Для промежуточной аттестации обучающихся — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Для промежуточной аттестации обучающихся

2017-06-26 571
Для промежуточной аттестации обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФИЛОСОФИЯ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Курс: 2

Семестр: 3

Форма обучения: очная

Срок освоения ООП по очной форме обучения: 4 года

Курс: 1,2

Семестр: 2,3

Форма обучения: заочная

Срок освоения ООП по заочной форме обучения: 4 года

Квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Челябинск, 2016

Составитель: Клементьев А.А., кандидат философских наук, доцент

_____________ «____» ___________ 2016 г.

 

 

Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Фонд оценочных средств обсужден на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол № 01 от 31августа 2016 г.

 

Зав. кафедрой: Клементьев А.А., кандидат философских наук, доцент

_____________ «____» ___________ 2016 г.

 

 

© Российский государственный университет правосудия,

Уральский филиал, 2016.

© Клементьев А.А., 2016.

Паспорт

фонда оценочных средств по дисциплине «Философия»

 

№ п/п Код контролируемой компетенции (или ее части) Конкретные проектируемые результаты освоения дисциплины Наименование оценочного средства
  ОК-3 Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.   Знать: - характеристики и специфику мышления как отражения действительности; - основные формы абстрактного мышления; - общетеоретические и общенаучные методы мышления; - структуру деятельности как специфически человеческого способа отношения к миру; - определения понятий «смысл», «цель», «средство», соотношение обозначаемых ими сущностей. Тестовое экзаменационное задание
Уметь: - совершать стандартные мыслительные операции (операции с понятиями, построение суждений, совершение умозаключений); - использовать общетеоретические и общенаучные методы мышления; - осуществлять целенаправленную познавательную деятельность; - выбирать оптимальные пути решения поставленных познавательных задач. Практическое экзаменационное задание (анализ фрагмента текста, ответы на поставленные вопросы)
  ОК-4 Способность логически верно, аргументи-рованно и ясно строить устную и письменную речь. Знать: - предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание взаимосвязи; - основные достижения современной философии в изучении природы, общества и человека. Теоретическое экзаменационное задание. Тестовое экзаменационное задание.
Уметь: - свободно оперировать философскими понятиями и категориями в контексте обсуждаемой проблематики; - логически обосновывать и опровергать выдвинутые тезисы; - точно, непротиворечиво и последовательно выражать мысли. Теоретическое экзаменационное задание (развернутый ответ на теоретический вопрос). Практическое экзаменационное задание (анализ фрагмента текста, ответы на поставленные вопросы).
  ОК-8 Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. Знать: - предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание взаимосвязи; - основные достижения современной философии в изучении природы, общества и человека; - мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; - базовые принципы диалектического мышления; - общетеоретические и общенаучные методы мышления. Тестовое экзаменационное задание. Теоретическое экзаменационное задание (развернутый ответ на теоретический вопрос).  
Уметь: - применять философские принципы и законы в мыслительной деятельности; - мыслить диалектически; - использовать общетеоретические и общенаучные методы мышления; - свободно оперировать философскими понятиями и категориями в контексте обсуждаемой проблематики. Теоретическое экзаменационное задание (развернутый ответ на теоретический вопрос). Практическое экзаменационное задание (анализ фрагмента текста, ответы на поставленные вопросы).

 

  ОК-9 Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы. Знать: - философские идеи, раскрывающие сущность общества и культуры, механизмы взаимодействия личности и коллектива; - структуру, формы и методы научного и философского познания; - основные формы абстрактного мышления; - общетеоретические и общенаучные методы мышления. Тестовое экзаменационное задание. Теоретическое экзаменационное задание (развернутый ответ на теоретический вопрос).  
Уметь: - ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; - применять философские принципы и законы, формы и методы познания; - интерпретировать социально-культурные явления и процессы с помощью философских понятий и категорий; - давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе. Практическое экзаменационное задание (анализ фрагмента текста, ответы на поставленные вопросы).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1

