Композиторов по признакам их темпераментов — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Композиторов по признакам их темпераментов

2017-06-26 277
Композиторов по признакам их темпераментов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нейротизм

Стабильность

_ 6_____________4__

__ ______

_

)_$__ __2___ _

_ 6___________4__

_______

_

)_$__ __!_____

_ 6_____________4__

__8______

_

)_$__ __%__ __

?2____?_

_ 6__________4__

__8______

_

)_$__ __4 ___

Мажор

Медленно Быстро

Интро_

версия

Экстра_

версия

Медлен_

но

Быстро

$____ __?_____'_ #________ #_________ ______________ ________

"_"

(__) *_ _________ ______________ ________

"_+

Архетипы К. Юнга можно рассматривать как ди_

хотомию, в которой отражаются негативные полярные

качества человека. Так, архетип Героя в народном и

индивидуальном сознании выступает против слабости

и малодушия, архетип Матери — против жестокости и

бесчеловечности, архетип Дитя — против скуки и мо_

нотонии, архетип Старца — против глупости и верхо_

глядства.

Мы можем с определенной долей уверенности

утверждать, что слабая представленность в индивиду_

альном сознании того или иного архетипа ведет к воз_

никновению у человека в проблемных ситуациях соот_

ветствующих эмоциональных проблем в индивидуаль_

ном стиле поведения. Это проявляется в виде

недостатка либо гибкости и непосредственности, либо

мужества и стойкости, либо способности к сопережи_

ванию и альтруизму. Все это приводит к трудностям

при взаимодействии с социальным окружением и к со_

ответствующим проблемам со здоровьем.

Соответственно содержанию образов архетипов

коллективного бессознательного в искусстве сформиро_

вались различные жанры, несущие в себе отражение

признаков определенного архетипа. Так, мы говорим о

жизнерадостной комедии, о героической опере, о баталь_

ной или лирической живописи. В известной программе

музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского различные

жанры музыки представлены в виде марша, песни и

танца. Но Д.Б. Кабалевский не смог дойти до обнаруже_

ния еще одного жанра, отражающего важные эмоцио_

нальные состояния, имеющиеся в жизни человека. Это

те, которые возникают в ходе молитвы, медитации и

обыкновенного спокойного созерцания.

В более широком плане архетипы коллективного

бессознательного проявляется в различных жанрах

искусства.

В рамках этого подхода можно рассмотреть также

характер интонаций, движений и жизненных позиций,

которые характерны для того или иного архетипа.

Движения и позы в танце, выражающие содержа_

ние того или иного архетипа, у многих народов оказы_

ваются очень схожими. Это свидетельствует об общ_

ности отношения людей к однородным жизненным

ситуациям.

Таблица 8

Соотношение жанров музыки и архетипов

По К. Юнгу.

Минор

)_$__ __2___ _

_

______

_

)_$__ __!_____

_

2___

_

Мажор

Таблица 9

Соотношение архетипов по К. Юнгу в различных

Жанрах искусства

Минор

Стабильность

)_$__ __2___ _

1____

+__6_8_

0_9_

)_$__ __!_____

/_______

2_____

__________

8______

)_$__ __2_____

________

!____

+_______

:________

_8_____4_

___"______

)_$__ __4 ___

7_____4_

________

________

7_____ ___

;__8_

Под влиянием неблагоприятных социальных факто_

ров архетипы, которые отражаются в искусстве, могут

деформироваться и искажаться до неузнаваемости. Так,

в современном киноискусстве архетип Героя с его на_

правленностью на общее благо трансформируется в

образ Бандита, все цели которого носят эгоистический

характер; архетип Матери с его принципом безусловной

любви – в архетип проститутки, которая предлагает

Медленно Быстро

Медлен_

но

Быстро

$____ __?_____'_ #________ #_________ ______________ ________

"__

(__) *_ _________ ______________ ________

"_,

Таблица 11

Соотношения выразительного значения различных

Цветов и характера человека в концепции Макса

Люшера

Таблица 10

Соотношения характера музыкальных интонаций,

Движений и жизненных позиций в различных

Архетипах

Минор

)_$__ __2___ _

7_____ _6__

__9______

4_ ___ __6_

_______<

_____________

___ _ __6__

6____________

)_$__ __!_____

7_____ _6__

___9______

4_ ___ __=_

______<

____ __________

___ _ __6

6_______________

______6_ (____

)_$__ __%____

7_____ _6_

__________4_

_______

_______8_____

_

___ _ __6_

_____"___________

__4_____________

__9_________4_

_______________4_

______________

)_$__ __4 ___

7_____ _6_

________<

___________

4_ ___ __6__

_____4________

___ _ __6_

_________________

___4_____________

___8____4_

__ ____________

____

_

Мажор

любовь за деньги. Архетип Старца трансформируется в

образ полностью безразличного к окружающему миру

обывателя, а архетип Дитя – в капризного ребенка, по_

такающего своим капризам и бездумным прихотям.

* * *

Моделирование архетипов может иметь решение

и в цвете. Известный швейцарский психолог Макс

Люшер разработал цветовой тест отношений, по кото_

рому можно выявлять индивидуально_личностные свой_

ства человека в зависимости от того, какой цвет он

предпочитает1.

1 См. об этом: Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифи_

цированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство.

М., 1990.

