Законодательство Королевства Швеция о запрещении физических наказаний детей — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Законодательство Королевства Швеция о запрещении физических наказаний детей

2017-06-25 1026
Законодательство Королевства Швеция о запрещении физических наказаний детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 1979 году, в Международный Год Ребенка, Швеция стала первой страной мира, которая запретила всякое физическое наказание детей.

«Дети имеют право на защиту, безопасность и хорошее воспитание. При обращении с детьми нужно учитывать личность и индивидуальность и нельзя подвергать телесному наказанию или любому другому уничижающему обращению» - определено Родительским Кодексом Швеции от 1 июля 1979 года.

В прошлые времена в Швеции, как и в большинстве других стран, было принято очевидным право родителей или опекунов бить собственных детей. Около 150 лет назад в Швеции муж имел право физически наказывать собственную жену, слуг и детей. И только в случае, если он их забивал до смерти, он мог преследоваться судом и быть осужденным за это. Право наказания жен и слуг было отменено в конце XIX века, но право наказания собственных детей осталось. В 1949 в Родительском Кодексе слово «наказание» было заменено на слово «делать выговор (устроить нагоняй)». Это было решением законодателя исключить наиболее жестокие формы физического насилия над ребенком. В 1958 году законодательно были запрещены все формы физических наказаний в школах Швеции и в других социальных учреждениях. В середине 60-х годов проведенное исследование показало, что все еще используются побои ребенка родителями дома. В 1975 году в стране широко обсуждалось судебное решение об оправдании отца, наносившего постоянные побои своей трехлетней дочери. Суд оправдал отца, т.к. он, по решению суда, не превысил своих прав как воспитатель. Случай вызвал многочисленные обращения в Шведский Парламент – Рикстаг о необходимости запрещения телесного наказания. Назначенный Правительством Швеции специальный Комитет по правам детей заслушал нескольких ведущих детских психиатров и психологов. Они были убеждены в недостойности и вреде телесного наказания детей. Жестокость по отношению к ребенку приводит, по их мнению, как к физическому, так и к психическому вреду, нарушается способность ребенка устанавливать нормальные взаимоотношения с другими людьми.

В 1978 году этот Комитет вносит в Рикстаг законопроект о запрещении применения к детям физического наказания или другого унизительного обращения. Только несколько депутатов – членов Рикстага не поддержали законопроект. Они считали, что он нарушает библейское право отца наказывать собственного ребенка, и такой законопроект приклеит многим добропорядочным родителям ярлык преступников, а дети без наказания не научатся правильно себя вести. Однако большинство депутатов поддержали законопроект. По результатам голосования 259 депутатов проголосовали «за» и 6 – «против».

Сегодня большинство шведов считают, что телесное наказание нарушает общечеловеческие права на физическую неприкосновенность и человеческое достоинство, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка.

 

 

Сравнение действующего законодательства США и России

По защите прав ребенка

 

По вопросам защиты и обеспечения реализации прав детей Россия в 90-е годы прошлого века сделала большой шаг вперед - присоединившись к Конвенции ООН о правах ребенка. Таким образом, декларативно уже сейчас Россией признаны те же принципы в отношении прав детей, что и во всем демократическом мире. Разработаны и внесены поправки в Семейный Кодекс, Уголовный Кодекс РФ, принят Федеральный закон о гарантиях прав ребенка. Началось формирование правовой базы субъектов Российской Федерации, активизировалась работа в органах власти местного самоуправления.

Однако в России до сих пор эти нормы скорее декларированы, чем применимы на практике. На наш взгляд основные причины этого:

· устоявшееся веками отношение к ребенку как подчиненному,

· нежелание вводить проверенной на мировой практике системы специализированной ювенальной юстиции,

· недостаток бюджетных средств.

В Соединенных Штатах Америки уже в 60-х годах XX века принимаются специальные законы, предотвращающие жестокое обращение и пренебрежение нуждами ребенка. Таким образом, формирование правовых норм было начато на 30 лет раньше, чем в России. Конгресс США направлял на решение этого вопроса средства, несравнимо большие, чем в России. США является родиной специализированных ювенальных судов, доказавших на практике свою эффективность при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних. В законодательстве штатов разработаны процедурные вопросы выявления и расследований случаев жестокости, насилия и иных преступных действий в отношении детей, применяется опыт междисциплинарных специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.

