Проблематика и жанровое своеобразие драматургии I пол. XIX века («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя и др.). — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Проблематика и жанровое своеобразие драматургии I пол. XIX века («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя и др.).

2017-06-25 470
Проблематика и жанровое своеобразие драматургии I пол. XIX века («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя и др.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В начале XIX в. драматургия русского театра многообразна и пестра. Героико-патриотическая тема превалирует в период наполеоновских войн и тогда же создается новый театральный жанр, получивший название «народно-патриотический дивертисмент». Общественно - политические проблемы, волновавшие передовые дворянские круги, нашли свое отражение в трагедиях В.А. Озерова. Основу их успеха составила политическая актуальность. Комедийный жанр в перовой четверти XIX в. представлен сатирической комедией (И.А. Крылов, А.А. Шаховский, М. Н. Загоскин) и «благородной» или «светской» комедией (Н.И. Хмельницкий). В XIX в. в драматургии еще соблюдаются традиции просветительской драмы, правила классицизма, но одновременно в нее начинают проникать сентиментальные мотивы. В первой четверти, накануне декабристского восстания возникает новая драматургия прогрессивного направления. Наиболее яркие представители этого направления - А.С. Грибоедов. Особую страницу в истории русской драматургии занимает творчество А.С. Пушкина, оказавшего решающее значение на всю последующую историю театра.

К середине XIX в. романтизм в русской драме был представлен творчеством М.Ю. Лермонтова, но в это же время особое распространение получает мелодрама и водевиль (Д.Т. Ленский, П.А. Каратыгин, Ф.А. Кони). Сентиментализм и романтизм были слишком короткими периодами в истории русской драматургии. От классицизма она сразу же шагнула в реализм. Представителем нового направления - критического реализма - в драматургии и театре стал Н.В. Гоголь. Он так же вошел в историю театра и как теоретик, настаивавший на реалистической эстетике и нравственно-воспитательной роли театра, общественном характере конфликта в пьесе.

Ком. Грибоедова “Горе от ума” (1828) одно из лучших произв-й великого драматурга. Своеобразие комедии Г. в том, что эта “гениальнейшая русская драма” (Блок) явилась особым, рубежным произведением на стыке “века нынешнего” и “века минувшего”, века просветительского классицизма и нового, реалистического ис-ва. В этом состоит лит-рное своеобразие комедии. Г. создал комедию с обширной проблематикой. Она затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и современные в любую эпоху нравственные вопросы. Пис-ль осмысляет те социальные и нравственно-психологические конфликты. Бытовая комедия, комедия нравов, сатира — всех этих определений явно недостаточно для определения жанра “Горя от ума”. В пьесе Г. все это своеобразно сочетается с романтической возвышенностью Чацкого. герой-резонер, выражающий идеи Г.. Чацкий тоже смешон, смешна и Софья, и все фамусовское общество.

Проблематика комедии: Комедия появилась накануне восстания дек-в. Она отразила общ-ю жизнь страны и те измен-я, кот-е произошли в России после Отеч.войны 1812г. «ГотУма»-комедия соц-полит-я. В ней поставлены злободневные вопросы того времени: о креп.праве, о гос.службе, о просвещении, о воспитании. В основе конфликта – столкновение м-у веком нынешним и минувшим. Отеч.война – истор.рубеж м-у ними. В комедии показано, что это столкн-ие было выражением борьбы 2-х полит.лагерей, сложившихся в рус общ-ве после Отеч.войны, - лагеря феод.реакции, защитников креп.строя в лице Фамусова, Скалозуба и др - и лагеря передовой двор.молодежи, облик кот-го воплщен в Чацком.

Гоголь «Ревизор». Наряду с Фонвизиным и Грибоедовым Гоголь стоял у истоков создания репертуара русского национального театра. Его возмущали сплошь переводные пьесы, которые ставились на сценах театров России. "Русского мы просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь заморский люд?" - писал он в 1835 году.

"Ревизор" и был той комедией, где выведены на сцену "русские характеры". Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди чиновников всех уровней были показаны с яркостью и правдивостью Гоголем.

Сюжет "Ревизора", взятый из жизни, действующие лица, чуть не каждому кого-то напоминавшие, а то позволявшие в них узнавать себя, делали комедию современной. Вся пьеса наполнена намеками, позволявшими зрителям ощущать современную Гоголю действительность. Гоголь говорил, что ничего не выдумывал в своей комедии. По его собственному признанию, только то ему удавалось, что он брал из жизни. Говоря о "Ревизоре", автор признавался: "Я решил собрать все дурное, какое я только знал, и за один раз над всем посмеяться". Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, понять всю их зловредность и постараться от них избавиться.

Гоголь лаконично и точно дает характеристики своим персонажам. Говорящие фамилии: Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин и откровенные реплики персонажей позволили Гоголю "сорвать маску" благопристойности, ханжества и показать всю неприглядность нечистоплотного на руку российского чиновничества.

Среди чиновничества, составляющую основную группу персонажей, нет ни одного сколько-нибудь положительного. (Городничий – постаревший на службе и очень не глупый человек, взяточник, но ведет себя очень солидно. Тяпкин-Ляпкинсудья, человек прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Берет взятки борзыми щенками. Земляника – попечитель богоугодных заведений, проныра и плут. Очень услужлив и суетлив). В комедии отрицательно рисуется и дворянство, его представители Бобчинский и Добчинский – бездельники, переносчики городских вестей, сплетники и лгуны. Хлестаков – «ревизор» - типичное порождение Петербурга - совершенно безответственный, он сам за себя не отвечает. Он болтает, что угодно (правда, в границах, определенных его петербургскими наблюдениями и впечатлениями), поэтому круг его вранья ограничен: чин, богатство, … По давней традиции сюжет обычно строился на любовной интриге, а в «Ревизоре» о любви вообще нет речи. Чрезвычайно интересны Анна Андреевна (жена городничего, провинциальная кокетка, любобытна и тщеславна) и Марья Антоновна (дочь), очень комичны сцены, когда Хлестаков ухаживает то за маменькой, то за дочкой. Гоголя упрекали за то, что нет положительного персонажа. На что он отвечал: «…мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе…. Это лицо был – смех…». Смех в данном случае – это сам автор. Вот он-то и является честным лицом в комедии.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.