Соотношение когнитивного и эмоционального в рисунках — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Соотношение когнитивного и эмоционального в рисунках

2017-06-25 267
Соотношение когнитивного и эмоционального в рисунках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тест «Нарисуй свою семью»

Соотношение когнитивного и эмоционального в рисунках

Рисунки семьи — яркое выражение чувств детей и того, как они видят поведенческие модели в семье. Есть существенная разница между тестом «Нарисуй человека» и рисунком семьи. Первый оценивается количественно, а второй в основном качественно.

Тест «Нарисуй человека» был широко признан в качестве инструмента для определения уровня интеллектуальной зрелости и составляет важный компонент психодиагностики. Но если рисунок одной фигурки может существенно коррелировать со стандартизированными тестами умственных способностей, то же самое нельзя сказать об изображении человека как части семейной группы.

Многократно отмечая это несоответствие, я пришел к выводу, что оно обусловлено переходом от познавательного компонента к эмоциональному. Просьбу нарисовать человека большинство детей выполнят, изображая свои концепции тела, где доминирует познавательный аспект. Но когда просишь их нарисовать семью, реакция скорее приобретает эмоциональную окраску, а, следовательно, результат часто ухудшается, если одна из фигур оценивается количественно по шкале Харриса—Гудинаф. Мобилизация чувств при изображении семьи менее значима как показатель интеллекта, т. к. имеет смысл как выражение эмоциональной жизни ребенка. Тогда рисунок семьи может рассматриваться как неструктурированная проективная техника, раскрывающая чувства ребенка в отношении тех, кого он считает самыми важными и чье влияние, формирующее характер, наиболее значимо.

На рисунках 68—69, выполненных девочкой 12 лет, обратите внимание на более высокий показатель умственного возраста, проявляющийся в рисунке отдельной фигурки по сравнению с фигурой на рисунке семьи. Хотя оба рисунка представлены здесь, чтобы показать переход от познавательного к эмоциональному, когда ребенок рисует семью, есть также и другие замечательные черты. Единственная фигурка, которую она назвала леди, имеет зубы, большие кисти и руки, кроме того, витиеватый наряд с причудливой прической и наручные часы. На рисунке изображено солнце. Рисунок семьи выполнен слева направо: кузина, другая кузина, их отец, сестра ребенка и сам ребенок. Идет дождь, и на небе облако. Она не нарисовала своих родителей, а себя нарисовала последней, беспомощной и без рук.

68) 69) 70) 71) 72)

Некоторое несоответствие между рисунком отдельной фигуры и рисунком семьи прослеживается в рисунках 70—72, выполненных мальчиком 8 лет 7 месяцев. Он был вполне обычным, пока не узнал о своем усыновлении, когда ему было 8 лет. Рисунок человека он назвал «Марсианин». В рисунке семьи фигуры крошечные, стоящие на линии в самом низу страницы, примитивно выполненные, что является примером смены когнитивного аффективным.

Рисунок семьи как проективная техника

Использование методики «Рисунок семьи» особенно эффективно в течение латентного периода развития ребенка, т. е. между 6 и 10 годами, когда графическое выражение все еще относительно свободно от культурного давления, делающее его более конформистским, менее индивидуальным.

Большинство детей, когда их просят нарисовать семью, решительно принимаются за дело. Младшие дети рисуют каждого члена стоящим, в анфас и отделенного от следующего, все члены выстроены в один ряд или по двум уровням, как святые вдоль средневековых галерей собора. Значимость будет выражена размером и размещением: ниже всех в конце ряда или даже пропущенный. Родство будет показано близостью или сходством наряда, неприязнь — переводом в конец, исключением или, как в одном случае, изображением брата (или сестры) как червяка. Выражение чувств может быть ясным, но более типична символичность.

Школьники смогут изобразить движение обычно после того, как место обычного анфаса займет профиль. Затем экспериментатор может попросить изобразить каждого члена семьи в действии, когда каждый что-то делает. Результат может показать приятное или враждебное взаимодействие или вообще его отсутствие — каждый делает что-то сам по себе. Простые принадлежности повседневной жизни, возможно, будут включены; они имеют символичное значение согласно Бернсу и Кауфману. Читатель может обратиться к их «Кинетическим рисункам семьи», извлекающим диагностическую и терапевтическую пользу.