В 1992 году Россия как правопреемница СССР представила свой первый Доклад о выполнении государством-участником принципов Конвенции о правах ребенка. Комитет ООН по правам ребенка рассмотрел Доклад в 1993 году и потребовал от России

· создать работающие механизмы рассмотрения жалоб детей на нарушения их прав;

· обеспечить фундаментальное право каждого ребенка на семью;

· принять законы о введении специальной детской (ювенальной) юстиции.

В 1998 году Россия представила в Комитет второй Периодический государственный доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка. Комитет на своем заседании от 23.09.99 констатировал, что Россия проигнорировала рекомендации Комитета 1993 года и не выполнила ни одного из этих требований.

Комитет рекомендовал России предпринять все необходимые меры, для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно с целью

· введения ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса,

· защиты прав детей-инвалидов, защиты детей от алкоголизма, наркомании и токсикомании,

· защиты детей от порнографии,

· защиты детей от всех видов насилия и злоупотребления, включая насилие в семье,

· и введения стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов.

Комитет выразил озабоченность широким распространением в России жестокого обращения с детьми в семье и пренебрежением родительскими обязанностями, широким распространением насилия в отношении женщин и его влиянием на детей.

Комитет рекомендовал обратить особое внимание на проблему дурного обращения, пренебрежения и насилия, включая сексуальное, в отношении детей как в семье, так и вне семьи.

Комитет призвал Россию разработать благоприятные для ребенка процедуры подачи и рассмотрения жалоб детей, выявления и расследований случаев жестокости, насилия и иных преступных действий в отношении детей, уголовного преследования и соответствующего наказания виновных.

 

По вопросам защиты прав детей Россия в 90-х годах ХХ века сделала большой шаг вперед, присоединившись к Конвенции ООН о правах ребенка. Таким образом, декларативно уже сейчас Россией признаны принципы в отношении прав детей, что и во всем демократическом мире. Разработаны и внесены поправки в Семейный Кодекс, Уголовный Кодекс РФ, принят Федеральный закон о гарантиях прав ребенка.

Однако в отсутствии разработанных подзаконных механизмов в России до сих пор эти нормы скорее декларированы, чем применимы на практике.

 

Глава 2. СЛУЖБЫ ПОМОЩИ, ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

К службам помощи, профилактики и реабилитации относят:

  • службы кризисного реагирования (кризисные центры для детей или центры временного пребывания, кризисный телефон доверия);

 

  • службы,
  • несущие функции опеки и попечительства (детские дома,

 

 

  • интернаты,
  • дома ребенка
  • , приемные семьи);
  • службы
  • реабилитации и помощи (социально-психологические центры
  • , юридические консультации
  • , поликлиники
  • , детские больницы
  • , центры социальной реабилитации);

 

  • службы
  • организации досуга (детские клубы
  • , дома творчества
  • , музыкальные школы
  • , спортивные школы и секции).

 

 

Специалисты утверждают, что современный этап развития помощи детям и подросткам, пережившим насилие и жестокое обращение, представляет собой стремительно и разнопланово развивающееся явление. Этот процесс при всей своей важности и позитивности, к сожалению, не лишен ряда недостатков. В России существуют организации и службы, чья деятельность либо напрямую связана с проблемой защиты детей от насилия и жестокого обращения, либо косвенно помогает решать эту проблему. Однако, эта деятельность при всей своей важности и позитивности, к сожалению, не лишена недостатков. К ним следует отнести:

  • рассогласованность (методологическую, организационную и методическую) в деятельности множества существующих и вновь возникающих центров, организаций, служб и т. д.;
  • ведомственные барьеры, препятствующие решению проблемы предотвращения насилия над детьми;
  • ограниченный опыт взаимодействия специалистов разных профилей;
  • неразработанность подходов к подготовке квалифицированных кадров для этих служб;
  • отсутствие навыка у специалистов работать "под задачу", командой;
  • неумение распределять и нести коллективную ответственность;
  • недостаточное количество этих служб в пересчете на количество детского населения России;
  • недоступность служб для части населения в силу территориальной удаленности или платности предоставляемых услуг.

