Развитие математических представлений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Развитие математических представлений

2017-06-25 265
Развитие математических представлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Умение считать предметы. Владение счетом в прямом и обратном порядке.

Умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом).

Выполнение элементарных операций с предметами.

Особенности развития

Эмоционально-волевой сферы

Особенности эмоций

Эмоциональное отношение к деятельности, эмоци­ональные реакции в поведении, действиях. Устойчи­вость и неустойчивость эмоциональных отношений.

Индивидуальный эмоциональный статус. Особенности волевой регуляции

Волевая регуляция и саморегуляция в заданной де­ятельности. Настойчивость, склонность к завершенно­сти деятельности. Колебания в волевой установке. Ра­ботоспособность, инициативность.

Особенности развития мотивационной сферы

Особенности мотивации отношения к школьному обучению

Интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностные ожидания. Интерпретация собственного


отношения к школьному обучению. Осознанность мо­тивов школьного обучения.

Сформированность общих представлений и умений

Представления о предметах и явлениях окружаю­щего мира.

Представление о человеке. Умение отразить пред­ставление в рисунках. Наличие навыков рисования, перерисовывания, переписывания. Навыки простран­ственной ориентации.

Предметность, целостность зрительного восприя­тия и воспроизведения.

Для проведения обследования готовности ребенка к кольному обучению составлен "Пакет методик" и раз­работана система оценок по каждой методике в соот­ветствии с возрастными особенностями детей 6-8 лет.

Каждая методика представлена- в соответствии с. единым алгоритмом:

1. Название методики.

2. Автор методики или ее модификации.

3. Назначение методики.

4. Оборудование для иследования по методике.

5. Инструкция для обследуемого.

6. Процедура обследования, его продолжитель­ность и форма деятельности.

7. Обработка результатов обследования.

8. Шкальные оценки результатов.

9. Интерпретация.


 

8
9


По каждой психологической позиции и по каждой ме­тодике разработана система определения уровня раз­вития ребенка. Выделяется пять уровней психического здоровья:

1 уровень — очень высокий, уровень высоких по­тенциальных возможностей;

2 уровень — высокий, уровень высокого актуаль­ного развития;

3 уровень — средний (не к школьному обучению

4 уровень — низкий, ур

5 уровень — очень низ
с ской озабоченности ^ Щ

Нарушения речи фиксируются в процессе проведения психологического обследования.

Детям с нарушениями речи рекомендуется консуль­тация у логопеда.

Дети, обнаружившие но состоянию психического развития низкий или очень низкий уровень и соста­вившие группу риска и группу педагогической озабо­ченности, проходят специальное дополнительное углу­бленное психоневрологическое обследование.

Результаты психологического обследования зано­сятся в карту индивидуального обследования ребенка, которая заполняется но результатам протоколов обсле­дования.


СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ

СОСТОЯНИЯ

ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ДЕТЕЙ в-8 ЛЕТ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА

I. Мышление

1.1. Практически-действенное мышление ("Змей­ка" по Н.И.Озерецкому).

1.2. Наглядно-действенное мышление ("4-й лиш­ний).

 

1.3. Вербальное (абстрактное) мышление (по Й.Еразеку).

1.4. Понимание причинно-следственных связей ("Нелепицы") — невербальный уровень.

1.5. Исследование развития мышления (составле­
ние рассказа по серии картинок).

1.6. Установление закономерностей (на образ­
ном уровне); методика Г.Ф.Кумариной "Продол­
жи ряд".

II. Память

II. 1. Непроизвольная зрительная память.
П.2. Произвольная зрительная память.
И.З. Оперативная вербальная память.

III. Фонематический слух

III. 1, Фонематический слух (методика Н.В.Нечаевой
"Диктант".

Ш.2. Чтение схем-слов (методика Н.В.Нечаевой).


 


IV. Развитие математических представлений

IV. 1. Знание последовательности чисел натураль­ного ряда. IV.2. Соотношение числа и количества.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

V. Эмоциональный статус личности (ЭСЛ)

V.L Эмоциональный статус личности (модицикация цветового теста Люшера-Дорофеевой).

