Актуальные проблемы теории и практики обучения литературе. Деятельность учителя литературы в современных условиях. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Актуальные проблемы теории и практики обучения литературе. Деятельность учителя литературы в современных условиях.

2017-06-25 456
Актуальные проблемы теории и практики обучения литературе. Деятельность учителя литературы в современных условиях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Можно обозначить следующие теоретические проблемы, привлекавшие и до сих пор привлекающие внимание методистов. 1. Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира. Взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы. 2. Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся. 3. Проблема изучения литературного развития учащихся, при- чем не только в исследовательском аспекте, а как основы школьного преподавания литературы, вариативности программ, концепций изучения произведений, технологий уроков на разных этапах литературного образования школьников. 4. Формирование нового типа взаимоотношений между учите- лем и учеником, воспитание творческих начал личности. 5. Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Деятельность учителя литературы похожа на занятие спортом. Аспекты деятельности учителя лит-ры: 1. Филолог. 2. Методист. 3. Педагог. 4. Психолог. 5. «Артист» (чтец, режиссер, актер). Профессия педагога-литератора требует постоянного совершенствования личности, развития художественных склонностей и творческих способностей. Учитель прежде всего должен знать свое предмет. Он должен понимать суть науки, ее современное состояние, главные этапы ее развития, ее связь с другими науками, с общественными отношениями (Крупская). Задача учителя – приобщить учеников к искусству слова и тем самым воздействовать на их взгляды, убеждения. Одна из важнейших функций учителя – исследование. В работе учителя-словесника исследовательская функция приобретает свои особенности. Словесник анализирует художественный текст, который каждому читателю-исследователю способен открыть какие-то новые, еще не изведанные стороны. Судьбу литературы как учебного предмета определяет прежде всего учитель. Тем самым он определяет педагогическую и человеческую судьбу.

4. Русская литература как учебный предмет: история вопроса, литература в кругу учебных предметов, цели изучения, содержание курса в средних и старших классах.

Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в словесных художественных образах. Словесная природа литературы определяет ее способность постигать действительность во всей универсальности. Образы литературы, лишенные прямой зрительной достоверности, обращенные к человеческой фантазии, к миру эмоций, к разуму обладают большой силой воздействия на читателя, приглашая его к диалогу, к осмыслению художественного текста, к сотворчеству, тем самым приобщают его к духовным исканиям художников слова, нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Цель изучения литературы в школе сформулирована в современной программе: «приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций». Кратко, в «рабочем виде» цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: через подготовку квалифицированного читателя – к формированию духовно полноценной личности. Компонентами содержания литературного образования в школе являются 1) знания; 2) умения; 3) опыт творческой деятельности и 4) система норм отношения к миру, к людям и к самому себе. При получении знаний по русской литературе учащиеся осваивают произведения русского фольклора и литературы (знание текстов), отдельные достижения словесного искусства зарубежной литературы, сведения об основных периодах русского и мирового литературного процесса, сведения о жизни и творчестве писателей, основные литературоведческие понятия.

 

5. Литературное образование в Беларуси на современном этапе: нормативные документы, содержание, структура, проблемы.

Нормативные документы, регулирующие литературное образование в Республике Беларусь: 1.Образовательный стандарт учебного предмета «Русская литература» (I–XI классы) (разделы 1, 2, 3) 2.Концепция учебного предмета «Русская литература» (разделы II, III, V) 3 .Типовой учебный план учреждений общего среднего образования по учебному предмету «Русская литература» (см. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь) 4 .Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения.

Русская литература. V–XI классы (2012 г.) Компоненты содержания литературного образования: а) знания; б) умения и навыки; в) опыт творческой деятельности; г) систему норм отношения к миру, людям, себе. Структура литературного образования основывается на принципе его непрерывности. Поскольку главный объект изучения в V—IХ классах – художественное произведение, основные задачи обучения должны быть нацелены на то, чтобы, опираясь на знания и умения, приобретённые в I—IV классах, формировать у учеников представление о литературе как искусстве, о видовых, жанровых, стилевых особенностях произведений, компонентах их структуры, способах художественного отображения жизни. Произведения, предлагаемые для изучения в V классе, сгруппированы в разделы на основе проблемно-тематической близости. Ведущая литературоведческая проблема этого курса – род литературы. Основной принцип структурирования литературных курсов VI—VIII классов – жанрово-хронологический, при котором в каждом классе школьники изучают вершинные произведения классической литературы, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. С IХ класса принцип построения курса – линейный на историко-литературной основе, но, в отличие от предыдущих классов, с более глубоким изучением художественных текстов. В поле зрения учащихся IX класса оказываются значительные в художественном отношении произведения разных эпох, изучаемые в контексте исторических обстоятельств и во взаимосвязи с фактами биографии писателя. Особое внимание в процессе обучения уделяется следующим проблемам: жанрово-родовые особенности художественных произведений, литературный герой, художественный образ. В Х—XI классах значительно возрастает необходимость в идеологическом и художественном осмыслении исторического пути литературы, культурного развития народа, роли в этом выдающихся деятелей культуры, искусства. Поэтому изучение литературы непосредственно связывается с общей характеристикой исторических эпох, творческого пути писателей, их вклада в развитие литературы и культуры своего времени.

 

6. Принципы изучения учебного предмета «Русская литература». Преподавание русской литературы во взаимосвязи с историей и мировой художественной культурой.

В основу изучения предмета «Русская литература» положен антропоцентрический принцип. Личность ученика обогащается знаниями в процессе получения их как индуктивным, так и дедуктивным путём, в коллективной и самостоятельной деятельности. В центре педагогического внимания оказывается ученик как субъект, как личность, которая самоутверждается в разных формах деятельности. Принцип научности уточняет исходную позицию как в литературоведческом подходе к предмету изучения, так и в методической деятельности учителя. Изучение произведения и историко-литературного процесса ведётся с применением исторического, биографического, описательно-аналитического, структурного (единство формы и содержания), сравнительного, типологического, контекстуального методов. Изучение литературы как искусства слова предполагает постижение художественного произведения в соответствии с его эстетической природой: эмоционально-образное восприятие, анализ художественного текста в единстве формы и содержания, в аспекте рода, жанра, авторской позиции и индивидуального стиля художника. Вариативность в обучении литературе предоставляет учителю право на обоснованное перераспределение часов по темам, на определение последовательности тем, методику изучения того или иного произведения, в некоторых случаях – предлагать произведения на выбор из списков для дополнительного чтения и для чтения и обсуждения. Преемственность и непрерывность литературного образования обеспечивают его единство на всех ступенях обучения. Преемственность обучения реализуется как единая система, имеющая на каждой ступени свои особенности, своё конкретное содержание, свои методы, формы и средства. Принцип целостности означает органическое единство и взаимосвязь всех компонентов образовательного процесса: его целей и задач, содержания и структуры, характера функциональных взаимосвязей, интеграции и генерализации литературных знаний, образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Межпредметные связи являются необходимыми в преподавании, направленном на обеспечение системного изучения и освоения учебного предмета.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.