 

Большинство служб из необходимых для функционирования системы защиты детей от насилия и жестокого обращения в России существуют. Однако, количество этих служб является недостаточным для всех детей, нуждающихся в специализированной помощи. Чаще всего в экстренной ситуации, угрожающей жизни ребенка, его изымают из семьи и помещают в больницу, отдают родственникам или в приют временного пребывания. Сравнение доступности мест для постоянного размещения пострадавшего ребенка в России и некоторых странах восточной Европы приведено на диаграмме 1.

 

 

Диаграмма1 Выбор мест для постоянного размещения детей (Б.Боннер, Т.Балашова, М.Чаффин, Р.Сонетс, 2001г.)

 

Эти результаты показывают, что служб, необходимых для размещения детей, в России недостаточно. Отчасти это происходит из-за отсутствия достоверной статистики о ситуации насилия над детьми в России.

Известно, что первым шагом в реализации профессиональных скоординированных действий по предотвращению жестокого обращения с подростками является получение достоверной информации о состоянии проблемы в данном городе, районе и т.п.. Однако, как показывает опыт, информация о состоянии проблемы насилия над детьми, оказывается весьма противоречивой, если использовать статистику различных служб и ведомств. Конечно, задача получения достоверной информации является сложной и по объективным причинам. Во-первых, сама проблема насилия и жестокого обращения с человеком субъективно и объективно сложна для диагностики, поскольку сильно нагружена эмоциональными переживаниями и экспериментатора, и испытуемого. Во-вторых, в силу особенностей российского менталитета факты большинства насильственных действий скрываются человеком. Кроме того, нет четких границ определения насильственных или ненасильственных действий.

В ежегодных государственных докладах "О положении детей в Российской Федерации" приводятся статистические данные, характеризующие критическое положение детей в современной России: рост количества детей, оставшихся без попечения родителей; рост количества детей с задержкой психического развития; высокий уровень количества детей и подростков, совершивших преступления и стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; рост наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних. Однако, эти данные часто содержат противоречия о той или иной ситуации с детьми, поскольку данные приводятся из статистики нескольких ведомств и они не согласуются между собой: например, данные о количестве детей и подростков в том или ином регионе России не являются едиными в системе образования, здравоохранения; количество детей, растущих без попечения родителей в органах опеки и попечительства и ведомствах здравоохранения различны; не стыкуются сведения о детях и подростках, больных алкоголизмом и наркоманией, существующие в здравоохранении и органах внутренних дел. Кроме того, часто данные отчетов одного ведомства говорят об относительном благополучии детей, в то время как данные другого ведомства показывают, что это далеко не так: например, данные министерства образования показывают, что количество детей, не посещающих школы незначительно, в то время как по данным отделов внутренних дел большинство подростков, совершивших преступления и правонарушения нигде не учатся; данные министерств здравоохранения показывают, что растет число детей, больных венерическими заболеваниями, а по данным отделов внутренних дел количество сексуальных преступлений над детьми незначительно.

Эти расхождения являются следствием основной проблемы в организации действенной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию – проблемы рассогласованности деятельности существующих и вновь возникающих организаций, служб и т. д. и ведомственных барьеров, препятствующих решению проблемы предотвращения насилия над детьми.

Вместе с тем, в России фактически отсутствуют службы, необходимые для полноценного функционирования системы защиты: например, институт приемной семьи, специализированные междисциплинарные центры по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, не развита система доступной юридической помощи и защиты для детей и подростков, и т.д.).

Следует заметить, что в последнее десятилетие в России и в мире увеличилось количество общественных и негосударственных организаций, занимающихся проблемами асоциального детства.

