Социльное здоровье семьи школьника. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Социльное здоровье семьи школьника.

2017-06-25 249
Социльное здоровье семьи школьника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Социальное нездоровье с каждым годом поражает всё больше детей и подростков. Это выражается в росте числа детских и подростковых правонарушений, преступлений учащейся молодёжи против общественной морали и общечеловеческой нравственности. Результат экономических и общественно-политических изменений за последние десятилетия в России неоднозначен и противоречив, а его социальное значение для большинства российских семей – неблагоприятно и даже трагично. Исследования показывают, что следствием произошедших изменений стало падение качественных характеристик населения по трем основным группам индикаторов: здоровье (физическое, психическое, социальное), интеллектуальный потенциал и профессиональная подготовленность, духовно-нравственные ценности и ориентации.

Социологический подход к здоровью основывается на негативном его определении: «Здоровое общество» - это общество, где минимален уровень «социальных болезней». Термин «социальное здоровье» появился сравнительно недавно. Говоря о «социальном здоровье», обычно подразумевают:

Социальную значимость тех или иных заболеваний в силу их распространенности, вызываемых ими экономических потерь, тяжести (т.е. угрозы для существования популяции или страха перед такой угрозой);

Влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их течения и исходы (т.е. возможности выздоровления или смерти);

Оценку биологического состояния определенной части или всей человеческой популяции на основе интегрированных статистических показателей, составляющих так называемую социальную статистику.

Суть предлагаемых определений здоровья различными авторами преимущественно заключается в описание данного феномена через отсутствие болезней в понимании каждого конкретного автора или в поиске «антонимов» болезни – чего-то положительного, большего, чем просто отсутствие заболеваний или дисгармоний. Ю.П. Лисицын (2002) приводит следующую классификацию определений болезни, которую можно применять и для анализа определений здоровья.

1. Биологизаторские дефиниции: болезнь это

- нарушения, поломки, дефекты деятельности организма, его органов и систем;

- нарушения связей, гармонии с внешней средой, адаптации к окружающей среде;

- нарушения постоянства среды организма;

- нарушение функций и механизма адаптации, общего адаптационного синдрома, состояние дистресса;

- несоответствие природных и организменных биоритмов (дисхроноз).

2. Кибернизаторские дефиниции: болезнь это

- нарушения в механизмах управления, координации, регуляции функций организма;

- разлад, расстройство в функциональной структуре организма как сложнейшей кибернетической системе;

- нарушения модели организации, расстройство алгоритма жизнедеятельности;

3. Энергетизаторские дефиниции: болезнь это

- нарушения расходования энергетических ресурсов организма;

- дефицит, избыток, дисбаланс энергии человеческого организма;

- неадекватное, не соответствующее его потребностям воздействие энергетических, силовых, магнитных «полей» и т.п.

4. Социологизаторские и психологизаторские дефиниции: болезнь это

- нарушение, стеснение «свободы» человеческой жизни во всех ее проявлениях, функций человека;

- нарушение человеческих (общественных) отношений, взаимосвязей, контактов, социальных черт, свойств;

- психологический срыв, психологическая дезадаптации, дезинтеграция личности, человеческих чувств, психологических установок, психосоматическая дезорганизация, дезадаптации и пр.;

- нарушение условий, образа жизни, жизненного стереотипа, стиля жизни человека.

Представители философских наук, рассматривают здоровье как философскую категорию безотносительно биологических или психологических представлений: «Здоровье – это не стеснённая в своей свободе жизнь, или жизнь, исполненная свободой» (цитата из Давидович В.Е., 1997). Данный подход, очевидно, берет истоки в сочинениях К. Маркса, определяющего болезнь как стесненную в своей свободе жизнь (Маркс К., Чекалов А.Е., 1998).

В медицинской литературе по общественному здоровью и здравоохранению принято выделять три (Лисицын Ю.П., 2002) или четыре (Миняев В.А., Вишняков Н.И., 2004) уровня изучения здоровья: 1-й уровень – здоровье отдельного человека; 2-й уровень – здоровье малых или этнических групп – групповое здоровье; 3-й уровень (иногда объединяется с 4-м) – здоровье населения, т.е. людей, проживающих на конкретной административно-территориальной единице (область, город, район, и т.д.); 4-й уровень – общественное здоровье – здоровье общества, населения страны, континента, мира, популяции в целом.