VI. Волевая регуляция

VI.l. "Раскрашивание кружков".

VI.l. Работоспособность (модификация методики

Н.И.Озерецкого).

VII. Сформированность общих представлений
и умений

VII. 1. Рисование человечка.

VII.2. Копирование прописных букв. VII.3. Копирование группы точек.

VIII. Мотивация

VIII. 1. Мотивационная готовность ребенка к шко­
ле (диагностическая беседа).

VIII. 1. Мотивация учения в школе ученика 1
класса.

IX. Речь

IX. Нарушения речи (фиксируются в процессе об­
следования ребенка).


ПРОЦЕДУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Предложенные методики обследования с 1 по IX расположены в определенной системе, удобной для осу­ществления психологического анализа.

Реальная процедура психологического обследова­ния должна строиться в удобном и интересном для ре­бенка сочетании методик.

Конкретное обследование ребенка целесообразно проводить в три встречи (возможно четыре), каждая из которых занимает 40-50 минут.

Для обследования ребенка можно воспользоваться одним из предлагаемых вариантов психологического обследования.

Первый вариант (три встречи):

 

1-ая встреча 2-ая встреча 3-ая встреча
VIII. 1. V.l. V.L
1.1. VI.L VI.L
V.l. ILL VII.2.
1.4. II.2. VII.3.
1.6. III.3. 1.3.
IV.l. 1.5. Ш.1.
IV.2. 1.2. Ш.2.
IV.3. VI.2. VI.L
  V.L VLL

 



Второй вариант (четыре встречи):

 

1-ая 2-ая 3-ая 4-ая
встреча встреча встреча встреча
VIII. 1. V.I. V.I. IV.1.
1.1. VI.2. 1.3. IV.2.
1.2. 1.5. III.1. V.I.
1.4. 11.1. 111.2. VII.1.
1.6. VI.1. И.З. VII.2.
  II.2. V.I. VI.2. V.I. VII.3.

СХЕМА ОБЩИХ СВЕДЕНИИ

О РЕБЕНКЕ И ЕГО СЕМЬЕ

(начиная с п.З нужное обвести кружком)

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Адрес.

3. Пол: М Ж

4. Возраст: 5-6 лет, 6-7 лет, 7-8 леи

5. Детский сад:

не посещает(л).

посещает?л) маповьи!, посепыет'л) специальны il

5 Состав семьи

семья полная, мать разведена одинокая мать, мать и отчим, отец и мачеха, другие родственники

6. Коли честно детей.

один, двое, трое, четверо,

более четырех

7. Бытовые условия семьи



плохие,

удовлетворительные, хорошие, отличные

9. Здоровье ребенка:

практически здоров, болеет редко, болеет часто

10. Дополнительные занятия вне детского сада
школы):

имеются, отсутствуют

11. Здоровье родителей (отца, матери):

оба здоровы редко болеют часто болеют алкоголизировапы

12. Наличие радиационного воздействия:

— на ребенка:

— не было,

— непосредственно облучен,

— облучен в утробе матери.

— на родителей:


ПАКЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

ВЫЯВЛЕНИЯ

СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ДЕТЕЙ 6-8 ДЕТ.


МЕТОДИКА 1.1

"ЗМЕЙКА" (по Н.И.Озерецкому)

Назначение: оценка зрительно-моторной координа­
ции
— одной из составляющих операционного интел­
лекта ребенка. Модифицированная методика Н.И.Озерецкого
(ГМИ, 1928).

Оборудование: тестовый бланк, рис.1, фломастер,
секундомер.

Инструкция: Нужно быстро ставить точки посре-

дине кружков — вот так! (Экспериментатор показыва­ет на своем листе, что точка ставится одним прикосно-вением фломастера). Когда я скажу "стоп", обязатель­но остановись:

Процедура: Работа организована индивидуально, продолжается 30 секунд до команды "стоп"!