1. Термин «философия» в переводе с греческого означает…

а. любовь к мудрости

б. мудрость

в. знание

г. стремление к знаниям

2. Субъективный характер знания – это признак, который…

а. объединяет науку и философию

б. отличает науку от философии

в. отличает философию от науки

г. не присущ ни науке, ни философии

3. Репродуктивный характер деятельности – это признак, который…

а. определяет искусство и философию

б. отличает искусство от философии

в. отличает философию от искусства

г. не определяет ни искусство, ни философию

4. Рефлексивное мировоззрение – это…

а. наука б. философия в. религия г. мифология

5. Предметом философии ранние греческие мыслители считали…

а. устройство мира

б. общественное сознание

в. духовный мир человека

г. систему отношений человека и окружающего мира

 

 

6. Гносеологическое направление, сторонники которого утверждают возможность познания действительности, называется…

а. скептицизм

б. агностицизм

в. пессимизм

г. познавательный оптимизм

7. Способность материи к саморазвитию утверждают сторонники философской школы…

а. метафизического материализма

б. механистического материализма

в. атомизма

г. диалектического материализма

8. Аксиология – это раздел философии, в котором изучаются…

а. проблемы морали

б. проблемы ценностей

в. проблемы мироустройства

г. проблемы человека и общества

9. Метод мышления, для которого характерно механическое смешение различных идей, мыслей, способов познания, называется…

а. софистика

б. диалектика

в. метафизика

г. эклектика

10. «Философия делает человека вполне человеком», - говорил В.С. Соловьев о том, что философия выполняет…

а. прогностическую функцию

б. методологическую функцию

в. мировоззренческую функцию

г. риторическую функцию

 

11. Конфуцианство возникает в Китае…

а. в VII в.до н.э. б. в VI в. до н.э. в. в III в. до н.э. г. в I в н.э.

12. Идеальное государство в философии Аристотеля называется…

а. монархия б. аристократия в. демократия г. полития

13. Номинализм – это вариант решения проблемы…

а. доказательства бытия Бога

б. соотношения разума и веры

в. универсалий

г. познаваемости мира

Вариант 2

1. В отличие от научной картины мира мировоззрение…

а. теоретично б. субъективно в. объективно г. рационально

2. Научное и философское знание объединяет…

а. выражение в понятиях, суждениях, умозаключениях

б. сверхопытный характер

в. общеобязательность

г. систематизированность

3. В отличие от искусства философия…

а. обсуждает мировоззренческие проблемы

б. выражается в теоретической форме

в. сохраняет актуальность своих творений

г. отражает субъективные воззрения

4. Способ восприятия окружающего мира, характерный для религиозного мировоззрения – это…

а. рациональность б. образность в. вера г. любовь

5. Философские проблемы не являются…

а. разрешимыми

б. всегда актуальными

в. сочетающими теоретический и практический компоненты

г. мировоззренческими

6. Идеализм – это философское направление, сторонники которого утверждают, что…

а. мир закономерен

б. мир является продуктом саморазвития материи

в. мир непознаваем

г. мир порожден духовным первоначалом

7. Философская школа – это подразделение, возникающее в результате ответа на…

а. сложный философский вопрос

б. частный философский вопрос

в. глобальный философский вопрос

г. интересный философский вопрос

8. Раздел философии, в котором мир исследуется с точки зрения прекрасного и безобразного, называется…

а. эстетика б. философия искусства в. аксиология г. этика

9. Признание внутренних противоречий причиной саморазвития вещей и явлений…

а. объединяет диалектику и метафизику

б. отличает диалектику от метафизики

в. отличает метафизику от диалектики

г. не присуще ни диалектике, ни метафизике

10. Разрабатывая варианты решения глобальных проблем, философия выполняет…

а. прогностическую функцию

б. методологическую функцию

в. риторическую функцию

г. мировоззренческую функцию

11. «Благородные истины» сформулировал…

а. Конфуций б. Будда в. Лао-Цзы г. Махавира Джина

12. Досократический этап античной философии датируется…

а. VII - VI вв. до н.э. б. V – IV вв. до н.э. в. III – I вв. до н.э. г. I – V вв. н.э.

