Глава первая. Психоанализ как одна из основ современной психотерапии — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава первая. Психоанализ как одна из основ современной психотерапии

2017-06-25 388
Глава первая. Психоанализ как одна из основ современной психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

.

“Евангелие” от Фрейда - сексуальный “ликбез” для Человечества?

 

Одним из наиболее важных открытий Фрейда было то, что поведение и мысли человека являются совокупным результатом инстинктивных побуждений, конституции и опыта. Он ввел в мировую культуру понятия о бессознательном, он «разрешил» обществу секс. И так далее и тому подобное – вклад Фрейда в развитие психологии и психотерапии огромен.

Центральным пунктом в учении Фрейда является динамическая точка зрения на человеческое поведение. Он считал, что исполненные энергией силы мотивируют действия человека. И действия человека можно понять и предсказать только тогда, когда будут поняты эти силы.

Он считал, что основными “игроками” на поле человеческого разума являются Эго, Суперэго (с подразделением на эго-идеал и совесть), и Ид, связанное с инфантильным Эго.

Ид является резервуаром бессознательной энергии и включает в себя базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми человек рождается, и которые обусловливают его выживание и реализацию животных потребностей. С точки зрения Фрейда основная сила Ид идет от либидо. Он понимал под этим словом энергию сексуального влечения. Либидо легко вступает в конфликт с моральными законами, господствующими в обществе. И в случае вытеснения сохраняет свою первоначальную энергию и подвергнется конверсии (конверсионные симптомы). В лучшем случае при неудовлетворительном сбросе либидо происходит сублимация, когда оно проявляется в поведении человека в творчестве.

Ид ищет немедленного удовлетворения составляющих его инстинктов, несмотря на социальные нормы, права и чувства других. Ид пытается не мытьем, так катаньем (и где только возможно), проявиться в поведении человека. И когда людей и животных отделяло друг от друга только несколько шагов, никаких проблем с удовлетворением Ид не возникало. Но при жизни в современном обществе сделать это так свободно, как раньше, стало невозможно.

Суперэго - свод правил, которые человек признал (или, лучше сказать, его вынудили их признать таковыми) действительными ценностями. Эти правила, созданные обществом для регуляции поведения его членов. В какой-то мере это наша совесть, которая оперирует такими понятиями как “надо” и “нельзя”. И Суперэго, действуя на их основе, вызывает у нас чувство вины, если мы попытаемся выйти за пределы этих ценностей.

Э го же в какой-то мере является личностью человека, его “Я”. Наиболее важные функции Эго - образование защитных механизмов против тревоги и вины, то есть сохранение баланса между внешними и внутренними силами, действующими на человека, и обеспечение стабильности личности. Оно ищет путей удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Э го находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и требованиями реального мира - оно действует по принципу реальности. Э го пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от нежелательного осознавания истинных мотивов своего поведения при помощи защитных механизмов. Эти механизмы спасают человека от неуверенности и тревоги. Они действуют неосознаваемо и обеспечивают различные уровни психического здоровья. Таким образом Э го - это самый настоящий “исполком” человека.

Эго в конечном счете встречается с тремя энергетическими системами, которые надо принимать в расчет перед действием: желаниями Ид, реальностью внешнего мира и требованиями Суперэго.

Эта “святая троица” очень часто не ладит друг с другом. И образуется интрапсихический (по Фрейду - психодинамический) конфликт. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты ее поведения. Личность таким образом - это то, как человек удовлетворяет широкий спектр своих потребностей.

В результате конфликтов между Ид и Суперэго у человека могут появиться тревога и напряженность. По Фрейду это является сигналом того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Причинами страха обычно является сознательная или бессознательная память о событиях детства, вызывающая чувство вины, опасные импульсы бессознательного (такие, как сексуальные влечения, являющиеся предметом табу) или неспособность Я разрешить конфликт.

Фрейд усматривает причину страдания только в подавлении бессознательных импульсов человеческого естества. Таким образом, он считает: если бы этого подавления не было, если бы человек мог неограниченно реализовывать эти импульсы, то был бы счастлив. Во всяком случае, из его теории можно сделать такой вывод. В формулировке Фрейда, (самим им считавшейся утопической): «Где было Оно, должно стать Я».

