История развития персонологии. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития персонологии.

2017-06-26 894
История развития персонологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История развития персонологии.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др. Однако, теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до того времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Предмет и методологические принципы психологии личности.

Предмет психологии личности - человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обуславливают внутренние состояния и психические процессы.

Методологические принципы психологии личности:

Принцип системности. Принцип системности определяет следующие направления (задачи) исследования: 1) выделение уровней изучаемой системы и ее отдельных компонентов; 2) выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое. (Ананьев, Рубинштейн).

v Принцип детерминизма. Основан на идее причинной обусловленности любого психического процесса. (Демокрид, Рубинштейн, Леонтьев).

v Принцип развития. Предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения. (Фрейд, Эрексон, Пиаже, Вготский, Бажовтч).

v Принцип единства теории, эксперимента и практики. Он позволяет осуществлять достоверную проверку теоретических гипотез как предположений о каузальных или корреляционных зависимостях, возникающих между теоретическими конструктами и их следствиями. Необходимость создания научной теории вызвана стремлением ученого систематизировать полученную информацию и, одновременно, предсказать поведение человека на основе выдвинутых психологических законов.

Основные функции личности.

v Интегрирующая.

v Направляющая.

v Регулирующая.

v Компенсаторная.

Индивидуальность как психологический феномен.

При изучении индивидуальности личности в центре оказываются вопросы о том, ради чего живет человек, какова мотивация его развития, каким закономерностям подчиняется его жизненный путь. При исследовании индивидуальности личности представители общей и дифференциальной возрастной, социальной, исторической, клинической и инженерной психологии поднимают проблемы личностного выбора, самоопределения, саморегуляции личности, механизмов, обеспечивающих продуктивность деятельности личности, общих и специальных способностей как характеристик успешности выполнения деятельности. Они также ставят вопросы об изучении индивидуального стиля деятельности и характера как форм выражения личности в процессе ее жизненного пути.

Индивидуальность, по Б.Г. Ананьеву, не сводится к отдельным свойствам персоны или к их совокупности, а относится к человеку в целом. Соответственно и понятие индивидуальности фиксирует не просто факт единичности человека, а целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта: свойств индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных и др. отношений) и субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности). В каждой из этих подструктур существуют индивидуальные различия, которые отражают неповторимость, уникальность человека, однако они не могут рассматриваться в качестве критериев индивидуальности как целостного феномена. Индивидуальность человека – сложное многоуровневое и многоструктурное образование, все элементы и свойства которого образуют единое целое.

Я-концепция как ядро личности.

Ядро личности: я-концепция.

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция – это «теория самого себя».

Ø Я-концепция (самосознание).

Вильям Джеймс – личностное я, которое соединяет в себе я сознающее и я, как объект (свои мысли, переживания, представления о себе, всё, что мы относим к своему).

Ø Карл Роджерс – представление о наших характеристиках и способностях; представление о возможности взаимодействия с другими людьми и с миром, ценностные представления (базовые ориентиры), представления о целях и идеях, которые могут иметь положительные или отрицательные направленности.

Я-концепция может делиться относительно времени:

Ø Я в прошлом

Ø Я в настоящем

Ø Яв будущем

Я-концепция формируется при накоплении опыта, решении жизненных задач и при оценивании результатов.

Источники Я-концепции:

Ø Сравнивание себя с другими.

Ø Свидетельство восприятия с другими.

Ø Оценка результатов деятельности

Ø Переживания внутренних состояний.

Функции Я-концепции:

Ø Обрабатывает и структурирует поступающую информацию о нас

Ø Регуляторная (Я-концепция регулирует наше поведение, отношение с людьми и деятельность).

Ø Защитная (защищае свою независимость, стабильность)

Ø Компенсаторная.

Ø Направляющая

Отношение других к нам формирует отношение к себе, а отношение к себе формирует наше отношение к другим людям.

«Я-концепция» включает в себя три компонента:

1. когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание);

2. эмоциональный – самоуважение, самолюбие, самоуничижение и т. п.;

3. оценочно-волевой – стремление завоевать уважение, повысить самооценку.

Составляющими «Я-концепции» являются:

· реальное «Я» – представление о себе в настоящем времени, то, каким человек видит себя в настоящий момент;

· идеальное «Я» – то, каким субъект должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы;

· динамическое «Я» – то, каким субъект намерен стать;

· фантастическое «Я» – то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным;

· представляемое «Я» – маска, скрывающая «подлинные переживания» человека.

