Ленин В. И. Полное собрание сочинений том 29 конспект книги Гегеля Лекции по истории философии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Ленин В. И. Полное собрание сочинений том 29 конспект книги Гегеля Лекции по истории философии

2017-06-25 413
Ленин В. И. Полное собрание сочинений том 29 конспект книги Гегеля Лекции по истории философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»103

Написано в 1915 г.

Впервые напечатано в 1930 г.в Ленинском сборнике XII

Печатается по рукописи

ГЕГЕЛЬ. ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ104

СОЧИНЕНИЯ, ТОМ XIII

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ФИЛОСОФИИ

Стр. 37 * [30] **... «Если истинное абстрактно, то оно не истинно. Здравый человеческий разум стремится к конкретному... Философия в высшей степени враждебна абстрактному, ведет обратно к конкретному»...

Стр. 40 [32]: сравнение истории философии с кругом —«у этого круга по краям большое множество кругов»... Очень глубокое верное сравнение!! Каждый оттенок мысли = круг на великом круге (спирали) развития человеческой мысли вообще

 

... «Я утверждаю, что последовательность систем философии в истории та же, что и последовательность в выведении логических определений идеи. Я утверждаю, что если совершенно освободить основные понятия появлявшихся в истории философии систем от того, что относится к их внешней форме, к их применению к частным случаям и т. п., то получатся различные ступени определения самой идеи в ее логическом понятии. Если, наоборот, взять логическое поступательное движение само по себе, то в нем окажется NB

_________

* Hegel. Werke, Bd. XIII, Berlin, 1833. Ред.

** Гегель. Сочинения, т. IX, 1932. Ред.

поступательное движение исторических явлений в их главных моментах; — но, конечно, эти чистые понятия надо уметь распознавать в том, что содержит историческая форма» (43) [34].Стр. 5G [45] — насмешка над погоней за модой, — за тем, кто готов «auch jedes Geschwoge (?) fur eine Philosophic auszuschreien»*. Стр. 57—58 [45—46] —превосходно за строгую историчность в истории философии, чтобы не приписывать древним такого «развития" их идей, которое нам понятно, но на деле отсутствовало еще у древних.

У Фалеса, например, нет еще понятия ǻƥхǹ** (как принципа), нет еще понятия причины...

... «Так, например, существуют целые народы, которые совсем еще не имеют этого понятия» (причины); «для этого требуется высокая ступень развития»... (58) [47],

Архидлинно, пусто, скучно об отношении философии к религии. Вообще, предисловие чуть не в 200 страниц — невозможно!!

______

* — «и всякую болтовню (?) провозглашать философией». Ред.

** — начала. Ред,

XIII ТОМ. ПЕРВЫЙ ТОМ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ ИОНИЙЦЕВ

«Анаксимандр (610—547 до Р. X.) утверждал, что человек произошел из рыбы» (213) [168].

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ

... «Таким образом, это — сухие, лишенные процесса, не диалектические, покоящиеся определения»...(244) [189]. отрицательное определение диалектики

Речь идет об общих идеях у пифагорейцев105; — «число" и его значение etc. Ergo: это сказано по поводу примитивных идеи пифагорейцев, их примитивной философии, «определения" субстанции, вещей, мира у них «сухи, лишены процесса (движения), недиалектичны".

Прослеживая преимущественно диалектическое в истории философии, Гегель приводит рассуждения пифагорейцев:... «единица, прибавленная к четному, дает нечетное (2 + 1=3); — прибавленная к нечетному, дает четное (3 + 1=4); — она» (Eins) «имеет свойство делать gerade (= четное) и, стало быть, сама должна

быть четной. Единство таким образом само в себе содержит различные определения» (246) [190].

(«гармония мира") Музыкальная гармония и философия Пифагора:
Отношение субъективного к объективному ... «Пифагор приписал рассудку и отвоевал для него посредством твердого определения такое простое субъективное чувство, как слух, которое само по себе состоит в способности улавливать отношения» (262) [200].

Стр. 265—266 [202—203]: движение небесных светил —гармония его — неслышимая нами гармония поющих небесных сфер (у пифагорейцев): Aristoteles. «De coelo", II, 13 (и 9)106:...

«В середине пифагорейцы помещали огонь, землю же рассматривали как звезду, вращающуюся вокруг этого центрального тела по кругу»... Но этим огнем не было у них солнце... «Они держались при этом нечувственной видимости, а оснований... Эти десять сфер» [десять сфер или орбит или движений десяти планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Солнце, Луна, Земля, Млечный Путь и Gegenerde* (—антипод?), придуманная «для ровного числа", для10] «издают, как все движущееся, шум; но каждая сфера — особого тона соответственно различию своей величины и скорости. Последняя определяется различными расстояниями, находящимися в гармоническом отношении друг к другу, соответственно музыкальным интервалам; вследствие этого возникает гармонический голос (музыка) движущихся сфер (мир)»...