Современная школа как образовательная модель зачастую делает упор на медицинской стороне дела, обращает внимание в основном на телесное и психическое здоровье школьников; другие аспекты феномена здоровья – нравственный, эстетический, социальный – затрагиваются в гораздо меньшей степени. Между тем проблема социального здоровья сегодня едва ли не самая актуальная в школьном образовании. Более того, в её успешное решение втягиваются все остальные (названные выше) аспекты здоровья.

Исходя из поставленной нами темы «социальное здоровье в школе», нам кажется важным рассмотреть здоровье не только на первом уровне его изучения – здоровье отдельного человека или индивидуальное здоровье, которому много уделялось внимания доктором медицинских наук, профессором Ленинградского областного института развития образования Гуном Г.Е. и его единомышленниками. Мы хотим уделить больше внимания в данной монографии второму уровню здоровья – здоровью малых групп, классного коллектива и участников всего образовательного процесса образовательного учреждения, к которому вы можете иметь отношение как педагоги, ученики и их родители. Рассуждая о модели организации образовательного процесса в современной школе на основе принципа природосообразности и основываясь на методических разработках Бокситогорского детского дома, мы будем вместе с вами анализировать возможности использования этих форм работы с целью создания в образовательных учреждениях условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья учащихся и воспитанников. О здоровье групп населения (третий и четвертый уровни рассмотрения) скажем лишь, что оно характеризуется системой медико-статистических и медико-демографических показателей: демографических; заболеваемости и распространенности болезней; инвалидности и инвалидизации; физического развития населения (Лисицын Ю.П., 2002).

Понятие «здоровье» имеет множество оттенков, а его содержание не несет в себе общепринятого и четкого наполнения. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье не только в качестве «состояния без болезней», но и как «состояние полной удовлетворенности, физического, психического и социального благополучия».

В середине 50-х г.г. ХХ в. выдающийся американский социолог Т.Парсонс предложил рассматривать и психическую и соматическую болезнь как одну из форм девиантного поведения по отношению к существующей в обществе системе норм. Таким образом, девиантологический подход сегодня интегрирует медико-биологическое понимание здоровья и является наиболее адекватной основой анализа, описания и объяснения «социального здоровья». Социальная девиация (отклонение), или девиантное поведение, - это поведение, нарушающее кодифицированные или некодифицированные социальные нормы.

Результаты экономических и общественно-политических трансформаций последних десятилетий в России неоднозначны и противоречивы, а их социальное измерение в проекции на значительную часть российских граждан – неблагоприятно и даже трагично. Следствием произошедших изменений стало падение и девиация качественных характеристик населения по трем основным группам индикаторов: здоровье (физическое, психическое, социальное), интеллектуальный потенциал и профессиональная подготовленность, духовно-нравственные ценности и ориентации.

Девиантное поведение существует только в отношении социальной нормы как регулятора социального поведения. Нормы - регуляторымогут быть условно разделены на абсолютные и относительные. Абсолютные нормысуществуют или существовали во всех или почти во всех известных обществах (например: запреты на убийство, воровство, инцест и т.п.). Относительные нормыспецифичны для отдельных обществ (нормы добрачных сексуальных отношений, этикета, авторского права).

Следовательно, поведение, нарушающее нормы какого-то общества, будет девиантным для этого общества, но может быть таковым для другого общества (например, женщинам мусульманских стран запрещено находиться в комнате, где принимают пищу мужчины). Сократ (470 – 399 г.г. до Р.Х.), согласно афинскому праву, был преступником – человеком, растлевающим умы молодежи. Между тем его преступление – самостоятельность мысли – было полезно и для его родины и для человечества. Оно служило подготовкой новой нравственности, в которой тогда нуждались Афины, поскольку традиции уже не отвечали условиям жизни.

