Проект социализации детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Проект социализации детей дошкольного возраста

2017-06-26 1824
Проект социализации детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дисциплина «Теории и технологии социализации детей»

 

ПРОЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(область социальной действительности «Предметный мир»)

 

Выполнил:

Шелоухова М. Н.

ППОбз-1301

 

Преподаватель:

Ценёва М.А., ст. преподаватель кафедры

дошкольной педагогики и психологии

 

Тольятти-2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Проект диагностики социального развития детей дошкольного возраста
1.1 Семиотический аспект диагностики
1.1.1 Описание объекта социальной действительности
1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста
1.2. Технический аспект диагностики
1.2.1 Диагностическая карта
1.2.2 Описание диагностических методик
1.3. Логический аспект диагностики 1.3.1 Форма индивидуального протокола диагностики социального развития ребенка дошкольного возраста
2. Проект социализации детей дошкольного возраста
2.1 Актуальность проекта
2.2 Целевой компонент
2.3 Процессуальный компонент
2.4 Условия реализации проекта

 

 

ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ

Описание объекта социальной действительности

Предметный мир как объект социальной действительности – это Предметный мир (предметы, объекты) имеет в жизни ребенка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение.

 

1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста (на примере области социальной действительности «Предметный мир»)

Могут быть выделены на основе одного из 3-х подходов.

Подход I – подход Е.В. Субботского:

вербальный критерий Позитивное отношение к окружающему миру, происхождении предметов рукотворного мира.

реальный критерий Овладение способами действия разного характера с предметным миром, стремление к творческому преобразованию предметного мира

ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ

Диагностическая карта

Таблица 1 – Диагностическая карта

Критерии Показатели Диагностические методики
1. Эмоционально - оценочное восприятие. Позитивное отношение к окружающему миру   наличие знаний, направленных на познание окружающего мира (познавательных и интеллектуальных). самостоятельности;   Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной
происхождении предметов рукотворного мира Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина).
наличие умений, направленных на познание окружающего мира самостоятельности; Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В. Дыбина).  
2. Овладение способами действия разного характера с предметным миром - наличие знаний, направленных на познание окружающего мира (познавательных и интеллектуальных). самостоятельности;   Методика «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина).
-умение использовать предмет в качестве заместителя Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной).
-умение проггназировать Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина).
3.стремление к творческому преобразованию предметного мира -проявление желания совершенствовать и преобразовывать предмет Методика «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина).
-умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В
- степень самостоятельности при составление замысла Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина).

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.

В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.

Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.

Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.

По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…

Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.

Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.

Спонтанно-исследовательский.

Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.

Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).

Вариативный.

Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.

Преобразующий.

Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий.

Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

 

 

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель проектируемого процесса – Расширять знания о предметах окружающего мира. Дать новую информацию об эл. приборах, механизмах, орудиях труда. С помощью дидактических игр, разнообразных по форме, которые проводятся с предметами, картинками, игрушками, отражать научно-технический прогресс. Воспитывать желание изучать и создавать эл. приборы, бережно к ним относиться.

 

Задачи проектируемого процесса:

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта:

1.1 Выявить и закрепить знания детей о предметах окружающего мира.

1.2 Формировать у детей представления о мире людей, природы.

1.3Формировать у детей представления предметным миром.

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционально-оценочного опыта:

2.1Стимулировать эмоционально-положительное отношение представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Развивать эмоциональную отзывчивость в процессе ознакомления с родным городом.

2.3 Воспитывать умение видеть красоту предметного мира.

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта деятельности:

3.1 Побуждать высказывать собственное мнение об окружающей действительности.

3.2 Развивать связную монологическую речь в процессе составления описательного рассказа о предметах будущего.

3.3 Развивать мелкую моторику в процессе моделирования.

3.4 Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.


 

 