На ранних возрастных этапах я даю простое указание: «Нарисуй свою семью». Кто будет включен или пропущен, полностью зависит от самого ребенка; большинство детей включат всех членов семьи, и часто, как правило, домашнее животное (любимца). Я никогда не говорю ребенку включить себя в семью. Если бы я сделал так, я бы отказался от одного из самых значимых аспектов: как ребенок определяет свои отношения с наиболее значимыми людьми в его жизни. Экспериментатор не руководит ситуацией, он просто предлагает материал и функции только как исследователь, фиксируя все, что происходит во время рисования.

Даже взаимодействуя с достаточно взрослым для изображения движения ребенком, сначала я прошу нарисовать его семью, перед тем как он нарисует каждого, включая себя, занятого каким-то делом. Я считаю важным сначала выявить, как ребенок видит себя в семье. Получив этот рисунок, я попрошу сделать кинетический рисунок семьи, согласно процедуре, описанной Бернсом и Кауфманом, инструктируя ребенка включить себя.

Что может сказать рисунок семьи о чувствах ребенка по отношению к его семье, его положении, страхах и сомнениях, его образе себя? Могут ли они помочь в раскрытии чрезмерной тревожности, которая разрушает ег о самооценку и препятствует свободному функционированию его интеллекта?

Среди младших детей тест «Нарисуй человека» и в особенности «Нарисуй свою семью», вероятно, является одной из самых эффективных проективных методик, т. е. они не зависят от детских желаний или возможности вербально выразить свой эмоциональный конфликт. На рисунке семьи можно увидеть, как ребенок чувствует себя по отношению к тем, кто ему наиболее дорог.

Признающие ценность этого бессознательного выражения эмоций, не считают, что мы преувеличиваем, когда говорим, что из детских рисунков получаем наибольшее количество информации, конечно, более достоверной, чем слова. Каковы же показатели неприспособленности?

Как рисунок семьи отражает реакцию ребенка на эмоциональный конфликт — тревожность, депрессию, враждебность, самоотрицание, удаление — с учетом его возраста, интеллекта, возраста?

Здесь мы рассматриваем рисунки семьи, так как они по уже упомянутым причинам с большей вероятностью, чем одинокая фигурка, отражают эмоциональные элементы и отношения.

Отсутствие члена семьи

«Забывание» включить члена семьи — выражение негативного отношения к этому человеку, отвержение или символичное исключение.

73)

Рисунок 73: мальчик 8 лет 6 месяцев. Заявленные проблемы: деструктивный, вызывающее поведение, беспокойный, неугомонный и неуспевающий в школе, патологически лживый. Он начал рисунок со своего отца, затем нарисовал мать и себя. Он не нарисовал 5-месячную младшую сестру, родившуюся от второго брака отца. Он не включил ее в число членов семьи. У него появились навязчивые идеи, что младенцы могут умереть, если простудятся. (Скрытое тайное желание.)

Отсутствие себя в рисунке

Необычно для ребенка рисовать семью, не включая кого-либо из членов семьи. Отсутствие себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или отсутствием вовлеченности. Родительское недовольство, чрезмерная критика, предпочтение брата (сестры) склонны поощрять низкую самооценку, подавлять инициативу и желание достижения.

В изображении этой проблемы ребенок может нарисовать себя в самом конце ряда членов семьи, не из-за скромности, а выражая свое низкое положение. Это приобретает еще большее значение, когда все остальные расположены в хронологическом порядке и ребенок не самый младший.

74) 75) 76)

Рисунок 74: мальчик 11 лет со средним интеллектом, который раздражает родителей полным бездельем, неучастием в работе по дому и периодически появляющимся энурезом, нарисовал свою семью. Он не нарисовал себя. С ним постоянно ругаются и наказывают, и в этом рисунке он ясно показывает, что чувствует, что он не принадлежит семье.

Рисунок 75: девочка 12 лет 10 месяцев нарисовала свою семью. Все счастливы, все обнимают друг друга, но девочки среди них нет. Она развитый ребенок, но из-за страха смерти отказывается спать одна.