Конституция России в ч. 1 статьи 7 провозглашает социальный характер государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», не дает ориентиров и направлений свободы, которая в условиях тоталитарного режима советского государства для многих из нас трактовалась по-своему. Однако, российская действительность рубежа XX–XXI веков характеризуется масштабным уходом государства из социальной сферы, что привело к тотальной коммерциализации и скрытой приватизации учреждений образования, здравоохранения и культуры – то есть тех социальных институтов, от доступности и востребованности которых и зависит социальное здоровье общества. В результате, большинство российских граждан, в качестве определяющей жизненной стратегии вынуждено было избрать так называемую стратегию выживания. Это в свою очередь, безусловно, накладывает отпечаток на уровень их физического, психического и нравственного здоровья и в конечном итоге формирует социальные ориентиры, характерные для самосознания всех участников образовательного процесса в образовательном учреждении: воспитанников, учеников, их родителей и учителей.

Социальная среда семьи и общества действует на психическое и поведенческое «обрамление» болезни у подрастающего поколения, поскольку она:

o формирует представления о том, какие виды поведения полезны, а какие – вредны для здоровья, на основе чего конструируется как саморазрушающие, так и самосохранительное поведение человека;

o предоставляет знания о технологических достижениях, которые могут быть использованы как для сохранения и укрепления здоровья, так и для лечения уже возникшего заболевания;

o транслирует когнитивные схемы, на основе которых субъективные проявления соматического и психического дискомфорта, боль осознаются как симптомы болезни;

o содержит социальные «сети», т.е. каналы неформальной коммуникации, по которым человек может получить советы относительно своего болезненного состояния;

o предъявляет экспектации (ожидания), выполняющие функцию регулятивных норм при принятии социально роли больного (больничный лист по уходу за ребенком в нашей стране долгое время выдавался только матери);

o имеет доступные для индивида специализированные институты, миссия которых заключается в сохранении и укреплении здоровья, легетимизации статуса больного, оказании профессиональной помощи.

Субъективной причиной отклоняющегося поведения может стать отношение самой личности и ее семьи к социальным нормам. Например, чтобы освободиться от моральных требований и оправдать себя, человек может «нейтрализовать» действие норм ссылаясь на высшие понятия (дружбу, преданность семье, традиции), оправдывать свое поведение девиантностью жертвы или провокацией с ее стороны, отрицать свою ответственность, отрицать вред своего поведения. Т.е. нам с вами достаточно не вникать в суть описанных нами проблем и мысленно сказать: «Не понятно о чем бредят все эти ученые. Им бы наши проблемы». И все о чем здесь говорилось, будет «нейтрализовано», потому что мы не хотим взять на себя ответственность понять и принять то новое, что уже вошло в нашу жизнь и требует от нас новой социальной роли и функции.

Роль – это система ожиданий относительно поведения человека, представление человека о модели собственного поведения, сообразно занимаемым положением – статусом. В школе ребенок имеет статус ученика и готовится школой к определенной модели передачи знаний, в семье каждый из нас имеет свой статус: отца, матери, брата, сына, сестры или дочери. В зависимости от того, в какой модели будет воспитываться каждый из нас, ту модель он и будет в дальнейшем формировать. В соответствии с этим люди могут принимать на себя различные роли, в том числе и роль девианта.

Оценка здоровья общества и его «ячейки» - семьи может даваться по любому из видов девиантного для данного общества поведения. Однако, как правило, используются те его виды, которые непосредственно угрожают биологическому состоянию семьи:

o гомосексуализм исключает репродуктивную функцию брака и формирует один из путей передачи ВИЧ/СПИДа;

o проституция негативно влияет на моральную основу брака и формирует путь передачи венерических заболеваний;

o алкоголизм и наркомания сами являются нервно-психическими заболеваниями с выраженным повреждением психической сферы и биологической основы личности;

o самоубийство или убийство прямо воздействуют на численность семьи;

Семья – первичная малая социальная группа, в основе которой лежат кровнородственные связи. Традиционная семья многопоколенная, ее возглавляет старший по возрасту мужчина, а управление в ней строится на основе авторитарных принципов. Если считать подобную семью действительно первичной формой социальной организации, то следует признать, что в современном обществе семья утратила многие свои первоначальные функции и претерпела существенную трансформацию.

