Понятие и структура правосознания. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Понятие и структура правосознания.

2017-06-25 204
Понятие и структура правосознания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.

По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента:

1.Правовую идеологию, олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь; это наиболее видимая, активная часть правосознания;

2.Правовую психологию, состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом; она является менее заметной, но более устойчивой, консервативной частью правосознания;

3.Поведенческие факторы, в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.

 

68. Правовое воспитание: понятие, содержание и методы.

Правовое воспитание представляет собой особую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости юридических норм.

Цель правового воспитания - это повышение уровня правосознания и правовой культуры общества, его социальных групп, отдельных граждан, в конечном итоге, обеспечение правопорядка.

Принципы правового воспитания: связь с жизнью, юридической практикой, научный характер, яркость и образность, а также ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Т.о., правовое обучение – это одна из форм правового воспитания. Воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания человека, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях.

 

69. Правовая культура как результат правовоспитательной работы.

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание выполняет две основные функции:

– передача воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений;

– формирование правовых идей, убеждений, чувств в правосознании граждан.

Основная задача правового воспитания состоит в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности.

Методы правового воспитания - эти способы целенаправленного воздействия субъекта правового воспитания на правосознание и психику коллектива, группы или одного человека.

Методами правового воспитания являются:

– убеждение предполагает влияние на сознание и волю человека способами морального характера;

– принуждение неотъемлемый элемент процесса правового воспитания;

– поощрение предназначено для стимулирования активной деятельности субъектов правовоспитательного процесса, формирования законопослушного поведения.

В широком смысле слова правовая культура – это совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.

Правовая культура в узком смысле слова означает глубокое знание, понимание права и осознанное выполнение его требований субъектом как внутренней потребности и необходимости.

 

Структура правоотношения.

Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъект, объект, права и обязанность.

1.Субъектами права являются лица или организации, за которыми призвано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в правоотношениях.

Правосубъектность включает правоспособность и дееспособность, а также правовой статус.

Под правоспособностью понимается способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом. Под дееспособностью - способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности. Различение право- и дееспособности важно для физических лиц. Все физические лица имеют равную правоспособность. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.

Правовой статус - это признанная Конституцией и законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочия государственных органов и должностных лиц. 2.Объекты правоотношений - это то, на что воздействуют правоотношения.

Под объектом правового отношения понимают материальные и духовные блага, получение и использование которых составляет интерес управомоченной стороны.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.