Рисунок 76 нарисован мальчиком 10 лет. Средний уровень интеллекта, но читает плохо. Обнаруживает чувство неполноценности и низкую самооценку. Он выразил желание быть ближе к своему отцу. Над головой черные облака.

Расположение в пространстве

Ребенок склонен располагать на рисунке себя напротив любимого родителя или сиблинга.

77)

Рисунок 77 нарисован мальчиком 9 лет. На рисунке его семьи две фигуры изображены в профиль. Он еще не в полной мере овладел мастерством изображения человека в таком положении, поэтому у одной из фигур, стоящей в профиль, два глаза на одной стороне. У мальчика хорошие отношения с Джоном, и он расположил себя напротив него. Фигуры расположены независимо от хронологического возраста.

Сходство нарисованных фигур

Близость к кому-либо из родственников может быть выражена особенной одеждой, отличающейся от одежды других членов семьи, но похожей на ту, которая есть у одного из членов семьи, обычно у брата (сестры), с которым ребенок в хороших отношениях.

 

Рисунок 78 нарисован мальчиком 9 лет. Средний показатель 1Q. У него плохая школьная успеваемость, низкая мотивация, чувство неадекватности и неуверенность. Он нарисовал свою семью, начиная с отца и матери, затем всех детей от старшего к младшему — от его восемнадцатилетнего брата до пятилетнего брата, правильно расположив себя четвертым справа. О его привязанности к старшему брату можно судить по тому, что его старший брат и он сам в одинаковых черных рубашках.

78)

Соотношение размеров фигур

Подобно древним египтянам ребенок проявляет то, что Луке (Luquet) назвала интеллектуальным реализмом: размер используется для выражения значимости, приписываемой человеку, страха и уважения.

Член семьи, большой на рисунке (и в сознании ребенка), может на самом деле быть достаточно маленьким, но для ребенка вещи такие, какими он их познает. «Cos е se vi pore». (Спасибо Луиджи Пиранделло, с детьми именно так: «Если ты так думаешь, это так и есть», — но мы, взрослые, знаем лучше, не так ли?)

В соответствии с принципом интеллектуального реализма доминирующая женщина, независимо от ее телосложения, будет нарисована больше, чем ее покорный, невлиятельный муж.

79)

Рисунок 79 нарисован мальчиком 9 лет 3 месяцев. Высокие показатели как по шкале Стэнфорд— Бине, так и Векслеру, но успеваемость в школе низкая. У него боязнь школы. Его старшая сестра 11 лет учится хорошо, и на ее долю приходится больше любви и внимания. На рисунке ее фигура является доминирующей.

Переживание развода

Развод неблагоприятно влияет на детей всех возрастных категорий, но на маленьких детей особенно. Большинство разводов происходит тогда, когда дети еще совсем маленькие. Ребенка беспокоят чувство вины, замешательство, он чувствует себя несчастным, что усугубляется неуспеваемостью в школе и развитием негативных, враждебных установок.

80) 81)

Рисунок 80 выполнен мальчиком 8 лет, хорошо развитым физически и смышленым. Его успеваемость в школе снизилась. Учитель неоднократно жаловался матери, которая являлась опекуном мальчика и недавно повторно вышла замуж. Мальчик регулярно видится с отцом. Старший брат учится в пансионе. Мальчик не смог сформулировать, в чем состоит его проблема.

Когда его попросили нарисовать семью, он изобразил маленькие фигурки внизу страницы. Эти фигурки разделены на две группы. Он назвал эти фигурки (слева направо): его мать и ее муж в первой группе, затем пустое пространство, а потом вторая группа, включая самого мальчика, его брата, настоящего отца и собаку. Хотя мальчик и живет с мамой, он включил себя в группу своего отца. Разумно предположить, исходя из этих фактов, что он показал, к какой группе себя относит, где он хочет быть. Маленькие фигурки, находящиеся в нижней части страницы, отмечаются в рисунках неуверенных детей.

Учитель описал мальчика как «рассерженного на мир». Это хорошая причина приписать враждебность мальчика к расставанию родителей, разводу и замужеству матери. Рисунок сказал нам то, что мальчик не может выразить словами. Это облегчает понимание поведения мальчика, способствующее таким образом эффективному терапевтическому подходу.