намек на строение материи! роль пыли (в солнечном луче) в древней философии О душе пифагорейцы думали «die Seele sei: die Sonnenslaubchen" ** (=пылинка, атом) (стр. 268 [204] (Aristoteles. «Deanima", I, 2)107.

_______

* — Противоземля. Ред.

** — «душа есть солнечные пылинки». Ред.

В душе — семь кругов (элементов), подобно как на небе. Aristoteles. «De anima", I, 3, — стр. 269 [205]. пифагорейцы: «догадки", фантазии о сходстве макрокосма и микрокосма

И тут же басни, что де Пифагор (взяв у египтян учение о бессмертии души и о переселении душ) про себя рассказывал, что его душа жила 207 лет в других людях etc. etc. (271) [206].

NB: связь зачатков научного мышления и фантазии а 1а религии, мифологии. А теперь! То же, та же связь, но пропорция науки и мифологии иная.

Еще к теории чисел Пифагора. «Числа, где они? Отделенные пространством, обитают ли они сами по себе в небе идей? Они не суть непосредственно сами вещи, так как вещь, субстанция есть ведь нечто другое, чем число, —тело не имеет никакого сходства с последним»,стр. 254 [195]. Цитата |из Аристотеля? — «Metaphysik"108, I, 9 нет? Из Секста Эмпирика? Неясно|. NB

Стр. 279—280 [211] — пифагорейцы принимают эфир (...«От солнца сквозь густой и холодный эфир проникает луч» etc.).

Итак, тысячи лет догадка насчет эфира существует, оставаясь до сих пор догадкой. Но уже теперь в 1 000раз больше подкопов готово, подводящих к решению вопроса, научному определению эфира 109.

Итак, тысячи лет догадка насчет эфира существует, оставаясь до сих пор догадкой. Но уже теперь в 1 000раз больше подкопов готово, подводящих к решению вопроса, научному определению эфира109.

ЭЛЕАТСКАЯ ШКОЛА

что такое диалектика? (a) (β) Говоря об элеатской школе110, Гегель говорит о диалектике: ... «Мы находим здесь» (in der elealischen Schule *) «начало диалектики, т. е.именно чистого движения мышления в понятиях; и вместе с тем противоположность между мыслью и явлением или чувственным бытием, — между тем, что есть в себе, и тем, что есть бытие для другого этого сущего в себе; и находим в сущности предметов противоречие, которое она имеет в себе самой (диалектику в собственном смысле)»... (280) [211]. См. следующую стр. **
Гегель о диалектике (смотри предыдущую стр.) Здесь в сущности два определения (два признака, две характерные черты; Веstimmungen, keine Definitionen ***) диалектики111: а) «чистое движение мысли в понятиях"; β) «в (самой) сущности предметов (выяснять) (вскрывать) противоречие, которое она (эта сущность) имеет в себе самой (диалектика в собственном смысле)". Другими словами, этот «фрагмент" Гегеля должен быть передан так: Диалектика вообще есть «чистое движение мысли в понятиях" (т. е., говоря без мистики идеализма: человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают

________

* — в элеатской школе. Ред.

** На следующей странице рукописи расположен текст, данный ниже. Ред.

*** — определения, не дефиниции. Ред.

живой жизни. Анализ понятий, изучение их, «искусство оперировать с ними" (Энгельс) 112 требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимопереходов). В частности, диалектика есть изучение противоположности вещи в себе (an sich),сущности, субстрата, субстанции, — от явления, «для других бытия". (Тут тоже мы видим переход, перелив одного в другого: сущность является. Явление существенно.) Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов: не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь условными гранями, но и сущности вещей также.  
Секст Эмпирик следующим образом изображает скептическую точку зрения: ... «Как если бы мы представили себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золото ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно также философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все жене могли бы знать, достигли ли они ее»...(288289) [217]. сравнение заманчивое...
Ксенофан (элеат) говорил: «Если бы быки и львы имели руки, чтобы, подобно людям, создавать произведения искусства, то они также стали бы изображать богов и придавать им такие боги по образу человека

же формы тел, какими обладают сами»...(289290) [218].«Особенность Зенона — диалектика»... «Он — зачинатель диалектики»... (302) {229].

... «У Зенона мы точно так же находим истинно объективную диалектику» (309) [231].

(310 [232]: об опровержении философских систем: «Ложное должно быть доказано, как ложное, не тем, что противоположное истинно, а в себе самом»...)