2.3 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Этап Цель / задачи Способы и формы работы Результат
продукт эффект
мотивационный Цель: Расширять знания о предметах окружающего мира. Задачи: - правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру. - вызвать эмоционально-положительное отношение детей к изучению предметного мира. - показ слайдов, презентаций; - чтение художественной литературы; - беседы; - рассматривание иллюстраций, картин, фотоальбомов; - показ видеофильма. - конспекты бесед; - проведение выставки фотографий и иллюстраций на тему «Окружающий мир»; - подборка слайдов, презентаций. - интерес детей к предметам прошлого, истории; - научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру.
Содержательно-деятельностный Цель: формировать у детей представления об предметах которые окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Задачи: знать предметы, которыми ребенок не действует. Предметы, которыми он постоянно пользуется. Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей.   - вызвать у детей интерес к изучению сущность предмета; - воспитывать бережное отношение к предметам; - вызвать у детей желание рассказывать об окружающем мире. - организация экскурсий в музеи, посвященные предметы прошлого; - Приобщение к современному миру, приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых - умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их - умение называть предметы, сделанные руками взрослых; - понимание детьми выражения «предметы, сделанные руками человека»;   - создание картотеки из фотографий, открыток, буклетов и рассказов, посвященному предметному миру; - конспекты рассказов о что предмет расскажет о себе; - выставка рисунков по теме «Наши домашние помощники». - наличие представлений о достопримечательностях родного города; - наличие знаний о том, как необходимо беречь красоту родного города; - наличие представлений об истории родного города, его прошлом и настоящем; - наличие желания и умения рассказывать о своем родном городе; - сформирован интерес к изучению памятных мест; - сформировано желание изучать историю родного города; - бережное отношение к родному городу.
рефлексивный Цель: побуждать детей применять полученные знания в повседневной жизни. Задачи: - побуждать детей применять полученные знания в подвижных, дидактических играх, в продуктивных видах деятельности; - побуждать детей заботиться об окружающим мире; - закреплять полученные знания детей. - создание выставки книг, рисунков предметов; - изготовление альбомов, буклетов. - чтение художественной литературы; - проведение викторины «Что я знаю о предметном мире!»   - проведение выставки рисунков «о предметном мире»; - результаты викторины «Что я знаю о предметном мире;   - закрепление знаний о предметном мире; - войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Кадровые условия: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, работники музея, экскурсовод.

 

2. Материально-технические условия: компьютер, проектор, видео и аудиоматериалы, интерактивная доска, фотографии предметного мира, дидактическая игра.

 

3. Организационные условия: непосредственно - образовательная совместная деятельность детей и воспитателя, организация предметно-развивающей среды; разработка конспектов бесед, экскурсий, викторины; разработка конспектов; организация, координация и контроль реализации проекта.

 

4. Информационные условия:

ЛИТЕРАТУРА

Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина / Отв. ред.: О.В. Дыбина. - М.: Сфера, 2012. - С. 3-180.

Елкина, Н.В. Учим детей наблюдать [Текст] / Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. - Ярославль: Академия развития, 2010. - С. 42-57.

Зарипова, А. Элементарная Познавательная деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание.- 2013.- № 7. -С. 43-48.

Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] /А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. С. 35-45.

Николаева, Э.Ф., Мир вокруг нас: ознакомление дошкольников с неживой природой. Программа и методическое руководство по развитию познавательной активности детей при ознакомлении с основами естественнонаучных знаний [Текст] / Э.Ф. Николаева, О.В. Илларионова, Р.В. Блохина. - Тольятти, 2012. – С. 3-12.

Перельман, Я.И. Занимательные задачи и опыты [Текст] /Я.И. Перельман. - М.: Просвещение, 2012.-С. 12-84.

Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] /Н.Н. Поддъяков.-М.: АСТ, 2011. - С. 25-47.

Прохорова, Л.Н. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира [Текст] / Л.Н. Прохорова, Т.А. Балакшина // Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2011.-215с.

Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2012. - С.74-118.

Щербакова, Е. вопросу о развитии познавательной активности //Дошкольное воспитание [Текст] / Е. Щербакова, В. Голицын.- 2013.- № 10.-С. 15-19.

 

 


 

 

 

Дисциплина «Теории и технологии социализации детей»

 

ПРОЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(область социальной действительности «Предметный мир»)

 

Выполнил:

Шелоухова М. Н.

ППОбз-1301

 

Преподаватель:

Ценёва М.А., ст. преподаватель кафедры

дошкольной педагогики и психологии

 

Тольятти-2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Проект диагностики социального развития детей дошкольного возраста
1.1 Семиотический аспект диагностики
1.1.1 Описание объекта социальной действительности
1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста
1.2. Технический аспект диагностики
1.2.1 Диагностическая карта
1.2.2 Описание диагностических методик
1.3. Логический аспект диагностики 1.3.1 Форма индивидуального протокола диагностики социального развития ребенка дошкольного возраста
2. Проект социализации детей дошкольного возраста
2.1 Актуальность проекта
2.2 Целевой компонент
2.3 Процессуальный компонент
2.4 Условия реализации проекта

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.