Теоретический анализ «воспитания» как педагогического процесса. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Теоретический анализ «воспитания» как педагогического процесса.

2017-06-25 2839
Теоретический анализ «воспитания» как педагогического процесса. 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Н.И. Болдырев даёт следующее определение понятия воспитание: «Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов»[2].

Г. Нойцер считает что: «Воспитание – это усвоение общественнозначимого социального опыта»[16].

Х. Й. Лийметс дал определение понятия «воспитание» как целенаправленное управление процессом развития личности[17, с. 7].

Л.И. Маленкова приводит такое определение воспитания: «Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника(-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности» [8, с. 20].

Исходя из определений приведённых авторов, можно сделать вывод, что в педагогике как науке нет общепризнанного определения термина «воспитание».

Основными признаками воспитания как педагогического явления являются:

1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента (постановка воспитателем цели как конечного результата педагогической деятельности, определение стратегических и тактических задач по её реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников).

2. Триединая сущность воспитания (воспитание является средством, рассматривается как процесс и как результат).

3. Воспитание – это процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сторон. Особенностью является то, что по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается.

4. Создание оптимальных условий воспитания.

5. Определение на основе поставленной цели и стратегических задач содержания воспитания.

6. Воспитание процесс творческий.

7. Воспитание осуществляется специально подготовленными людьми.

В педагогике термин «воспитание» употребляется в трёх смыслах:

А) в широком социальном – воспитание рассматривается как общественное явление, как процесс формирования личности учащегося под влиянием социальной окружающей действительности. Ведущую роль играют социальные институты общества, общественные организации, средства массового воздействия.

Б) в широком педагогическом, когда имеется в виду учебно-воспитательный целенаправленный процесс в системе специальных учебно-воспитательных учреждений.

В) в узком педагогическом, когда имеется в виду собственно воспитательная работа, проводимая с учащимися конкретного учебного заведения.

Объектом воспитания выступает ребёнок, субъектом воспитания являются педагог, школа, семья, средства массовой информации, общественные институты, всё общество в целом

Задачей воспитания является организация взаимодействия, обладающего максимальным воспитательным потенциалом. Воспитание – это формирование личности как творца своей личности и своей судьбы. Оно готовит человека к субъективной деятельности, вырабатывая психологические предпосылки. Воспитание служит формированию нравственности. Решение этой задачи – смысл воспитания, потому что, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности. Задачи подразделяются на стратегические и тактические.

Целью воспитания является формирование целостной, всесторонней развитой личности. В своей работе «Детская психология» Л.С. Выготский определяет цель воспитания как создание положительных интересов и угашение нежелательных [17]. Б.П. Битинас считает, что цели воспитания определяются социальным заказом, т.к. назначение воспитания – формирование такой личности в которой нуждается общество. Наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом, должна существовать в воспитании индивидуальная цель для каждого воспитанника [17].

Существует классификация системы целей по иерархической структуре:

- общая цель воспитания;

- цель воспитания детей определённого возраста;

- цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения;

- цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определённой направленности;

- воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.

Существуют классификации целей по другим основаниям. Так Т.А.Ильина даёт свою классификацию целей:

- общая или генеральная, цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности;

- педагогические цели на определённом этапе формирования личности;

- оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия [17].

По нашему мнению, наиболее полной является классификация целей по иерархической структуре.

Суть воспитания состоит в формировании жизненной позиции воспитанника по отношению к окружающему миру.

Содержанием воспитания является обеспечение воспитаннику активной позиции в организованной воспитателем воспитывающей деятельности.

Основные функции воспитания:

1. сохранение, передача и воспроизводство культуры;

2. социализация и адаптация;

3. развитие творческого потенциала личности;

В педагогике различают три группы методов воспитания, соответствующих целенаправленной деятельности воспитателей и организованной целенаправленной деятельности учащихся:

1.методы убеждения:

а) показ, рассказ сущности дела с объяснением его важности, полезности;

б) личный пример;

в) практическая деятельность с отдельными учащимися, практическая помощь каждому (метод приучения);

г) поощрение;

д) наказание;

е) осуждение;

ё) одобрение;

2. методы упражнения:

а) практическая самостоятельная деятельность учащихся, когда идея подаётся учителем;

б) творческий коллективный поиск, неординарность в воспитательном процессе;

3. методы косвенного воздействия на учащихся.

Выбор метода воспитания, прежде всего, зависит от следующих факторов: цели, возраста ребёнка, его психологических особенностей, уровня развития и воспитанности.

Т. А. Стефановская считает, что: «Средства воспитания – виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане(микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности [12, с. 225]. Средства воспитания используются для решения воспитательных задач. К средствам воспитания Н.В. Бордовская относит: знаковые символы; материальные средства; мир жизнедеятельности воспитанника; способы коммуникации; коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; культурные ценности (игрушки, книги и т.д.); технические средства; природа [7,].

Для успешного воспитания школьников необходимо знание закономерностей: философских, социологических, психологических, этических, эстетических и др. Выделение педагогических закономерностей проблематично, а они себя проявляют и существуют, поскольку существует специфика воспитательного процесса. Под педагогическими закономерностями воспитания понимается «адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах»[17, с. 377].