Самооценка – это ядро Я-концепции.

В.Джеймс: самооценка зависит от того, кем мы хотели бы быть и кем мы являемся.

СО = уровень достижений/уровень притязаний (должен быть адекватный)

Самооценка бывает:

Ø Адекватная (критическое отношение к себе, соотношение своих возможностей с задачами разной трудности и с требованиями окружающих).

Ø Неадекватная (завышенная/заниженная).

Самооценка личности.

Самооценка — это ценность, которая приписывается индивидом самому себе или отдельным своим качествам и эмоционально переживается им. Основные критерии оценивания задаются системой личностных смыслов. Главные функции, выполняемые самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих людей и достижения индивида. Самооценка личности включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением.

В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности.

Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условиями безболезненной адаптации к жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой.

Психологи отмечают значение потребности в положительной оценке для развития личности: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием, и более значимым, чем потребность в оценке окружающих.

Надо отметить, что требования, предъявляемые к ребенку или подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, не способны оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или вопреки оценкам окружающих связана с устойчивостью личности. Если расхождение между оценкой или самооценкой носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается вслед за оценкой, либо возникает острый конфликт, приводящий к серьезному кризису.

Проблема зрелости личности.

Зрелость –1. Определенный период развития (примерно 30лет);

2. В каждом возрасте есть понятие «зрелость»: школьная, деловая и тд. Таким образом, здесь идет соотношение с возрастом. Девиация проявляется только после прохода подросткового периода.

3. Характеристика человека;

4. Как черта здоровой личности - психологическое здоровье.

Зрелость это то условие, при котором человек является субъектом собственной жизни. Знает что он хочет, почему, зачем и тд.

Следует разделять две группы психологических признаков зрелости личности: интроперпональные (внутриличностные) и интерперсональные (межличностные).

Интроперсональные аспекты зрелости личности:

1. Внутренняя свобода. Не беспредел, а возможность делать выбор, пробовать, думать).

2. Ответственность/воля. Связано с двумя понятиями. Локус контроля (основной контроль от себя или нуждаешься во внешних видах контроля). Локус каузальности (точка причинности действия находится внутри личности или вне ее).

3. Осознанность, рефлексивность. Реалистичное восприятие мира, осознанно смотреть на мир, умение анализировать (рефлексивность), сознательный контроль поведения, оценочная ревлекчия.

4. Направленность на самореализацию. Потребность в самореализации и ориентация на ее достижение, открытость изменениям.

5. Принятие себя, самоуважение. Принятие себя таким, как есть, отказ от масок и защит. Это признак уверенности и внутренней честности (комурэнтность – то, что я думаю и чувствую согласовано). Признание своей уникальности, знание своих границ, гибкость Я-Концепции (в некоторых ситуациях я могу вести себя несколько иначе, чем я есть на самом деле – шпион).

6. Автономия. Проявление самостоятельной поддержи себе, знание того, что чтобы ни случилось у тебя есть ты сам. Независимость от воздействия внешних обстоятельств, оценок и даже внетренних импульсов. Психологическая уверенность, достаточный уровень дифференцированности, понимание самодетерменизма (когда причина – ты сам).

7. Устойчивость. Сила характера личности, творческая адаптивность, жизнеустойчивость- осуществление стратегии жизни без отказов от достижения целей сразу), толерантность, фрустрация.

8. Субъективность как способность к самоуправлению. Ответственность, самодетерминация, создание собственности среды жизни и развития.

9. Целостность, гармоничность личности.

10. Широта связей с миром. С учетом интроверсии/экстраверсии. Система представлений и восприятие мира, когда человек гибок. Проявление творческого начала.

Интерперсональные:

1. Толерантность. Принятие окружающих такими, какие они есть.

2. Социальная направленность поведения, нравственное сознание, гуманность.

3. Интимность. Способность к эмоциональному отношению

4. Способность любить: дружба и любовь.

5. Доверие.

Проблема динамики личности.

Динамика личности определяется способом распределения и использования психической энергии со стороны ид, эго и суперэго. Общее количество энергии ограничено и три системы личности соревнуются за обладание энергией.

