Вопрос 30. Характеристика методов формирования сознания. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вопрос 30. Характеристика методов формирования сознания.

2017-06-26 509
Вопрос 30. Характеристика методов формирования сознания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы формирования сознания – это методы воздействия на сознание, поведение, волю детей с целью формирования у них системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников – формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убеждённости.

Синонимичное название – методы убеждения, так как главное их назначение – формирование устойчивых убеждений.

Их функции:

· Формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении;

· Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;

· Обобщение, анализ собственного опыта школьников;

· Трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.

Основной инструмент – слово, сообщение и обсуждение информации. Убеждать нужно и делом, и словом.

Средства убеждения: логические выводы, цифры, факты, примеры, эпизоды, практическая деятельность.

К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему; этические беседы; диспуты; лекция; разъяснение; пример; внушение и др..

Рассказ на этическую тему – это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

Функции: служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании.

Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллюстрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь и др..

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний в вопросно - ответной форме. Предполагает участие обеих сторон – воспитателя и воспитанника. Цель ЭБ - формирование системы нравственных взглядов и убеждений. ЭБ состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Предметом для ЭБ могут быть нравственные, этические и др. проблемы.

Требования: интересное содержание, проблемный характер, возможность высказать своё мнение, живой разговор и др..

Лекция – это систематизированное изложение проблемы в монологической форме. Темы лекций – социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы. Лекция проводится в старших классах. От рассказа лекция отличается большей продолжительностью, глубиной освещаемого вопроса, исследованием его истории и установлением связей между явлениями. Требования: информативность, доступность, эмоциональность, убедительность, логичность и др..

Диспут – это спор с целью выработки правильных суждений и установок, обучения умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должны стать получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. Не требовать единого решения и не делать никаких общих выводов.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на группу или отдельных воспитанников. Функции: сформировать или закрепить новое качество или форму поведения; для выработки правильного отношения к уже совершённому поступку. Разъяснение опирается на внушение. Внушение – это воздействие на личность с помощью эмоциональных приёмов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему.

Пример – рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности. Функции – иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы, подражание подростков носит избирательный характер, в юношеском возрасте примером служит конкретное лицо или собирательный образ. Важную роль играют эталоны, формируемые СМИ, искусством. Нередко массовая культура несёт отрицательное воздействие на детей. Важно окружить ребёнка положительными примерами для подражания. Существенна сила положительного воздействия педагога, когда между словом и делом нет расхождений.

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Афонина Г. М. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2002, стр.99
  2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.35
  3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.245
  4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. П/ред. П.И.Пидкасистого. М., 2002, стр.311
  5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.267
  6. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.181
  7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.332

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.