Педагогические закономерности воспитательного процесса:

1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет ценностные ориентации педагогов и воспитанников, постановку цели воспитания, определение его содержания, отбор средств, приоритетные методы и приёмы воспитания, связи с окружающей действительностью. Сложность заключается в том, что процесс воспитания – многофакторный. Организуя воспитание, следует помнить об одновременном воздействии многих факторов разного уровня. Характер взаимодействия этих факторов, влияющих на развитие личности воспитуемого, неоднозначен в каждом конкретном случае. Может быть различная интенсивность действия разных факторов и разное их сочетание.

2. Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности. Эта закономерность носит двухсторонний характер. С одной стороны, уровень развития воспитуемого, запас его знаний, навыков и умений, владение способами познания, направленность личности, культура общения с окружающими людьми, особенности темперамента и характера, включённость в процесс самопознания и самовоспитания – определяют трудность или лёгкость включения в учебно-воспитательный процесс, его результативность и эффективность. С другой стороны – воспитательный процесс, так или иначе, способствует развитию всех сторон личности в целом. Учёт данной закономерности требует составления общей программы воспитания на основе программ влияния на индивидуальность каждого школьника с учётом темпа его развития.

3. Закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью воспитанника, его собственной жизненной позицией, системой отношений с окружающей действительностью.

4. Ребёнок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния. Это внутреннее состояние ребёнка создаётся обеспечением в учебно-воспитательном процессе школы здорового образа жизни педагогов и школьников, предполагающее общее благоприятное состояние и развитие интеллекта, души и тела.

5. Воспитательный процесс эффективен, если ребёнок в нём воспринимается как целостная личность со всеми недостатками и достоинствами, разнообразными проявлениями в различных сферах жизнедеятельности, со всеми трудностями и противоречиями роста, со всей системой многообразных отношений к окружающему миру. Данная закономерность требует целостности воспитательных влияний, их разумной инструментовки. Единство и целостность проявляется в воздействии на все три сферы отношения (эмоциональную, поведенческо-деятельностную, рациональную), во взаимодействии семьи, школы и внешкольных учреждений; в едином стиле и тоне отношений к ребёнку; в гармоничном сочетании употребляемых в процессе воспитания методов, средств, педагогических приёмов.

6. Воспитание процесс парадоксальный [8,с. 103-106]

В практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов воспитания, представляющих собой общие руководящие положения, определяющие его сущность, содержание и методику, основные требования. Их совокупность определяется общей целью и характером воспитания.

Следует выделить следующие принципы воспитания: принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; принцип культуросообразности; принцип связи воспитания с жизнью; принцип единства, целостности и преемственности в воспитании; принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть; принцип подхода к человеку с оптимистической гипотезой; принцип учёта возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Особенностью воспитания является сопротивление воспитанию воспитанниками. «Сопротивление воспитанию – это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса (от единичных воспитательных воздействий до всей воспитательной системы в целом)»[8, с.140].

Сопротивление воспитанию может выступать:

а) как следствие отклонений в физическом и психическом развитии школьника;

б) как защитная реакция воспитанника на негативные условия жизни и воспитания;

в) как последствие нарушенных отношений с окружающими сверстниками и взрослыми;

г) как неприятие жизненной позиции окружающих людей;

д) как реакция на неадекватные средства, методы и приёмы воспитания;

е) как протест против авторитарного давления на личность в жизни и в воспитании;

ё) как защитная реакция на обиды, унижения, оскорбления;

В таких случаях «сопротивление воспитанию» выступает как способ самосохранения, самоутверждения, как средство самозащиты. Данное явление может быть как групповым, так и индивидуальным.

Причиной возникновения сопротивления воспитанию следует считать несоблюдение условий для полноценного развития личности ребёнка. Эти негативные условия возникают вследствие влияния групп причин разного уровня, накладывающихся одна на другую и образующих в каждом конкретном случае воспитания свою собственную сложную совокупную причину сопротивления, включающие в себя как глобальные, мировые причины, так и социальные (экономические, политические и т.д., современные реалии детства), психофизиологические (здоровье, состояние развития, отставание или забегание вперёд в развитии), педагогические (как условия воспитания, психолого-педагогическая ситуация развития).

Существуют идеи, реализация которых позволяет успешно преодолевать сопротивление воспитанию:

1. Воспитывать, не делая упор, на то, что воспитываешь;

2. Выбор правильной логики воспитательного воздействия: принять воспитываемого таким, каков он есть, затем понять, изучив причины, природу возникновения негативных явлений и найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей среды, индивидуальный подход)

3. Широко использовать в воспитании метод сублимации – перехода с одних ценностных ориентаций и видов деятельности на другие, более социально ценные.

4. Начинать с малого, лёгкого, простого, но с быстро ощутимым результатом.

5. Чаще использовать уже имеющиеся знания, навыки и умения или их элементов для формирования новых.

6. Сделать акцент на поднятии престижа личности в собственных глазах и в глазах окружающих.

7. Применять особую инструментовку методов и приёмов воспитания при преодолении сопротивления воспитания.

8. Помочь найти близкое по духу существо.

9. Особое внимание педагогов необходимо обратить на преодоление одиночества детей, отличающихся «сопротивлением воспитанием», в котором они нередко пребывают, превращая одиночество в уединение.

10. В каждом конкретном случае сопротивления воспитанию педагог вырабатывает уникальную программу своих действий: определение цели и задач, выбор форм, методов и приёмов, отбор средств и содержания.

Таким образом, воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника(-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие индивидуальности личности ребёнка. Основной смысл воспитания заключается в формировании нравственности.

Также необходимо помнить, что процесс воспитания вызывает сопротивление воспитанию воспитанниками.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.