Нарушение зрения:классификация, Психологическая структура дефекта. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Нарушение зрения:классификация, Психологическая структура дефекта.

2017-06-25 491
Нарушение зрения:классификация, Психологическая структура дефекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современной педагогической практике во многих странах в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют простое деление на слепых и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих.

Степень нарушения зрительной функции определяется по ровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстояние между ними. За нормальную остроту зрения равную единице – 1,0 принимается способность человека различать буквы и знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5м.

Для определения остроты зрения ниже 0,1 используются пересчет пальцев. Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии:

5м соответствует остроте зрения в 0,09;

2м – 0,04

0,5м – 0,01

30см – 0,005

Способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения.

Неспособность к различению света от тьмы означает, что острота зрения равна 0.

Т.О. взависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:

1. – слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения – 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

2. – абсолютно, или тотально, слепые-дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

3. – частично, или парционально, слепые-дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04; слабослышащие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2.

Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире, и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая письмо и чтение.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

(1) – Слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

(2) – Ослепшие дети – утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказывается на развитие всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Психологическая структура дефекта.

Первично – нарушения зрительной функции

Вторично – нарушения ориентации в пространстве, предметной деятельности, моторики.

Вторично – нарушение эмоционально-волевой сферы.

Третично – нарушение социализации, адаптации, личности, характера.

Третично – нарушение – познавательные функции, связанные с нарушением визуального контроля.

Сочетанное нарушение зрения и интеллекта. Изучение зрительного восприятия умственно отсталых, слабовидящих детей показывает, что скорость восприятия зависит от сложности предъявленных текстовых объектов. Часто детей сначала воспринимают слово побуквенно, а затем производят смысловое слияние, что свидетельствует о слабой подвижности нервных процессов. При восприятии слова как целой единицы дети делают много ошибок, воспроизводя не предложенные, а схожие по составу и более знакомые им слова (вместо золото – молоко, вместо свобода – собака). Результаты исследований свидетельствуют о специфических особенностей формирования представлений у слепых умственно отсталых детей. На фоне отсутствия или неточности предметных представлений об объектах, генерализованости образов, их фрагментарности, отражения лишь отдельных качеств и свойств, схематичности и вербализма у детей этой категории проявляется стереотипия представлений, что выражается в идентичности всех воспроизводимых фигур, в резкой схематичности, отражающей только самые общие свойства (голова, ноги, туловище). Образы характеризуются непропорциональностью выделенных деталей, их рядоположеностью.

Процесс формирования образов восприятий и представлений непосредственно связан с мнемическими процессами образами памяти. Исследования памяти умственно отсталых слепых школьников В.С. Нарышкиной показывает, что ни в первых ни в четвертых классах не удается добиться полного запоминания предлагаемого материала, подобного в соответствии с возрастом. Лишь отдельные дети смогли справиться с поставленной задачей, но им потребовалось в полтора раза больше повторений по сравнению со слепыми того же возраста, имеющими нормальный интеллект.

Сочетание нарушений в сенсорной и интеллектуальной сферах у слепых умственно отсталых детей тяжело сказывается на протекании психических процессов, на деятельности, на формировании личностных качеств. Для слепых умственно отсталых детей свойственно явное недоразвитие двигательной сферы, выражающееся в низкой точности движений, наличии навязчивых движенийг головы, рук, тела.

У детей с нарушениями зрения и умственного развития особенно выражены трудности регулирования своих движений в соответствии с требованиями инструкции. У них наблюдается большое количество лишних движений, неумение объединить отдельно выполняемые движения в единое целое. Как и при восприятии букв в слове, каждое движение воспринимается ими само по себе, слияние отдельных движений в двигательный рисунок дети осуществить не способны. Это сказывается на скорости исполнения даже при правильной последовательности операций. Дети испытывают так же трудности переключения внимания и перехода к другому объекту деятельности.

Серьезная трудность возникает при решении задач (не понимает условия).

Неоднократное повторение показов и объяснений, укрепления связи слова с образом и действием позволяет перейти к регуляции деятельности учащихся через слово. Речевое сопровождение формирует и укрепляет связи слова с образом и действием, тем самым способствуя произвольной их актуализации. Самостоятельное речевое комментирование служит переходным этапом от решения задач на основе наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, когда решение задачи осуществляется в уме путем оперирования образами представлений. Речевому комментированию и описанию выполняемых действий умственной отсталых слепых также необходимо обучать, постепенно перехода от ответов на вопросы взрослого к предварительному планированию последовательности действий.

Т.О. в результате совместного со взрослым анализа ситуации и синтеза ее компонентов у детей появляется новое понимание задачи, в котором основным становится осмысление взаимосвязи объектов их деятельности.

55.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.