13. Искусство чтения Библии называется…

а. патристика б. теургия в. библиофилия г. экзегетика

14. В эпоху Возрождения распространяется взгляд на устройство мира, который называется…

а. атеизм б. теизм в. пантеизм г. деизм

15. В XVII веке важнейшей для философии стала проблема…

а. Бога б. человека в. познания г. бытия

16. Не является представителем французского Просвещения…

а. Д. Дидро б. Ф. Вольтер в. И. Фихте г. Ш. Монтескье

17. «Все разумное - действительно, все действительное – разумно». Так Г. Гегель выразил основную идею…

а. классической философии

б. неклассической философии

в. диалектической философии

г. натуралистической философии

18. Ф. Ницше был сторонником…

а. рационализма б. панлогизма в. иррационализма г. сенсуализма

19. «Логико-философский трактат» - это работа…

а. З. Фрейда б. Э. Фромма в. Л. Витгенштейна г. А. Камю

20. Сущностной характеристикой отечественной философии не является…

а. антропоцентризм

б. иррационализм

в. панморализм

г. рационализм

21. Сущность человека составляет совокупность всех общественных отношений, - утверждал…

1) Карл Маркс

2) Аврелий Августин

3) Зигмунд Фрейд

4) Николай Бердяев

22. Формационная концепция исторического развития считает субъектом истории…

1) все человечество

2) отдельные культуры

3) отдельные цивилизации

4) отдельные социальные группы

23. В понятии насилия существенно важным является то, что…

1) то, что одна воля подчиняет себе другую

2) то, что это осуществляется путем внешне ограничивающего воздействия, физического насилия

3) и одно, и другое

4) ни одно, ни другое

 

24. Не является специфически этическим понятие…

1) «добро» 2) «зло» 3) «справедливость» 4) «истина»

25. Определение религии как сущностной черты человека принадлежит…

1) французским просветителям

2) иррационалистам XIX века

3) философам-марксистам

4) христианским антропологам

26. Процесс познания не является предметом изучения…

1) эпистемологии

2) гносеологии

3) аксиологии

4) теории познания

27. К сфере рационального в познавательной деятельности не относится…

1) понятие 2) суждение 3) интуиция 4) умозаключение

28. Наука о формах и законах правильного мышления называется…

1) гносеология 2) эпистемология 3) логика 4) психология

29. Форма научного знания, включающая совокупность законов, описывающих фрагмент реальности, называется…

1) теория 2) научная картина мира 3) закон 4) факт

30. Философское учение о будущем называется…

1) футурология

2) астрология

3) гипостазирование

4) проблематизирование


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Фрагмент № 1.

«Рассуждения тех, кто проповедовал акаталепсию, и наш путь в истоках своих некоторым образом соответствуют друг другу. Однако в завершении они бесконечно расходятся и противополагаются одно другому. Те просто утверждают, что ничто не может быть познано. Мы же утверждаем, что в природе тем путем, которым ныне пользуются, немногое может быть познано. Те в дальнейшем рушат достоверность разума и чувств, мы же отыскиваем и доставляем им средства помощи.

Идолы и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укрепились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине, но, если даже вход ей будет дозволен и предоставлен, они снова преградят путь при самом обновлении наук и будут ему препятствовать, если только люди, предостереженные, не вооружатся против них, насколько возможно.

Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того, чтобы изучать их, дадим им имена. Назовем первый вид идолами рода, второй – идолами пещеры, третий – идолами площади и четвертый – идолами театра…

Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени или самом роде людей, ибо ложно утверждение, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам…

Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей. Эти идолы мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, идолами площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум…

Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры… При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности…»

Бэкон Ф. «Новый Органон»

Задания к тексту.

