Формы и разновидности культуры. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Формы и разновидности культуры.

2017-06-25 552
Формы и разновидности культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда речь идет о многообразии культур, то оно пони­мается по-разному.

Типология культуры

Основа классификации Типы культуры
Связь с религией Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземномор­ская, латиноамериканская
Регионально-этни­ческая особенность Русская, французская и т. д.
Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индустриаль­ного и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриаль­ная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологи­ческая, художественная и пр. культуры
Связь с территорией Сельская и городская культуры
Специализация Обыденная и специализированная куль­туры
Уровень мастерства и вид аудитории Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры

 

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, под­разумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

Народная – культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер, его жизнь, традиции, мировосприятие, ценности, наиболее важные события истории. Как правило, произведения народной культуры анонимны и нередко передаются устно. Фольклор (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы), анекдоты, профессиональные субкультуры (военная, школьная), субкультуры различных возрастных групп.

Элитарная – культура, рассчитанная на узкий круг потребителей подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Создается при­вилегированной частью общест­ва» либо по ее за­казу профессио­нальными творцами

Коммерческая выгода не является целью элитарного искусства: создатели, прежде всего, стремятся к самовыражению и воплощению своих идей, приёмов и образов для массовой культуры.

Массовая культура (поп-культура) – культура, появившаяся в индустриальном обществе и связанная с развитием массового производства, технических средств коммуникации; культура общедоступная (стандар­тизация культуры), отражающая насущные духовные потребности широких масс, ритм жизни общества.

Произведения массовой культуры не рассчитаны на глубокое осмысление и не предъявляют каких-либо требований к общекультурному уровню потребителя.

Отличительная черта – коммерческий характер (произведения являются объектами купли-продажи и направлены на извлечение прибыли). Она транслируется СМИ и может оказывать серьезное влияние на формирование общественного и индивидуального сознания.

 

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное

• Утверждает простые и понят­ные представления о мире лю­дей, о взаимоотношениях меж­ду ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современ­ном, быстро меняющемся мире

• Ее произведения не выступают средством авторского самовыра­жения, а непосредственно обра­щены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы

• Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени

• Произведения массовой культуры отражают ритм жизни общества и направлены на развлечение и отвлечение человека от повседневных проблем (массовая культура имеет развлекательный характер). Они помогают преодолевать стрессовые ситуации, решать некоторые психологические проблемы современного человека. Отвечает запросам, потребнос­тям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической раз­рядке

• Имеет свои вершины — литера­турные, музыкальные, кинема­тографические произведения, ко­торые уже по сути могут быть от­несены к «высокому» искусству.

 

Негативное:

• Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскатель­ным вкусам «массового человека»

• Ведет к стандартизации и унификации не только об­раза жизни, но и образа мыслей миллионов людей

• Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере

• Насаждает мифы в созна­нии людей («миф Золуш­ки», «миф простого пар­ня» и т. д.)

• Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности

• Используя современные СМИ, подменяет для мно­гих людей реальную жизнь, навязывая опреде­ленные представления и предпочтения

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного ис­кусства» через некоторое время перестают быть новаторски­ми и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Экранная – культура, формирующаяся на этапе перехода к постиндустриальному обществу и связанная с информационными технологиями и виртуальным миром.

Субкультуры (от лат. sub — под) – культуры, создаваемые представителями отдельных социальных групп (половозрастных (женская, детская, молодёжная), территориальных, профессиональных (научное сообщество, современный бизнес, военные), конфессиональных, этнических, криминальных и др.).

Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оп­позиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и свя­зана с развитием общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с по­вышением роли и значения свободного времени, досуга, во­круг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные экс­перименты с образом жизни, поиск иных, отличных от куль­туры взрослых, культурных оснований своего существования.

Господствующая культура определяет магистральное направление развития, а субкультуры отражают своеобразие образа жизни, символов и ценностей, мировосприятия, стандартов поведения конкретных социальных групп.

Контркультура (от лат. contra — против)

социокультурная система противостоящая господствующей культуре, стремящаяся вытеснить её (в случае если локальная культура начинает претендовать на универсальность).

- ценностная система асоциальных групп населения (битники, хип­пи и панки; левые радика­лы; андеграунд и др.)

-новаторские элементы культуры

Диалог культур – взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами, сформировавшими на заре истории человечества свой комплекс специфических черт. Культурная глобализация, взаимопроникновение и взаимообогащение, сохранение уникальности и самобытности. Взаимодействие культур должно осуществляться в форме диалога, в котором каждая культура участвует как равноправный партнёр, взаимно обогащая друг друга, не уничтожая при этом уникальность каждой из культур. Пример: открытие студии восточных танцев или единоборств в европейском городе.

 

Духовная жизнь

реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельнос­ти, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практиче­ской деятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремле­ния и цели людей. Взятые в единстве они составляют духов­ный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общест­ва и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эс­тетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.