Вопрос 1. Финансовая система и налогово-бюджетная политика: структура и сущность — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Вопрос 1. Финансовая система и налогово-бюджетная политика: структура и сущность

2017-06-19 333
Вопрос 1. Финансовая система и налогово-бюджетная политика: структура и сущность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функ­ций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроиз­водства. Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительствен­ных внебюджетных фондах. Децентрализованные – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы отдельных секторов экономики образуют финансовую систему государства. Финансовая система — это совокупность учреждений и отношений, опосредующих образование, распределение и использование ресурсов.

Центральное место в системе государственных расходов занимает государственный бюджет. Бюджет – это соотношение объёма и структуры доходов и расходов рассматриваемого субъекта. Каждое государ­ство имеет ту или иную бюджетную систему. Бюджетная система – это совокупность бюджетов национально-административно-территориальных образований государства, а также бюджетов самостоятельных в финансо­вой деятельности государственных учреждений, основанная на экономи­ческих отношениях и правовых нормах. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственная бюджетная система; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды имущественного и личного страхования; финансы предприятий различных форм собственности.

Определяющим звеном бюджетной системы является государственный бюджет, или централизованный фонд денежных ресурсов, которыми рас­полагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооружённых сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

Финансовая (бюджетно-налоговая, фискальная) политика — меры правительства по изме­нению государственных расходов, налогообложения и состояния государственно­го бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платеж­ного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в крат­косрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада эко­номики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или ком­бинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведе­нием комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Дискреционная стимулирующая бюджетно-налоговая политика проводится в целях борьбы с экономическими спадами, безработицей, она сопровождается увеличением денежной массы или ростом процентных ставок. Однако это приводит к росту дефицита государственного бюджета (накапливающимся превышением его расходов над его доходами) и ускорению темпов инфляции. Графически результат стимулирующей налогово-бюджетной политики отображает модель AD-AS (совокупный спрос — совокупное предложе­ние). Стимулирующая фискальная политика (рис.1) приводит к росту совокупного спроса (кривая AD смещается вправо).

Рисунок 1 – Результат стимулирующей бюджетно-налоговой политики

 

Однако результаты политики зависят от того, какому участку кривой совокупного предложения соответствует состояние национальной экономики. На кейнсианском участке (смещение кривой из положения AD1 в положение AD2) в условиях неполного использования ресурсов стимулирующая бюджетно-налоговая политика приведёт к ожидаемым положительным результатам (безинфляционному росту объёмов выпуска продукции с уровня Y1 до уровня Y2). На промежуточном участке (смещение кривой из положения AD3 в положение AD4) стимулирующая бюджетно-налоговая политика будет сопровождаться не только ростом объёмов выпуска продукции (с уровня Y3 до уровня Y4), но и умеренной инфляцией (уровень цен возрастёт с величины Р1 до величины Р2). На вертикальном участке (смещение кривой из положения AD5 в положение AD6) в условиях полного использования имеющихся ресурсов стимулирующая политика приносит лишь отрицательные плоды в виде ускорения инфляции (рост цен с уровня Р3 до уровня Р4). Увеличение объёмов производства в этом случае невозможно, так как экономика работает на пределе своих производственных возможностей, и нужны масштабные кардинальные изменения в технологиях во всех отраслях для того, чтобы отодвинуть кривую производственных возможностей вправо.

Таким образом, осуществление дискреционной бюджетно-налоговая политики осложняется трудностью точного осознания того, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика. Эти проблемы в какой-то степени может сгладить недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика, которую ещё называют политикой встроенной ста­бильности.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция)имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает сни­жение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В крат­косрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой рос­та безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налого­вый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюд­жета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфра­структуру рынка труда.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопро­вождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (рис. 2), а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину

Δ Y= ΔG mg,

где mg -мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов:

 

Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса.

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствую­щим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.

Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.

 

 

Рисунок 2 – Изменение равновесного объема производства под воздействием увеличения государственных расходов

 

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на ΔТ, то располагаемый доход Yd=Y-T возрастает на величину ΔТ (рис.2). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ΔТ*b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 доY2 на величину:

ΔY= - ΔТ(МРС/1-МРС),

где

мультипликатор налогов.

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов.

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрас­тают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета,который все­гда равен или меньше единицы. Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансиро­вании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔТ = ΔG, где под символом ΔТ обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом ΔG — все изменения расходов бюджета.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мульти­пликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдер­живания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относи­тельно мягкой ограничительной мерой).

Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сек­тора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно не­большой стимулирующий эффект), а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

Дискреционная фискальная политика целенаправ­ленное изменение величин государственных расхо­дов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика— автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (умень­шение) чистых налоговых поступленийв госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступленияпредставляют собой разность между величи­ной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правитель­ством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокуп­ного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджетавследствие увеличения госрасходов (например на финансирование программ по созда­нию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъе­ма целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутрен­ними временными лагами,так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в пар­ламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и изли­шек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор— экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правитель­ства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступа­ют прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфер­тов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встро­енные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) госу­дарственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема Y2 > Y0, и поэтому налоговые отчисления авто­матически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В ре­зультате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (рис. 3).

В фазе циклического спада Y1 < Y0, и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относи­тельного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глу­бину спада.

 

Рисунок 3 – Циклический бюджетный дефицит и излишек

 

Величины цикли­ческих дефицитов и из­лишков определяются степенью «крутизны» графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции госу­дарственных расходов G — величиной γ, кото­рая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением вели­чины дохода.

Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый на­лог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно пред­ставлены как неизменная величина, не зависящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия Т. В положении Т величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в поло­жении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздей­ствие на рост или снижение совокупного спроса.

В то же время увеличение степени встроенной стабильности экономики про­тиворечит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики — ук­реплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательско­му риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более по­логой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается со­кращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следова­тельно, и снижением степени встроенной стабильности экономики.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. Встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетают­ся с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

В результате возникает структурныйдефицит (излишек) государственного бюджета — разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Цикличес­кий дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты струк­турных дефицитов (излишков) государственного бюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, хотя именно на основе динамики этих макроэко­номических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочной перспективе.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.

Способы финансирования дефицита госбюджета: кредитно-денежная эмиссия (монетизация); выпуск займов; увеличение налоговых поступлений.

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.