Сущность понятия «технология разноуровневого обучения» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Сущность понятия «технология разноуровневого обучения»

2017-06-25 1193
Сущность понятия «технология разноуровневого обучения» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos – учение, наука; дословно наука о мастерстве) имеет множество трактовок.

Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов.

В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля под технологией понимается «совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве» [5].

В толковом словаре С.И.Ожегова технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства, ср.: «Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких – либо проблем». [16]

Содержание понятия "технология" раскрывается и уточняется в зависимости от области человеческой деятельности.

В педагогике существует множество определений педагогической технологии.

В.М.Монахов даёт определение, наиболее точно, на наш взгляд, отражающее суть педагогической технологии.

Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся.

Выделяют следующие признаки педагогической технологии:

ü совместная деятельность учителя и учащихся;

ü совокупность приёмов, методов;

ü проектирование и организация процесса обучения;

ü наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Необходимость введения в образовательную практику разноуровневого обучения обусловлена тем, что в условиях большого объёма учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной мотивации к образовательному процессу в целом [11].

Разноуровневое обучение – педагогическая технология, которая предполагает разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового. Темы, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения [8].

По мнению В. В. Гузеева, выделяют 3 уровня обучения [3].:

Уровень Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3
Уровень ФГОС НОО Повышенный уровень
Отметка «3-4» «4-5» «5»
Цель Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение. Цель: применение знаний. Цель: творческое использование знаний.
Описание Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися. Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу.     Работа на продуктивном уровне. Решение неизвестного, готового эталона нет.     Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.
Пример вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверного. решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия. Неалгоритмизирован-ные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне.

Разноуровневое обучение осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:

ü овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.

ü учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.

ü применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

ü такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты.

Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Тем самым можем выделить ряд причин, позволяющих считать этот метод продуктивным в системе образования [1]:

1.Повышается активность;

2.Повышается работоспособность;

3.Повышается мотивация к изучению;

4.Улучшается качество знаний.

Технология разноуровневого обучения строится на следующих принципах [4]

ü всеобщая талантливость – нет бесталанных детей, а есть занятые не своим делом;

ü взаимное превосходство – если у кого-то, что-то получается хуже, чем у других значит что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать;

ü неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может быть окончательным.

Чтобы работа с применением технологии разноуровневого обучения давала свои результаты необходимо, чтобы она была не спонтанной, а целенаправленной и систематичной [15].

Наряду с положительными сторонами есть и трудности в применении и реализации технологии разноуровневого обучения на уроках в начальных классах [1].

Выбор уровня усвоения. Разноуровневое обучение предполагает сознательный выбор учащимися уровня усвоения, а это возможно только на старшей ступени обучения.

Выставление отметок. Если ученик овладел минимальным уровнем знаний (Стандарт), то учителя за этот уровень ставят «3», за средний – «4», за повышенный – «5». Но, если ученик овладел материалом на уровне Стандарта, почему ставится «3»?

Отсутствие программных документов. Очень трудно учителю самостоятельно, без программных документов определить, насколько нужно углубляться в предмет.

Проблема подготовки кадров высокой квалификации. Кроме всех перечисленных выше проблем, необходимо отметить и то, что часто при организации разноуровневого обучения в школе администрация сталкивается с проблемой подготовки кадров высокой квалификации, способных и имеющих желание вести уроки повышенной сложности без программ и технических средств обучения.

Поэтому введение такой организации учебного процесса приводит к необходимости

а) разработки чётких требований и программной документации к каждому уровню, исходя из целей обучения;

б) разработки критериев отбора учащихся в соответствующий уровень.

Таким образом, технология разноуровневого обучения соответствует требованиям ФГОС как педагогическая технология, позволяющая осуществлять личностно-ориентированное обучение. Данная технология является продуктивной, потому что способствует повышению школьной мотивации и позволяет получить высокое качество образования учащимся.

Содержание предметных результатов по математике и достижение их учащимися начальных классов

Предметные результаты – это результаты по отдельным предметам, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

В ФГОС НОО и Примерной основной образовательной программе начального общего образования (ООП НОО) [18, 23] прописаны требования к результатам разного уровня обучения. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей, учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определён также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.

ФГОС НОО устанавливает требования к предметным результатам обучающихся по математике, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Предметными результатами, обучающихся являются: усвоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач, умения использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Предметные результаты освоения учащимися начальных классов по математике отражены в авторской программе к УМК системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, автор- Александрова Э.И.

В авторской программе по математике, так же как в федеральном государственном стандарте начального общего образования, представлены две содержательные линии: «Числа и величины», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учётом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа и десятичные дроби», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур» [15].

Базовый уровень предметных результатов

обучающиеся научатся:

ü находить способ измерения величин в ситуации, когда предложенная величина значительно больше исходной мерки;

ü использовать схему умножения при решении текстовых задач, составляя выражение или уравнение; по схеме подбирать текстовые задачи;

ü анализировать зависимости между величинами, с которыми обучающийся имеет дело при решении задач;

ü строить графические модели арифметических действий и осуществлять переход от этих моделей к буквенным формулам и обратно;

ü решать уравнения типа

а * х= b; x * a = b; a: x = b; x: b = a;

ü умножать и делить многозначное число на многозначное;

ü основным приёмам устных вычислений при выполнении любого арифметического действия;

ü искать ошибки как при выполнении вычислений, так и при решении текстовых задач и уравнений; анализировать их причины;

ü выявлять задания с «ловушками», среди которых есть задания с недостающими данными, с лишними данными;

ü находить нужную информацию для подбора «подходящих» чисел к условию задачи и её решению.

