Для подростков и юношей «Мой защищенный мир» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Для подростков и юношей «Мой защищенный мир»

2017-06-25 471
Для подростков и юношей «Мой защищенный мир» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор программы: Глуздова Ольга Викторовна, к.психол.н., доцент кафедры психологии управления Нижегородского государственного педагогического университета

Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка. Насилие как социально - психологическая проблема является в настоящее время весьма актуальной и значимой.

 

Выбор детей подросткового и юношеского возраста как основного контингента в данной программе не случаен. В подростковый период происходит отдаление ребенка от родительской семьи, увеличение числа конфликтов с родителями, другими взрослыми, а так же со сверстниками. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослыми. Появляется моральная потребность проанализировать свои достоинства и недостатки, стремление понять, что в собственных поступках и целях является правильным или неправильным и т.д.

В юности окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, формированием нравственного сознания, устойчивого мировоззрения. В межличностных отношениях нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Неблагоприятные общественные и микросоциальные условия могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному переживанию юности.

Таким образом, программа «Я могу сказать «нет», включающая в себя укрепление структур «Я – взрослый», развитие адаптивных навыков поведения, укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия и др., а так же способствующая стабилизации адекватной самооценки, является хорошей профилактической базой для формирования у подростков и юношей умений противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих; направлена на активизацию, увеличение ресурсов, необходимых для противостояния различным жизненным трудностям подростковой жизни, связанных с эмоциональным насилием.

Цель: обучение стратегиям совладающего поведения и навыкам саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте.

 

Программу может проводить психолог, педагог или социальный работник, имеющий опыт проведения тренинговых программ, работающий с подростками, знающий особенности подросткового возраста.

Условия реализации программы:

1. Программа рассчитана на подростков 14-16 лет.

2. Оптимальное число участников группы 12-15 человек.

3. Общий объем программы – 16 часов. Программа тренинга рассчитана на 4 дня работы по 4 часа в день. Возможно увеличение общего количества часов до 24.

4. Группы могут быть смешанными (по полу, возрасту).

Рекомендации по использованию программы:

Для работы потребуются следующие материалы: бейджи, плакат «Правила работы группы», вывески с афоризмами, бланки анкет, бланки опросника К. Томаса, информационные карточки «Способы преодоления ситуации нефизического насилия», фломастеры, мяч, отрывные карточки.

Эффективность программы оценивается путем:

анализа тренером анкет подростков о программе; откликов родителей, педагогов, социальных работников об изменениях в детях, произошедших в них за время тренинга или после него.

 

Содержание тренинга представлено следующими блоками информации:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Знакомство.

Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. Обсуждение ожиданий, опасений от работы в группе. Принятие правил работы в группе.

 

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

 

2. Понятие насилия. Виды насилия. Нефизическое насилие.

3. Ситуации насилия.

Определение и обсуждение возможных ситуаций насилия. Зоны риска. Изучение типологии ситуаций, угрожающих возникновением нефизического насилия. Способы снятия напряжения после ситуации насилия. Определение конструктивных способов снятия напряжения после ситуации насилия.

4. Анализ индивидуально перенесенных ситуаций насилия.

Определение индивидуальных способов поведения внутри ситуации и ее предупреждения. Определение и обсуждение конструктивных стратегий поведения внутри ситуации насилия и способов профилактики. Укрепление навыков «психотерапевта» для других.

5. Профилактика насилия в социальной группе

Адаптивные навыки поведения. Анализ стратегии поведения в кризисной ситуации, угрожающей насилием. Повышение уверенности в себе. Стабилизация адекватной самооценки. Повышение ответственности за свое поведение. Осознание своей ценности и уникальности

 

ЗАВЕРШЕНИЕ

  1. Личностная обратная связь.

Позитивное завершение межличностных отношений в группе. Личностная поддержка.

 

  1. Итоги тренинга.

Осознание и структурирование опыта, полученного на тренинге. Выявление индивидуальных вариаций полученного опыта.

Для родителей

- Программа «Воспитание на основе здравого смысла»

- Программа «Изменение проблемного поведения ребенка»

Программа «Воспитание на основе здравого смысла»

 

Авторы программы: Реймонд Берк, Рон Херрон. Адаптация в России и научная редакция перевода Татьяна Балашова, к.психол.н., сотрудник Центра насилия над детьми и пренебрежения их нуждами, Университет Оклахомы (University of Oklahoma Health Sciences Center, Center on Child Abuse and Neglect) (США).