Рисунок 81 семьи мальчика 7 лет. Его родители развелись, когда ему было 4 года. Является ли эта обрамляющая рисунок фигура выражением его желания воссоединения семьи?

 

Роль в семье

82)

Рисунок 82 - символическое значение рук и кистей интересно выражено на рисунке 82. Рисунок семьи европейской девочки 6 лет 9 месяцев. Ее мать японка, отец американец. Семья состоит из родителей, обожаемого младшего брата и ее самой. Она изобразила свою семью в следующем порядке: ее брат (нарисован первым и нереально большим), она сама, отец и мать. Замечательно, что только у мужчин есть руки. Девочку и ее мать легко определить по волосам и платьям. Как и ее мать, девочка становится застенчивой и относительно огромной, но это благодаря традиционной роли восточной женщины. Напротив, ее нескромный брат, когда его спросили, кто он, сказал: «Я большой мальчик», — хотя ему только 3 года.

Включенность и изоляция

В рисунках школьников, которые уже могут изобразить движение, позитивное взаимодействие между двумя членами семьи показывает хорошее отношение или сильное желание более близких отношений, например, когда ребенок изображает себя играющим в мяч с отцом. Враждебность может быть выражена при помощи оружия или других материалов, связанных с конфликтными отношениями. Отсутствие взаимодействия между членами семьи часто выражается тем, что каждый находится в отдельной комнате и занимается своими делами в социальной изоляции.

Рисунок 83 — кинетический рисунок семьи, в котором ребенок изобразил каждого из ее членов занимающимся своим делом. Автору рисунка 10 лет. Взаимодействуют только 2 фигуры в нижнем левом углу: сам мальчик и его отец. В действительности же отец очень занят на работе, чтобы уделять много времени семье. Таким образом, мальчик выразил свою потребность в близких взаимоотношениях с отцом. Остальные члены семьи погружены в себя. Одинок и 9-месячный младенец в кроватке.

83) 84) 85)

Рисунок 83, 84. Эта девочка 8 лет в ответ на просьбу описать рисунок рассказала, что она нарисовала всю семью, включая себя, в которой каждый чем-то занят, показав нам, что все что-то делают, но не сообща, а поодиночке, за одним исключением: маленький мальчик в правом нижнем углу играет с собакой. Себя девочка изобразила спящей в кровати. Она очень ревнует к Альберту, которого изобразила бегущим по направлению к матери, занятой едой. (См. также рис. 85.)

 

 

Рисунок 85. Этот рисунок выполнен той же 8-летней девочкой, которая нарисовала рисунок 84. Она постоянно перечит матери, не слушается ее и каждый раз просит у нее за это прощения. Она испытывает потребность быть любимой и находиться в центре внимания. Мы видим, что на рисунке она изображена стоящей на коленях — поза раскаяния.

Маленький всезнайка

Иногда в рисунках детей поражает осведомленность по вопросу половых и репродуктивных функций. Тогда как большинство детей в латентный период проявляют небольшой интерес к этим аспектам жизнедеятельности, другие же в это время царапают нехорошие слова на стене, а дети из бедных семей оказываются необычайно хорошо осведомленными. Возможно, они иногда становятся свидетелями сцен, от которых большинство детей среднего класса защищены, т. к. теснота и скученность не позволяют уединяться. Такое раннее развитие наблюдается у детей, чьи родители развелись или вступили повторно в брак. Эти дети умны, восприимчивы, их не надо путать с детьми с эмоциональными расстройствами, которые могут отличаться компульсивной озабоченностью гениталиями.

Половое образование очень желательно, но дети не должны спать в родительской спальне.

86) 87) 88)

Рисунок 86 нарисован чернокожим мальчиком 7 лет, проживающим в доме ребенка. Его семья распалась, дети распределены по различным воспитательным домам. Он выражает привязанность к своей семье и ясно помнит каждого члена семьи. Он включил их всех в свой рисунок. У всех африканские прически. В теле матери находится еще один ребенок.

Рисунок 87. Девочка 7 лет, интеллектуально развитая, четко изобразила половые различия в очертаниях тела и представила себя более женственной, чем мать.

Рисунок 88 - рисунок женщины, выполненный девочкой с высоким уровнем интеллекта, возраст 8 лет 7 месяцев.