По Фрейду невротические симптомы свидетельствуют о компромиссе между инфантильными и взрослыми потребностями, в то время как психоз - это такой вид патологии, при котором детские желания и фантазии переполняют Эго взрослого человека, и ни о каком компромиссе между двумя мирами нет и речи.

С его точки зрения базовым механизмом психологической защиты является вытеснение. Если человек что-то постоянно «забывает», «не слышит» высказываний тех людей, с кем в данный момент общается, не осознает значения межличностных отношений, то можно предполагать, что в этот момент внутри срабатывает психологическая защита, которая держит неприятные факты подальше от сознания.

Наиболее трудным и причиняющим беспокойство механизмом психологической защиты является отрицание. Отрицание существует тогда, когда человек отказывается признать травмирующую реальность. Например, студент отказывающийся признаться, что его выгнали из учебного заведения и продолжающий ходить на занятия, пользуется именно этим механизмом для того, чтобы не осознавать, что эта реальность существует. Именно в работе этого механизма лежат истоки психических заболеваний.

Еще одним серьезным механизмом психологической защиты является проекция, когда человек отказывается замечать в себе определенные черты, но видит их в других (то есть проецирует на них эти черты). В этом случае человек больше озабочен поведением других, нежели своим собственным. Человек может отрицать собственные сексуальные влечения, но подозревать их наличие в других (на этом механизме чаще всего основывается ревность).

Замещение – еще один механизм психологической защиты, когда человек переносит действия, которые он не может произвести с недоступным объектом, на доступный. Например, рабочий, которого унизили на работе, может отыграться на родных и близких, вымещая на них подавленный гнев.

Позитивным вариантом замещения является сублимация, когда человек переносит свою нерастраченную энергию в более приемлемых формах на достижение чего-либо. Например, в примере с рабочим он может взяться за самообразование и доказать этим “надутым индюкам”, что они были не правы. Он осваивает что-то действительно ценное для себя и общества и таким образом “утирает им нос”. Люди, пользующиеся этим механизмом, часто преуспевают в обществе.

Фрейд считал, что каждый человек в процессе своего развития проходит 3 этапа.

Центральной задачей орального периода развития (от 0 до 2 лет) является научиться взаимодействовать с людьми. В эту задачу входит умение одновременно присоединяться к людям и выделять себя как личность из массы остальных людей. Ребенок в этом периоде учится соблюдать некий баланс между близостью и уединением. Неумение достичь этой сбалансированности на оральной стадии может повлечь за собой серьезные эмоциональные проблемы во взрослой жизни.

Основной задачей анального периода (от 18 месяцев до 4 лет) является развитие чувства ответственности за свое поведение. Если при этом ребенок научится контролировать себя очень сильно, то может остановиться в своем личностном развитии, и в результате, став взрослым, будет иметь проблемы навязчивости или компульсивного внимания к деталям. Слишком слабый контроль ведет к захламленным комнатам, неорганизованной жизни, однако это может компенсироваться чувством спонтанности. На этом этапе главной трудностью у ребенка является нахождение адекватного баланса между слабым контролем и сверх-контролем. В большинстве культур мальчиков учат ответственности за свою судьбу. Девочек обычно учат подчиняться контролю других. Понятно, что каждая личность в результате объективных условий воспитания характеризуется неповторимыми спектром и степенями контроля.

Эдипов период (4-7 лет) - это время принятия и примеривания на себя социальных ролей. К этому периоду своей жизни ребенок осознает значение и важность сексуальных ролей и соединяет воедино все приобретенные к этому времени (в оральном и анальном периоде своей жизни) знания и навыки. При нормальном развитии и девочки и мальчики в первые два периода обычно более близки к матери, более к ним привязаны. В Эдиповом периоде девочки учатся вести себя так же, как матери, а мальчики берут пример с отца.

Таков культурный идеал, но он не всегда воплощается в жизни. Если в раннем периоде воспитание ориентируется больше на развитие индивидуальности, чем на нормы культуры, становятся возможными многие другие сексуально-ролевые ориентации.

