Состояние преступности среди несовершеннолетних в Хабаровском крае — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состояние преступности среди несовершеннолетних в Хабаровском крае

2017-06-25 928
Состояние преступности среди несовершеннолетних в Хабаровском крае 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно пп. 1 - 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закона), в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей могут быть помещены несовершеннолетние в случаях:

- направления по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (пп. 1 п. 2 ст. 22 Закона);

- временного ожидания рассмотрения судьей вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (пп. 2 п. 2 ст. 22, п. 6 ст. 26 Закона);

- самовольного ухода из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (пп. 3 п. 2 ст. 22 Закона);

- совершения общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность - при наличии обстоятельств, указанных в пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона;

- совершения правонарушения, влекущего административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, при наличии обстоятельств, указанных в пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона;

- совершения несовершеннолетними правонарушения, влекущего административную ответственность, - с учетом требований пп. 6 п. 2 ст. 22 Закона.

Нижняя граница возраста, с которого возможно по настоящему Закону помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП, - 11 лет (п. 4 ст. 15 Закона) - указана только в отношении лиц, направляемых или ожидающих направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и самовольно ушедших из таких учреждений (пп. 1, 2, 3 п. 2 ст. 22).

В случае помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП по основаниям, указанным в пп. 6 п. 2 ст. 22 Закона, нижним возрастом является возраст административной ответственности, предусмотренный ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - 16 лет.

В то же время при помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП по пп. 4, 5 п. 2 ст. 22 Закона нижний возраст в Законе не установлен. Как указано в комментарии к ст. 2.2 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), понятие "несовершеннолетний" охватывает широкий возрастной диапазон с 7 лет, следовательно, нижней возрастной границей помещения несовершеннолетних в ЦВСНП по основаниям, указанным в пп. 4, 5 п. 2 ст. 22, является семилетний возраст. Вместе с тем, учитывая психологические особенности детей в указанном возрастном периоде, помещение их в ЦВСНП в столь малом возрасте должно носить исключительный характер, иметь место в крайних случаях и только после тщательной проверки всех обстоятельств дела и личности ребенка.

Верхней границей возраста несовершеннолетнего в случае его помещения в центр по пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона является определенный ст. 20 УК РФ возраст - соответственно 14 или 16 лет в зависимости от статьи УК.

Верхней границей возраста в случае помещения несовершеннолетнего в центр в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона является возраст 16 лет (ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Таким образом, общая динамика преступности несовершеннолетних в Хабаровском крае выглядит следующим образом.

 

 

Рис. 2.1 – Количество несовершеннолетних лиц, совершивших преступления в Хабаровском крае

 

Так, каждый год в органы внутренних дел края доставляются более 1,3 тысяч несовершеннолетних, нуждающихся в помощи со стороны государства, порядка 800 из которых помещаются в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Общая динамика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии представлена на диаграмме.

 

 

Рис. 2.2 – Количество расследованных преступлений в Хабаровском крае, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии

Таким образом, из анализа представленных диаграмм можно сделать вывод, что по итогам 2016 года произошел незначительный рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. При этом число несовершеннолетних участников преступлений сократилось.

Чаще всего подростки совершают преступления против собственности (в основном это кражи чужого имущества). В отношении самих несовершеннолетних более 20% от общего количества составляют преступления против их жизни и здоровья, порядка 40% – против их половой неприкосновенности, 25% – преступления против семьи и несовершеннолетних (более половины из которых составляют уклонение от уплаты алиментов на содержание детей).

Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, имеются особо тяжкие преступления, количество которых по году достигает в среднем около 30-40 преступлений. Количество таких преступлений и их динамика представлена на диаграмме.

Рис. 2.3 - Статистика расследования особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии

 

Около 12%-12,5% от общего числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними правонарушителями приходится на тяжкие преступления. Динамика совершения данных преступлений приведена на рисунке.

Рис. 2.4 - Статистика расследования тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии

 

Основной вид преступлений, совершаемых несовершеннолетними или при их соучастии, представляют собой преступлений средней тяжести.

В соответствии с уголовным законодательством РФ преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года лишения свободы.

Таким образом, динамика совершения несовершеннолетними данной категории преступлений представлена на диаграмме.

Рис. 2.5 – Статистика расследования преступлений средней тяжести, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии

 

Так, масса указанной категории преступлений составляет 70% от общего числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними или с их соучастием.