Зрение и осязание

В рисунке ребенок выражает себя творчески посредством визуальных образов, возникающих из разнообразных сенсорных феноменов, ассимилированных и концептуализированных. Характер переживаний влияет на форму изображения, особенно в раннем возрасте (вероятно, первые 5 лет), когда впечатления яркие, устойчивые и незабываемые. Эта гипотеза о роли движения в процессе познания подробно обсуждается Пиаже и Инхелдером в книге «Воображение ребенка» (1971). Но об этом позже, а сейчас давайте рассмотрим сенсорный феномен.

Все части глаза, за исключением ямок, полностью развиты к моменту рождения. В эту минуту площадь сетчатки, непосредственно за зрачком, должна стать точкой яснейшего видения, благодаря возрастающей концентрации конусов сетчатки. Этот анатомический факт обуславливает неспособность новорожденного принимать точное изображение на сетчатке, когда его глаз реагирует на свет. Любой, кто видел новорожденного, знает, как плотно закрываются его глаза при воздействии света. На четвертом месяце появляется достаточное количество конусов в ямке, допускающее восприятие очертаний в период, когда младенец начинает сосредотачивать свое внимание. Ребенок начинает пользоваться зрением задолго до того, как становится способным сделать что-то со своими руками. Однако именно ощущение является основным чувством, «матерью чувств». Действительно, прикосновение воспринимается ребенком еще до рождения.

Это первенство прикосновения было отмечено еще древними мыслителями. «Каждое живое существо должно иметь тактильную возможность... Каждое животное должно обладать этим чувством, оно не должно обладать другим» (Аристотель, «De Anima» «О душе»). «Чувство прикосновения самое лучшее из всех чувств, более совершенное в человеке, чем у других существ» (Фома Аквинский).

Интуиция философов была подтверждена современными учеными, а также профессионалами, изучающими функционирование одного из самых сложных механизмов в мире — человеческого мозга. Общепризнанно, что восприятие чувственного материала должно быть централизованно обработано, чтобы обрести смысл, отсюда традиционное различие между восприятием стимула и его осознанием. Но в 1930 г. Гезелл и Аматруда написали в своей книге «Диагностика развития», что глаза не выполняют функцию рецепторов, а играют роль светопоисковой антенны, они находятся в постоянном адаптирующем движении, и кинестетические впечатления от их движений так же существенны, как и отпечаток на сетчатке для осознания конфигурации объектов.

Не так давно Арнхейм высказал прямо противоположное общепринятой точке зрения мнение о том, что органы чувств воспринимают информацию, а интеллект учится интерпретировать. Он отрицает дуализм, при котором бы органы чувств просто собирали перцептивный материал, в то время как более высокие когнитивные уровни переделывали бы их в концепции. Арнхейм подчеркивает роль органов чувств и в особенности активного избирательного зрения в умственных операциях, составляющих познание. Функция глаза не ограничивается пассивным восприятием. Леонардо пошел дальше, утверждая, что глаз не только воспринимает, но и посылает стимулы дальше. Я не могу сделать вывод, что страус и паук могут высиживать яйца, только взглянув на них, но я согласен, что девушки «имеют силу в глазах, чтобы привлечь любовь мужчин».

Хотя зрение и слух являются исчерпывающими и эффективными репортерами о том, что происходит во внешнем мире, трудно сомневаться в том, что прикосновение — источник наших первых впечатлений. Врожденный рефлекс может служить иллюстрацией первенства тактильного ощущения. Этот рефлекс позволяет новорожденному повернуть голову и взять в рот сосок, как только им дотронутся до его щеки. Только позже, в 4 месяца, он возбуждается и поджимает губы при виде желаемой груди или бутылочки. Через прикосновение он научился видеть. Безусловный рефлекс стал условным восприятием.