В связи с процессами урбанизации существенные изменения претерпела структура семьи – для крупных городов стала типичной нуклеарная семья (ядерная) семья, состоящая из родителей и детей (в семье, как правило, теперь 1-2 ребенка). Происходит переход от авторитарной семьи к эгалитарной, которой присуще более равномерное распределение властных функций между супругами (а иногда детьми). Эгалитаризм в семейных отношениях вызван серьезными изменениями в идеологии общества и проявляется в распределении внутрисемейных ролей.

В последние десятилетия в обществе появились новые структурные виды семьи, ранее не существовавшие или не привлекавшие к себе общественного внимания – «гражданский брак», семьи с гомосексуальными партнерами, семьи с одним родителем, семьи несовершеннолетних и пр. Их влияние на здоровье общества еще предстоит изучать.

Рассматривая функции семьи, можно отметить, что для современной семьи характерна утрата ею производственных функций. Ряд других функций семьи сохранился в рудиментарном виде, поскольку перешел к особым социальным институтам. Так, социализационные функции, особенно передачу необходимой для жизни информации, частично взяла на себя система образования, функции социального контроля – милиция и церковь, защиты – армия, охраны здоровья – система здравоохранения. Поэтому основными функциями современной семьи следует считать прокреационную (воспроизводство населения) и рекреационную (удовлетворение глубинных эмоциональных потребностей людей в любви, привязанности, понимании, разделенных переживаниях).

Как произошедшие за последние годы изменения в семье и обществе сказались на возрастании социальных болезней (алкоголизма, курения, наркомании, ВИЧ/СПИД) и зависимых формах поведения среди учащихся, мы рассмотрим далее.

 

ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Зависимое поведение определяется нами, в самом широком смысле, как зависимость от людей определенного типа поведения или от конкретных вещей. Чтобы обуздать свои чувства, зависимые люди пытаются контролировать окружающих людей и события своей жизни. В жизни зависимого человека контроль занимает центральное место.

Человек может зависеть от других людей и, в этом случае, их жизнь настолько переплетается, что собственная личность зависимого – его «Я» - заменяется личностью и проблемами другого человека. Проблема заключается в том, что не только зависимый человек (алкоголик, наркоман и др.) зависит от своего пристрастия, но и его члены семьи точно так же зависят от него самого, приспосабливая свой образ жизни и даже мыслей к стилю жизни алкоголика, помогают ему сохранить разрушительную привычку.

Конечно, явление созависимости, прежде всего, относится к алкоголизму. Само слово «созависимый» буквально означает «зависимый вместе с кем-то». Сам алкоголик может считаться созависимым от алкоголя, его жена зависит от своего мужа – алкоголика, дети считают нормальной жизнь с родителем – алкоголиком, потому что другой жизни они попросту не знают.

Трагическая черта созависимости – передача из поколения в поколение, подобно тому, как от камня, брошенного в воду, расходятся круги. Природа зависимости может меняться: у отца - алкоголика дочь становится трудоголиком, а внук страдает компьютерной зависимостью и стремлением тратить деньги на компьютерные игры (как правило, аркадные, или военизированные остросюжетные игры, получившие название «стрелялки», «догонялки», «убивалки», «бродилки») – сама созависимость всегда передается последующим поколениям, неся боль и разрушение.

Считается, что каждый наркоман оказывает серьезное влияние минимум на четырех людей из своего ближайшего окружения (жену или мужа, детей, сослуживцев). На основе данных мониторинга, Госкомстата, ведомственной статистики, а также с учетом возможной коррекции в связи с наличием некоторого неучтенного контингента правомерно сделать вывод:

1) Среди подростков и молодежи в возрасте 11-24 лет сегодня имеется от 900 тысяч до 1 миллиона 100 тысяч наркозависимых.

