Развитие эмоционально-волевой сферы и личности при тотальном и частичном дефекте зрения. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Развитие эмоционально-волевой сферы и личности при тотальном и частичном дефекте зрения.

2017-06-25 334
Развитие эмоционально-волевой сферы и личности при тотальном и частичном дефекте зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Клинико-психологическая структура развития личности у детей с дефектами зрения включает ряд признаков. К ним относятся пониженный фон настроения, астенические черты (нередко с явлениями ипохондричности), тенденции и аутизации (следствие как объективных затруднений контактов, связанных с основным дефектом, так и гиперкомпенсаторного ухода во внутренний мир, нередко в мир фантазий). Стремление к аутизации, а также формирование невротических. Иногда истериформных свойств личности нередко усугубляются неправильным воспитанием ребенка – гиперопекой, инфантилизирующей его личность и еще больше тормозящей формирование социальных установок.

Под эмоциональным неблагополучием ребенка с нарушениями зрения понимается его отрицательное самочувствие в различных социальных ситуациях. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и сверстниками. Недостаток темпа, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов.

с родителями приводит к формированию у ребенка.

с поражением зрения тревожно-пессимистических личностных ожиданий, и, как следствие. Неуверенности малыша, чувства незащищенности иногда страха в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого. Такое отношение упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослыми и детьми, тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формируют у него уверено-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких. Отсутствие анонимности. Так находясь в среде зрячих, становится центром непроизвольного внимания, что вызывает со стороны инвалида раздражение, влечет за собой эмоциональное напряжение. Например, налить в стакан воду, пользуясь обычным средством (контролируя уровень жидкости при помощи пальца опущенного в сосуд), для слепого становиться проблемой. У него возникает ощущение, что за ним наблюдают. Этим же можно объяснить упорные отказы многих инвалидов по зрению от использования трости, привлекающей внимание окружающих. Наиболее заметные отклонения при слепоте наблюдаются области эмоциональных состояний, к которым относятся настроения, фрустрации, стрессы и дистрессы, аффективные состояния. Слепые оказываются в стрессочных ситуациях значительно чаще, чем зрячие, при пространственной ориентировке, в процессах обучения, при изменении вида деятельности. Сильные стрессы ведут к развитию возбуждения, которое дезорганизует поведение человека, а их дальнейшее усилие к развитию торможения, обуславливающего пассивность, отказ от деятельности. Сильные и длительные стрессы, сопровождаемые негативными переживаниями, называются дистрессами. Постоянное высокое эмоциональное напряжение может в отдельных случаях повлечь за собой эмоциональные расстройства вплоть до патологических. Некоторые авторы причины таких расстройств считают отношение зрячих к слепоте (озабоченность, сочувствие, жалость, брезгливость). Осознание своей инвалидности, неадекватная оценка своих возможностей, сущности дефекта влекут за собой астенические, подавляющие активность личности настроения грусти, тоски, печали либо повышенной раздражительности. Однако в ходе реабилитационной работы подобные отклонения в эмоциональной сфере, как показывает опыт, преодолеваются. Человек сознательно овладевает и управляет своим поведением. Наиболее отчетливо дистрессы наблюдаются при внезапной утрате зрения в зрелом возрасте. Происходит экстремальное изменение жизненной ситуации, окружающий мир становится как бы непонятным, враждебным, полным опасностей. Проявляется необходимость радикальной перестройки деятельности ориентировочной, познавательной, коммуникативной. Именно в последней чаще всего возникает стрессочные ситуации в связи с неблагополучным социально-психологическим положением слепого. Эмоциональное напряжение следствие блокирования цели. Подобные состояния в психологии называются фрустрацией. Невозможность реализовать сиюминутную потребность из-за наличия какого-либо препятствия дезорганизует сознание и деятельность, создает неблагоприятный эмоциональный фон. Например, стремление использовать остаточное зрение при чтении рельефного шрифта и в других подобных операциях, не дающее необходимого эффекта. Может вызвать ощущения напряжения, тревожности, отчаяния. В результате личность может вести себя агрессивно. Отказываться от деятельности, переносить ее в воображаемый план, с чем связано болезненное фантазирование. Частые и длительные фрустрации могут привести к появлению негативных характерологических черт (неуверенность в себе).

Воспитание слепого человека в семье.

1). Воспитание ребенка в атмосфере чрезмерной заботы. Взрослые члены семьи ни к чему не приучают ребенка, предохраняют от малейшего усилия, предупреждая любое его желание. Ребенка расхваливают. Проявляют чрезмерную любовь, переоценяют его способности следует ребенок превращается в избалованное, эгоистичное существо, совершено не готовое к самостоятельной жизни.

2). Второй вариант внутрисемейного общения, приводящий к формированию негативных качеств личности слепого, определяется деспотическим, подавляющим волю поведением родителей в отношении со своим ребенком. На первое место взрослые ставят строгость, твердость и жестокость. При этом они, как правило, игнорируют трудности детей, вызванные нарушениями зрения. Вынужденный покоряться взрослого, ребенок испытывает чувство скрытой или открытой неприязни и в какой –то момент переходит к неповиновению. Некоторые дети в этой ситуации уходят в себя, замыкаются, предаются мечтаниям и фантазиям. Ребенок растет несамостоятельным, подавленным, часто задерганным и малоинициативным, либо вступает на путь непрерывного хронического конфликта, постоянно находясь в состоянии открытой или скрытой агрессивности.