1. Что такое «акаталепсия»? Опираясь на знания, полученные при изучении дисциплины, приведите синоним этого термина.

2. Что такое идолы рода? Приведите пример проявления идолов рода.

3. Что такое идолы пещеры? Приведите пример проявления идолов пещеры.

4. Что такое идолы площади? Приведите пример проявления идолов площади.

5. Что такое идолы театра? Приведите пример проявления идолов театра.

Фрагмент № 2.

«Задача наук – проникнуть во все отношения внешних предметов и явлений с тем, чтобы вполне подчинить их управлению человека. Задача искусств – пользуясь результатами познания и науки, искусственно воспроизвести действительные или только возможные отношения вещей с целью удовлетворить высшим субъективным потребностям человеческой природы, то есть потребностям чувства. Науки – это анализ, основа их – усвоение, орудие – наблюдение; искусства – это синтез, их основа – творчество, орудие – воображение. Эти черты слишком существенны, чтобы их можно было смешивать.

Выяснив в точности отношение искусства и науки, уже нетрудно прийти к выводу, что философия как синтез, как отражение субъективного, как результат творчества и есть искусство, а не наука. Такая перемена клички не сводится лишь к простому спору о словах: она способна произвести коренной переворот во взглядах на философию. Все недостатки, в которых упрекали эту последнюю, пока считали ее за науку, окажутся естественными ее свойствами и отчасти даже достоинствами, с той минуты, как она признана будет ветвью искусства. Общество сейчас же примирится с философией и философами, как скоро узнает в этих последних братьев поэтов и художников, которые не истину должны ему открывать, а только изображать перед ним внутренний мир человеческого сознания с его высшими потребностями, влечениями и идеалами. То, что должно быть, а не то, что есть – вот что раскрывает философия. Из абсолютных ее истины делаются относительными, противоречия и разногласия становятся в ней естественными и даже неизбежными, служа признаком уже не бедности, а богатства; наконец, дилетантизм многих философов в науках делается вещью извинительной и понятной: в деле творчества талант и гений всегда еще важнее, чем положительные знания, хотя известная доля последних, конечно, необходима.

… Откажемся же от тысячелетней иллюзии, что философия есть наука, и преклонимся перед нею в новой, более идущей к ее лицу одежде. С тем вместе перестанем верить в абсолютную цену ее созданий и ожидать, что она откроет нам тайну мироздания. Этой цели через сотни или тысячи лет достигнет, быть может, настоящая наука в ее медленном поступательном движении. К философии же станем прислушиваться с вниманием, как к вечно юной изобразительнице нашей внутренней жизни и выразительнице высших потребностей нашего чувства. Без чувства жить нельзя – будем же сознательно платить ему дань в этой, хотя и старой, но до сих пор неверно понятой форме».

Грот Н.Я. «Философия как ветвь искусства»

Задания к тексту.

1. Выделите из текста две любые противоположные характеристики науки и искусства. Придумайте пример, иллюстрирующий это теоретическое положение.

2. «Философия … есть искусство, а не наука». Опираясь на текст, приведите один аргумент в пользу этого тезиса.

3. «То, что должно быть, а не то, что есть – вот что раскрывает философия». Объясните смысл этого высказывания.

4. Сформулируйте определение философии, выражающее позицию автора.

5. Можно ли назвать автора текста иррационалистом? Опираясь на знания, полученные при изучении дисциплины, аргументируйте ответ.

Фрагмент № 3.

«Если в каком-нибудь теле философы признают такое же стремление к покою, как к движению, то это, по-видимому, объясняется тем, что они рассматривают материю как нечто однородное, абстрагируются от всех ее существенных свойств, смотрят на материю как на нечто не изменяющееся в тот почти неделимый момент, в течение которого она является объектом умозрения; они рассуждают о состоянии покоя одного агрегата относительно другого, забывая, что, в то время как они рассуждают о безразличии тела к движению и покою, глыба мрамора стремится к разложению, мысленно уничтожаются и общее движение, одушевляющее все тела, и их частное воздействие друг на друга, в результате которого все тела разрушаются; это кратковременное безразличие, само по себе мнимое, не подрывает законов движения.

