Нормативно-правовое обеспечение введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Нормативно-правовое обеспечение введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2017-06-25 1773
Нормативно-правовое обеспечение введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(2.5.2.4., 2.5.2.5.)

Составители:

 

Яковлева Н.Н., к.п.н., заведующая кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО;

Афанасьева Е.А., к.п.н., доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО

Петрова Е.А., к.п.н., доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С 1 сентября 2016 года начнется реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, обучающихся с ОВЗ (далее ФГОС НОО ОВЗ) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598) и федеральных государственных стандартов общего образования, обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) (далее ФГОС ОО ОВЗ) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599) (далее Стандарты).

Стандарты включают в себя требования к:

1) структуре адаптированной основной образовательной программе (АООП) (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения АООП.

Стандарт является основой для:

• разработки примерных АООП обучающихся с ОВЗ;

• разработки и реализации АООП обучающихся с ОВЗ;

• определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана;

• определения требований к результатам освоения АООП обучающимися с ОВЗ;

• разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;

• объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;

• проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся; осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации; разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.

ФГОС НОО ОВЗ ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)
Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.  
Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с ОВЗ и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям
В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личност- ного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования; - признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности; - развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации; - разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО; - реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.   В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования; - признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной; развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации; - разработку содержания и технологий образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат образования; - реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.  
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ: - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; - формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности; - создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; - формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся. Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; - формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками); - создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; - формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  
Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту.   Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 - 13 лет.  
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и мнения родителей (законных представителей) Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и согласия родителей (законных представителей).

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Предметом регулирования ФГОС НОО ОВЗ являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

• глухих, слабослышащих, позднооглохших;

• слепых, слабовидящих;

• с тяжелыми нарушениями речи;

• с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

• с задержкой психического развития,

• с расстройствами аутистического спектра,

• со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ).

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее АООП НОО ОВЗ) разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию

ФГОС НОО ОВЗ предусматривает следующие варианты обучения для обучающихся с ОВЗ.

• Для глухих, позднооглохших, слепых, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ) обучающихся – четыре варианта;

• для слабослышащих, слабовидящих обучающихся – три варианта;

• для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического – два варианта.

Первый вариант. Предполагает, что обучающиеся получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.

Второй вариант. Предполагает, что обучающиеся получат образование, сопоставимое по конечным достижениям, с образованием нормально развивающихся сверстников в пролонгированные сроки.

При этом сроки обучения могут быть следующие:

• Глухие – 1-5 или 1-6 лет;

• Слабослышащие – 1-е отделение – 1-4 года, 2-е отделение 1-5 лет;

• Слепые – 1-5 лет;

• Слабовидящие – 1-5 лет;

• ТНР – 1-4 года или 1-5 лет;

• ОДА – 1-5 лет;

• ЗПР – 1-5 лет;

• РАС - 1-5 или 1-6 лет

Третий вариант. Предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья.

Четвертый вариант. Предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.

Кроме того, надо понимать, что дети, обучающиеся по 3 и 4 вариантам, могут не иметь умственную отсталость первично, но освоить программу вместе со своими сверстниками не могут в силу психофизического дефекта.

К основному содержанию ФГОС предлагается 8 приложений, в которых отражено содержание целевого, содержательного и организационного разделов, которые ложатся в основу адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), адаптированных образовательных программ (АОП), специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями )

Предметом регулирования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются отношения в сфере образования обучающихся с легкой умственной отсталостью; с умеренной, тяжелой, глубокой УО и множественными нарушениями развития. Предусматривается два варианта обучения:

- первый вариант – для обучающихся с легкой умственной отсталостью;

- второй вариант – для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой УО и множественными нарушениями развития.