% _ __

_

+_____________

+_____________"___

_________*_

>6________ ___9_*_

:____________*_

@______

_

____________

0___________4_

__ ____________

________*_

!____________

______________

>_?____6__

_

_

9_______

_

@___________________

3________

@___8______6__

A________

_

.______

_

1_________

____ ____8_____

2___8____ ___9__

,____________

_ 8____________

Согласно М. Люшеру, предпочтение в выборе си

него цвета соответствует слабому типу высшей не_

рвной деятельности, т. е. меланхолику, в котором пре_

обладает тревожность и динамичность торможения.

Синий цвет выявляет потребность в любви, понима_

нии и сочувствии, это потребность в глубоких привя_

занностях, при помощи которых человек хочет достичь

укрепления своей жизненной позиции. Позитивное,

доброжелательное отношение со стороны значимых

других помогает преодолевать природную пессимис_

тичность и тревожность эмоционального состояния

подобного типа людей. Из других характеристик та_

ких людей — вдумчивость, способность к глубоким

переживаниям и к сопереживанию, миролюбие и

склонность к избеганию конфликта, страх перед труд_

ностями, нерешительность и пассивность в принятии

решений. Нетрудно заметить, что общий эмоциональ_

ный тон синего цвета, его «атмосфера» хорошо гар_

монируют с эмоциональным содержанием архетипа

Матери по Юнгу.

Медлен_

но

Быстро

$____ __?_____'_ #________ #_________ ______________ ________

"__

(__) *_ _________ ______________ ________

"__

Те, кто ставит на первые позиции зеленый цвет,

отличаются особым упорством и стойкостью при

встрече с жизненными трудностями. Их отличает

повышенная чувствительность к внешним соци_

альным оценкам, устойчивость привязанностей и

интересов, аккуратность и педантизм. Подчинение

им неприятно, отсюда — стремление к социальному

признанию.

Те, кто выбирает желтый цвет, отличаются повы_

шенной эмоциональностью и акцентированной по_

требностью в насыщенном эмоциональном общении,

без которого они никнут и увядают. Для таких людей

важнее оказывается не результат деятельности, а

общение по поводу деятельности, общение ради об_

щения. Им также свойственны определенный инфан_

тилизм, неустойчивость интересов, экзальтирован_

ность и демонстративность поведения, а настроение

подвержено резким колебаниям от слеза к смеху и

обратно.

Те, кто выбирает красный цвет и его производ_

ные — оранжевый, терракотовый, — выбирают сце_

нический тип реагирования. Их характеризует по_

требность в активности, направленная на достижени_

ем цели, на овладение тем, что доставляет радость и

наслаждение. Выбор этих цветов характеризует лю_

дей с мужественным складом характером, умеющих

принимать решения, независимых и самостоятельных.

Им свойственны высокая поисковая активность, му_

жественность и властность. Раскованность чувств

ведет к спонтанности поведения. При невротическом

развитии при встрече с препятствиями такие люди

проявляют импульсивность, агрессию и снижение са_

моконтроля.

Когда выбор красного цвета сопровождается вы_

бором и синего тоже, Люшер относит таких людей к

идеально гармоничным, т. к. в этом случает актив_

ность и определенная резкость красного цвета сгла_

живается мягкостью и сердечностью синего цвета.

Однако, по данным Л.Н. Собчик, исследовавшей этот

вопрос, людей, выбирающих подобное сочетание цве_

тов характеризует противоборство во внутреннем

плане личности взаимно противоречивых тенденций,

они имеют склонность к психосоматическим заболе_

ваниям, в частности — к ишемической болезни сер_

дца1.

Основной тест Люшера насчитывает восемь цве_

тов. Поэтому сочетание каждого из вышеназванных

активных цветов с пассивным начинает характеризо_

вать личность с несколько другой стороны, обозначая

ее различные грани. Например, сочетание синего цве_

та с черным говорит об эмоциональной неустойчивос_

ти личности, ранимости и раздражительности. Сочета_

ние в выборе фиолетового цвета с желтым говорит об

эмоциональной незрелости и сниженности эмоцио_

нального контроля вплоть до истерических и эпилеп_

тоидных реакций.

Каждая из приведенных базовых эмоций выража_

ет особое отношение человека к тем ценностям, кото_

рыми пронизана его жизнь в обществе. Это можно

хорошо можно проиллюстрировать на примере отно_

шения матери к своему ребенку. Она грустит, когда с

ее ребенком что_то не в порядке, она гневается, когда

ее ребенка обижают, она радуется, когда ребенок здо_

ров и хорошо развивается, она спокойна, когда нахо_

дится с ребенком в безопасных условиях и может спо_

койно набираться сил.

Эстетическое воспитание вводит ребенка в круг

архетипических образов, заставляя его переживать те

или иные эмоции. Мы можем говорить о хорошем

развитии личности ребенка и его эмоциональной сфе_

ры только в том случае, если он сможет не только легко

испытывать те эмоции, которые предопределены его

природным темпераментом, но и будет способен воз_

можно полно переживать все другие эмоциональные

состояния. Музыка, живопись и танец — лучшие сред_

ства для развития этой способности.

Можно продолжить эти принципы моделировании

и в отношении вкусовых и обонятельных ощущений,

хотя они, по общепризнанному мнению, не участвуют

в создании эстетических впечатлений. Вот какие ассо_

циации вызвали у испытуемых различные вкусовые

ощущения в зависимости от внутренне присущего им

характера движения.

1 См. об этом: Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифи_

цированный цветовой тест Люшера. М., 1990. С. 25–30.

$____ __?_____'_ #________ #_________ ______________ ________

"__

(__) *_ _________ ______________ ________

"__

Таблица 12


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.