2) Этот показатель для всего населения России составляет от 1 миллиона 500 тысяч до 1 миллиона 800 тысяч человек

От созависимости этих от 1,5 миллионов до 1.8 миллионов наркозависимых, потенциально страдают от 6 до 7,2 миллионов созависимых. В число, которых попадают уже не только родители, братья и сестры, друзья наркозависимых, но и учителя (около 1,5 миллионов), т.к. большинство наркозависимых находятся в школьном возрасте или учатся в средних и высших учебных заведениях. Если учесть, что эти цифры касаются только наркоманов и не относятся к другим видам зависимости (известно, что алкоголизм наиболее распространенное явление в России), то в действительности число людей страдающих от созависимости, намного больше. Иначе как ЭПИДЕМИЯ это явление не назовешь.

Зависимые люди неустанно стараются заполнить зияющую пустоту внутри самих себя, как пылесос, всасывают в себя других людей, химические вещества (алкоголь, наркотики и др.), деньги, пищу, секс, работу и даже любовь, именем которой они пытаются прикрыть свои часто неосознаваемые действия и желание манипулировать другими, лишая их свободы выбора. Еще Жан-Поль Сартр заметил, что любящий стремится не лишить любимого свободы, а «соблазнить» и «очаровать» эту чужую свободу, чтобы она сама себя пленила, сама привязала себя к «соблазнителю».

Наша потребность любить и быть любимым, если она не осознается нами, становится причиной наших зависимостей, проблем с близким окружением и взаимодействием в обществе. Знание правил взаимодействия дает понимание своих границ по отношению к другим людям, границы позволяют осознать, за что я несу ответственность. Ответственность приводит к уверенности, уверенность - к доверию, а настоящее доверие возникает в результате проб и ошибок, т.е. отношений, требующих времени. И мы не можем сократить этот путь, если не знаем или не хотим знать способы, которые помогают нам строить близкие и доверительные отношения с другими людьми. Только наше желание и воля помогают нам идти вперед, находить новые способы и решения, искать ответы на вопросы, мучающие нас.

ОШИБКИ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

 

Образовательные учреждения не могут устраняться от участия в профилактических мероприятиях и включают в свой учебно-воспитательный процесс программы профилактики среди учащихся. Органы управления образовательными учреждениями регулярно рекомендуют уделять внимание вопросам профилактики наркозависимости, ВИЧ/СПИДа в образовательной среде. Министерство образования Р.Ф. утвердило концептуально профилактику наркозависимости и превентивное образование по профилактике ВИЧ/СПИДа в образовательной среде. К сожалению, эта система взглядов на организацию профилактики этих социально опасных заболеваний мало востребована педагогической общественностью.

При этом в ряде случаев, образовательные учреждения для проведения профилактических программ чаще приглашают специалистов медицинских центров для информирования об актуальной ситуации по рассматриваемым вопросам, или специалистов из общественных организаций, тиражирующих свои программы. Как правило, учреждения начального профессионального образования не имеют планов самостоятельной систематической работы в этом направлении. Вследствие этого результаты профилактической работы зачастую носят незавершенный или формальный характер.

Это не значит, что приглашенные специалисты недостаточно компетентны или плохо выполняют свою работу. Дело в том, что профилактические беседы и программы, сохраняющие репродуктивное здоровье молодежи, предлагаемые специалистами, не работающими в образовательном учреждении, не являются системными и, чаще всего, подразумевают узконаправленное воздействие на воспитание молодежи. Подобное воздействие опасно тем, что создает предпосылки для опережающего развития части молодых людей. Осуществить необходимый в этом случае дифференцированный подход к отбору и формированию временных учебных групп, в условиях образовательного учреждения часто не представляется возможным. Кроме того, информация, касающаяся профилактики ВИЧ-инфекции или обучающие программы безопасного поведения привлекают внимание молодых людей к сфере межличностных отношений лишь в области сексуальных взаимоотношений полов и, как правило, уделяют недостаточно внимания нравственному воспитанию.

