Традиционная педагогическая технология, ее методологические основы. Классно-урочная система Я.А. Коменского, концептуальные положения. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Традиционная педагогическая технология, ее методологические основы. Классно-урочная система Я.А. Коменского, концептуальные положения.

2017-06-25 2336
Традиционная педагогическая технология, ее методологические основы. Классно-урочная система Я.А. Коменского, концептуальные положения. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Ассоциативная концепция обучения, особенности методики, ее достоинства и недостатки. Игровые технологии: история возникновения и социально-педагогическое значение игры, теории игры, особенности их организации и применения

Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде вс его классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определœенные часы дня;
  • основной единицей занятий - урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
  • учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.

Цели обучения - подвижная категория, включающая исходя из ряда условий те или иные составляющие.

В советской педагогике цели обучения формулировались так:

  • формирование системы знаний, овладение основами наук;
  • формирование основ научного мировоззрения;
  • всœестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;
  • воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всœего человечества;
  • воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) - это воспитание личности с заданными свойствами.

По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всœестороннее развитие было декларацией).

В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились - исключена идеологизация, снят лозунг всœестороннего гармонического развития, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является "школой знаний", сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Концептуальные положения. Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:

  • научность (ложных знаний не должна быть, бывают только неполные);
  • природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);
  • последовательность и систематичность (последовательная линœейная логика процесса, от частного к общему);
  • доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
  • прочность (повторение - мать учения);
  • сознательность и активность (знай поставленную учителœем задачу и будь активен в выполнении команд);
  • наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
  • связь теории с практикой (определœенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Обучение- это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений - подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.

Особенности содержания. Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем образования технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности.-75 % учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3 %, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.

Традиционная система остается единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения - централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют "коридоры", внутри которых (и только внутри) предоставлено право двигаться ребенку.

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объёме финансирования 3 % от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.

Особенности методики. Традиционная технология представляет собой прежде всœего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

  • регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур ("школа насилует личность");
  • централизации контроля;
  • ориентации на среднего ученика ("школа убивает таланты").

Позиция ученика: ученик- подчинœенный объект обучающих воздействий, ученик "должен", ученик - еще не полноценная личность, бездуховный "винтик".

Позиция учителя: учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья ("всœегда прав"); старший (родитель) учит; "с предметом к детям", стиль "разящие стрелы".

Методы усвоения знаний основываются на:

  • сообщении готовых знаний;
  • обучении по образцу;
  • индуктивной логике от частного к общему;
  • механической памяти;
  • вербальном изложении;
  • репродуктивном воспроизведении.

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника.

В составе учебной деятельности ребенка:

  • самостоятельное целœеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;
  • планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;
  • итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителœем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целœей превращается в труд "из-под палки" со всœеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, лживости, конформизма - "школа уродует личность").

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам; требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всœесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

При этом в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Количественная оценка - отметка - часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на "хороших" и "плохих".

Названия "троечник", "двоечник" вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодичества и отсева, т. е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителœем, предметом, школой, с семьей.

Традиционная форма обучения - классно-урочная. Ее отличают:

Положительные стороны Отрицательные стороны
Систематический характер обучения Шаблонное построение, однообразие
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала o Нерациональное распределœение времени урока.o На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания
Организационная четкость o Учащиеся изолируются от общения друг с другом.o Отсутствие самостоятельности
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя o Пассивность или видимость активности учащихся.o Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день).o Слабая обратная связь. Усредненный подход
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Отсутствие индивидуального обучения

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я.А. Каменским. данная теория базируется на следующих принципах:

· всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям;

· основной метод – упражнение.

Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащении сознания обучающегося образами и представлениями. Слабость данной теории в том, что ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.