 

Разные родители придерживаются разной тактики воспитания, когда их дети плохо себя ведут. Некоторые терпеливо объясняют ребенку, какого поведения они ждут от него, обучают его правильно себя вести в той или иной ситуации. Другие зачастую ругают детей за их неправильное поведение, срываются на крик, бранят их, обзывают и наказывают физически. Иногда родители уступают детям только потому, что это легче, чем вступать в спор с ними. Когда детей подвергают телесным наказаниям, бьют, шлепают или дают подзатыльники – это наносит им эмоциональный и физический вред. Когда ребенка унижают, высмеивают или кричат на него – это тоже является неприемлемым, поскольку мешает правильному развитию ребенка. Программа направлена на помощь родителям в развитии навыков по воспитанию ответственных и самостоятельных детей. Ее цель – показать родителям, как более эффективно учить своих детей правильно себя вести, не прибегая при этом к неподходящим наказаниям и жестокому обращению с детьми.

 

Программа «Воспитание на основе здравого смысла» была впервые проведена в январе 1989 г. в США. В настоящее время ее используют разнообразные организации и частные лица в 44 штатах Америки и в 12 зарубежных странах (Англия, Франция, Германия, Япония и др.). В России программа была впервые проведена в октябре 2002 г. в рамках проекта «Новые возможности» гранта Американского совета по международным исследованиям и обменам IREX и Нижегородского ресурсного Центра «Детство без насилия и жестокости». Тренинг проводила к.психол.н, Татьяна Балашова.

 

Результаты работы по программе в мире и в России показывают, что дети, родители которых учились по программе «Воспитание ан основе здравого смысла», демонстрируют меньше отклонений в поведении; родители в большей степени удовлетворены отношениями с детьми и используют меньше физических наказаний, чем до обучения. Программа позволяет справиться с широким кругом проблем:

· Дети не выполняют указания родителей;

· Дети плохо ведут себя в общественных местах;

· Трудные отношения в семье между детьми;

· Курение, алкоголь, наркотики;

· Соблюдение детьми требований безопасности и др.

 

Условия реализации программы:

1. Общий объем программы – 12 часов. Программа состоит из шести занятий. Каждое занятие продолжается 2 часа.

2. Занятия проводятся с группой 12 – 15 человек в форме тренинга.

3. Для проведения программы необходимы:

Руководство для тренера, книга для родителей, раздаточные материалы (тексты домашних заданий, рисунки, бланки оценки уровня развития навыков), анкеты обратной связи, видеоматериалы. Для демонстрации видеоматериалов необходимы телевизор и видеомагнитофон.

 

Рекомендации по использованию программы:

Рекомендации по использованию программы могут касаться различных областей: особенности формирования тренинговых групп, особенности организации занятий, использование методических материалов, поддержка родителей во время прохождения тренинга и в посттренинговый период.

1. В целях повышения эффективности проведения занятий и для сохранения высокой мотивации участников рекомендуется формировать группы родителей с детьми одной возрастной группы: дошкольники, младшие школьники, школьники средних классов, подростки, юноши и девушки. Такая однородность групп по возрасту детей будет способствовать более тщательной и многогранной проработке типичных проблем взаимодействия родителей с детьми, и обсуждаемая проблематика будет актуальна для большинства участников.

2. Участниками программы могут быть не только родители, но и любые специалисты, работающие с детьми, например, учителя, воспитатели детских садов и др. Однако в этом случае, методические рекомендации требуют определенной доработки и проводить такой тренинг целесообразно специалисту, имеющему большой опыт проведения программы с родителями. В этом случае программа, возможно, будет включать и методический блок, в ходе которого специалисты могут обучиться тому, как они могут передавать родителям своих подопечных навыки воспитания на основе здравого смысла и совместно осуществлять согласованную тактику воспитания.

3. Наиболее оптимальный вариант проведения занятий – еженедельные встречи с участниками. Однако, в случае необходимости, например проведение выездной программы в отдаленных районах региона, программу можно проводить в течение двух дней, работая каждый день по 6 часов. С одной стороны, это уменьшает возможность полноценно выполнять домашние задания по каждой теме программы и может снижать эффективность тренинга. С другой стороны такая форма организации занятий позволяет быстрее вырабатывать синтетические навыки воспитания, участники лучше осознают целостность процесса воспитания.

4. Касаясь особенностей работы с методическими материалами программы, следует отметить их продуманность, логичность, структурированность и четкость. Авторы программы рекомендуют строго придерживаться разработанных планов каждого занятия. Те части текста, которые выделены жирным шрифтом, ведущему желательно цитировать без изменений. Это особенно удобно для начинающих тренеров. По мере накопления опыта, для объяснения навыков ведущие будут использовать свои слова, можно уходить от чтения текста, заменять его своим рассказом об изучаемом навыке, приводя примеры из опыта работы с другими группами. Рекомендуется сохранять структуру занятий, время на изучение отдельного навыка и соотношение времени на теоретическую и практическую работу. Важно, чтобы на ролевые взаимодействия и отработку навыков участниками оставалась примерно половина времени каждого занятия.

