Вопрос № 13. Рассказать о «борьбе миров» (теме гражданской войны и революции) в поэме А. Блока «Двенадцать» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Вопрос № 13. Рассказать о «борьбе миров» (теме гражданской войны и революции) в поэме А. Блока «Двенадцать»

2017-06-19 376
Вопрос № 13. Рассказать о «борьбе миров» (теме гражданской войны и революции) в поэме А. Блока «Двенадцать» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Алеександр Александрович Блок (1880 – 1921)

Александр Блок – поэт-символист, драматург. Происходил из семьи русских интеллигентов – учёных (отец и дед – профессора русских университетов).

Блок формировался как поэт под влиянием русской романтической поэзии (Жуковский, Тютчев, Фет).

Вошёл в русскую литературу в начале 1900-х годов как поэт-символист (цикл «Стихи о Прекрасной Даме»). В дальнейшем в его творчестве усиливались мотивы гражданственности, служения поэзии обществу. Постепенно он всё больше осознавал российскую действительность как «страшный мир» («Страшный мир» - название одного из циклов его стихотворений).

В 1917 году Блок принял Октябрьскую революцию. Он воспринимал её как событие неизбежное и обновляющее. Не уехал за границу и даже пробовал служить Советской власти – власти большевиков.

В 1918 году создаёт своё знаменитое произведение – поэму «Двенадцать». Большевики приняли «Двенадцать» восторженно, не совсем осознав всю глубину поэмы, которая, по сути, стала предупреждением Советской власти.

Отношение автора к «Двенадцати» стало неоднозначным. С одной стороны, закончив поэму, он написал в своём личном дневнике: «Сегодня я гений!» Но, с другой стороны, позднее Блок всё больше отдалялся от своего произведения, воспринимал его неприязненно, словно отрекаясь.

Действие поэмы происходит в революционном Петрограде (1917 – 1918 годы). Герои произведения – это революционный патруль, двенадцать красногвардейцев, которые (якобы) охраняют ночной город.

Название поэмы можно воспринимать многозначно:

- двенадцать – количество глав в поэме;

- двенадцать – количество красногвардейцев (патруль);

- двенадцать – это ночное время, точка отсчёта;

- двенадцать – это двенадцать апостолов Христа.

Скорее всего, в поэме проявляется каждое из этих значений.

Несмотря на малый объём, «Двенадцать» можно назвать эпическим произведением: 1) здесь изображается важнейший период в истории народа (Октябрьская революция 1917 года); 2) поэма насыщена образами разных представителей народа.

Каждое слово в произведении наполнено многими символическими смыслами, начиная с названия.

Из главы 1:

Чёрный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всём божьем свете!

Знаменитое начало поэмы – как концентрированный образ революционной эпохи, наполненной противоборством двух сил (чёрный – белый), стихийными событиями (стихия революционного ветра). Революционная стихия охватила «весь божий свет». Позже в той же поэме прозвучит:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем.

Мировой пожар в крови.

Господи, благослови!

В начале поэмы автор не скрывает своей антипатии к врагам революции. Взгляд автора словно совпадает со взглядом красногвардейцев:

«Товарищ! Гляди

В оба!»

Чёрный вечер, чёрное небо, чёрная злоба – образы из поэмы. Эпоха ненависти – взаимной озлобленности:

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Чёрная злоба, святая злоба…

Сюжет поэмы сконцентрирован в трагическом событии: один из красногвардейцев, Петруха, убивает из ревности свою возлюбленную – Катьку- и её знакомого (кавалера) Ваньку. Петруха, Катька и Ванька – обычный любовный треугольник. Но Петруха расправляется с соперником, прикрываясь своими новыми революционными правами – из оружия, данного ему для защиты народа, а не для расправы.

И опять идут двенадцать,

За плечами – ружьеца.

Лишь у бедного убийцы

Не видать совсем лица…

И далее:

«Эх, эх!

Позававиться не грех!»

Так революционный патруль превращается в городских бандитов, которым всё позволено.

В главе 11 подводится своеобразный итог событиям:

И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

Своеобразно завершение поэмы – глава 12.

…Так идут державным шагом –

Позади – голодный пёс.

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Образ Христа в конце поэмы вызывает больше всего споров и разногласий. Зачем здесь Христос? Ког он символизирует? Кого оберегает? Почему он идёт «с кровавым флагом»? Сам автор ответа на эти вопросы не даёт.. Думается, что «кровавый флаг» в руках Христа – это предупреждение Блока всем последующим поколениям.

 

Вопрос № 14. Рассказать о «музыке революции» в творчестве В. Маяковского


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.