диалектика «Диалектика вообще есть: а) внешняя диалектика, это движение отличное от полного охвата данного движения; β) движение не только нашего понимания, во доказанное из сущности самого предмета, т. е. из чистого понятия содержания. Первого рода диалектика есть манера рассматривать предметы, показывая в них основания и стороны, благодаря чему делается шатким все, что обыкновенно считается прочно установленным. Эти основания могут быть совершенно внешними, и, говоря о софистах, мы будем говорить больше о такой диалектике.
объективная диалектика Другого же рода диалектика есть имманентное рассмотрение предмета: он берется сам по себе, без предпосылки, идеи, долженствования, не по внешним отношениям, законам, основаниям. Всецело переносят себя в самую суть дела, рассматривают предмет в себе самом и берут его по тем определениям, которыми он обладает. В этом рассмотрении обнаруживает он» (еr) (sic!) «затем сам, что содержит в себе взаимно противоположные определения, и, следовательно, снимает себя; эту диалектику находим мы преимущественно у древних. Субъективная диалектика, которая резонирует из внешних оснований, тогда справедлива, когда соглашается с тем, что «в правильном есть

также неправильное, и в ложном — истинное». Истинная диалектика ничего не оставляет от своего предмета, так что он оказывается недостаточным не только с одной какой-либо стороны, но распадается целиком»... (стр. 311 [232-233]).

С «принципом развития" в XX веке (да и в конце XIX века) «согласны все". — Да, но это поверхностное, непродуманное, случайное, филистерское» согласие" есть того рода согласие, которым душат и опошляют истину. — Если все развивается, значит все переходит из одного в другое, ибо развитие заведомо не есть простой, всеобщий и вечный рост, увеличение (respective уменьшение) etc. — Раз так, то во-1-х, надо точнее понять эволюцию как возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы. — А во-2-х, если все развивается, то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и диалектика познания, имеющая объективное значение. + К вопросу о диалектике и ее объективном значении...

 

I принцип развития... II принцип единства... /+ Кроме того всеобщий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи etc. NB

... «Движение Зенон рассматривал по преимуществу объективно диалектически»...

NB Сие можно и должно обернуть: вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его выразить в логике понятий ... «Движение само есть диалектика всего сущего»... Зенон и не думал отрицать движение как«чувственную достоверность», вопрос стоял лишь «nach ihrer (движения) Wahrheit" — (об истинности движения) (313) [234]. И на следующей стр., рассказывая об анекдоте, как Диоген (циник из Синопа) опровергал движение ходьбой, Гегель пишет:
Недурно! Откуда взято сие продолжение анекдота? У Diogenes Laertius VI, § 39 и Секста Эмпирика, III, 8 (Гегель стр. 314 [235]) такого продолжениянет113. Не выдумал ли Гегель? ... «Но анекдот продолжают еще и так: когда один ученик был удовлетворен этим опровержением, Диоген стал его бить палкой на том основании, что, так как учитель спорил с основаниями, то он и возражения ему должен был представить также основательные. Поэтому не следует удовлетворяться чувственной достоверностью, а необходимо понимать»... (314) [235].

4 способа опровержения движения у Зенона:

1. Движущийся к цели должен сначала пройти половину пути к ней. А от этой половины сначала ее половину и т. д. без конца.

Аристотель ответил: пространство и время бесконечно делимы (*) (стр. 316 [236]), но не бесконечно разделены (**), Бейль (Bayle. «Dictionnaire", t. IV, article Zenon114) называет ответ Аристотеля pitoyable ***, говоря

... «если бы мы провели бесконечное количество линий на дюйме материи, мы не произвели бы деления, превращающего в действительное беско-

_________

* — в возможности. Ред.

** — в действительности. Рев,

*** — жалким. Ред.

нечное то, что, согласно ему, было только потенциально бесконечным»... И Гегель пишет (317) [237]: «Это если великолепно!»

т. е. де, если деление!! довести до конца бесконечное

... «Сущность времени и пространства есть движение, потому что оно всеобще; понять его значит высказать его сущность в форме понятия. Движение как понятие, как мысль высказывается в виде единства отрицательности и непрерывности; но ни непрерывность, ни точечность сами по себе нельзя полагать в качестве их сущности»... (стр. 318—319[238]). верно!

«Понять значит выразить в форме понятий". Движение есть сущность времени и пространства. Два основных понятия выражают эту сущность: (бесконечная) непрерывность (Kontinuital) и «пунктуальность" (= отрицание непрерывности, прерывность). Движение есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие, есть единство противоречий.

Неправ Ueberweg — Heinze, 10 изд., стр. 63 (§ 20),говоря, что Гегель «защищает против Вауl`я Аристотеля". Гегель опровергает и скептика (Бейля) и антидиалектика (Аристотеля).

