Учение как средство воспитания. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Учение как средство воспитания.

2017-06-25 893
Учение как средство воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под учением понимается деятельность ученика, в результате которой осуществляется усвоение им знаний, формирование навыков и умений. Результатом учения является формирование и развитие сознания, как понимания человеком окружающего мира и своего отношения ко всему окружающему. Не только деятельность, но и то, как и в каких условиях, она выполняется, обеспечивает целенаправленное воспитание. Исходя из этого, следует, что учение одно из средств используемое в воспитании.

Учение подразделяется на следующие виды учения: учение по образцу; случайное открытие какого-либо знания или умения выполнять действия; приобретение знаний при выполнении другой деятельности (общение, трудовая, игровая); учение в ходе самостоятельного решения проблемы.

Учение, организуемое и направляемое взрослыми, принято называть обучением. Обучение - процесс двухсторонний и целенаправленный, сторонами выступают учение и преподавание. Основа обучения состоит из деятельности по освоению содержания образования. Главная задача обучения – освоение содержания образования. Отсюда следует, что обучение можно рассматривать как воспитание, осуществляемое в ходе усвоения определённого содержания образования.

Методы обучения по источнику приобретения знаний подразделяются на: словесные (рассказ, беседы, лекция, объяснение, работа с книгой), наглядные (наблюдение и демонстрация), практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа, графическая работа).

Рассказ – это последовательное описательное или повествовательное изложение учителем нового материала. Рассказ используется на уроках и во внеурочной деятельности для сообщения информации о происшествиях, событий, предметах и явлениях с целью вызвать работу духовно-нравственного характера, обогатить знания учащихся. Сформулируем требования к рассказу:

- последовательность изложения в соответствии с целью и планом;

- выделение и подчёркивание, а при необходимости повторение главной мысли или идеи;

- убедительность и достоверность освещаемых фактов;

- простота, доступность языка изложения;

- краткость рассказа;

- эмоциональность изложения;

Объяснение – это доказательное, с раскрытием причинно-следственных связей изложение учителем учебного материала. Педагогические требования предъявляемые к общению:

- отчетливая постановка вопроса и цели предстоящей работы;

- выявление структуры изучаемого объекта, а так же закономерных связей между его частями;

- выделение существенных свойств и сторон изучаемого объекта;

- обращение к учащимся с вопросами, побуждающими их следить за ходом рассуждений учителя, а так же делать самостоятельные выводы;

- использование наглядных пособий, приведение убедительных примеров, демонстрация опытов;

- раскрытие причин и следствий изучаемого процесса или явления;

- точное формулирование вывода, закона или правила в конце объяснения;

Беседа – это диалог учителя и учеников, в котором учитель путём постановки вопросов проверяет усвоение учащимися знаний или подводит к усвоению и пониманию новых знаний. Условиями успешности беседы являются:

- правильно определять тему, соотнося её с наличием времени и подготовки учащихся;

- обеспечить понимание учащимися конкретной учебной задачи и их заинтересованность в учебной задаче;

- составить план беседы, сформулировать основные вопросы;

- учитывать в ходе беседы изменение отношения учащихся к обсуждаемой проблеме;

- подвести итоги беседы после обсуждения намеченных вопросов;

Попытаемся сформулировать требования к форме вопросов:

- логическая чёткость и краткость формулировки вопроса;

- ясность и понятность вопроса учащимся;

- гибкость формы и содержания, варьирование формулировок при общей единой направленности к цели;

- последовательное нарастание трудности вопросов;

- не задавать «двойных», «тройных» вопросов, а так же вопросов на которые можно дать несколько правильных ответов;

- избегать вопросов, содержащих готовые ответы в самих формулировках, а так же альтернативных вопросов;

- вопросы должны ориентировать учащихся на ответы в форме полных предложений, рассуждений определённых сравнений и доводов, а так же на вычленение существенных признаков, формулирование выводов.

Школьная лекция – это последовательное изложение учителем фундаментального раздела учебной программы. Для лекции характерны освещение истории возникновения проблемы, основных этапов её решения, а так же современного её состояния и возможного направления дальнейшего развития.

Работа с книгой – это метод обучения, при использовании которого формирование умений или овладение знаниями происходит в процессе работы учащихся с литературными изданиями (учебники, пособия, словари). Наиболее часто используются следующие приёмы работы с книгой:

- предварительное ознакомление с материалом;

- повторение пройденного с целью восстановления в памяти знаний, необходимых для изучения нового;

- выполнение заданий учителя по работе с текстом;

- чтение научно-популярной и художественной литературы, документов для подтверждения теоретических положений учебника и самостоятельного формулирования выводов;

- подготовка рефератов, докладов, сообщений по отдельным вопросам;

Попытаемся сформулировать требования для работы с книгой:

- правильный отбор материала для повторения или самостоятельного изучения;

- обязательное рассмотрение на уроке наиболее трудных положений учебника;

- посильность задания для учащихся;

- проведение инструктажа для ориентации учащихся в объеме, содержании и основных приёмах работы;