 

Вот некоторые из них:

Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости» создан в 1999 году при поддержке Института "Открытое общество" (фонд Сороса) и Нижегородского государственного педагогического университета в результате реализации проекта подготовки междисциплинарных команд для служб помощи семьям и детям, переживших насилие. Миссия центра: нахождение, открытие и использование информационного, профессионального и человеческого ресурсов для предотвращения насилия и жестокости среди людей. Основные цели и задачи деятельности:

§ Профилактика подростковой преступности и многопрофильная реабилитация детей, подростков и семей «группы риска» в Нижегородском регионе

§ Организация системы консультативной и реабилитационной помощи подросткам и семьям «группы риска»

§ Координация работы существующих и создаваемых многопрофильных служб помощи;

§ Обеспечение условий для непрерывного профессионального роста и повышения квалификации сотрудников этих служб

Достижения в работе:

В Нижегородской области создана и функционирует сеть общественных организаций по предотвращению жестокого обращения с детьми с координационным центром в Нижнем Новгороде;

Разработана модель подготовки межведомственной междисциплинарной команды для малых городов;

Разработана модель ресурсного центра для крупного промышленного города;

Разработаны и апробированы программы повышения квалификации специалистов психологов, социальных работников, социальных педагогов.

В Нижегородской области с сентября 1999 года по февраль 2002 года были созданы 11 междисциплинарных команд, оказывающих помощь семьям и детям, пережившим насилие. В ходе работы команды успешно взаимодействуют с органами местного самоуправления; организуют взаимодействие с ведомствами и учреждениями, работающими в данном проблемном поле.

Как показало время, эти организации восполняют существенный пробел в образовательной и социальной инфраструктуре малых городов Нижегородской области. По сути, эти организации сегодня являются своеобразными центрами медико-психолого-педагогической и социальной помощи и реабилитации детям, молодежи и взрослому населению. Это особенно важно в силу удаленности этих городов от областного центра и ограниченного количества специалистов психологов, психиатров, юристов.

 

Центр поддержки детей, подвергшихся насилию (г. Тарту, Эстония). Центр поддержки детей, подвергшихся насилию - (Tartu Support Center for Abused Children) - некоммерческая организация, работающая с детьми, подвергшимися насилию или пренебрежению со стороны их родителей в Эстонии. По данной проблематике Центр ведет обучающие программы для студентов Университетов и специалистов, работающих в области образования, правопорядка и закона.

Основные цели деятельности Центра:

1) обеспечить психологическое консультирование и психотерапевтическую помощь в ситуациях кризиса, медицинскую помощь и консультирование для детей, подвергшихся насилию и их семей;

2) организовать курсы повышения квалификации для специалистов, родителей, волонтеров, студентов университетов и др. интересующихся;

3) развить систему психосоциальной поддержки для детей, подвергшихся насилию и членов их семей;

Центр является первой организацией, работающей в области защиты и помощи детям, подвергшимся насилию в Эстонии. Создан в августе 1995 года и зарегистрирован как некоммерческая организация в 1996 году.

Междисциплинарная команда специалистов Центра включает в себя: педиатров, психологов, социальных работников, прокурора, ювенального юриста и волонтеров. Команда имеет специальную подготовку по работе с детьми, подвергшимися насилию.

Важную часть в работе Центра занимает профилактическая работа, которая включает в себя просвещение по вопросам насилия. Кроме того, проводится совместная работа по выделению «групп риска» среди детей усилиями педагогов, медицинских работников, юристов и специалистов, осуществляющих патронаж семей. В течение трех лет работы более пяти сотен детей и членов их семей получили помощь сотрудников Центра поддержки детей, подвергшихся насилию.

 

 

Таллинский детский опорный центр (Таллин, Эстония). Осуществляет психосоциальное консультирование притесненных детей и их родителей. Проводит поддерживающие и обучающие группы для проблемной молодежи. При центре круглосуточно действует приют для детей и матерей с детьми.

 

STREP - Центр помощи детям и семьям (Прага, Чехия). STREP (Центр помощи детям и семьям) - некоммерческая организация, чьи действия направлены на защиту и помощь детям, подвергнувшимся опасности со стороны собственной семьи. Миссия STREP - обеспечивать и расширять социальную помощь детям и семьям, нуждающимся в ней. Расширять оказываемые профессиональные услуги специалистов некоммерческих организаций в работе по проблеме помощи детям, подвергнувшимся опасности со стороны собственной семьи.