5. Не все родители сразу могут перестроиться на новые формы отношения с детьми, особенно, если до этого времени в их обычную практику воспитания входили окрики, критика детей, телесные наказания. Ведущему важно замечать малейшие сдвиги участников в освоении новых навыков и поддерживать участников в стремлении к изменениям. Характер их взаимоотношений с детьми складывался на протяжении долгого времени и возможности быстрых изменений ограничены. Однако системное использование новых приемов, изменение поведения родителей обязательно приведет к изменению поведения детей, и будет способствовать улучшению их отношений. Если есть такая возможность, желательно проведение дополнительной встречи с участниками через 2 или 3 месяца после обучения. На такой встрече родители могут обсудить с ведущим возникающие у них трудности в использовании навыков, поделиться своими успехами, поставить задачи на будущее.

 

Эффективность программы значительно повышается, если ее используют междисциплинарные команды специалистов по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми или при работе со случаем насилия, при коррекции семейных отношений. Можно сказать, что сама программа носит междисциплинарный характер. Программа разработана таким образом, что ведущим, работающим по ней может стать любой специалист, профессионально связанный с воспитанием и детско – родительскими отношениями – учитель, воспитатель, врач, социальный работник, юрист, психолог, психиатр. Это позволяет специалистам формировать единый подход в планировании работы по профилактике насилия над детьми, в ее проведении, формировать единое понятийное пространство, в рамках которого может строиться коррекционная работа команды и оцениваться ее результаты. Возможно проведение тренинга двумя ведущими, специалистами междисциплинарной команды. В этом случае профессиональный опыт и знания каждого из них могут существенно обогатить содержательный аспект программы, проводить анализ поведения участников с различных точек зрения.

 

Содержание.

1. ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ. Родители как воспитатели.

Основная задача программы – научить родителей быть родителями и правильно воспитывать своих детей, научить их обучать своих детей должному поведению. Следует отметить, что теоретической основой тренинга является когнитивно – бихевиоральный подход, в связи с чем, основным теоретическим конструктом программы является «поведение». Авторы определяют поведение как «все то, что говорит или делает человек, и что мы можем увидеть, услышать или измерить». В основе изменения поведения лежат последствия – то, что следует за поведением и влияет на то, будет ли это поведение повторяться. Последствия помогают детям узнать, что их действия приводят к определенным результатам – положительным или отрицательным. Это помогает им понять, что у них есть выбор и от того, что они выберут во многом зависит то, что с ними будет происходить. На первом занятии вводится понятие «положительные последствия» и «отрицательные последствия» и родителей обучают, как они могут их использовать для изменения поведения детей.

Цели ведущего:

· Познакомиться с участниками и дать общий обзор структуры курса;

· Объяснить родителям, что значит конкретно описывать поведение детей и такое положительные и отрицательные последствия;

· Продемонстрировать на примерах конкретное описание поведения и использование положительных и отрицательных последствий;

Цели родителей:

· Научиться наблюдать за поведением ребенка и давать конкретное описание поведения;

· Научиться использовать последствия, чтобы изменять поведение детей;

· Выявить положительные и отрицательные последствия, которые могут быть эффективными для их детей.

 

2. ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ. Эффективная похвала.

Эффективная похвала заключается в том, чтобы искренне и с энтузиазмом реагировать на положительное поведение ребенка. Для применения эффективной похвалы есть ряд возможностей. Можно хвалить ребенка за то, в чем он уже преуспел. Если родители хотят, чтобы такое поведение сохранялось надолго, необходимо поддерживать его эффективной похвалой. Однако, родители воспринимают это как должное и не видят в этом ничего такого, за что можно похвалить, например, ребенок утром встает и сам заправляет постель. Кроме того, важно подмечать даже небольшие успехи детей в том, что обычно дается им с трудом. Разумеется, можно похвалить ребенка за то, что он пытается научиться чему – то новому для себя, даже если это у него пока не очень получается.

 

Самым важным моментом в применении эффективной похвалы является правильное объяснение ребенку причин того, чем хорошо его поведение. Обычно родители, объясняя ребенку, почему он должен что-то делать приводят «родительские» причины, например, ложись скорее спать, потому что мне надо еще переделать кучу дел». Однако для ребенка важны «детские причины», которые помогают ему понять, почему то или иное поведение принесет пользу ему самому. Например, «Если ты сам уберешь игрушки, то будешь знать, где они лежат».