Обработка: подсчитывается общее количество то­чек, нанесенных обследуемым. Затем из полученно­го количество вычисляется общее количество ошибок (точки, поставленные на границе кружка, вне кружка, а также кружки без точек или с несколькими в центре.) Полученная разность отражает успешность выполне­ния задания.

Уровни оценки результатов:

1 уровень — 34 точки и более

2 уровень — 33-27 точек 2 уровень — 20-18 точек

 

4 уровень — 17-12 точек

Уровень — 11 точек и менее


 




МЕТОДИКА 1.2 "4-й ЛИШНИЙ"



Рис. 1


Назначение: определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.

Оборудование: 5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ними существенному признаку, то есть — "лишний".

Инструкция: Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? (какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке?) Подумай, как назвать одним словом предметы.

Процедура: Испытуемому поочередно предлагает­ся 5 карт различной тематики:

1 карта "Овощи — фрукты": яблоко, груша, мор­ковь, слива.

2 карта "Игрушки — учебные вещи": машина, пи­рамида, кукла, ранец.

3 карта "Одежда — обувь": пальто, сандалии, тру­сы, майка.

4 карта "Домашние — дикие животные ": курица, свинья, корова, лисица.

5 карта "Живые технические средства передви­
жения": автобус, лошадь, мотоцикл, легковой автомо­
биль.

Обработка: Каждая карта оценивается отдельно по правильности обобщения и наличия — отсутствия слова.

Уровни оценки результатов:


 


 


 

Уровень Признак обобщения Наличие обобща­ющего слова
  существенный есть
  существенный нет
  функциональный нет
  случайный нет
  нетобобщения нет

 

N карты I        
Уровень обобщения по каждой карте          

М Е Т О Д И К А 1.3

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО

МЫШЛЕНИЯ

(по Й.Еразеку)

.- Назначение: определение Годашюсти ребенка к

Оборудование: бланк теста " вербальное мыше-

ние"

Инструкция: ответь мне, пожалуйста, на не­сколько вопросов.

Процедура: обследуемому задаются вопросы, от­веты на которые оцениваются по представленной шка­ле.


 


 

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ


 


 

Вопросы Ответы (оценка в баллах)  
  правильный неправильный другие
1. Какоеживотное больше, лошадь илисобака? а -5.3 нет
2. Утром мы завтракаем. а днем?   -3 нет
3. Днемсветло, а ночью?   -4 нет
4. Небо голубое, а трава? 0. -4 нет
5. Яблоки, груши, сливы, персики— это что? +1 -1 нет
6. Чтоэто такое: Москва, Калуга, Брянск,Тула? +1 города -1 станции 0.

 


7. Футбол, плавание, хоккей, волейбол — это?


+3

спорт (физ­культура)


игры

(упражне­ния, гим­настика)

+2


 


N5 СЛ


 

8. Маленькая корова — это +4 -1 назван
теленок   кто-то  
Маленькая собака — это..? щенок   один
Маленькая лошадь — это..? жеребенок    
9. Почему уавтомобилей +1 -1  
тормоза? две причины   одна
  (тормозить с горы, на повороте, остано­виться в случае опасности, столк­новения, после окон­чания езды)   причина
10. Чем похожи друг на +3    
друга молоток и топор? два общих   один
  признака   признак


 

11. Чем отличаются гвоздь +3   +2
и винт? у винта   винт завинчи-
\ нарезка   вается,а гвоздь забива­ется или увинта гайка
12. Собака больше похожа на   -3 -1
кошку или курицу? Чем? на кошку на курицу на кошку
Что у них одинаковое? (с признаком   (без признака
  подобия)   подобия)
13. Чем похожи друг на +3   +2
белка и кошка? 2 признака   один признак
14. Какие ты знаешь транс- +4   +2
портные средства? названы три   три назем-
  средства   ные с объ­яснением
15. Чем отличается старый +4   +2
человек от молодого? названы три   два или
Какая разница между признака   один
ними?     признак

IS5


 


МЕТОДИКА 1.4 "НЕЛЕПИЦЫ"

Назначение: определение уровня развития критич­ности познавательной деятельности.