 

Подростковый суд (шт.Иллинойс, США). Подростковый Суд (Teen Court at the Wauconda, Illinois Court House является альтернативой традиционному ювенальному судопроизводству для подростков впервые совершившим правонарушения (но не преступления). Основной целью Подросткового суда принято осознание подростком своей ответственности перед членами общества и проведение упрощенного судопроизводства по делам несовершеннолетних в возрасте 12-16 лет на момент правонарушения. Судопроизводство и контроль исполнения «наказания» осуществляется ровесниками правонарушителей, избираемыми из школьников поселения. в качестве «наказаний» назначаются общественные работы, написание эссе, работы в специализированных образовательных мастерских, написание писем-извинений. Для проведения процедуры Подросткового Суда необходимо согласие как правонарушителя, так и его (ее) родителей. По результатам посещения заседания можно сделать вывод о том, что подростки-правонарушители предпочитают эту форму судопроизводства официально принятой. Организация Подросткового суда невозможна без скоординированной работы депутатов, администрации школ, жителей поселка. Также велико воспитательное значение участия подростков в качестве присяжных и судебных приставов – таким образом они реально включаются в общественную работу органов управления поселка.

 

Организация CARE Center Mission Statement (шт.Оклахома, США). Эта организация создана для расследования фактов насилия над ребенком. Организация создана правительством штата, но имеет смешанное финансирование – и бюджетное (каждое заявление по факту насилия над ребенком подается в полицию с оплатой 10 долларов) и частными лицами. Деятельность лицензируется организацией «Национальный альянс детей», расположенной в г. Вашингтон. Сотрудники организации занимаются только расследованием и не занимаются реабилитацией и лечением ребенка. В каждом городе штата Оклахома существует подобная структура. Главная задача – провести грамотно интервьюриование потерпевшего ребенка с тем, чтобы ребенок не испытывал дополнительных моральных переживаний по факту насилия. В группу специалистов входят 3 человека, обязательно участие полицейских во время интервьюирования. Каждое интервью снимается на видео. В работе участвуют 250 волонтеров. Опыт работы CARE Center Mission Statementможет быть полезен специалистам правоохранительных органов, а также социальным работникам при работе с детьми, пережившими насилие.

 

«Girls and Boys Town» (шт.Канзас, США). В 1917 году в США священником Отцом Фланаганом был основан «Boys Town» - «Город мальчиков» как дом – город для осиротевших и беспризорных детей. В этом городе детям предоставляли кров, кормили, учили, давали профессию. Этот дом в чем-то был очень похож на коммуну для беспризорников, основанную А.С. Макаренко примерно в это же время в России. «Boys Town» развивался все это время и сейчас превратился во всемирно известную организацию со своей системой помощи сиротам, беспризорным и «трудным» детям и их родителям. Более 20 лет организация оказывает помощь не только мальчикам, но и девочкам и в 2000году она бала переименована в «Город девочек и мальчиков» - «Girls and Boys Town»». В 80 –х годах в этой организации появился проект, получивший название «Воспитание на основе здравого смысла». Программа была впервые проведена в январе 1989г в США. В настоящее время ее используют разнообразные организации и частные лица в 44 штатах Америки и в 12 зарубежных странах (Англия, Франция, Германия, Япония и др.). В России программа была впервые проведена в феврале 2002 года в Санкт-Петербурге, а затем в октябре 2002 года в Нижнем Новгороде.