3). Третий вариант неблагополучного внутрисемейного общения характеризуется эмоциональным отчуждением взрослых членов семьи и ребенка с нарушением зрения, что приводит к отсутствию взаимопонимания между ними, к разрыву духовной близости. Слепой ребенок в такой семье живет своими интересами, замкнувшись во внутреннем мире, куда он не допускает родителей. У него не формируется потребности в общении со взрослыми, у ребенка обостряется чувство неполноценности и ненужности, рождает у него чувство тревожности, самооценка неадекватно занижена.

Специальное образование и психологическое сопровождения лиц с нарушениями зрения.

Вопрос 57.

Дошкольное образование детей с нарушениям зрения.

Домашнее воспитание и обучение при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, офтальмолога и так далее.

Обращаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха».

Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка в семье требует от родителей знания особенностей развития ребенка с нарушением зрения влияние первичного дефекта на формирование психических функций, социальных учебных и других умениях способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве, восприятие предметов и явлений окружающего мира, умение общаться и контролировать себя со сверстниками и взрослыми, исследовать и познавать окружающий ребенка мир при помощи сохранных чувств. Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитания, лечение возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе. педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той системе, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка.

Кроме образовательной составляющей работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановлении остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользование очками. У детей развивается все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдаль, наблюдать за движущимися предметами, краски, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве.

Обучение детей с недостатками зрения в школе.

 

Специальные школы 3 и 4 видов предназначены для образования незрячих детей (3вида), слабовидящих и поздноослепших. В следствии незначительного числа таких школ при необходимости могут быть организовано совместное (в одном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией.

В специальную школу 3 вида принимаются незрячие дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличие сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

В первый класс специальной школы 3 вида принимают детей 6-7 лет, а иногда и 8-9 лет. Наполняемость класса может быть до 8 человек. Общий срок обучения срок обучения в школе III вида 12 лет, за которое ученик получает среднее (полное) общее образование.

В специальную школу VI вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,5 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается другие состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения, вблизи), форма и течение патологического процесса. В эту школу могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях зрения, при наличие астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близких расстояниях.

В первый класс школы (VIвида) принимаются дети 6-7 лет. В классе могут быть до 12 человек. Обучаются 12 лет.

Школы для слепых и слабовидящих состоят из 3х ступеней:

I ступень – начальная школа;

II ступень – основная школа или неполная средняя школа;

III ступень – средняя школа.

Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Школа I ступени призвана обеспечивать становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желание учиться. В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, слуха, осязания, по логопедии, Л.ФК. ритмике, социально-бытовой ориентировки в пространстве. Учащиеся начальной школы приобретают У.Н учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, понимания изображений, овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, основами личной гигиены, мобильности и ориентировки.

Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охраны зрения, укреплению здоровья. Неполная средняя школа формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности с учетом профессионального обучения и трудоустройства.

Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе его дифференциации. Средняя школа создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, социально-психологической адаптации, активного включения их в жизнь современного общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план включены факультативные занятия по выбору самого учащихся.

57

Спецобразование псих сопровождение лиц с нарушениями зрения

Дошкольное образование – домашнее воспитание и обучение реб имеет свои особенности, зависящее от состояния нарушения, времени возникновения. Родители реб должны регулярно получать консультативную помощь специалистов. Общаясь с ребенком необходимо комментировать все свои действия, что позволит воспринимать информацию о происходящем с помощью сохранных анализаторов. Воспит и обуч такого реб в семье требует от родителей знания особенностей развития реб, влияние первичного дефекта на формирование псих функций, двигательных, соц, учебных и др умениях, способов и приемов формирования и развития навыков ориентации в пространстве, восприятие окружающего мира умение контактировать со сверстниками, обслуживать себя, познавать окружающий мир с помощью сохранных чувств.

Существуют спец дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения в возрасте от 2 до 7 лет. Их цель – воспитание, лечение, восстановление и развитие наруш функций и подготовка к школе.

Педработа направлена на гармоничное развитие ребенка в той степени. В которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения. Также работа направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановлению остаточных функций, оздоровление. Большое внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания (гигиена зрения, пользование очками). У детей развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и в даль наблюдать за движением, различать форму, цвет, ориентироваться в пространстве.

Обучение в школе – спецшкола третьего вида – для незрячих детей, четвертого вида – для слабовидящих и поздноослепших детей. При необходимости может быть организовано совместное обучение. В спецшколу третьего вида принимаются незрячие дети, дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрит функций, с прогрессирующими заболеваниями ведущими к слепоте. Дети принимаются в школу в 6-7 лет а иногда и 8-9, класс до 8 человек, срок обучения 12 лет (полное общее образование).

В спецшколу 4 вида принимаются слабовидящее дети (от 0,05 до 0,4), при этом учитывается поле, острота зрения. Также могут быть приняты дети при прогрессирующих заболеваниях зрения, при наличии астенических явлений возникающих при чтении и письме на близких расстояниях. В 6-7 лет в классе до 12 человек, обучение 12 лет.

Школы состоят из трех ступеней: 1. – начальная школа; 2-я основная или неполная средняя, 3-я средняя школа, что соответствует трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Школа первой ступени должна обеспечить становление личности ребенка, развитие потенциальных возможностей лечение, гигиену и охрану зрения, желание учиться. В нач шк проводятся занятия по развитию зрит воспр, слуха, осязания, по логопедии, ЛФК, ритмике, ориентировке в пространстве. Обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений, овладевают элементами нагляднообразного и теоретического мышления.

Школа второй ступени закладывает фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки необходимой для продолжения образования, полноценного включения в жизнь общества. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, укреплению здоровья. Она формирует научное мировоззрение и способности к соц самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности.

Школа третьей ступени обеспечивает завершение общеобраз подготовки и курса проф обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов, соц адаптации, активного вкл в жизнь общества и труда.

58.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.