Цели ведущего:

· Объяснить родителям, что такое эффективная похвала, ее шаги и возможности использования.

· Продемонстрировать использование эффективной похвалы и дать родителям возможность потренироваться в ее применении.

Цели родителей:

· Познакомиться с шагами эффективной похвалы;

· Познакомиться с тем, в каких случаях применяется эффективная похвала;

· Научиться использовать эффективную похвалу.

 

3. ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ. Профилактическое обучение.

Профилактическое обучение состоит в том, чтобы научить ребенка тому, что ему понадобиться в будущем, и заранее с ним в этом поупражняться. Прибегая к профилактическому обучению, родители закладывают будущий успех ребенка и стараются предупредить неправильное поведение. Профилактическое обучение используют перед новыми для ребенка ситуациями, например, если ему предстоит пойти в новую школу, или в тех случаях, когда ребенка ожидает ситуация, в которой у него уже были сложности, например, каждый раз, когда родители ему отказывают в чем – то, он начинает капризничать и спорить с ними. Важным аспектом этого занятия является обсуждение с родителями не только того, как обучать детей, но то, чему их обучать. Родители знакомятся с понятием «социальный навык» и учатся,как они могут обучить своих детей самым распространенным из них, например, как научить ребенка выполнять указания. Дети школьного возраста постоянно получают в школе множество указаний. Обучив детей тому, как следовать этим указаниям, родители помогают ребенку достичь успехов в школьном обучении.

Цели ведущего:

· Объяснить родителям, что такое профилактическое обучение и как его использовать;

· Продемонстрировать на примерах использование профилактического обучения и дать возможность родителям потренироваться в применении этого навыка.

Цели родителей:

· Познакомиться с шагами профилактического обучения;

· Познакомиться с тем, в каких случаях следует применять профилактическое обучение;

· Научиться использовать профилактическое обучение в воспитании ребенка.

 

4. ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Корректирующее обучение.

Корректирующее обучение состоит в том, чтобы в ответ на неправильное поведение ребенка родители учили его более приемлемым способам поведения и давали возможность в них потренироваться.

Цели ведущего:

· Объяснить родителям, что такое корректирующее обучение и как и когда его использовать;

· Продемонстрировать на примерах использование корректирующего обучения и дать возможность родителям потренироваться.

Цели родителей:

· Познакомиться с шагами корректирующего обучения.

· Познакомиться с тем, в каких случаях следует применять этот навык;

· Научиться использовать корректирующее обучение в процессе воспитания.

 

При применении корректирующего обучения важно родителям сохранять спокойствие, дать возможность ребенку исправиться и быть последовательным в применении положительных и отрицательных последствий. Например, если у вас в семье существует правило, что ребенок должен быть дома не позднее 21.30, будьте тверды в своем решении и, если он опаздывает, используйте корректирующее обучение, а, если приходит во время – примените эффективную похвалу.

 

5. ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ. Обучение самоконтролю.

Цели ведущего:

· Объяснить родителям, что такое обучение самоконтролю и как его использовать;

· Продемонстрировать на примерах обучение самоконтролю и дать родителям возможность потренироваться.

Цели родителей:

· Познакомиться с шагами обучения самоконтролю;

· Познакомиться с тем, в каких случаях применяется обучение самоконтролю;

· Научиться использовать навык обучения самоконтролю в практике воспитания.

Обучение самоконтролю применяется в тех случаях, когда ребенок продолжает себя неправильно вести и не реагирует на указания родителей. Прибегая к самоконтролю, родители помогают ребенку успокоится, чтобы затем вернуться к обучению. При обучении самоконтролю родителям важно обращать внимание на свои физические действия, следить затем, чтобы не грозить пальцем, не повышать голос, не ругать ребенка. Следует заранее продумать последствия с тем, чтобы удержаться от назначения слишком больших и трудновыполнимых последствий, например: «не будешь гулять на улице целый месяц». Кроме того, важно самим родителям сохранять спокойствие и не спешить, дать ребенку достаточно времени, чтобы он мог успокоиться.

 

6. ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ. Обобщение пройденного.

На этом занятии родители учатся использовать все полученные ранее навыки для решения проблем семейного воспитания. Важным аспектом этого занятия является развитие умения родителей оценивать конкретную ситуацию с воспитанием ребенка и принимать решение, какой из навыков воспитания лучше всего применить для коррекции поведения ребенка в данной ситуации и как можно использовать другие навыки в работе с данной проблемой. Обучение заканчивается ответами на вопросы родителей по всему курсу и обратной связью участников.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.