За начало 2017 года выявлено уже 157 преступлений средней тяжести, совершенных несовершеннолетними.

В 2016 году в Хабаровском крае во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводились различные мероприятия, направленные на профилактику подростковой преступности.

Такие, как «Велосипед», «Профилактика», «Рецидив» и пр. В ходе проведенных мероприятий 60 подростков были привлечены к административной ответственности за правонарушения по линии незаконного оборота наркотических средств, 622 несовершеннолетних и 559 родителей – за распитие подростками спиртных напитков и появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, 121 взрослое лицо – за вовлечение подростков в употребление спиртного, 114 работников торговли – за реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним.

Возможно именно такие меры профилактики являются причиной снижения количества преступлений небольшой тяжести, совершаемых несовершеннолетними.

За последние годы (2014-2016 гг.) наметилась незначительная, но тенденция снижения количества указанной категории преступлений.

 

Рис. 2.6 – Статистика расследования преступлений небольшой тяжести, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии

 

С целью правового информирования подрастающего поколения сотрудниками полиции было проведено порядка 7,5 тысяч профилактических бесед, лекций, «информационных встреч» и «круглых столов» с детьми и подростками, принято участие в проведении более 500 родительских собраний, школьных советов, Дней профилактики и рейдов. Большое внимание уделено профилактике вредных привычек.

Практически половина преступлений совершаются внутри семьи. Такие деяния зачастую латентны, в результате правоохранителям становится известно о них, когда они совершены неоднократно. Вместе с тем любое преступление в отношении ребенка, особенно насильственного характера, наносит непоправимый вред его здоровью и травмирует психику.

В целях ранней профилактики подростковой преступности в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Хабаровскому краю за последний год помещено 188 человек, где с ними проводятся индивидуальные профилактические работы воспитателями Центра и психологами.

Немаловажным является оказание своевременной и качественной социальной, юридической и психологической помощи несовершеннолетним.

В 2016 году году специалистами КГБУ «Хабаровский центр психолого-педагогической и медицинской помощи» осуществлено более 730 выездов для оказания психологической помощи при проведении следственных действий с несовершеннолетними. В настоящее время дети обучаются в образовательных организациях, социализированы и адаптированы. Риск негативных последствий от полученной психотравмы минимизирован.

18 несовершеннолетних в настоящее время проходят курс реабилитации на базе Центра.

Таким образом, основными факторами, предопределяющими девиантное поведение подростка в Хабаровском крае, являются окружающая его социальная среда и личностные девиации.

Совместно выработанное мнение социологов и историков позволяет в качестве предопределяющей причины девиантного поведения назвать историческое прошлое Дальнего Востока (использование данного региона как территории сосредоточения мест лишения свободы, ссылки, высылки), что обусловило высокую концентрацию лиц с противоправными установками, и, что, в свою очередь, не могло не сказаться на формировании сознания будущего поколения.

Также девиантное поведение вызывает неблагоприятное воздействие факторов макросреды: невысокий уровень жизни населения, культивирование жестокости, насилия и разврата в СМИ, отсутствие надлежащего правового воспитания в образовательных учреждениях, неразвитость сети досуговых учреждений – все это создает условия, способствующие объединению несовершеннолетних в группы и совершению ими преступлений.

Кроме того, важно отметить, что отклоняющееся поведение несовершеннолетних является следствием нарушенной системы отношений в семье. Применение родителями антиправовых стилей поведения (авторитарного, дисгармоничного, конфликтного и асоциального воспитательных стилей), выражающихся как в активном действии родителей, так и в их пассивном бездействии, в дальнейшем используются детьми в отношениях с иными социальными группами (одноклассниками, друзьями, знакомыми).

Нарастание негативных тенденций в динамике преступности среди несовершеннолетних происходит на фоне постоянных реорганизаций государственных и негосударственных структур, призванных осуществлять социальную реабилитацию, воспитательную и профилактическую работу в отношении несовершеннолетних.

Меры по ранней и непосредственной профилактике преступности несовершеннолетних в Хабаровском крае, применяемые в настоящее время, не вполне отвечают современным требованиям преступной действительности. Главной проблемой здесь является медленное формирование единой государственной системы защиты прав несовершеннолетнего.

 

2.2 Процессуальный порядок пребывания несовершеннолетних в ЦВСНП Управления МВД РФ по Хабаровскому краю

 

Основания помещения несовершеннолетних в ЦВСНП регламентированы законодательством РФ и указаны в п. 3 ст. 22 Закона.