Тело, по мнению некоторых философов, само по себе бездеятельно и лишено силы; это ужасная ошибка, идущая вразрез со всякой здравой физикой, со всякой здравой химией: тело преисполнено деятельности и силы и само по себе, и по природе своих основных свойств, рассматриваем ли мы его отдельные молекулы или всю массу.

К этому добавляют: чтобы представить себе движение, надо вне существующей материи вообразить силу, на нее воздействующую. Это не так: молекула, наделенная свойством, присущим ее природе, сама по себе есть деятельная сила. Она воздействует на другую молекулу, в свою очередь воздействующую на нее. Все эти ложные умозаключения основываются на ошибочном представлении об однородности материи. Вы так хорошо представляете себе материю в состоянии покоя, а можете ли вы себе представить огонь в состоянии покоя? В природе все преисполнено разнообразной деятельности, подобно этому скоплению молекул, называемому вами огнем. В этом скоплении, которое вы называете огнем, у всякой молекулы своя природа, свое действие.

Таково истинное различие между покоем и движением. Абсолютный покой есть абстрактное понятие, в природе его не существует; движение есть такое же реальное свойство, как длина, ширина и глубина. Мне нет дела до того, что происходит у вас в голове. Мне безразлично, рассматриваете ли вы материю как однородную или как неоднородную. Какое мне дело до того, что, абстрагируясь от качеств материи и считаясь только с ее бытием, вы берете ее в состоянии покоя? Какое мне дело до того, что исходя из этого, вы ищете причину, приводящую ее в движение? Делайте с математикой и с метафизикой все, что вам угодно; но я — физик и химик; я беру тела такими, каковы они в природе, а не в моей голове; для меня они существующие, разнообразные тела, наделенные свойствами и действующие друг на друга; в природе они взаимодействуют так же, как и в лаборатории, где искра вблизи трех соединенных молекул селитры, угля и серы не может не вызвать взрыва».

Дидро Д. «Философские принципы

относительно материи и движения».

Задания к тексту.

1. К какому философскому течению принадлежит автор: механистическому материализму или диалектическому материализму? Аргументируйте ответ.

2. Каким способом мышления пользуется автор: диалектическим или метафизическим? Аргументируйте ответ.

3. Исходя из содержания и смысла текста, дайте определение понятия «движение».

4. Сторонником какого направления является автор текста: эмпиризма или рационализма? Аргументируйте ответ.

5. Опираясь на знания, полученные при изучении дисциплины, укажите, к какому историческому типу философии относится автор.

Фрагмент № 4.

«Надо знать, что с врагом можно бороться двумя спосо­бами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как пер­вого часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя. Не это ли иносказательно внушают нам античные авторы, повествуя о том, как Ахилла и прочих героев древности отдавали на воспитание кентавру Хирону, дабы они приобщились к его мудрости?...

Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса волков, сле­довательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обой­ти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков... Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество: сколько мирных до­говоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь при­крыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.

Из близких по времени примеров не могу умолчать об одном. Александр VI всю жизнь изощрялся в обманах, но каждый раз находились люди, готовые, ему верить. Во всем свете не было человека, который бы так клятвенно уверял, так убедительно обещал и так мало заботился об исполнении своих обещаний. Тем не менее, обманы всег­да удавались ему, как он желал, ибо он знал толк в этом деле. Отсюда следует, что государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклон­но им следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ими — полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо.

Итак, государь должен бдительно следить за тем, чтобы с языка его не сорвалось слова, не исполненного пяти названных добродетелей. Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстанет как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно бла­гочестие. Ибо люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками — немногим. О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату; поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом…»

Макиавелли Н. «Государь»

Задания к тексту.