Ид изначально обладает всей энергией и использует ее для рефлекторных действий и исполнения желаний посредством первичного процесса. Оба эти вида активности подчиняются принципу удовольствия, на основе которого действует ид. Приведение в действие энергии, которое удовлетворит инстинкт, называется объект-выбор/объект-катексис. Энергия ид текуча, она легко переводится от одного действия или образа или к другому действию или образу. Возможность перемещения энергии существует вследствие неспособности ид проводить четкое различение объекта (например, голодный младенец тащит в рот почти все, что ему попадается).

Эго не обладает собственной энергией и черпает ее у ид. Отвлечение энергии от ид в процессы, составляющее эго, осуществляется при помощи механизма идентификации. Идентификация – это сопоставление ментальной репрезентации и физической реальности, т.е. чего-то, что есть в уме, с чем-то во внешнем мире. Энергия отвлекается от субъективных психических процессов ид и переводится в объективные логические процессы эго. Благодаря идентификации первичный процесс заменяется вторичным, позволяет более эффективно снимать напряжение. Постепенно эго обретает монополию на психическую энергию, но в случае неудачи эго в удовлетворении инстинктов, ид забирает энергию обратно. Эго использует энергию для различных целей. Так, часть энергии уходит на то, чтобы перевести на более высокий уровень различные психические процессы. Часть энергии используется эго для того, чтобы сдерживать импульсивную и рациональную активность ид. Сдерживающей силой называется антикатексис в противовес катексису. Если угроза со стороны ид велика, эго вырабатывает защитные механизмы, которые тоже требуют энергии. Кроме того, эго использует энергию для интеграции трех систем личности, создавая внутреннюю гармонию личности.

Механизм идентификации отвечает также за энергетизацию суперэго. Родители учат детей морали, традиционным ценностям и идеалам общества, в котором воспитывают ребенка. Родители награждают ребенка за хорошие поступки и наказывают за плохие. Ребенок начинает различать, с одной стороны, свое поведение, и с другой – санкции, запреты родителей. Он усваивает идеалы родителей – это становится его эго-идеалом, их запреты - это становится совестью. Таким образом, посредством детской идентификации с родителями суперэго получает доступ к энергетическому резервуару ид. Работа суперэго направлено противоположно импульсам ид, поскольку мораль часто представляет собой попытку общества проконтролировать и подавить выражение инстинктивных побуждений личности, особенно сексуальных и агрессивных. Быть хорошим значит быть послушным, правильным и не делать «грязных вещей». Быть плохим – значит быть непослушным, непокорным, похотливым, бунтовать и восставать против авторитетов. Но иногда ид «подкупает» суперэго (например, когда агрессивные действия скрываются под маской справедливого негодования).

Частые и непредсказуемые перемещения энергии из одной системы в другую наблюдаются довольно часто, особенно на протяжении первых двух десятилетий жизни, пока распределение энергии не стабилизируется. Такие перемещения энергии удерживают личность в динамическом состоянии

Итак, динамика личности состоит во взаимодействии сил катексиса, побуждения, и сил антикактексиса, сдерживания. Внутриличностные конфликты сводятся к оппозиции этих двух сил. Продолжительное напряжение связано с противодействием сил сдерживания силам побуждения и наоборот.

Зрелая/незрелая личность.

Олпорт полагал, что созревание человека — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами.

1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». Может посмотреть на себя «со стороны». Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым. Любовь к себе — это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не обязательно определяющий.

2. Теплые, сердечные социальные отношения. 2 разновидности: дружеская интимность и сочувствие. Первое отражается в выказывании любви к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие - это способность человека быть терпимым к различиям между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. Способность терпимо относиться как к разочаровывающим/раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Такие люди умеют справляться с собственными эмоциональными состояниями (подавленностью, чувством гнева/вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих.

4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Видение вещей такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают ее искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям. Они могут отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело.

5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. Четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Зрелые люди способны посмеяться над собой; они могут увидеть абсурдные стороны жизни, которую им выпало прожить вместе с остальным человечеством.

6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. Имеют систему ценностей, которая содержит главную цель. Объединяющая философия жизни дает поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически всему, что делает человек.

Психологические функции.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им, – это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление - рациональная функция, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция – чувство – информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях "плохой или хороший", "приятный или неприятный", "побуждает к чему-то или вызывает скуку". По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых – определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно "схватывают", регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, сознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и сознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, цельная, или "индивидуированная" личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.

История развития персонологии.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др. Однако, теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до того времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.