Бюро по делам несовершеннолетних (шт.Оклахома, США). Эта организация уполномочена правительством штата Оклахома заниматься контролем исполнения условного наказания подростков, а также содержанием под стражей подростков, ожидающих суда, и уже осужденных на содержание под стражей на срок менее 30 дней. Обслуживаемая территория – город Оклахома Сити и ближайшие два района с наибольшим городским населением. Чаще всего за правонарушения подросток приговаривается к условному наказанию (99% от всех осужденных). Различают следующие виды условного наказания: домашний арест с обязанностью посещать школьные занятия; контроль сотрудника Бюро за распорядком дня подростка; лечение алкоголизма и наркомании; специальные программы для молодых женщин; общественные работы и возмещение ущерба, причиненного правонарушением; образовательные программы. Место временного содержания под стражей организовано для 80 подростков, обслуживается 75 сотрудниками. Место аккредитовано Американской Ассоциацией Исправления. Во время пребывания с подростками проводятся образовательные мероприятия, медицинские, спортивные и различные волонтерские программы. Обязательное требование – выполнение режима содержания. Система наказания подростков, признанных виновными в совершении правонарушений, направлена на лечение и реабилитацию для того, чтобы уменьшить вероятность повторного правонарушения.

Опыт организации подобного Бюро может быть государственными и общественными организациями, занимающимися проблемами предотвращения роста детской преступности.

NICASA(шт.Иллинойс, США). Одна из крупнейших общественных организаций, чьи усилия сосредоточены в области помощи малообеспеченным слоям населения и чья деятельность распространяется на весь штат Иллинойс.

Организация NICASA (Northern Illinois Council on Alcoholism and Substance Abuse) - Совет Штата Северный Иллинойс по Алкоголизму и Токсикомании. Возникла в 1966 году с целью обеспечения юридической помощи людям, находящимся в алкогольной зависимости, членам их семей, а также для их реабилитации и вывода из кризиса.

Миссией организации является:

- продвижение идеи здорового образа жизни среди населения;

- предотвращение наркомании и токсикомании среди детей и подростков.

NICASA – это общественная организация, существующая на гранты и частично спонсируемая департаментом штата Иллинойс.

Сегодня в NICASA насчитывается свыше 80 специальных служб помощи и консультаций и 14 реабилитационных и образовательных программ. Условно все программы можно распределить по трем основным направлениям деятельности организации:

  1. Профилактика.

Включает в себя работу с родителями (организация мастерских и тренингов с родителями, работа по адаптации родителей в сообществе, программы для родителей, находящихся в заключении), работу с детьми на базе школ (организация классов по развитию жизненных умений учащихся, программы по предотвращению юношеской жестокости, тренинг контроля над агрессией, летняя школа выживания для подростков), работа с сообществом (community) (работа по профилактике уличной преступности, по организации партнерства внутри сообщества, «Библиотека ресурсов»).

2. Раннее вмешательство

Включает в себя программу подросткового суда «Teen Court» (программа для подростков – нарушителей), различные программы для юношей (по диагностике алкоголизма и наркомании, консультации по проблеме делинквентного поведения, программы по формированию и развитию умений, организация юношеских групп по работе с гневом, программы работе с чувством беспокойства, тревоги, по управлению поведением).

3. Терапия и консультационные услуги

Представляет собой амбулаторное лечение взрослых (особое внимание уделяется работе с женщинами) и юношей, включающее диагностику алкоголизма и наркомании, индивидуальные и групповые консультации, семейное консультирование, образовательные программы для родителей, групповую терапию, профилактику рецидивов, альтернативное лечение.

Программы профилактики и помощи предлагаются на Английском и Испанском языках. В программах кроме родителей и молодежи, принимают участие организации, занимающиеся предотвращением насилия, злоупотребления наркотиками и токсикоманией.

Эффективность деятельности организаций, подобных NICASA, обеспечивается наличием особого внимания общественности к вопросам асоциального поведения среди населения (алкоголизма, наркомании, насилия и жестокого обращения), а также отлаженной системой взаимодействия между общественными, государственными и частными организациями в вопросах профилактики насилия и жестокого обращения с детьми.

 

 

Известно, что система- это не элементы, а связь между ними и механизмы этой связи лучше других видят и чувствуют общественные организации, т. к. именно они инициативно реагируют на сложные проблемы общества, к числу которых относится и проблема насилия и жестокого обращения с детьми. В 2000-2002 гг в справочниках «Детство без насилия и жестокости» были опубликованы данные о более чем трехстах общественных организациях, занимающихся проблемами асоциального детства в России. Это серьезная сила и помощь для решения проблем детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

Глава 3. ДЕТИ, КОТОРЫМ НУЖНА ПОМОЩЬ

 

Теми, на кого направлена деятельность системы защиты (объекты участия), являются:

  • Все дети, подростки и юноши до 18 лет (для организации профилактической работы);
  • Дети «группы риска»

 

  • Семьи «группы риска»

 

  • Учреждения «группы риска»
  • СМИ (как источники информационного насилия над детьми и подростками).