Тактильное ощущение — одно из самых широко распространенных. Рецепторы для ощущения тепла, холода и боли обнаруживаются по всей коже, которая, кстати, самый большой орган нашего тела. Информация также передается мозгу через мышцы и суставы. Концентрация чувствительных рецепторов во рту и на пальцах занимает большую площадь в сенсорной коре головного мозга. Через рот новорожденный осуществляет первый значимый контакт с миром, с телом его матери. Лишенные зрения и слуха, Лаура Бридман и Елена Келлер смогли контактировать с окружающим миром на самом высоком уровне — тактильном. Но без прикосновения разум не может развиваться потому, что стимулы, принесенные другими чувствами, не имеют смысла. Кроме основной роли в когнитивном развитии тактильное прикосновение является посредником, передающим чувственные состояния от матери к ребенку в процессе эмпатического обмена, который в значительной степени определяет личность будущего взрослого.

Чувство и движение

Сенсорные феномены сложны и тесно взаимосвязаны с движением. Зрение является как моторным, так и сенсорным. Чтобы чувствовать, пальцы должны двигаться. Даже образы сновидения связаны с быстрыми движениями глаз. Мы привыкли рассматривать их отдельно, но даже в коре мозга чувствительные и двигательные представления не функционируют изолированно. Пенфильд (Penfield) и Расмуссен (Rasmussen) доказали, что нет четкой границы между двигательной и сенсорной зонами коры: пока первоначальные проявления движения сконцентрированы в прецентральных извилинах (precentra gyrus), одновременно отмечается проявление движения в постцентральных извилинах (postcentra gyrus). И наоборот, пока постцентральные извилины являются первоначальной чувствительной зоной, также есть проявление чувств в прецентральной (двигательной) зоне. Это фундаментальное открытие еще раз подчеркивает, что чувства и движения неразделимо связаны.

Восприятие возникает из интеграции различных сенсомоторных стимулов. Постепенно глаза возьмут верх над прикосновением и станут главными рецепторами, в то время как слух добавляет другое измерение. Просто, смотря на колокол, мы знаем, что он тяжелый и гладкий и что он звонит, если его потрясти. Манипуляция как термин обозначает функцию рук, но мы как будто хватаем глазами то, что не можем взять руками.

В дальнейшем исследователи сенсорных и двигательных нарушений будут сохранять общепринятую дихотомию, называя сенсорными те нарушения, когда, как в случае слепых и глухих, функция рецепции имеет общие нарушения, и рассматривая их отдельно от тех случаев, когда наблюдается общее нарушение экспрессивной или двигательной функции.

Концепция тела формируется в процессе интеграции перцептивно-моторных двигательных переживаний, и, как отмечал Шилдер (P. Schilder), это происходит параллельно сенсомоторному развитию ребенка. Следовательно, сенсомоторные нарушения неблагоприятно влияют на представление о теле и, в свою очередь, на его графическое изображение.

Нарушения зрения

Рисунки человека как проекция представления о теле является одним из самых ценных способов изучения личности. Но эта техника не применима к слепым детям, поэтому лепка из глины фигуры человека — наиболее приемлемый способ помочь развитию и выражению концепции тела слепого ребенка.

Роль зрения настолько важна в восприятии, что его отсутствие не может не сказаться на развитии адекватного представления о себе и мире. Необходимо предоставить компенсирующие средства как можно раньше, с тем чтобы ребенок смог приобрести основные представления о себе и чтобы воспринимать окружающую среду с минимальными искажениями. Сначала ребенок учится узнавать свое тело и его части, а затем — в динамической фазе — он осознает свое тело в пространстве по отношению к другим телам. И здесь движение — необходимый элемент. Ребенок воспринимает свое тело как двигательную систему, постоянно изучая свои моторные возможности.

Этот двигательный аспект в восприятии нарушен у слепых детей, поэтому нужно использовать любую возможность, чтобы компенсировать недостаток, не только поощряя изучение своих частей тела, частей тела других на выполненных в натуральную величину скульптурах, но особенно стимулируя двигательную активность дома и вне его. Ребенку нужно помочь, когда он сам не может использовать взгляд и движение, в том, что Гезелл и Аматруда точно обозначили как «взаимную самокорректирующую комбинацию и ответное подкрепление».

Слепой должен посещать музеи, и запрет трогать объекты искусства должен быть в этом случае снят. Им нужно разрешить трогать своими чувствительными руками скульптуры так, чтобы они не только узнали, но и почувствовали художественное наследие человечества.

