственной отсталостью. В «Программе» отражены современные взгляды на возмож­ности психического развития детей с особыми образователь­ными потребностями в процессе специально организованно­го коррекционно-развивающего воздействия. Авторы при­держиваются оптимистической идеи о том, что учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут вос­принимать и понимать окружающий мир, однако не в со­стоянии сделать это теми способами, которыми пользуются их сверстники с нормальным развитием или дети с легкой умственной отсталостью. Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи они способны овладеть некоторыми социально-бытовыми навыками и элементарной учебной деятельностью. Содержание учебных предметов, предлагаемых в «Программе», направлено на овладение уча­щимися навыками манипулятивно-предметной, предметно­практической, игровой и учебной деятельности, элементар­ными навыками жизнеобеспечения, в том числе и средства­ми коммуникации.

«Школьные навыки» в «Программе» понимаются в ши­роком смысле, то есть не только как овладение знаниями, умениями и навыками учебной деятельности, но и как постоянное взаимодействие учащегося и учителя в специальной обогащенной предметно-развивающей среде, соответствующейего индивидуально-типологическим особенностям.

Наиболее значимыми принципами обучения являются:

- принцип природосообразности и культуросообразности;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Формами обучения при таком подходе к образовательно­му процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода,который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.

«Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» содержит пояснительную записку, изложение содержания воспитания и обучения в соответствии с учебными предметами по классам, так как традационно для школьного обучения оно ориентировано именно на обучение по классам. Понимание «класса» как возрастного этапа обучения в «Программе» носит условный характер, поскольку возраст учащихся того или иного класса может различаться, исходя из особенностей их развития и иных условий включения в образовательный про­цесс.

Содержание коррекционно-развивающей работы представлено в программе в виде тематического планирования по основным блокам обучения детей и подростков. При этом авторы учитывают практику выявления детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, нуждаю­щихся в обучении, и комплектования классов для них, а также чрезвычайное разнообразие индивидуальных раз­личий и психологической структуры нарушений при тяжёлых органических поражениях ЦНС. Таким образом, структура «Программы» отражает подход к организации к отбору содержания психолого-педагогической поддержки учащихся названной категории.

Психолого-педагогическое обследование (экспресс-диаг­ностика) проводится в начале и в конце каждого учебного года и направлено на:

- выявление коммуникативных возмож­ностей детей и подростков (использование ими невербальных и вербальных средств общения);

- степени включения в предметно-практическую деятельность;

- элементов учебной дея­тельности.

На основе полученных данных составляется психолого-педагогическая характеристика учащегося на дан­ный момент, даются рекомендации по дальнейшему обуче­нию, вносятся коррективы в индивидуальные коррекционно-­развивающие программы.

Возможность обучения учащегося с умеренной или тя­желой умственной отсталостью в классе определяется уров­нем его психофизического развития, позволяющего ему овладевать элементарными формами обучения в соответ­ствии с «Программой» в специально созданной среде, а в дальнейшем включаться в процесс социализации на доступ­ном ему уровне.

Психологическое сопровождение процесса обучения вклю­чает:

- диагностику уровня развития учащихся;

- индивидуальные и групповые занятия с учащимися;

- консультативную психологическую помощь педаго­гам;

- консультативную помощь родителям.

Важным элементом психологического сопровождения про­цесса образования детей и подростков с умеренной и тяже­лой умственной отсталостью является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении учащихся сле­дует своевременно выявлять и на их основе строить даль­нейшую работу.

Определив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, психолог может судить об уровне развития психических процессов, а также оценить зону актуального развития учащегося, что является осно­ванием для выбора содержания перспективных индивиду­альных программ.

Психологическое обследование позволяет максимально индивидуализировать программы обучения учащихся с вы­раженными нарушениями развития, сделать наглядными их успехи и четко отразить результаты усилий педагогов.

Работа в этом направлении требует оснащения соответ­ствующим психологическим инструментарием, дидактиче­скими пособиями, игровым материалом и т. п. Обязатель­ным условием работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является положительный эмоцио­нальный настрой учителя, педагога-психолога и других специалистов. В сфере деятельности педагогов невозможно получить быстрый результат, так как динамика развития учащихся разворачивается очень медленно, тем не менее, нужно учить их испытывать радость от собственной дея­тельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха. В этой многотрудной работе и педагогам, и психологам следует запастись терпением и адекватно оценивать свои усилия, методически грамотно проводить анализ своей деятельности.

Целью образовательной деятельности при реализации «Программы» является переход от достигнутого учащимся успеха к тому, что еще предстоит освоить.

В процессе занятий с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно вести записиоб их продвижении в различных аспектах обучения. Это поможет учителю, воспитателю, логопеду и другим специалистам определять задачи и содержание работы в текущий пери­од, судить об адекватности и эффективности проведенных коррекционных мероприятий. Запись достижений в тех или иных видах деятельности позволяет родителям и педагогам в наглядной форме представить реальные успехи учащихся.

При выявлении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. В качестве наиболее значимых в «Программе» выделены следую­щие уровни осуществления деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;

- самостоятельная деятельность обучающегося;

- умение учащегося исправить допущенные ошибки.

Дляконстатации показателей развития ребенка мы ре­комендуем воспользоваться примерным бланком регистра­ции содержания актуального опыта учащегося. Результаты диагностики могут быть представлены в виде психологиче­ского профиля развития учащегося (см. приложение). После выявления первоначальных умений и навыков учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для каждого из них составляется индивидуальная программа обучения.

Реализация программного содержания должна обеспе­чить, прежде всего, формирование социально-бытовых уме­ний и навыков учащихся с умеренной и тяжелой умствен­ной отсталостью. Важное условие решения этой задачи — согласованная работа учителя специальной (коррекционной) школы, воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога и специалистов детского дома-интерната.

Обязательной целью обучения в каждом классе является вовлечение учащихся, независимо от особенностей их раз­вития, в общие праздники, игры и развлечения в школе (детском доме-интернате): дни рождения детей, проводы осени, спортивные праздники и т. п.

«Программа образования учащихся с умеренной и тяже­лой умственной отсталостью» обеспечивает их развитие в соответствии с требованиями, изложенными в государ­ственном образовательном стандарте для школьных учреж­дений. При этом одним из факторов, способствующим оптимальному развитию детей и подростков в эффективном коррекционно-образовательном процессе, является предметно-развивающая среда, организованная с учетом индиви­дуальных особенностей каждого ребенка.

«Программа» адресована специалистам, участвующим в обучении и воспитании детей в школьных коррекционно-­образовательных учреждениях, в учреждениях социального обеспечения, различных социальных центрах: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, учителям музыки, инструкторам по адаптив­ной физической культуре и другим специалистам. Она рекомендуется для занятий с детьми (подростками) школьно­го возраста с выраженными нарушениями интеллектуаль­ного развития в семье. Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях в работе ПМПК при отборе детей в классы для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.