Анализ содержания тренингов и других программ, известных авторам, по теме профилактики ВИЧ, позволяет сделать вывод о том, что информация, касающаяся непосредственно сексуальных отношений, в процентном отношении составляет две трети от всего содержания. В оставшуюся часть входят коммуникативные задания и темы, касающиеся личностного роста и обсуждения вопросов нравственности. Кроме того, образовательные учреждения не имеют возможности организовывать необходимые воспитательные поддерживающие мероприятия, обеспечивающие "выравнивание" полученной учащимися узконаправленной информации. В результате, у части подростков, формируется ошибочное представление о молчаливом "одобрении" взрослыми вступления молодых людей в раннюю половую жизнь. Также этому «одобрению» содействуют отдельные передачи в СМИ, фильмы и общая тенденция пропаганды насилия и свободного поведения.

В области профилактики наркозависимости и злоупотребления ПАВ так же имеется ряд ошибок, поэтому мы решили выделить несколько моментов, которые могут привести к отрицательному результату информирования в образовательных целях.

Для начала вспомним, что слово «информация» имеет латинское происхождение и означает «объяснение, указание, данные, инструкции». Понятия информации и коммуникации нередко в образовательной среде используют как синонимы, однако мы будем под информацией понимать различного рода данные, а под коммуникацией – сам процесс передачи информации.

Информация имеет огромное значение для поддержания ощущения собственной безопасности для человека. В условиях недостатка информации нам не на что опираться в действиях и это вселяет в нас чувство неуверенности. К тому же информация обеспечивает стимуляцию в которой мы нуждаемся для проявления активности и дальнейшего роста, принятия на себя ответственности за дальнейшие действия. Информационный вакуум или неудовлетворенное стремление к познанию может привести к распространению домыслов, слухов и сплетен.

С другой стороны, существуют пределы объемов информации, который мы можем воспринять и это обусловлено не только особенностями развития, темпераментом и опытом человека. Современное общество, ориентированное на средства массовой информации, обрушивает на людей такое количество данных, инструкций и различных факторов, что они испытывают информационный стресс, имеющий негативные последствия. Этому способствует ряд причин.

1. Информационное воспитание.

В школе редко учат ограничивать поток информации и экономить информационные ресурсы. Наоборот, учителя и родители поощряют ученика за большой объем школьных домашних заданий, сочинений, ведение подробных конспектов, не упускающих ни одного слова учителя. В ответ учителя призывают ученика делиться информацией, которой он располагает и нередко приговаривают: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

2. Ошибочное понимание зависимости между ростом информации и компетенцией человека.

Действительно, как уже было сказано выше, широко распространено мнение, что эффективность человека прямо пропорциональна количеству полученной информации – чем большим объемом информации мы будем располагать, тем лучше будем учиться и работать. На самом деле корреляция этих показателей имеет форму выпуклой кривой: в начале эффективность резко идет вверх, потом выходит на плато оптимального уровня восприятия, а затем начинает резко падать из-за информационного переизбытка для человека. Эта величина колеблется в зависимости от конкретных людей и типа информационных материалов.

3. Наступление технологического прогресса.

Дома и в школе дети окружены множеством последних достижений коммуникационных технологий –, телевизоры, мобильные телефоны, копировальные аппараты и все более мощные компьютеры поставляют нам огромное количество информации, а в задачу человека входит обеспечить ее переработку и хранение. Но человеческие способности ограничены, хотя работа компьютеров требует участия человеческого мозга. Потому что мозг значительно гибче и способен разбивать информацию на блоки посредством ассоциативного мышления.

Не осознавая вышеперечисленных причин, мы испытываем информационный стресс, который приводит к отрицательным эффектам – гиперстимуляции и гипостимуляции. Последствиями гиперстимуляции являются:

· ригидность – отсутствие гибкости мышления;

· чрезмерное упрощений – использование ограниченного количества правил для принятия решений и действий;

· оборонительная позиция – защита себя и склонность думать лишь о том, что мы можем потерять, вместо открытости изменениям и сосредоточенности на возможностях;

· полярное мышление – стремление все видеть в черно-белых тонах, не приемлющее промежуточные оттенки;

· туннельное зрение – фокусировка на очевидном, без учета второстепенных факторов;

· чрезмерная драматизация событий – склонность к панике, ложной тревоге и подаче сигналов бедствия.