В «Элизабет» Шерон Ульрих подробно описывает то, как она помогла своему слепому ребенку в решающие первые пять лет. С младенчества мир людей и вещей преподносился Элизабет, пока она не была готова сама идти дальше, исследовать чувствительными пальчиками темноту. Для нашей главы особенно важны методы, используемые в формировании концепции тела. Ребенок должен изучить очертания тел и научиться координировать свое тело в пространстве. Как и всем, слепым детям необходимо половое образование. Анатомическое различие между полами впервые было представлено на примере куклы-мальчика, но этот прием не сработал, в итоге был найден доброволец — настоящий мальчик, тогда ребенок смог узнать то, что другие 4-летние дети могут видеть.

У слепых прикосновение и физические ощущения должны продолжают оставаться главными средствами формирования представления формы и пространства. Интерпретация внешнего мира по существу субъективна, и, как следствие, творчество тех, кто никогда не видел, будет экспрессивным. В какой-то степени реализм будет достигнут слепыми скульпторами, но это, судя по всему, будет результатом тренировки.

Ослабленное зрение, ограничивающее способности, тем не менее не наносит ущерба развитию концепции тела и окружающей среды. Рисунки близоруких, дальнозорких или детей-астигматиков особо не отличаются от рисунков их сверстников с нормальным зрением. Попытки рассматривать некоторые оригинальные — и впечатляющие, добавлю я, — изменения в предметах, на полотнах некоторых великих художников, как следствие некоего органического дефекта, интересны, но неубедительны. Те, кто приписывает восхитительные, высокохудожественные эффекты, достигнутые Эль Греко при помощи искаженных фигур, всего лишь ошибке рефракции, астигматизму, обнаруживают механистический склад ума, который усложняет вынесение достойных оценок, не говоря уже о понимании сути трансформации в художественном выражении. Эти ретроспективные интерпретаторы, кажется, не понимают, что искусство и видимая реальность — не одно и то же. То, как художник формулирует свой взгляд на мир, — это не отпечаток на сетчатке.

Изучая детей с дефектами зрения, Гезелл и Амат-руда сделали вывод, что запоминание даже маленького количества увиденного может спасти умственное развитие ребенка.

После изучения большой группы детей Норрис (Norris), Споддинг (Spaulding) и Броди (Brodie) установили, что слепые дети, чья потребность в стимуляции и в эмоциональной привязанности была в достаточной степени удовлетворена в раннем возрасте, смогли адаптироваться и прижиться в группе детей с нормальным зрением. Их исследование подтвердило возможность нормального развития слепых детей, не страдающих нарушением мозга. Авторы подчеркнули важность поощрения детей в максимальном использовании остаточного зрения.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что нарушение зрения часто является одним из аспектов более глубокой патологии, охватывающей церебральные зоны, задействованные в восприятии и обработке информации. Некоторые дети страдают множественными нарушениями.

Эпидемия краснухи в 1964—65 гг. привела к тому, что появилось множество детей с остаточными поражениями, возникшими в течение первых недель прена-тального развития. Нарушения слуха и зрения, умственная неполноценность, сердечная недостаточность — у многих было что-то одно, у некоторых были все из перечисленных серьезных повреждений. Поведенческие и эмоциональные последствия краснухи были изучены Че-зом (Chess), Корном (Когп) и Фернандесом (Fernandez) и представлены в книге «Психические нарушения у детей с врожденной краснухой».

Основная задача заботы о слепых детях — это защита личности. Ребенку нужно научиться достигать наибольшей активности и независимости. Ребенок должен уметь взаимодействовать с окружающей средой и получать без использования зрения информацию, которая поможет ему эффективно реагировать. Если повреждено только зрение, проблема будет заключаться в приобретении достаточной для сохранения и обработки информации при помощи слухового и тактильно-кинестетического восприятия. Адекватное восприятие внешнего мира реализуется при проекции «я» в пространство, следовательно, необходимо развитие осознания тела, его формы, функции и его динамичного отношения к пространству, к людям и предметам в пространстве.

Как и у нормальных детей, именно путем восприятия тела как основы внешний мир обретает смысл. Дети с повреждением зрения в отличие от слепых могут научиться читать, не используя шрифт Брайля. Эти дети могут вполне нормально развиваться эмоционально и умственно, а также социально в ответ на позитивное отношение родителей и адекватные образовательные технологии. Возможные странности на рисунках отражают скорее умственную и эмоциональную девиацию, нежели последствия зрительных повреждений.