К основному содержанию ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предлагается 2 приложения, в которых отражено содержание целевого, содержательного и организационного разделов, которые ложатся в основу адаптированных основных образовательных программ (АООП), адаптированных образовательных программ (АОП), специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

В связи с внедрением Стандартов образовательным учреждениям, реализующим адаптированные образовательные программы и адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, предстоит подготовка к их реализации, и в дальнейшем, осуществление образовательного процесса.

Целью данных методических рекомендаций является помощь образовательным организациям в решении некоторых организационных и методических вопросов.

Согласно ФГОС стандарт включает в себя требования к структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения АООП. В пособии мы предложим рекомендации, которые раскрывают нормативно-правовое, организационно-педагогическое обеспечение реализации Стандартов и рекомендации к конструированию адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), адаптированных образовательных программ (АОП) и специальных индивидуальных образовательных программ (СИПР).

 

Федеральные документы

- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (в ред. от 17 июля 2015 г.).

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.

- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".

- Указ Президента Российской Федерации "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".

- Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности".

- Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

- Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Минобрнауки России 29 августа 2013 г. № 1008).

- Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

- Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам".

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

- Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

- Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 "О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому" и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому).

- Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".

Региональные документы.

- Закон об образовании Санкт-Петербурга

- План-график мероприятий регионального уровня по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о

- Проект договора о сетевом взаимодействии общеобразовательного учреждения с ресурсными организациями для организации качественного образования обучающихся с ОВЗ.

Документы образовательной организации.

1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

2. Финансово-экономическое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

3. Организационное обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

4. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

5. Информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

6. Материально-техническое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

Представляем примерные документы, которые могут быть созданы образовательной организацией и включены в вышеперечисленные разделы.

Приказы:

- о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и утверждении положения о рабочей группе;

- о внесении изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о

- о разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

- о разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклюзивное образование);

- об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

- об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);

- об утверждении программы внеурочной деятельности;

- об утверждении программы ОО по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;

- об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;

- о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;

- о внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о; педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ;

- об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровождения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о);

- об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;

- о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем) и др.

Протокол(ы) заседания(й) органов, на котором(ых) рассматривались вопросы:

- о внесении изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации;

-

Положения ОО по внедрению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о

- Положение о рабочей программе …;

- Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме ОУ;

- …

 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

2.1.Обеспечение кадровых условий - одно из основных направлений деятельности образовательной организации при внедрении ФГОС. Решение данных вопросов прорабатывается с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), а с января 2017 года с учетом приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

Для возможности внедрения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о все специалисты, педагоги, руководители образовательных учреждений и их заместители должны пройти курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о.

Педагоги, не имеющие специального образования должны пройти курсы профессиональной переподготовки в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.

При получении образования обучающимся с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование) требования к кадровому составу, реализующему адаптированную образовательную программу соответствуют выше обозначенным.

2.2.Для повышения профессиональной компетенции педагогов образовательного учреждения необходимо организовать методическую работу в школе. Программа методической работы может выглядеть следующим образом.

Примерная программа методической работы, обеспечивающая реализацию ФГОС

Цель методической работы: формирование профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт).

Задачи методической работы

· Изучение основных стратегий Стандарта, осмысление педагогическими работниками собственной роли при их реализации;

· выработка общих позиций по проблемам внедрения Стандарта;

· анализ условий, в том числе психолого-педагогических для реализации Стандарта, выработка предложений по их совершенствованию;

· внутрифирменное обучение членов педагогического коллектива:

- оформлению документации и учебно-методического сопровождения (рабочие программы, программы коррекционно-развивающей работы, внеурочной деятельности и др.);

- внедрению современных образовательных технологий в соответствие с требованиями Стандарта.

