Медико-социально-педагогический патронаж. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Медико-социально-педагогический патронаж.

2017-06-25 345
Медико-социально-педагогический патронаж. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Патронаж – это особый вид помощи ребенку с теми или иными нарушениями психофизического развития, а также его родителям и педагогам в выживании ребенка, восстановительном лечении, специальном обучении и воспитании, развитии его личности в целом. Становление этой службы – одно из направлений в развитии системы специального образования новая модель комплексной поддержки ребенка с отклоняющимся развитием в условиях семьи с активным включением ее членов в реабилитационный процесс. Комплексный медико-социально-педагогический патронаж осуществляется психолого-педагогическим и и медико-социальными структурами: психолого-медико-педагогическими комиссиями (консультациями), психолого-медико-социальными центрами логопедическими пунктами, службами раннего и надомного обучения. Эти учреждения действуют в структуре государственной системы образования и социальной защиты, а также вне ее с привлечением помощи различных общественных организаций, ассоциаций, благотворительных фондов.

Основой медико-социально-педагогического патронажа является долговременные меры социально-психологической помощи, основанные на единстве диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, создании индивидуальных реабилитационных программ, помощи в их реализации.

I группа инвалидности присваивается людям имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствиями травм или дефектов развития. В следствии этого могут быть нарушены: способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве, способность к общению и контроль за своими действиями.

Ко II группе инвалидности могут быть отнесены те лица, у которых имеется стойкое выраженное расстройство функций организма в следствии болезни, травм, дефектов развития. Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижения, ориентации, общения, контроля за своими действиями.

III группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительно или умерено выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению способности к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению.

Таким образом инвалиды II и III группы могут обучаться и трудиться.

Индивидуальная программа реабилитации – это комплекс мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных), направленных на восстановление компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках индивидуальной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация человека с учетом его иных, особых возможностей трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации для каждого человека может отказаться как от всей программы, так и от отдельных составленных ее частей. Одна часть индивидуальной реабилитационной программы является бесплатной, другая часть может быть оплачена самим человеком или учреждением или организацией, где он работает, или благотворителем. В составлении программы принимают участие медики, психологи, педагоги, социальные работники, представители службы занятости.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничения трудоспособности профориентационая и профконсультационая работа начинается еще в период обучения в школе.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения содержание и методы профориентационой работы различны для разных категорий молодежи с ограниченными возможностями. В то же время есть общие закономерности в организации и проведении такой работы.

Подростку или взрослому с ограниченными возможностями нередко трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь приходят педагоги и психологи. Прежде всего важным является установление характера и степени выраженности нарушений различных и психофизиологических особенностей и возможностей, чтобы определить доступные виды труда, выявить личностные интересы человека, или иной профессии. Важно получить сведения о состоянии умственной и физической трудоспособности, о состоянии эмоционально-волевой сферы, о развитии речи и коммуникативных навыках. Из практики профориентационой работы известно, что свой окончательный выбор человек утверждает только в зрелом возрасте. Делать новый профессиональный выбор в это время очень трудно. Для человека с ограниченной трудоспособностью исправить неверный профессиональный выбор особенно тяжело. Поэтому уже в школьном возрасте важна высококвалифицированная профориентационая работа.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования – от начального до высшего профессионального.

В нашей стране люди с ограниченной трудоспособностью не всегда имеют равные права для получения профессионального образования. Так среди сотен тысяч студентов, обучающихся сегодня вузах России, студенты – инвалиды составляют всего около 1000 человек. Многие из них не имеют возможности поступать в вузы в следствии некачественно школьного образования или отсутствие в вузах необходимой для них среды жизнедеятельности и условий образования. Одновременно формируется традиция специального вузовского образования для студентов с ограниченными возможностями в виде специализированных высших учебных заведений (например, Московский институт – интернат для инвалидов нарушениями опорно-двигательного аппарата). Помимо этого существует опыт включения групп студентов с ограниченными возможностями в общих образовательный поток вуза в виде отдельной группы или факультета. Группы неслышащих студентов обучаются сегодня в педагогических вузах Санкт-Петербурга, Москвы.

Более доступна для лиц с ограниченными возможностями трудоспособности система среднего профессионального образования. Это технические специальности, специальности культуры и образования.

В настоящее время происходит становление государственно-общественой системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, которая представлена с учетом собственной специфики в следующих сферах:

Государственный сектор. Учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств: Министерство труда и социального развития, Министерство общего и профессионального образования, Министерство здравоохранения и другие.

Муниципальный сектор. Учреждения и предприятия, службы органов регионального и местного управления.

Негосударственный сектор. Учреждения, предприятия, службы создаваемые общественными, благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.

Основное положение современной системы социально-педагогической помощи – учреждение в ее структурах и механизмах действия приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству.

Законы об инвалидах

Целью программы «Социальная защита» является формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементами сложившийся социальной инфраструктурой. Реализация мероприятий, предусмотренной в этой федеральной программе, должно привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.

ВОПРОС – 13

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОБРАЗОВАНИИ.

Структура психологической помощи детям и подросткам с отклоняющимся развитием:

1 - психодиагностика, заключающаяся в углубленном обследовании познавательного и личностного развития детей с нарушением в развитии;

2психокоррекция, направленная на устранение отклонений в познавательной и личностном развитии детей;

3психологическое консультирование – помощь в решении неотложных проблем, с которыми приходят к психологу учителя, воспитатели, родители, учащиеся;

4психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива родителей и учащихся к психологическим знаниям.

В зависимости от конкретных ситуаций, от той проблемы, которую решает психолог, каждый из названых видов работы на данный момент может быть основным.

Цели и задачи службы специальной психологической помощи:

В центре внимания службы специальной психологической помощи – дети и подростки с различными отклонениями в психическом соматическом сенсорном, интеллектуальном, личностном и социальном развитии, а также лица, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушением здоровья.

Основной целью службы специальной психологической помощи в системе образования является выявление устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развитие детей с особыми образовательными потребностями создание условий для социально-психологической адаптации включая дальнейшее профессиональное самоопределение – обучающихся и воспитанников.

Основная цель службы реализуется через решение диагностических, коррекционных профилактических и организационно-просветительных задач и конкретизируется в следующих видах деятельности специалиста:

(1) – дифференциальная психологическая диагностика, направленная на выявление психологической структуры нарушения определение сохранных зон развития для подбора адекватного образовательного учреждения;

(2) – разработка индивидуальной психокоррекционой программы, согласованной с ученым прогрессом, психологической структуры развития ребенка (с учетом зоны ближайшего развития);

(3) – оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;

(4) Формирование и реализация индивидуальной и коррекционной программы, встроенный в целостный процесс психолого-медико-педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями, совместная с педагогом работа по развитию когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения;

(5) Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для ребенка с особыми образовательными потребностями, рекомендации в отношении учебной нагрузки, параметров формы оценки результатов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, предложенная по подбору и распределению детей в классе;

(6) Консультирование и оказание помощи педагогу в организации и развитии взаимодействия между учениками в учебном процессе и за его пределами;

(7) Обеспечение психологической поддержки родителей и лиц, их замещающих; психологическое консультирование семей, направленное на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соотношение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса;

(8) Обеспечение социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей детей и подростков в образовательную социакультурную среду на разных возрастных этапах развития ребенка;

(9) Формирование психологической культуры субъектов образовательного пространства с целью подготовки процессов интеграции детей, имеющих отклонения в развитии, в социокультурную среду образовательного учреждения.

Школьные психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПК) – необходимое звено вариативного образования. В состав консилиума по приказу директора учреждения вводятся заместитель директора по учебно-воспитательной работе, логопед, учитель – дифектолог, практический психолог, врач, социальный педагог, валеолог. Консилиум проводит диагностику учащихся с проблемами обучения и поведения и консультирование родителей и педагогов по вопросам профилактики лечения, организации помощи и педагогической поддержки, необходимых детям. В случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании ребенка консилиума готовит документы для ПМПК.

Задачами консилиума является: 1.Организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования; 2. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоцианально-личностной зрелости, уровня развития речи детей; 3. Выявление потенциальных возможностей ребенка, разработка рекомендаций для учителя в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании; 4. Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и организации коррекционного-развивающего процесса; 5. Выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ, соответствующих готовности ребенка к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития адаптации к ближайшему окружению,

6. Обеспечение общей коррекционной направленности Учебно-воспитательного процесса включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышения уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоцианально-личностного развития; 7. Определение путей интеграции детей в соответствующие классы работающие по основных образовательных программам при положительной динамике и компенсации недостатков развития; 8. Профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;9. Подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья ребенка для предоставления в ПМПК.

Деятельность психолога в рамках консилиума: 1. запрос; 2. углубленное обследование; 3. анализ полученных данных; 4. коррекционно-развивающие работа; 5.диагностика динамики развития.

Внеконсилиумная консультативная работа психолога с педагогами и родителями консультация пе дагога психолог в понятной форме объясняет специфику когнитивного отличия ребенка, отмечает его сильные и слабые стороны, например, явление неадекватных поведенческих реакций на фоне утомления; определяет способы компенсации трудностей; совместно с педагогом вырабатывает наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком как в обычных, так и экстремальных ситуациях, Психолог должен отдать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку последние очень часто сами находится в ситуации стресса и нуждается в поддержке, В беседе надо учитывать социальной статус, образование и культурный уровни родителей. При этом нужно учитывать специфику семей, имеющих «проблемного» ребенка. Во-первых, такая семья обращается за консультацией, как правило, по настоянию какого-либо специалиста или педагога, а не добровольно. Из-за этого родители иногда испытывают эмоциональное неприятие консультирования, могут скрывать неблагоприятные особенности в развитии ребенка. Во-вторых, родители нередко не доводят диагностику до конца или недовольные ее результатами ищут другого специалиста, который после обследования ребенка дает более благоприятные информации и прогноз. Такое поведение родителей называют «хождение по кругу врачей». В результате теряется необходимое время, коррекционная работа с ребенком начинается с опозданием.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.