Кафедра финансов и денежного обращения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кафедра финансов и денежного обращения

2017-06-25 253
Кафедра финансов и денежного обращения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факультет информатики и робототехники

Кафедра финансов и денежного обращения

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Актуальные проблемы финансов»

На тему

«Факторы, определяющие особенности становления и развития

Финансового рынка России»

Выполнил: ст. гр. ФИФ-103мз

Захарова Т.А.

Проверил: ст. преподаватель

Акбашев Р.Г.

Уфа-2017


Финансовый рынок — это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.

Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, «связывания» части денежных средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия дефицита государственного бюджета без денежной эмиссии. То есть можно выделить еще три функции, раскрывающие значение основной: регулирование потребления, распределение риска и отделение собственности от управления. И так как в сравнении с более развитыми странами в России финансовый рынок появился не так давно, сейчас он развивается все более динамично, привлекая все большее количество как физических, так и юридических лиц и заставляя государственные органы разрабатывать новые способы его регулирования. Эффективное государственное регулирование, обеспечивающее справедливость, прозрачность рынка, снижение системного риска и защиту интересов инвесторов (вкладчиков), является важным условием обеспечения стабильности финансового рынка, но все же оно является не единственным фактором функционирования, и даже скорее второстепенным, как способ искусственного влияния на иные глобальные факторы, в роли которых могут (и выступают) не только исключительно экономические явления, как, например, мировой финансовый кризис, но и, казалось бы, факторы, имеющие весьма косвенное отношение к экономике, такие, как например, землетрясение в Японии или президентские выборы в США.

В периодизации развития финансового рынка России можно выделить несколько этапов.

До 1990 года полный контроль за финансовыми потоками в России осуществляло государство.

Так как финансовый рынок являет собой механизм перераспределения капитала, то одной из первоочередных задач правительства "новой" России стало создание условий функционирования этой сферы экономического пространства.

В рамках этой задачи предстояло:

• Создать нормативную базу, которая бы регулировала действия участников;

• Обеспечить возникновение самих участников на базе программ приватизации и коммерциализации;

• Стимулировать развитие инфраструктуры рынка в части организации биржевой торговли, банковской деятельности и т.п.

Начало процессу было положено в первой половине 1991 г. после принятия Постановления Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. “Об утверждении Положения об акционерных обществах”. Для этого - первого - этапа были характерны следующие процессы:

- появление (еще в 1990 г.) первых открытых акционерных обществ, выпустивших акции в открытую продажу с первичным размещением в 1991 г. (банк “Менатеп”, Российская товарно-сырьевая биржа);

- в марте 1991 г. государственные облигации впервые появились на биржевых торгах (фондовый отдел Московской товарной биржи);

- массовое создание акционерных обществ и выпуск их акций в свободную продажу;

- появление сотен бирж в 1991 г. и начало функционирования других институтов рынка (инвестиционных компаний и др.) в 1992 г.

Итогом этого этапа (к весне 1992 г.) можно считать появление всех возможных видов ценных бумаг со всеми возможными сроками действия, эмитированными в основном корпорациями и государством. Можно также считать, что к концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка. Постановление Совета Министров РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).

Основными формальными вехами второго этапа стали:

- система приватизационного законодательства 1992-1994 гг.;

- создание и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг.

Точкой отсчета для этого этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”, который оказал наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала, в свою очередь, решающей для развития инфраструктуры рынка.

По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, резкое расширение рынка ГКО в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс рубля к доллару и на темпы инфляции. Резко увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов (хотя и крайне низкой степени надежности), ориентированных на работу именно с населением. Также в 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей (выпуск казначейских обязательств (КО)). В 1994 году иностранными инвесторами впервые были осуществлены и крупные вложения в акции российских приватизированных предприятий.

Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов; формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы в том числе в ценные бумаги; а также притока на рынок ценных бумаг средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках).

Для третьего этапа развития рынка характерны следующие основные признаки:

- появление в 1994-1996 гг. качественно новой нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка ценных бумаг (вступление в силу ГК РФ, Законов РФ “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”);

- позитивные качественные изменения 1994-1996 гг., связанные с развитием инфраструктуры - свыше 200 лицензированных регистраторов, подготовка (хотя и конфликтная) к созданию центрального депозитария, постепенное развитие кастодиальных услуг, создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы саморегулируемых организаций участников рынка);

- общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии ликвидности и капитализации рынка.

Важнейшим качественным отличием данного этапа развития РЦБ было также растущее международное признание российского рынка, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить получение одновременно кредитного рейтинга Moody’s, Standard&Poor’s и IBCA, успешные выпуски “еврооблигаций”, публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение АО “Вымпелком” в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских банков “надежным иностранным депозитарием” и др.

Основной задачей сейчас является формирование антикризисного управления, качественные изменения инфраструктуры рынка, развитие реального сектора экономики и недопущение дисбаланса между реальным и финансовым секторами, стабилизация валютного курса, развитие системы страхования вкладов и т.п. Развитие банковского сектора на современном этапе сопровождается серьезными проблемами, из которых можно выделить две основные: рост зависимости отечественных банков от внешних источников финансирования и сохранение низкого уровня капитализации банков.