С другой стороны, гипостимуляция, как правило, приводит к следующим явлениям:

· иллюзии – мечты и фантазии о несуществующей позитивной реальности;

· противодействие изменениям – сопротивление инновациям и попыткам реорганизации;

· подмена понятий – интерпретация событий в желательном для нас ключе;

· преувеличение – передача информации, основанной на предположениях, вольных допущениях или лжи;

· промахи – ошибочные решения и поступки.

Все это приводит человека к пассивности, обесцениванию своих возможностей или переоценке их, к неконструктивным и ограничивающим формам поведения. Этому так же способствуют те ошибки профилактики, которые допускают педагоги и родители, желая предостеречь или уберечь детей от негативных последствий социальных болезней. Эпидемиологи выделяют основные факторы риска, которые мы относим к социальным болезням, влияющим на здоровье наших детей:

· курение;

· снижение физической активности;

· злоупотребление алкоголем;

· употребление наркотиков (Г.Г. Онищенко с соавторами)

Рассмотрим ошибки профилактики социальных болезней (далее СБ) в образовательной среде:

Ошибка 1. Одной из самых распространенных форм профилактической работы является лекция специалиста или взрослого перед детьми, сообщение или рассказ о вреде СБ, который учитель поручает сделать учащимся. Цели ставятся гуманные: чтобы дети больше узнали о негативных последствиях СБ. Скрытым мотивом является «напугать так, чтобы не повадно было». При этом нередко в начале рассказа лектор описывает и привлекательные состояния, которые могут возникать на начальных стадиях СБ. Потом идет подробный рассказ о негативных последствиях СБ.

Однако результаты такого подхода следующие. Ученики могут сконцентрироваться на положительных и «неизведанных» эффектах СБ, чтобы потом испытать эти новые состояния «изменения сознания» и «раскованности в общении».

Таким образом, мы действуем вопреки русской народной поговорке, которую уместно здесь напомнить: «Не будите лихо, пока оно тихо». Еще лучше это можно отследить не следующем выражении, которое вы можете попросить выполнить кого-то: «Не думать про лимон». Эффект получается обратным. Не только образ лимона, но и его вкус материализуется у вас во рту, повышенным слюноотделением, вопреки требуемому заданию.

Важно: прежде чем, проводить профилактическую работу среди учащихся, специалисту необходимо аккуратно выяснить, что дети знают о СБ и какова их осведомленность в данной теме.

Не желательно в лекциях акцентировать внимание детей на причинах СБ, так как это привлекает внимание детей к ситуациям, в которых люди начинают употреблять алкоголь, сигареты, наркотики и вступать в случайные половые контакты.

Несмотря на всю опасность лекций для детей, необходимо просвещать детей о негативных последствиях СБ.

Ошибка 2. Обсуждение проблемы СБ в дискуссионной форме, когда одна половина класса ищет и отстаивает отрицательные стороны СБ, другая половина – описывает их положительные их стороны.

Цель занятия сводится к тому, чтобы отрицательные стороны СБ повлияли на мнение детей о СБ.

Зачастую, те, кто доказывают положительный эффект сторон СБ, сами начинают (прежде всего бессознательно) верить в истинность своих аргументов. Срабатывает принцип: «Чтобы лучше понять самому, надо объяснить другому».

Участники, доказывающие отрицательную сторону СБ, получают информацию о положительном воздействии СБ и у них может возникнуть желание попробовать испытать воздействие СБ на себе.

Это прием рекомендуется использовать только после предварительной подготовки группы к обсуждаемой проблеме СБ, но даже при этом этот прием, он является весьма рискованным способом профилактики.

Ошибка 3. Тренинг говорить «Нет», как способ противостояния СБ. Для этого группа учащихся аргументировано доказывают одному из участников, чтобы он согласился попробовать себя в СБ (уговаривают покурить, выпить, уколоться и т.д.).

