Нарушения речи у умственно отсталых детей — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Нарушения речи у умственно отсталых детей

2017-06-25 296
Нарушения речи у умственно отсталых детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особен­ностями.

Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являют­ся относительно автономными. Известно, что уровни речевого развития у детей с идиотией, имбецильностью и дебильностью существенно различаются.

Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом раз­витии ребенка. Однако отсутствует явная, непосредствен­ная корреляция между степенью снижения интеллекта и уров­нем развития речи.

Так, среди детей с умственной отсталостью в степени дебильности встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с разнообразными на­рушениями речи, так и со значительно более высоким уров­нем владения речью.

Уровень речевого развития большин­ства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.

Выделяются две группы олигофре­нии (Г.Е. Сухарева):

1) олигофрения с недоразвитием речи,

2) атипичная олигофрения, осложненная речевым расстрой­сгвом.

1) У первой группы умственно отсталых детей имеет место недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития;

2) у второй группы, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, кроме недоразвития речи отмечаются разнообразные речевые рас­сгройства.

У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислапия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.).

Осо­бенность речевых расстройств у умственно отсталых детей состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект.

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявля­ются на фоне грубого нарушения познавательной деятельно­сти, аномального психического развития в целом.

 

Основными особенностями высшей нервной деятельно­сти умственно отсталых детей является слабость замыкательной функции коры головного мозга, слабость процессов активного внутреннего торможения, инертность нервных процессов, склонность к охранительному торможению.

У детей с интеллектуальными нарушениями в той или иной степени оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мо­тивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речи, создание, реализация речевой программы и контроль за речью, соответствие ре­зультата мотиву и цели речевой деятельности.

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру дефекта, разнообразны по своим прояв­лениям, механизмам, уровню нарушения, характеризуются стойкостью, устраняются с большим трудом, сохраняясь вплоть до старших классов специальной (Коррекционной) школы 8-го вида.

Характерной особенностью речевого развития детей с интеллектуальными отклонениями является позднее раз­витие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций (лепет появляется в период от 12 до 24 месяцев). Первые слова появляются позднее трех лет, иногда от 2,5 до 5 лет (в норме появление первых слов у детей от 10 до 18 мес). Значительно отстает и появление фразовой речи.

Нарушения речи у умственно отсталых детей в логопеди­ческом аспекте исследовались многими авторами (М.Е. Хват-цев, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, В.Г. Петрова, Д.И. Орлова, М.А. Савченко, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович и др.).

По мнению С.Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медлен­ная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах». Вследствие этого умственно от­сталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточ­но точно и четко воспринимает речь окружающих.

Симтоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только нали­чием общего, диффузного недоразвития мозга, что обус­ловливает системное нарушение речи, но и локальной пато­логией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при ум­сгвенной отсталости.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.