Направления методической работы (НМР)

НМР, обеспечивающее повышение профессиональной компетенции

  • Повышение квалификации педагогов, в том числе дистанционное;
  • авторские лекции и семинары;
  • семинары, организованные учебными методическими объединениями, авторами методик, технологий, в рамках сетевого взаимодействия с другими организациями;
  • организация и проведение тематических занятий, мастер-классов;
  • создание образовательных форумов, сайтов, сетевых групп в сети Интернет;
  • самообразование учителя при разработке и реализации индивидуальной методической темы;
  • наставничество;
  • разработка, реализация и диссеминация авторских методических пособий, рекомендаций, программ различной направленности, в том числе дистанционных;
  • обучение современным методикам проведения диагностики;
  • участие в опытно-экспериментальной работе;

НМР, направленные на диссеминацию опытно-экспериментальной деятельности

  • Научно-практические конференции;
  • Научно-практические семинары;
  • открытые уроки;
  • творческие отчёты;
  • ярмарки методических материалов;
  • публикации опыта в журналах, сборниках, издание пособий (в том числе электронных) и др.

Информационно-методическое направление

  • Пополнение фонда библиотеки ОУ научно-методической, учебной и иной литературой; периодическими изданиями и пр.;
  • формирование банка учебно-методических материалов. В том числе электронных;
  • заключение договоров с библиотеками города, района и работа с ними, в том числе дистанционно;
  • размещение информации о деятельности методической службы на сайте ОУ.

Содержание методической работы в контексте внедрения Стандарта

  Направление деятельности Сроки Ответственный Продукт деятельности
         

Примечание. Содержание методической работы может носить описательный характер, может быть представлен в таблице.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Под материально-техническим и информационным обеспечением понимаются такие условия реализации АООП, которые отражают:

- общие характеристики инфраструктуры как общего, так и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды;

- специфические характеристики организации пространства; временного режима обучения; технических средств обучения; специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов, компьютерных инструментов обучения, отвечающих особым образовательным потребностям той или иной группы обучающихся с ОВЗ.

Отвечая на общие для всей системы образования вызовы, необходимо отметить, что в образовательной организации для полноценного информационного и материально-технического обеспечения важно, в том числе, учитывать следующие направления деятельности:

1. Анализ материально-технического и информационного обеспечения ОО, в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда работников ОО, нормами охраны здоровья обучающихся; создание в ОО информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями стандартов.

2. Разработка новой версии оформления официального сайта учреждения, в том числе с позиции необходимости размещения на нем актуальной информации о введении ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и связанных с этим изменениях в работе ОО и адаптированной к потребностям пользователей с ОВЗ.

3. Отбор учебной, учебно-методической, развивающей и другой необходимой литературы. Совместное использование традиционных и электронных образовательных ресурсов общего назначения, а также компьютерных учебно-развивающих программ, разработанных для обучающихся с ОВЗ.

4. Изменение подходов к использованию источников информации в учебном процессе - с объяснительно-иллюстративного на деятельностный, практико-ориентированный подход. Мониторинг условий применения ТСО в учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работе, с учетом требований СанПиН, рекомендаций охранительного режима, современных методических подходов к работе с информацией.

Условия реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о обозначены в содержании ФГОС для каждой категории обучающихся. В данных методических рекомендациях они представлены на сайте: sites.google.com/site/kafedrakorrekcionnojpedagogiki/

Финансовое обеспечение реализации АООП должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом:

- специальными условиями получения образования (кадровыми, материально-техническими);

- расходами на оплату труда работников, реализующих АООП;

- расходами на средства обучения и воспитания, коррекции (компенсации) нарушений развития, включающими расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

- иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации АООП, в том числе с круглосуточным пребыванием обучающихся с ОВЗ в организации.

РАЗРАБОТКА АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Прежде всего, необходимо развести два понятия: адаптированная образовательная программа (АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП).

Адаптированная образовательная программа (АОП)[1] разрабатывается на одного ребенка, согласно статьи 2 ФЗ-273. Она может разрабатываться для школьников, обучающихся в условиях надомного, дистанционного обучения, инклюзивного образования.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)[2] – образовательная программа для класса или образовательной организации, обучающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. «Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФЗ – 273, ст. 79, п. 5)

Планируемые результаты освоения программы.

Планируемые результаты освоения АООП включают следующие обобщенные результаты.

Планируе

Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.