Так, ими являются:

- приговор суда или постановление судьи - в отношении несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (пп. 1 п. 2 ст. 22 Закона),

- постановление судьи - в отношении несовершеннолетних, указанных в пп. 2 - 6 п. 2 ст. 22 Закона;

- в соответствии с п.4 ст. 22 Закона, несовершеннолетние, указанные в подпунктах 3-6 пункта 2 настоящей статьи, могут быть помещены в ЦВСНП на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органа внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел Российской Федерации

Перечень указанных в Законе оснований помещения в ЦВСНП является исчерпывающим и расширенному или произвольному толкованию не подлежит.

Первое основание – помещение в ЦВСНП несовершеннолетних, направляемых по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (подпункт 1 пункт 2 ст. 22 Закона).

В данном случае речь идет о несовершеннолетних, осужденных за преступления и освобожденных от наказания в соответствии со ст. 92 УК РФ, а также несовершеннолетних, направляемые в такие учреждения на основании постановления судьи.

В упомянутых двух случаях принятия какого-либо дополнительного судебного решения для помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП не требуется. Несовершеннолетние содержатся в центре с момента их доставления, после оглашения в суде приговора или постановления суда и в течение всего времени, необходимого для организации их доставки в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Вторым основанием является помещение в ЦВСНП несовершеннолетнего, временно ожидающего рассмотрения судом вопроса о помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 26 ФЗ РФ №120 (пп. 2 п. 2 ст. 22 Закона).

Под указанными лицами следует считать таких лиц, материалы в отношении которых уже находятся в суде, но решение не принято и возникает необходимость в: защите их жизни или здоровья; предупреждении повторного общественно опасного деяния; а также при отсутствии у несовершеннолетнего места жительства или места пребывания; либо при его злостном уклонении от явки в суд или от медицинского освидетельствования.

Также основанием для помещения несовершеннолетнего в Центр временного содержания, является его самовольный уход из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа (пп. 3 п. 2 ст. 22 Закона).

Подпунктом 4 п. 2 ст. 22 Закона предусмотрено помещение в центр временного содержания несовершеннолетних, которые совершили общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние (ст. 20 УК РФ), если:

а) необходимо обеспечить защиту жизни и здоровья несовершеннолетнего;

б) необходимо предупредить совершение им повторного общественно опасного деяния;

в) личность несовершеннолетнего не установлена;

г) несовершеннолетний не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта РФ, где им было совершено общественно опасное деяние;

е) несовершеннолетний проживает на территории субъекта РФ, где им было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места его проживания он не может быть передан родителям или иным законным представителям в течение трех часов с момента доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел (пп. 1 п. 2 ст. 21 Закона).

Следует иметь в виду, что помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП по основанию, предусмотренному подпунктом 4 п. 2 ст. 22 Закона, нецелесообразно в тех случаях, когда с момента совершения подростком общественно опасного деяния прошел довольно длительный промежуток времени (более месяца с момента вынесения постановления о прекращении уголовного дела) и новых правонарушений он не совершил.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона, в ЦВСНП помещаются несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, т.е. до 16 лет (ст. 2.3 КоАП).

Подпункт 6 п. 2 ст. 22 Закона в отличие от пп. 5 п. 2 этой же статьи предусматривает помещение в центр временного содержания тех несовершеннолетних, которые уже достигли возраста наступления административной ответственности (16 лет), но личность их не установлена; они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где было совершено правонарушение, а если и проживают на территории субъекта РФ, где ими совершено правонарушение, то вследствие удаленности места его проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение трех часов с момента доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел (пп. 1 п. 2 ст. 21 Закона).

Хотя в Законе прямо не указано, что при разрешении вопроса о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП должны предоставляться данные о состоянии его здоровья, следует учитывать, что в соответствии с п.п.5 ч.3 ст. 13 Закона в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания. Поэтому в указанных случаях помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП недопустимо.

При наличии данных о том, что несовершеннолетний страдает психическим заболеванием, следует обязательно выяснить, не находится ли заболевание в стадии обострения. Для этого необходимо истребовать справки из медицинского учреждения, данные о состоянии здоровья несовершеннолетнего на момент рассмотрения материала, либо пригласить непосредственно в судебное заседание специалиста из лечебного учреждения.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.