Нарушения слуха

Лишенный слуха ребенок учится усиливать осознание зрительных сигналов. Очень внимательный к зрительным стимулам, он научится читать выражения лиц, жесты и движения рта, связывать свои чувства, желания и требования с подходящими жестами и пантомимикой. Если имеется достаточный потенциал остаточного слуха, слуховые аппараты усилят слух, помогут слышать и развить речь. Если наблюдается частичная потеря периферического слуха, интеллект может развиваться точно так же, как и у слышащего ребенка, благодаря специализированному обучению детей с поврежденным слухом.

Под угрозой оказываются социальная и эмоциональная жизнь глухого ребенка. Нарушение возможности вербального общения оказывает фрустрирующее воздействие, часто заканчивающееся срывами, упрямством и непослушанием. Эти поведенческие проявления, присущие глухим, возникают в результате безуспешных попыток справиться с симптомами, игнорируя настоящую проблему — глухоту ребенка. Поэтому крайне необходимы понимание и сотрудничество между родителями и учителями.

Рисунок 89

Спонтанный рисунок девочки 5 лет 7 месяцев, которая потеряла слух и перестала говорить. Она изобразила ноздри и пупок, большие уши и непропорционально маленькое туловище. Рисунок говорит о нормальном интеллектуальном развитии, но наличие пупка, маленькое туловище (или большая голова) и руки, исходящие из головы, указывают на незрелость эмоциональной сферы.

89) 90) 91) 92)

Рисунок 90 выполнен ребенком 4 лет 7 месяцев. На 3-м месяце беременности мать перенесла краснуху. У ребенка потеря слуха, он не говорит и посещает школу для глухонемых. В целом рисунок человека соответствует умственному возрасту 4 года 9 месяцев, но отсутствует рот

Рисунок 91 нарисован девочкой 5 лет 8 месяцев, которая учится в школе для глухонемых. Рисунок соответствует умственному возрасту 5 лет 9 месяцев и указывает на средний уровень интеллектуального развития, но у нарисованного человека нет ушей.

Рисунок 92 нарисован мальчиком 6 лет 11 месяцев, учащимся школы для глухонемых. Уверенный, общительный ребенок. Обратите внимание на большие ступни, символизирующие прочное, надежное основание. Рисунок расположен прямо по центру листа, линии рисунка твердые. Все говорит о вполне нормальном умственном развитии. Как и сам ребенок, нарисованная фигура имеет слуховой аппарат.

Нарушения речи

Нарушения речи связаны с зонами мозга, которые выполняют высокоинтегративные функции интерпретации языковых звуков и их преобразование в понятную речь.

В обоих типах повреждений — периферическом и центральном — конечный результат один: невозможность развить речь, но механизм различен — одни с поврежденной периферией не слышат, другие не понимают то, что слышат.

В течение многих лет я наблюдал детей в Клинике слуха и речи и в школе для глухих, используя рисунки как вспомогательные средства в различении детей с нарушением периферии и центральным нарушением, и убедился, что это эффективно. Так как обучающие программы должны варьироваться в соответствии с природой коммуникационных нарушений, важно определить, являются ли они периферическими (гипо-акустическая или сенсорно-неврологическая потеря слуха), или центральными (развивающаяся афазия или центральная слуховая невосприимчивость), или совместными — центральными и периферическими.

Дифференциальная диагностика достаточно сложна. Слышащий ребенок с центральным нарушением либо не может перевести речевые звуки в значения (рецептивная афазия), либо составить звуки, которые он слышит, в используемые слова (экспрессивная афазия). И в том и в другом случае ребенок не может вербально общаться. Многие из таких детей быстро теряют интерес к тому, что для них не более чем раздражающий набор звуков. Невозможность реагировать на звук происходит не из-за потери слуха, а от невозможности понять речь. Столкнувшись с этой проблемой, диагносты отвлекаются от аудиаграммы порогового уровня и переходят к изучению поведения и восприятия.

Ребенок с периферической потерей слуха, но с неповрежденными зонами проводящих путей и церебральной речи с


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.