1. Опираясь на текст, докажите, что Н. Макиавелли – типичный мыслитель эпохи Возрождения.

2. Можно ли назвать Н. Макиавелли эмпириком? Опираясь на знания, полученные при изучении дисциплины, аргументируйте ответ.

3. Опираясь на текст, укажите, какими характеристиками должен обладать государь?

4. Опираясь на текст, укажите какие качества подданных использует государственная власть?

5. Сформулируйте определение «макиавеллизма» как философско-политической позиции.

Фрагмент № 5.

«Итак, дело обстоит следующим образом: определённые индивиды, определённым образом занимающиеся производственной деятельностью, вступают в определённые общественные и политические отношения... Общественная структура и государство постоянно возникают из жизненного процесса определённых индивидов – не таких, какими они могут казаться в собственном или чужом представлении, а таких, каковы они в действительности, т. е. как они действуют, материально производят и, следовательно, как они действенно проявляют себя в определённых материальных, не зависящих от их произвола границах, предпосылках и условиях.

Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни... То же самое относится к духовному производству, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и т. д. того или другого народа… Сознание [das Bewustsein] никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [das bewuste Sein], а бытие людей есть реальный процесс их жизни.

В прямую противоположность немецкой философии, спускающейся с неба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо, т. е. мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют себе, — мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса… Таким образом, мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нет развития; люди, развивающие своё материальное производство и своё материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также своё мышление и продукты своего мышления…

Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. При первом способе рассмотрения исходят из сознания, как если бы оно было живым индивидом; при втором, соответствующем действительной жизни, исходят из самих действительных живых индивидов и рассматривают сознание только как их сознание. Этот способ рассмотрения не лишён предпосылок… Его предпосылками являются люди, взятые не в какой-то фантастической замкнутости и изолированности, а в своём действительном, наблюдаемом эмпирически, процессе развития, протекающем в определённых условиях…

Отсюда следует, что определённый способ производства или определённая промышленная ступень всегда связаны с определённым способом совместной деятельности, с определённой общественной ступенью, – самый этот способ совместной деятельности есть «производительная сила», – что совокупность доступных людям производительных сил обусловливает общественное состояние и что, следовательно, «историю человечества» всегда необходимо изучать и разрабатывать в связи с историей промышленности и обмена».

Маркс К., Энгельс Ф. «Немецкая идеология»

Задания к тексту.

1. Назовите философское направление, к которому принадлежат авторы текста.

2. Сформулируйте основной тезис, который доказывают авторы.

3. В чем суть «способа рассмотрения», который критикуют К. Маркс и Ф. Энгельс?

4. Каковы предпосылки материалистического рассмотрения истории, которое обосновывают авторы?

5. Что, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, является движущей силой исторического развития?

Фрагмент № 6.

«То, что существует для меня благодаря деньгам, то, что я могу оплатить, т.е. то, что могут купить деньги, это – я сам, владелец денег. Сколь велика сила денег, столь велика и моя сила. Свойства денег суть мои – их владельца – свойства и сущностные силы. Поэтому то, что я есть и что я в состоянии сделать, определяется отнюдь не моей индивидуальностью. Я уродлив, но я могу купить себе красивейшую женщину. Значит, я не уродлив, ибо действие уродства, его отпугивающая сила, сводится на нет деньгами... Я плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек, но деньги в почете, а значит в почете и их владелец… Я скудоумен, но деньги – это реальный ум всех вещей, – как же может быть скудоумен их владелец? И разве я, который с помощью денег способен получить все, чего жаждет человеческое сердце, разве я не обладаю всеми человеческими способностями? Итак, разве мои деньги не превращают всякую мою немощь в ее прямую противоположность?..

