Вредные привычки у детей,их последствия. Способы профилактики и устранения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Вредные привычки у детей,их последствия. Способы профилактики и устранения

2017-06-26 961
Вредные привычки у детей,их последствия. Способы профилактики и устранения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одни вредные привычки могут являться факторами риска возник­новения болезней, другие способствуют их развитию, третьи неизбеж­но ведут к возникновению стоматологических заболеваний. Предот­вращение и устранение вредных привычек является важным звеном в профилактике болезней зубов.

 

Одна из особенностей вредных привычек заключается в их непро­извольности, автоматизме, что делает сложным их искоренение. Фак­торы убеждения не всегда эффективны, Второй особенностью являет­ся необходимость принятия конкретных и специальных мер против каждой из вредных привычек, так как им каких-либо универсальных способов их устранения. Третья особенность - отсутствие знаний о последствиях дурных привычек у многих людей, что позволяет дли­тельное время сохранять их.

Устранение каждой из вредных привычек требует внимательного отношения, а во многих случаях длительного времени и терпения, как от стоматолога, так и от родителей, воспитателей и др.

 

Вредные привычки (акты), вызывающие зубочелюстные аномалии (В.П. Окушко, 1975):

I. Привычки сосания (зафиксированные двигательные реакции):

1) привычка сосания пальцев;

2) привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов;

3) привычка сосания и прикусывания языка.

II. Аномалии функции (зафиксированные неправильно протекающие функции):

- нарушение функции жевания;

- неправильное глотание и привычка давления языком на зубы;

- ротовое дыхание;

- неправильная речевая артикуляция.

III. Зафиксированные познотонические рефлексы, определяющие неправильное положение частей тела в покое:

- неправильная поза тела и нарушение осанки;

- неправильное положение нижней челюсти и языка в покое.

 

Также я бы хотелось отметить вредные привычки, не вошедшие в данную классификацию:

- прикусывание языка, нижней челюсти

- привычка грызть ногти, игрушек,

- жевательная леность,

Одной из причин, приводящих к аномалиям зубочелюстной системы, являются вредные привычки. В.П. Окушко дает определение вредных привычек как "часто повторяющиеся сокращения мышц околоротовой области языка, движения нижней челюсти, связанные с сосанием и прикусыванием пальцев, губ, щек, предметов; и привычки, связанные с нарушением функций жевания, глотания, дыхания и речи, а также привычки, связанные с нарушением позы тела, осанки, нарушением положения нижней челюсти, языка".

Одним из важных факторов, определяющих развитие зубочелюстной системы, являются действия мышц челюстно-лицевой области, которые проявляются как во время жевания, глотания, дыхания и речи, так и в состоянии относительного физиологического покоя нижней челюсти. Сохранение миодинамического равновесия между мышцами-антагонис­тами и синергистами создает условия для нормального развития зубоче­люстной системы. Искажение функции жевания в результате изменения миодинамического равновесия мышц-антагонистов и синергистов явля­ется мощным этиологическим фактором аномалий положения зубов и челюстей, приводящим к аномалиям прикуса.

Нарушение миодинамического равновесия наблюдается между щечной, жевательной, височной мускулатурой и надподъязычными мышцами. Миодинамическое равновесие может быть нарушено между круговой мышцей рта, подбородочной мышцей и мышцами дна полости рта, а также между последними и жевательной и щечной мускулатурой.

Для устранения вредных привычек необходимо проводить комплекс общих оздоровительных мероприятий — санацию но­соглотки, пластику укороченной или неправильно прикрепля­ющейся уздечки языка.

 

У родителей детей с вредной привычкой сосания пальца нужно собрать подробный анамнез о способе вскармливания ребенка, длительности пользования соской и длительности вредной привычки, ее периодичности в течение суток, а также о характере ребенка, реактивности его нервной системы, об окружающей среде. Детей с повышенной возбудимостью не­рвной системы важно направлять на консультацию к невропа­тологу.

 

Родителямрекомендуют наряду с психотерапией(путемубеждения, внушения, постоянного спокойногонапоминания)применять фиксирующую локтевую шину, надеватьдетямрукавички. Локтевыешины готовят из полиэтиленовыхлент или бутылочек. При помощи ножниц вырезаютшину нужной формы и делаютпрорези для шнура. К внутреннейповерхностишины, прилегающей к руке ребенка,прикрепляют мягкую прокладку из поролона, фланелиили марли стонким слоем ваты. При пользовании такой шиной в течение 2—5 месудаетсяотучить ребенка от вреднойпривычки сосать палец.

 

В случае привычки сосать палец не тольконочью, но и в дневное времярекомендуется применять аппарат Дековой, дей­ствиекоторогооснованона болевых ощущенияхприсосаниипальцев- Принцип действияэтогоаппаратазаключается в реф­лекторном влиянии болевого фактора.РазновидностиаппаратаДековой выбирают взависимости от способа расположения пальца при сосании. Действующая часть аппарата (площадка с шипами, выступающими при надавливании на нее пальцем и вызывающими болевое ощущение) располагается в пластинке либо для верхней, либо для нижней челюсти. В результате пользо­вания этим аппаратом в течение 1—3 мес дети отвыкают от вредной привычки сосать палец.

 

Детям, у которых привычка сосать палец привелакзубо-альвеолярной протрузии на верхней челюсти или зубоальвео-лярнойретрузии на нижней челюсти и сужению верхнего зубного ряда с тенденцией к развитию дистального или открытого при­куса, назначают стандартную вестибулярную пластинку, кото­рая помогает отучить их от вредной привычки. Применение стандартных вестибулярных пластинок в течение 2—4 мес приводит к устранению ее.