Очень трудно противостоять давлению и аргументам целой группы, даже просто повторяя: «Нет, не хочу, не буду». В когнитивной сфере могут происходить изменения оценочных суждений не только у тех, кто убеждает, но и у тех, кто защищается. Что же говорить про тех, кто просто наблюдает за процессом...

Таким образом, обучая противостоять давлению, мы подталкиваем к экспериментированию в СБ.

Ошибка 4. Однажды, мне пришлось наблюдать, как учитель биологии после «перекура» на перемене, пришла на урок, тщательно зажевав свой «грех» жевательной резинкой, и аргументировано на учебном опыте (изменением цвета фильтра после прохождения через него табачного дыма) доказывала старшеклассникам, что курить вредно. Надо ли говорить о том, что она была малоавторитетным лицом для слушателей? Они ей не верили, ученики, выходя с урока, посмеивались и вспоминали, как не раз видели «биологиню» курящей.

Иногда, школы считают полезным познакомить детей с опытом людей, употреблявших наркотики и находящимся некоторое время в ремиссии. Такой оратор усложняет решение проблемы СБ тем, что стоит живой и здоровый перед детьми, делиться своими чувствами и рассказом о том, что «его заставило колоться» и рекомендует не делать этого сидящим перед ним, говоря о возможных последствиях. Ему мало веры: «Он выжил, значит и у меня получится» или «Я буду умнее и хитрее, чтобы не попасться». Такие неавторитетные специалисты могут усложнить решение проблемы, если потом кто-то из авторитетных специалистов начнет убеждать в этом же самом, то потребуется уже больше усилий для формирования соответствующего оценочного суждения.

Ошибка 5. Если детям о вреде курения говорит коммуникатор (учитель, родитель или др.), который вызвал у ребенка в данный момент пусть даже временное враждебное чувство (поставил «незаслуженную двойку», строго отчитал за не выученные уроки или что-то еще), то может быть эффект бумеранга.

Встречаются ситуации, когда дети начинают употреблять наркотик как месть близким. «Месть» и «назло» это близкие понятия, но не идентичные.

Ошибка 6. Неуемное желание «специалистов» показать страшную сторону последствий СБ, привело к достаточному количеству фильмов по профилактике, который в школах показывают детям одного или даже нескольких одновременно классов, создавая большую аудиторию в целях экономии времени для проведения мероприятия по профилактике. В такой ситуации дети переговариваются, шумят и даже смеются, чтобы уменьшить чувство страха. Некоторые плохо видят маленький экран телевизора и недостаточно хорошо слышат, так как шумно и они далеко сидят.

Для таких просмотров дети должны быть подготовлены заранее. У них должна быть своя мотивация для просмотра фильмов. Аудитория не должна быть более 9-12 человек Эффект такого мероприятия «для галочки» может сводится на нет еще и потому, что педагоги не учитывают создания коммуникативной среды, о чем будет говорится в следующей ошибке.

Ошибка 7. Коммуникативная среда для предъявления фильмов по профилактике, направленных на формирование чувства защиты (страха, тревоги, опасности и т.п.) должна соответствовать задаче мероприятия. Как музыка в фильме создает сопровождающий и усиливающий содержание эффект, так и противоположные настроению моменты: яркий солнечный или дневной свет, маленький телевизор, заслоняемый впереди сидящими или шутки друзей, - могут дать обратный предполагаемому эффект от показа фильма.

Ошибка 8. Порой профилактические тренинговые занятия состоят из набора различных упражнений, способствующих повышению коммуникативной компетентности участников их умению взаимодействовать и пониманию способов эффективной коммуникации. Когда этот набор упражнений не имеет четкой цели и смысл некоторых упражнений явно противоречит ставящимся задачам, тогда профилактическая роль таких занятий ставится под сомнение.

Например, упражнение «Мафия», где дети выполняют роль мафии и должны взглядом убивать других членов группы, явно не соответствует профилактическим целям СБ, а наоборот усиливает негативный эффект. Или, например, родители покупающие компьютерные игры, в которых дети в виртуальной ситуации совершают то, что в реальных условиях закончилось бы се


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.