Одним из существенных рисков для финансовой стабильности банковской системы является большой объем внешнего долга. Общий объем внешней задолженности банков по состоянию на 1 января 2009 г. составлял 166 млрд. долл., из которых 53 млрд. долл. должна была быть погашено в 2009 г. Всего за счет иностранных пассивов было сформировано в начале 2009 г. свыше 16 % банковских активов. В течение 2009 г. банкам удалось рефинансировать около 50 % выплат по внешнему долгу, часть выплат была перенесена на 2010 г.

По состоянию на начало 2010 года внешний долг банков оценивается в 125 млрд. долл., иностранные пассивы составляют 12 % от совокупных пассивов банковского сектора. При этом в 2010 г. банкам предстоит выплатить около 14 млрд. долл., или четверть от объема внешней задолженности.

В 2009 г. на погашение внешних займов и кредитов Банка России банки потратили более 3 трлн. руб. Это на 20 % превысило объем средств, привлеченных в прошлом году от предприятий и населения. Планируется, что в 2010 г. на эти цели будет использовано около 1.3 трлн. руб. (в случае если будут погашены все кредиты Банка России, кроме кредита Сбербанку и рефинансирование внешних займов останется на уровне 4-ого квартала 2009 г.).

Низкий уровень капитализации банковской системы России является следствием, в частности, следующих причин макроэкономического характера:

а) наблюдавшегося в период 90-х годов падения промышленного производства, низких темпов роста ВВП, уменьшения объёма инвестиций, высокой инфляции, уменьшения прямого государственного участия в увеличении капитала банковской системы, а также ряда других факторов;

б) радикального сжатия реальной денежной массы в эти же годы в результате проводившейся либерализации цен, приведшей к тому, что рост цен значительно обогнал увеличение денежной массы.

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития).

Минфин России является органом, ответственным за выработку государственной политики в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, контроля над драгоценными металлами, за инвестированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии и т.д. Министерство также контролирует Федеральную службу страхового надзора, которая занимается страховыми компаниями.

Банк России занимается защитой и обеспечением устойчивости рубля, развитием и укреплением банковской системы РФ, обеспечением эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, контролем за деятельностью банков [27, с. 41].

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, оценочной деятельности, земельных отношений, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, разработки и реализации ведомственных целевых программ, подготовки сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности, создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ, управления государственным материальным резервом, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Как видно из представленных данных, государственное регулирование финансового рынка осуществляется не по функциональному признаку, а по группам финансовых институтов, что в условиях интеграционных процессов и унификации функций участников рынка затрудняет развитие отечественного финансового рынка.

Обобщая вышесказанное, в настоящее время государство выступает субъектом регулирования и управления финансовым рынком в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями. Однако требуется дальнейшая работа по совершенствованию государственного регулирования финансового рынка, в том числе за счет создания финансового мегарегулятора

По результатам изучения понятия и структуры финансового рынка можно сделать следующие выводы:

Финансовый рынок представляет собой совокупность отношений, возникающих на основании создания финансовых активов и обмена ими. Предметом сделок, совершающихся на финансовом рынке, являются ценные бумаги и деньги, которые могут быть проданы, куплены, либо предоставлены во временное пользование. Финансовый рынок выполняет целый ряд функций, важнейшими из которых является создание условий для обмена денежными средствами, обеспечения кредитами, а также мобилизации капитала.

Структура финансового рынка определяет структуру своих институтов и его участников. В структуру финансового рынка входит валютный рынок, срочный рынок, страховой рынок, рынок драгоценных металлов, денежный рынок и рынок капитала (фондовый рынок).

Государственное регулирование финансового рынка – это совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и устойчивость финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов.

Государственное регулирование финансового рынка в России в настоящее время затруднено по причине очень большого количества нормативно – правовых актов и регулирующих ведомств. В связи с этим в настоящее время очень актуален вопрос создания макрорегулятора финансового рынка. Это организация, которая осуществляет регулирование большинства сегментов финансового рынка: банковский рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д. Эта структура способна обеспечить единообразное регулирование финансового рынка, в отличие от различных организаций, которые в настоящее время регулируют отдельные сегменты финансового рынка в России.

Факультет информатики и робототехники

Кафедра финансов и денежного обращения

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Актуальные проблемы финансов»

На тему

«Факторы, определяющие особенности становления и развития

Финансового рынка России»

Выполнил: ст. гр. ФИФ-103мз

Захарова Т.А.

Проверил: ст. преподаватель

Акбашев Р.Г.

Уфа-2017


Финансовый рынок — это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.

Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, «связывания» части денежных средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия дефицита государственного бюджета без денежной эмиссии. То есть можно выделить еще три функции, раскрывающие значение основной: регулирование потребления, распределение риска и отделение собственности от управления. И так как в сравнении с более развитыми странами в России финансовый рынок появился не так давно, сейчас он развивается все более динамично, привлекая все большее количество как физических, так и юридических лиц и заставляя государственные органы разрабатывать новые способы его регулирования. Эффективное государственное регулирование, обеспечивающее справедливость, прозрачность рынка, снижение системного риска и защиту интересов инвесторов (вкладчиков), является важным условием обеспечения стабильности финансового рынка, но все же оно является не единственным фактором функционирования, и даже скорее второстепенным, как способ искусственного влияния на иные глобальные факторы, в роли которых могут (и выступают) не только исключительно экономические явления, как, например, мировой финансовый кризис, но и, казалось бы, факторы, имеющие весьма косвенное отношение к экономике, такие, как например, землетрясение в Японии или президентские выборы в США.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.