А, во-вторых, современные психоаналитики в результате своих исследований вынуждены были отказаться от строгой периодизации этапов психосексуального развития. Они вынуждены были признать, что у разных детей, в зависимости от конкретных условий их жизни и развития, эти этапы могут идти совершенно не «по Фрейду». То есть анальный период может начаться раньше или идти одновременно с оральным. И в этом нет никакой патологии. В конце концов ребенок, если его развитие идет нормально, проходит все эти этапы.

Сущность психодинамического подхода в психотерапии состоит в том, что он подчеркивает важность для понимания и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом борьбы противоречивых мотивов внутри личности. Перенос и сопротивление, наряду с эдиповым комплексом и детской сексуальностью относятся к столпам психоанализа.

Фрейд видит в психоаналитическом методе “скальпель хирурга” при помощи которого он удаляет больные ткани, предоставляя природе в дальнейшем самой заживлять раны. Таким образом, основной целью психоаналитического лечения с точки зрения Фрейда является разрешение невротического конфликта, то есть воссоединение бессознательного с сознательной частью Эго.

Фрейдовский подход (в своем классическом виде) предполагает только осознание и проработку конфликта. Но в рамках ортодоксального психоанализа ни в коей мере нельзя производить коррекцию. Естественно, это положение, введенное Фрейдом, очень не нравилось его последователям. И многие из них подвергли ревизии его подходы и создали свои собственные теории и методики коррекции.

Также важно то, что многих исследователей совершенно не удовлетворяло связывание всех проблем человека с сексуальной функцией организма. Поэтому к настоящему времени мы имеем в наличии много разновидностей психодинамических теорий личности, которые помогают пациентам осознать не Эдипов комплекс, а то, как глубинные чувства тревоги приводят к эмоциональным нарушениям и проблемам в отношениях с другими людьми.

Дочь Фрейда - Анна (1946) разработала эгопсихологию как альтернативу теории своего отца. В этой теории она рассматривает “Эго” не только как посредника между “Ид”, “Суперэго” и средой, а как творческую, адаптивную силу.

Психологическая защита с точки зрения психоаналитиков - способность предотвращения грозных клинических последствий конфликта сознания и бессознательного. Анна Фрейд считает психологическую защиту не врожденным (как это считал З.Фрейд), а приобретенным в процессе индивидуального развития структурным компонентом психики.

Она считала функциями защиты предохранение “Я” от:

а)тревоги, связанной с ростом инстинктивного напряжения.

б)тревоги, обусловленной угрозами сверх-“Я”.

в)реальной опасностью.

Отличительной особенностью практически всех установленных форм психологической защиты является их неосознаваемость. Л.Черток (1982) отмечает, что человек не осознает потребность в срочном снижении после полученной психической травмы «значимости психотравмирующего фактора». Точно так же не осознается снижение уровня притязаний, возникающее вслед за сужением возможностей для его реализации.

К специфическим проявлениям феномена психологической защиты можно отнести в разной степени, но всегда имеющую место проекцию вины во вне, даже в случаях, когда причиной аффективных переживаний является сам пострадавший; «отчуждение» переживаний, выражающееся в потребности рассказа о них другому лицу или реализуемое при помощи художественного творчества (поэзия, живопись и т.п.); неосознаваемая смена установок и мотиваций, при которой противоречия, являющиеся следствием первоначальных стремлений, снимаются («Опоздал в кино - зато хорошо подготовлюсь к зачету»); способность к самопоощрению и самопрощению и забывание.

Забывание - одна из наименее изученных психических функций, форм психологической защиты. Оно тесно связано с отчуждением, проекцией вины, самопрощением и так далее.

Одной из форм психологической защиты, реализуемой на поведенческом уровне, являются феномены «избегания» (некоторых тем, имеющих эмоциональное значение, ситуаций, книг, фильмов) и «ухода». Житейское понятие «избегание трудностей» часто обусловлено не столько стремлением к «легкой жизни», сколько неспособностью к адаптации.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

2.278 с.