 

Применение стандартных вестибулярных пластинок имеет социально-гигиеническое значение, что подчеркивает D. Eismann, R. Frankel, H. Taatz и др. Преимущество стандар­тныхвестибулярныхпластинок в их доступности длямассовогоприменения, общем экономическом эффекте иэкономиивремени врача. Их применение в детских садах имеет целью борьбу с вредными привычками и главное их последствиями.

 

После принятия мер к отучен ию от вредной привычки сосать палец у некоторых детей возникает другая вредная привычка — сосать язык. Эта привычка менее заметна для окружающих, но отучить от нее еще труднее, так как она проявляется во время сна и трудно выявляется родителями.

 

Привычка сосания и прикусывания губ, щек, различных предметов. Дети чаще сосут нижнюю губу, распо­лагая ее между зубами. Под воздействием этой привычки на­блюдаются вестибулярное отклонение верхних резцов, образо­вание межцу ними трем, зубоальвеолярное укорочение в пе­реднем участке верхнейчелюсти. Реже отмечается тесное по­ложение верхних передних зубов. Нижние резцы наклоняются орально. Нередко образуетсяоткрытый прикус, повторяющий Ф°рму нижней губы.Постепенно нарушается соотношение таковых зубов, развивается дистальный прикус.Отклонение^рхнихинижних резцов способствует стойкомуизменению

 

расположения губ и их несмыканию, что усугубляет нарушение прикуса. Л. В. Ильина-Маркосян, Т. М. Кучумова, В. Planesвыс­казали мнение о том, что возникновение болей в височно-нижнечелюстных суставах способствует возникновению при­вычки прикусывать нижнюю губу, удерживая нижнюю челюсть в более удобном положении. Длительное прикусывание нижней губы приводит к скученному положению нижних передних зубов, недостатку места для отдельных зубов, недоразвитию зубного ряда и нижней челюсти.

 

Значительное нервное перенапряжение, страх, пережива­ния ребенка могут выражаться в сильном прикусывании ниж­ней губы. В случае прикусывания половины нижней губы на­рушения менее выражены. Такая привычка способствует одно­стороннему отклонению верхних передних зубов и образованию более выраженнойдиастемы. Однако такая привычка вызывает сопутствующие функциональные нарушения в зубочелюстной области, и отучить от нее подростков трудно.

 

Сосание или прикусывание верхней губы приводит к рет-рузии верхних резцов, тесному их расположению, недоразви­тию зубной дуги, протрузии нижних резцов с наличием между ними трем, привычному выдвижению нижней челюсти. Кроме того, нередко она сочетается с неправильным глотанием и нечетким произношением звуков. Эта привычка особенно не­благоприятна при наличии условий, предрасполагающих к раз­витию мезиального прикуса (ранняя потеря отдельных верхних временных зубов, адентия верхних боковых резцов, вторых премоляров, семейная особенность развития мезиального при­куса). У таких больных борьбе с вредной привычкой следует уделять особое внимание.

 

46. Миотерапия как метод профилактики аномалий зубо- челюстной системы. Показания к назначению

Восстановление нормальной функции мышц достигает­ся с помощью специальной гимнастики. Принцип профи­лактики ЗЧА с помощью миогимнастики заключается в тренировке слаборазвитых мышц, которая позволяет нор­мализовать функцию мышц антагонистов и синергистов.Гимнастические упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, как метод ортодонтической профилактики были предложены Rogers еще в 1917 г.

Упражнения выбирают с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными, желатель­но превращать их в игру. Дети могут заниматься гимнасти­кой как индивидуально, так и коллективно, в детских садах и школах. Контроль за выполнением упражнений возлагает­ся на родителей или воспитателей и медицинский персонал.

Комплекс миогимнастических упражнений

1. При нарушении осанки и для тренировки правильно­го способа дыхания — утренний гимнастический комплекс;

2. Для нормализации глотания:

а) губы сомкнуты, зубы сжаты, язык поднят вверх - при­жать его к переднему участку твердого неба в области зуб­ных бугорков верхних передних зубов, а затем проглотить слюну;

б) то же упражнение с глотком воды;

в) цокание;

г) зевота;

д) полоскание горла;

3. Тренировка круговой мышцы рта:

а) при сомкнутых губах надуть щеки, затем медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы;

б) сомкнуть губы, одновременно препятствуя этому ми­зинцами в углах рта;

в) игра на детских духовых инструментах;

г) свист;

д) упражнения с приспособлениями:

— вестибулярной пластинкой Шонхера;

— активатором Дасса;

— диском Фриэля (межгубным);

— ручной вертушкой.

4. Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть:

— нижнюю челюсть медленно переместить вперед до рез­цового перекрытия;

— то же с поворотом головы вправо, влево.

5. Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть:

— губы сомкнуты, зубы сжаты, усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц в центральной окклюзии;

— то же с сопротивлением (палочка, ластик). В сочетании с лечебной гимнастикой благотворно дей­ствует массаж, посредством которого в области альвеоляр­ного отростка и неправильно расположенных зубов можно установить их в зубной ряд при наличии соответствующего места. Массаж альвеолярного отростка в области ретинированных зубов стимулирует их прорезывание.

Обследование стоматологического статуса детей первого года жизни и в периоды формирования временного и пос­тоянного прикуса необходимо для объективной оценки и конкретных рекомендаций по профилактике и раннему ле­чению аномалий прикуса


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.