Извращение и смешение всех человеческих и природных качеств, братание невозможностей, – эта божественная сила денег – кроется в сущности денег как отчужденной, отчуждающей и отчуждающейся родовой сущности человека. Они – отчужденная мощь человечества. То, чего я как человек не в состоянии сделать, т.е. чего не могут обеспечить все мои индивидуальные сущностные силы, то я могу сделать при помощи денег. Таким образом, деньги превращают каждую из этих сущностных сил в нечто такое, чем она сама по себе не является, т.е. в ее противоположность.

Когда мне хочется какого-нибудь кушанья или когда я хочу воспользоваться почтовой каретой, ввиду того что я недостаточно силен, чтобы проделать путь пешком, то деньги доставляют мне и кушанье и почтовую карету, т.е. они претворяют и переводят мои желания из чего-то пребывающего в представлении, из их мыслимого, представляемого, желаемого бытия в их чувственное, действительное бытие, из представления в жизнь, из воображаемого бытия в бытие реальное. В качестве такого опосредствования деньги – это подлинно творческая сила.

Спрос имеется, конечно, и у того, у кого нет денег, но такой спрос есть нечто пребывающее только в представлении, нечто не оказывающее на меня, на другого, на третьего никакого действия, нечто лишенное существования и, следовательно, остающееся для меня самого чем-то недействительным, беспредметным…

Если у меня нет денег для путешествия, то у меня нет и потребности, т.е. действительной и претворяющейся в действительность потребности в путешествии. Если у меня есть призвание к научным занятиям, но нет для этого денег, то у меня нет и призвания, т.е. действенного, настоящего призвания к этому. Наоборот, если я на самом деле не имею никакого призвания к научным занятиям, но у меня есть желание и деньги, то у меня есть к этому действенное призвание. Деньги … являются, следовательно, всеобщим извращением индивидуальностей, которые они превращают в их противоположность и которым они придают свойства, противоречащие их действительным свойствам.

В качестве этой извращающей силы деньги выступают затем и по отношению к индивиду и по отношению к общественным и прочим связям, претендующим на роль и значение самостоятельных сущностей. Они превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, порок в добродетель, раба в господина, господина в раба, глупость в ум, ум в глупость».

Маркс К. «Экономическо-философские рукописи 1844 года»

Задания к тексту.

1. Объясните смысл высказывания: «Деньги – это всеобщее извращение индивидуальностей».

2. Приведите собственный пример извращающего действия денег.

3. В чем суть не извращенного, а настоящего, подлинного отношения человека к миру?

4. К какому разделу философии может быть отнесен данный текст? Почему?

5. Исходя из содержания текста, объясните, почему Маркса называют предшественником экзистенциализма?

Фрагмент № 7.

«Но во всей этой сложной системе средств, определивших в порядке исторических явлений рождение Мессии, для любви в собственном смысле не было места; она, конечно, встречается в Библии, но лишь как факт самостоятельный, а не как орудие христогонического процесса. Священная книга не говорит, женился ли Авраам на Саре в силу пламенной любви, но, во всяком случае, Провидение ждало, когда эта любовь совершенно остынет, чтобы от столетних родителей произвести дитя веры, а не любви. Исаак женился на Ревекке не по любви, а по заранее составленному решению и плану своего отца. Иаков любил Рахиль, но эта любовь оказывается ненужной для происхождения Мессии. Он должен произойти от сына Иакова – Иуды, который рождается не Рахилью, а нелюбимою мужем Лией. Сам Иуда для произведения дальнейших предков Мессии должен помимо своего прежнего потомства на старости лет соединиться с невесткою своею Тамарой. Так как подобное соединение вовсе не было в порядке вещей и не могло бы произойти при обыкновенных условиях, то цель достигается посредством крайне странного приключения, весьма соблазнительного для поверхностных читателей Библии. Ни о какой любви в этом приключении не может быть и речи. Не любовь соединяет иерихонскую блудницу Рахаб с пришельцем евреем; она сначала отдается ему по св


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.