Учение как деятельность. Структура учебной деятельности. Психологические компоненты. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Учение как деятельность. Структура учебной деятельности. Психологические компоненты.

2017-06-19 501
Учение как деятельность. Структура учебной деятельности. Психологические компоненты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

.Учебная деятельность – это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и труд, учебная деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами. Любая деятельность – это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. кроме практической деятельности, человек способен ещё осуществлять особую гностическую (познавательную) деятельность. Цель её – познание окружающего мира. Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов (по Б.А. Сосновскому):

учебные ситуации и задачи – как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися;

учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;

контроль - как соотношение действия и его результата с заданными образцами;

оценка – как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы. В учебной деятельности присутствуют многие психологические компоненты:

- мотив (внешний или внутренний), соответствующее желание, интерес, положительное отношение к учению;

- осмысленность деятельности, внимание, сознательность, эмоциональность, проявление волевых качеств;

- направленность и активность деятельности, разнообразие видов и форм деятельности: восприятие и наблюдение как работа с чувственно представленным материалом; мышление как активная переработка материала, его понимание и усвоение (здесь же присутствуют и разнообразные элементы воображения); работа памяти как системного процесса, состоящего из запоминания, сохранения и воспроизведения материала, как процесса, неотрывного от мышления;

- практическое использование приобретенных знаний и умений в последующей деятельности, их уточнение и корректировка.

17.Проектирование образовательной модели в ДОУ, начальной и основной школе на основании фгос

 

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных. Социально-политических. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Переход ДОУ на проектный метод деятельности осуществляется по следующим этапам:

• Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования

• Комплексные тематические занятия.

• Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга)

• Метод проектов.

Цель проектного метода в ДОУ: развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ;

- духовно-нравственное развитие и воспитание

Стандарт является основой для:

-разработки примерных основных образовательных программ;

- разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

- организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

- разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

- осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

- проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

- построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

- организации деятельности работы методических служб;

- аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

- организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

 

18. Теоретические основы проектирования и моделирования в деятельности педагога. Понятие образовательная концепция и модель ДОУ, образовательная концепция м модель начальной школы, образовательная концепция и модель основной школы.

Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. Для описания эффективности моделирования в педагогику было введено специальное понятие – педагогическая валидность, которое близко к достоверности, адекватности, но не тождественно им. У педагогического моделирования есть "термин-партнер", часто сопровождающий его в научных текстах, – проектирование. Во-первых, проект – это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа.

Во-вторых, проект понимают как некоторую акцию, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или в организационную форму целенаправленной деятельности. И третье значение проекта - деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели.

Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта/субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности.

 

19.ФГОС как методологическая рамка реализации концепции непрерывного образования.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативно – правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Требования к результатам освоения ФГОС – требования к результатам освоения; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы.

20.Основная образовательная программа. Рабочая образовательная программа.

Основная образовательная программа (ООП) – программа, определяющая цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на определенной ступени общего образования; направленная на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся; обеспечивающая социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Результат освоения основной образовательной программы – личностный результат, метапредметный результат, предметный результат.

Личностный результат – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.; индивидуальные психологические характеристики личности.

Метапредметный результат – освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД) (познавательные, регулятивные, коммуникативные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметный результат – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Рабочая программа- это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, форумы, методы, и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения. Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекса.

 

21. Методы обучения как средства достижения рез-в подготовки детей. Понятие метод, прием обучения.

методы обучения- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

классификация методов:

· по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

o лекция;

o беседа;

o рассказ;

o инструктаж;

· по источнику получения знаний:

o словесные;

o наглядные:

§ демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

§ использование технических средств;

§ просмотр кино- и телепрограмм;

o практические:

§ практические задания;

§ тренинги;

§ деловые игры;

§ анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;

· по степени активности познавательной деятельности учащихся:

o объяснительный;

o иллюстративный;

o проблемный;

o частичнопоисковый;

o исследовательский;

· по логичности подхода:

o индуктивный;

o дедуктивный;

o аналитический;

o синтетический.

Метод обучения – совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения.

Прием - это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность. Так, в практике обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств, механизмов.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.