В 1995 году, по данным официальной статистики, была совершена 791 тысяча «родственных» преступлений, связанных с насилием против личности: из них 641 тысяча - случаи, когда жертвами становились девуш­ки и женщины, 131 тысяча - старики, 17 тысяч — дети. Около 2 миллио­нов детей ежегодно попадают под тяжелую родительскую руку. Каждый 10 ребенок гибнет, 2 тысячи кончают жизнь самоубийством, более 50 тысяч уходят из дома». (Григович И.Н.)

По этой информации можно хотя бы приблизительно составить пред­ставление о размерах проблемы насилия и жестокого обращения с детьми в России. Почему приблизительно? Во-первых, что такое «жертвы насилия», к которым отнесены 17 тысяч детей? Они погибли, или перенесли тяжелые физические, или какие-то другие травмы? Что такое «попадают под тяжелую родительскую руку»? Гибнет каждый десятый — из 2 миллионов или 17 тысяч, то есть ежегодно в России погибает от семейного насилия 200 тыс. или 1700 детей?

По данным ряда исследователей, в США ежегодно только от физичес­кого насилия в семьях страдает более 700 тыс. человек,или 1 2 % всего детского населения страны. В. Schmitt и Н. Kempe приводят такие же цифры и добавляют, что смертность от жестокого обращения составляет 3 на 2 тыс. детского населения США.

Имеются более точные сведения, публикуемые Национальным Ко­митетом США по жестокому обращению с детьми. Так, при расчетена1000 детского населения общее количество пострадавших от всех видов на­силия составляет 5,7. Изних, от физического - 3,4, сексуального - 0,7, психического-2,2.

Все виды запущенности составили 5,3 на 1000, в том числе: физичес­кая запущенность -1,7; от лишения образования - 2,9; психическая - 1,0. По данным этого же Комитета, смертность от повреждений равна 0,02 на 1000 детского населения, тяжелые травмы -2,2, среднетяжелые - 6,6.

Представляют интерес данные о возрасте пострадавших от насилия (в промилях на 1000 детского населения). От периода рождения до 2лети от 3 до 5 лет этот показатель одинаковый - 6,3. Затем имеется четкая тен­денция к росту: от 6 до 8 лет - 11,3; от 9 до 11 лет- 11,4; от 12 до 14 - II,5 и от 15 до 17 лет- 14,2.

По данным социально-виктимологического исследования "Насилие среди детей и подростков" проведенного по заказу комитета по делам молодежи Волгоградской области, большинство подвергшихся насилию - юноши (72%). Потерпевшими преимущественно являются ученики в возрасте 13-14 лет (30% от общего числа жертв), 37% подвергшихся насилию никому не рассказывали о том, что с ними случилось.

Случаи сексуального насилия нередко сопровож­даются развратными действиями, телесными повреждениями. Среди убийств на сексуальной почве 10,4% жертв составляют дети и подростки. (Григович И.Н.)

Доктор юридических наук А. Дьяченко проблему обращения потерпевших в правоохранительные органы оценивает так: лишь незначительная часть (примерно 20%) обращается за помощью. По мнению других экспертов - лишь 3%.

Одним из исследований, проведенных с целью выяснения влияния насилия и жестокости на преступ­ность несовершеннолетних, можно назвать исследование группы подростков, находящихся в следственных изоляторах и детских воспита­тельных колониях Свердловской области. Было выяс­нено, что лишь 10,1 % опрошенных не подвергались насилию, остальные, то есть 89,9 % опрошенных, испытали его на себе. Объектом психического насилия были 21,6% опрошенных, психического и физического — 62,5%, пси­хического, физического и сексуального — 5,8 %. Обращает на себя внимание тот факт, что у 20 % этих детей роди­тели были лишены родительских прав, а 7 % — это несовершеннолетние бомжи. Дети этой группы непосредственно столкнулись в своей жизни с ситуациями насилия и жестокости со стороны самых близ­ких людей, родителей, предавших их. Насилие имело место, как со стороны сверстников, так и со сторо­ны взрослых. Чаще всего, это были неоднократные случаи жестокости и насилия, продолжающиеся довольно длительное время.