- контроль за результатами домашней работы, а так же наблюдение за работой учащихся на уроке;

- помощь в освоении основных приёмов работы с книгой;

- сочетание с другими методами, обеспечивающими воспитательное воздействие содержания книги;

- обсуждение и оценка выполненной работы;

Наблюдение – это восприятие изучаемого объекта с целью получения информации об объекте. Наблюдение может быть качественным и количественным, визуальным и с применением оборудования, длительным и кратковременным, групповым и индивидуальным. Требованиями к наблюдению являются:

- определённость цели наблюдения и её понятность учащимся;

- заинтересованность учащихся в выполнении наблюдения;

- осуществление наблюдения по разработанному плану, расчленение общей задачи наблюдения на частные задачи, на этапы;

- фиксирование результатов наблюдения;

- формулирование выводов по результатам наблюдения, их обсуждение, оценка;

Демонстрация – это показ учащимся изучаемых объектов и их изображений, просмотр кино- и видеофильмов и т.п. При использовании наглядных пособий для демонстраций надлежит руководствоваться следующими правилами:

- предъявлять наглядное пособие для восприятия своевременно;

- сопровождать показ объяснением, используя постановку вопросов для стимулирования самостоятельной работы учащихся;

- использовать наглядные пособия при проведении опроса и повторении;

- не использовать слишком много наглядных пособий на уроке;

- заботиться об эстетическом виде наглядных пособий;

Упражнение – это повторное или многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или совершенствования качества его выполнения. Совершенствование умений, развитие мышления и воспитание положительных нравственных качеств происходит в ходе выполнения упражнения при условии выполнения следующих условий:

- осмысление учащимися теоретической основы выполняемого упражнения;

- сознательная направленность на улучшение и совершенствование умений;

- строгая последовательность и постепенное повышение степени самостоятельности выполняемых действий;

- разнообразие упражнений и постепенное увеличение их уровня сложности;

- анализ результатов каждого упражнения, осмысление причин ошибок, а так же путей их исправления;

- правильное распределение упражнений во времени;

- форма и содержание организации деятельности должны быть интересными для учащихся, необходимо организовывать упражнения на материале, имеющем воспитательную и познавательную ценность;

Графические работы – это выполнение учащимися схем, графиков, чертежей. Требования к данному методу обучения можно сформулировать следующим образом:

- понимание учащимися теоретической основы выполняемой работы;

- знание учащимися сферы применения вырабатываемых умений;

- высокая познавательная ценность выполняемых действий;

- предъявление эстетических требований к оформлению работы;

- следование установленным стандартам в размещении и в изображении условных обозначений;

Лабораторная работа – это изучения учащимися каких-либо явлений и процессов с помощью специального оборудования. К лабораторным работам предъявляются следующие требования:

- чёткая определённость цели работы и её понятность учащимися;

- наличие плана работы;

- подготовленность учащихся к выполнению действий, а так же к использованию оборудования;

- обеспечение выполнения учащимися мер техники безопасности;

- наблюдение и контроль учителем за выполнением учащимися запланированных действий;

- фиксация учащимися хода и результатов лабораторной работы;

- формулирование выводов, обсуждение результатов и оценка выполненной работы;

Практическая работа – это применение учащимися умений и знаний в деятельности, обеспечивающей получение практического результата в виде изменения изучаемого объекта. К организации практических работ предъявляются следующие требования:

- обеспечить наличие у учащихся необходимых знаний, а так же обеспечить их заинтересованность в выполнении практической работы;

- привлечь учащихся к участию в составлении плана практической работы;

- провести инструктаж по технике безопасности (при работе с оборудованием);

- обеспечивать высокую воспитательную значимость содержания и результатов практической работы;

- использовать в ходе практической работы коллективные формы труда;

- стимулировать систематический самоконтроль за ходом и результатами практической работы;

- завершаться практическая работа должна её оценкой и обсуждением.

В ходе процесса обучения на учащихся оказывают воспитывающее влияние: содержание усваиваемого материала, личность учителя, его отношение к ученикам и учебному предмету, формы и методы учебной работы, а так же обстановка в классе и в школе. Кроме внешних условий воспитывающее влияние оказывают так же мотивы учения (социальные, познавательные, личностные, коммуникативные).

Достижение положения, когда в процессе обучения целенаправленно формируется личность в нравственном, интеллектуальном и эстетическом отношениях, обеспечивается при соблюдения этих условий:

- в учении усваиваются необходимые, связанные с жизнью учащегося знания;

- процесс обучения способствует развитию и совершенствованию психических процессов учащихся;

- усвоение знаний, формирование навыков и умений осуществляются в реальной деятельности самих учеников, осознаваемая учащимися как личностно значимая;

- в обучении проявляется забота об укреплении здоровья учащихся;

- отношения между учащимися имеют гуманистический характер;

- отношения с учителем имеют личностный характер: учитель заинтересован не только в том, чтобы ученик знал его предмет, но и в его судьбе;

- обучение осуществляется в положительной эстетической обстановке;


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.