Оборудование: картинка с нелепыми ситуациями. Инструкция: Посмотри внимательно и расскажи, что неправильно нарисовано на картинке.

Процедура: обследуемый в течение 30 секунд рас­сматривает картинку, затем называет те нелепые си­туации, которые он обнаружил: 10 и более.

Обработка: за каждую выявленную нелепицу вы-

ставляется один балл.

 

Ситуация Баллы
1. Луна и солнце одновременно  
2. На березе вдовые иголки  
3. На березе растут арбузы  
4. У вороны 3 ноги  
5. Бабушка гладит чайником  
6. Штепсель воткнут н березу  
7. У велосипеда квадратные колеса  
8. Голова и руки мальчика направлены  
вперед, а ноги назад  
9. Рыба удит рыбу  
10. Утюг плавает  
11...........  
12...........  


МЕТОДИКА 1.5

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ("ласточки")

Назначение: Изучение особенностей установле­ния причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

Оборудование: 5 сюжетно связанных картинок.

Инструкция и процедура: перед ребенком вы­кладываются картинки с нарушением последователь­ности сюжетной линии: 2, 3, 1, 5, 4. Предлагается раз­ложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета: "Положи картинки по порядку". Испытуемый выполняет задание, экспериментатор фиксирует осо­бенности его деятельности в соответствии с которыми ребенок может быть отнесен к одному из 5 уровней.

.Уровни оценки результатов

1 уровень — разложил бег ошибок, без дополни­тельных и поравочных действий 2 уровень — разложил верно, самостоятельно вне­ся поправки 3 уровень — сделал одну ошибку и при обоснова­нии (на вопрос:"почему?") ее исправил; 4 уровень — сделал одну ошибку и не справился

 

5;

5 уровень — разложил картинки без установле­
ния логической последовательности или отказал­
ся выполнить задание.


 


28


МЕТОДИКА 11.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Назначение: определение объема произвольного зри тельного запоминания.

Оборудование: набор из 10 картинок
1.МЯЧ \ 6.ШАПКА

2.ЯБЛОКО J 7.MATPEHIKA >
З.ГРИБ 8.ЦЫПЛЕНОК

4.МОРКОВКА 9.МАК е 5.БАБОЧКА Ю.ГРУЗОВИК *

Инструкция: Я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано.

Процедура: картинки предъявляются по одной. Обследуемый должен воспроизвести весь набор кар­тинок. Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспро­изведенных названий картинок.

Обработка: за каждое правильно воспроизведен­ное название выставляется по одному баллу.

Уровни оценки результатов:

1 уровень — 10-9 правильных названий (баллов)

2 уровень — 8-7

3 уровень — 6-5

4 уровень — 4-3

5 уровень — 2 и менее


МЕТОДИКАП.11.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Назначение: определение объема непосредствен­ного запоминания словесного материала.

Оборудование: набор из 10 слов:

1.ДОМ_ 6.МОЛОКО

2.СОЛНЦЕ 7.СТОЛ

З.ВОРОНА 8.СНЕГ

4.ЧАСЫ 9.ОКН0 ,.

5.КАРАНДАШ Ю.КНИЖКА «t

Инструкция: Я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

Процедура: слова предъявляются в медленном темпе (приблизительно одно слово в одну секунду). На­бор слов предъявляется однократно и отчетливо. Затем слова сразу вопроизводятся обследуемым. Порядок вос­произведения значения не имеет. В протоколе фиксиру­ется количество правильно воспроизведенных слов.

Обработка: за каждое правильно воспроизведен­ное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце — солнышко, окно — окна).

Уровни оценки результатов:

1 уровень — 10-9 правильно воспроизведенных слов (баллов)

2 уровень — 8-7

3 уровень — 6-5

4 уровень — 4-3

5 уровень — 2 и менее


 




МЕТОДИКА III.I


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.