Дети, наблюдая ситуации насилия, испытывая на себе жестокое обращение, постепенно становились упрямыми, агрессивными, склон­ными к аффективным вспышкам, иногда - повышенно внушаемыми. Несовершеннолетние приходили к мысли о допустимости и результа­тивности насилия, о его безнаказанности - именно такие выводы де­лались ими из ситуаций собственной жизни, анализировалась и пове­дение окружающих.

Постепенно дети принимали насилие, считая его приемлемым спо­собом разрешения конфликтов, а в некоторых случаях, насилие, агрес­сия, жестокость являлись у них непосредственным способом самоут­верждения в среде сверстников.

Поэтому, как видно из вышесказанного, жестокость и насилие не­посредственно влияют на уровень и качественные показатели преступ­ности несовершеннолетних, формируют их противоправное поведение.

Анализ ситуации детства в России показывает, что в по­следнее десятилетие положение детей и их правовая защи­щенность продолжают ухудшаться.

Вот лишь самые краткие данные медико-демографи­ческой статистики. За 1995—1999 гг. детско-подростковое население нашей страны сократилось на 3 625 000 человек; физиологическое течение беременности и родов наблюдает­ся лишь у 20% рожениц, каждый 5-й ребенок рождается больным или заболевает сразу после рождения; более 1 млн. детей являются практически инвалидами; за время школь­ного обучения число физически здоровых детей сокращает­ся в 5 раз. Лишь 14% выпускников средней школы можно считать действительно здоровыми.

Не менее красноречивы показатели «социального здоро­вья» детей и подростков. Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются (на них приходится 40% всей «несовершеннолетней» преступности). Более 2 млн. детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот превысило 650 тыс. (причем 95% из них — это так называемые соци­альные сироты, имеющие живых родителей). 40% детей подвергаются насилию в семьях, в школах 16% учащихся испытывают со стороны педагогов физическое, а 22% — психологическое насилие. За последние 10 лет смертность от самоубийств, среди детей и подростков, выросла на 100%. В 1996 г. покончили с собой 2 756 детей и подростков, уже отмечаются самоубийства среди детей 5—9 лет. В после­дующие годы статистика детских самоубийств не публико­валась.

К 17 годам половина подростков составляет группу рис­ка по алкоголизму в связи с частым употреблением алко­гольных напитков (причем девушек среди них на 10% больше, чем юношей). Заболеваемость сифилисом среди детей до 14 лет за последние 3 года выросла в 2,4 раза, а среди подростков — более чем в 20 раз! Растет заболевае­мость туберкулезом, СПИДом.

Как же социальные и биологические факторы отражают­ся на психическом здоровье детей? Уже в возрасте до 3 лет 9,6% детей имеют явную психическую патологию; среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болез­ненных отклонений в психике, которые продолжают расти ежегодно на 8—12%; среди школьников распространен­ность нервно-психических расстройств достигает 70—80%. (Пишкова О.В., Радевич А.Ф., Е.Е.Чепурных)

Среди детей со школьной дезадаптацией у 93—95% вы­являются те или иные психические нарушения. Среди де­тей-бродяг, ставших в последнее время лавинообразно на­растающей проблемой, психически здоровыми могут быть признаны не более 6%, а нуждаемость в различных видах психотерапевтической помощи у сирот, длительно живу­щих в детских домах, достигает 100%. 80% попадающих в учебно-воспитательные учреждения для девиантных детей требуют срочной психокоррекционной помощи. Но только 10% всех нуждающихся в психиатрической помощи детей получают ее в государственной системе охраны психиче­ского здоровья.

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228268']=__lxGc__['s']['_228268']||{'b':{}})['b']['_697691']={'i':__lxGc__.b++};


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.