Повышенный уровень предметных результатов

обучающиеся получат возможность научиться:

ü создавать и оценивать ситуации, требующие перехода от одних мер измерения к другим;

ü по схеме придумывать текстовые задачи;

ü применять калькулятор при проверке вычислений;

ü читать и строить диаграммы;

ü обнаруживать и устранять ошибки путём придумывания своих заданий, помогающих избавиться от выявленной ошибки;

ü придумывать свои варианты замены букв числами в задачах.

Выделяя характерные для данного возраста особенности можно заметить, что у детей младшего школьного возраста существуют некоторые особенности достижения предметных результатов, которые выражены в следующем:

ü разные типы нервной системы, которые дают разные типы темпераментов [13] людям с разными темпераментами нужен разный темп и режим работы

ü разные способы восприятия и усвоения информации, это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим - на слух; одним требу­ется конкретное представление материала, а другим - схематическое и т.д.

ü разный уровень подготовленности к усвоению знаний

ü трудность переключения с одной умственной операции на другую, дети склонны к шаблонным и трафаретным ходам мысли

ü разный интерес к содержанию учебной деятельности

Учитывая различия в развитии детей, индивидуальные особенности их познавательной  деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста, Э.И. Александрова предлагает три варианта данной программы обучения.

Все варианты предполагают введение факультативов по курсу математика, но один из вариантов связан с переносом части предложенной программы на факультативное изучение, другой — с дополнением данной программы факультативом, а третий — с усилением самой программы и дополнительным факультативом.

Рассмотрим каждый из этих вариантов.

При первом варианте (условно говоря, облегченном) можно предложить на выбор вынести на факультатив из программы 3 класса:

1) признаки делимости;

2) некоторые из предложенных приемов устных вычислений, которые традиционно рассматриваются на факультативах (умножение на 11, 101, умножение и деление на 25, умножение одинаковых чисел, оканчивающихся на 5, т. е. 25, 35 и т. п.).

Из программы 4 класса:

1)понятие процента и решение соответствующих текстовых задач, работу с рекламными материалами;

2) знакомство с валютами разных стран и курсами валют по отношению

друг к другу;

3) нахождение объемов геометрических тел;

4) кроме выноса части материала на факультатив можно сократить время на решение текстовых задач, приводящих к составлению сложных уравнений.

Второй вариант предусматривает выполнение основной программы и может быть дополнен факультативом, ориентированным на углубление изучаемого материала:

1) при изучении во 2 классе позиционных систем счисления можно предложить исследовать способы перевода чисел из одной системы счисления в другую, если величины, с которыми действует ребенок, измерялись разными системами мер, и составить сборник соответствующих заданий на их сравнение, сложение и вычитание. Причем перевод числа из одной системы счисления в другую осуществляется с помощью действия восстановления величины;

2) в развитие предыдущей темы после изучения всех действий с многозначными числами в десятичной системе счисления можно предложить конструирование умножения и деления в недесятичных системах счисления (3—4 класс).

Третий вариант программы можно использовать в классах, где, во-первых, математику с 1 класса ведут либо учителя математики, либо учителя начальных классов, проявляющие особый интерес к преподаванию математики, а во-вторых, большинство поступивших детей оказались с высокой психологической готовностью к школе, хорошей дошкольной подготовкой и ярко выраженными интересом и способностями к изучению математики. Эта углубленная программа обучения математике включает материал, рекомендованный в предыдущем варианте для факультативных занятий. В качестве дополнительного материала, который учитель может использовать после уроков, можно предложить следующие тематические занятия:

1) задачи на разрезание и перекраивание фигур (1 класс);

2) задачи с переливаниями, дележами, переправами при затруднительных обстоятельствах (1—2 классы);

3) ознакомление учащихся с одним из аналитических методов решения задач, решаемых «от конца к началу» (2—3 классы);

4) задачи на проценты (включены в р/т № 1 для 4 класса);

5) различные занятия по истории математики (1—4 классы);

6) занятия, связанные с изучением вероятности случайных событий (4 класс).

Предлагаемые темы факультативных занятий могут быть продолжены. Учитель вправе самостоятельно выбрать темы из предложенных или внести собственные, а также использовать данные рекомендации при любом из трех вариантов программы.

Однако при подборе собственных вариантов факультативов рекомендуем руководствоваться следующими соображениями:

ü факультатив должен либо углубить понятия, изучаемые в обязательной программе, либо расширить представления детей о математике путем рассмотрения элементов математической логики, теории вероятности, теории графов, истории математики, аналитических методов и нестандартных приемов решения задач.

ü Факультативные занятия не должны включать темы, которые будут предметом исследования в более поздние сроки обучения в школе.

Таким образом, ФГОС НОО устанавливает требования к предметным результатам обучающихся по математике. Таковыми результатами являются: усвоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач, умения использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Данные результаты не могут быть достигнуты в полной мере без учёта индивидуальных особенностей обучающихся, таких как разные типы нервной системы, способы восприятия и усвоения информации, уровень подготовленности к усвоению знаний, трудность переключения с одной умственной операции на другую, разный интерес к содержанию учебной деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.