Ср. Gomperz. «Les penseurs de la Grece", стр...115,вынужденное, из под палки, признание единства противоречий, без признания (из трусости мысли) диалектики...

2. Ахилл не догонит черепахи. «Сначала ½" и т. д. без конца.

Аристотель отвечает: догонит, если ему позволят «перейти границу" (стр. 320 [240]).

И Гегель: «Этот ответ правилен, содержит в себе все» (стр. 321 [240]), — ибо действительно половина становится здесь (на известной ступени) «границей"'...

ср. возражения Чернова Энгельсу116 NB верно! ... «Когда мы вообще рассуждаем о движении, то мы говорим: тело находится в одном месте и затем оно переходит в другое место. В то время, как оно движется, оно не находится больше в первом месте, но не находится также и во втором; если оно находится в одном из обоих мест, то оно покоится. Сказать, что оно между обоими, значит ничего не сказать, потому что в таком случае оно снова в одном месте; стало быть, налицо то же самое затруднение. Двигаться же означает быть в этом месте, и в то же время не быть в нем; это — непрерывность пространства и времени, и она то именно и делает возможным движение» (стр. 321—322[241]).

Движение есть нахождение тела в данный момент в данном месте, в другой, следующий, момент в другом месте — таково возражение, которое Чернов повторяет (см. его «Философские этюды") вслед за всеми «метафизическими" противниками Гегеля.

Это возражение неверно: (1) оно описывает результат движения, а не само движение; (2) оно не показывает, не содержит в себе возможности движения; (3) оно изображает движение как сумму, связь состояний покоя, т. е. (диалектическое) противоречие им не устранено, а лишь прикрыто, отодвинуто, заслонено, занавешено.

верно! «Что составляет всегда затруднение, такэто — мышление, потому что оно связанные в действительности моменты предмета рассматривает в их разделении друг от друга»(322) [242].

Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление, — и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия.

II в этом суть диалектики. Эту то суть и выражает формула: единство, тождество противоположностей.

3. «Летящая стрела покоится».

И ответ Аристотеля: ошибка от допущения, будто«время состоит из отдельных теперь» ()

стр. 324 [243].

4. 1/2 равна двойному: движение, измеряемое по сравнению с неподвижным телом и по сравнению с телом, движущимся в обратном направлении.

В конце § о Зеноне, Гегель сопоставляет его с Кантом (его-де антиномии «не больше, чем то, что уже здесь сделал Зенон»).

Общий вывод диалектики элеатов: «истинное едино, другое неистинно" — «подобно тому, как кантовская философия имела своим результатом: «Мы познаем лишь явления». В общем один и тот же принцип» (стр. 326 [244]).

Но есть и разница.

«У Канта духовное есть то, что разрушает мир; по Зенону мир явления в себе и для себя не истинен. По Канту наше мышление, наша духовная деятельность есть дурное; — ставить познание ни во что есть чрезмерное смирение духа»... (327) [244245].Продолжение элеатов в Левкиппе и у софистов... Кант и его субъективизм, скептицизм etc.

ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА

После Зенона (? он жил после Гераклита?)117 Гегель переходит к Гераклиту и говорит:

«Она» (диалектика Зенона) «может быть также названа еще субъективной диалектикой, поскольку

NB она принадлежит рассматривающему субъекту, и единое без этой диалектики, без этого движения, есть одно, абстрактное тождество»... (328) [245].а раньше говорилось, см. цитату с стр. 309 [231]и др., что у Зенона объективная диалектика. Тут есть какое-то архитонкое «distinguo" *. Ср. следующее:
NB NB «Диалектика: а) внешняя диалектика, резонирование вкривь и вкось, в которой не растворяется душа самой вещи;) имманентная диалектика предмета, относимая однако (NB) к способу рассмотрения субъекта;) объективность Гераклита, т. е. диалектика, понимаемая сама как принцип» (328) [246].
  a) субъективная диалектика β) в предмете есть диалектика, но я не знаю, может быть это Schein **, лишь явление etc. γ) вполне объективная диалектика как принцип всего сущего (У Гераклита): «Здесь перед нами открывается новая земля; нет ни одного положения Гераклита, которое я не принял бы в свою Логику» (328) [246].
NB «Гераклит говорит: все есть становление; это становление есть принцип. Это заключено в выражении: бытие столь же мало есть, как небытие»... (стр. 333 [249]).

Познание того, что бытие и небытие суть только лишенные истины абстракции, первым же истинным является только становление, представляет собой большое достижение. Рассудок считает, что оба в отдельности истинны и имеют значимость; напротив, разум познает одно в другом, познает, что в одном содержится его другое» (NB «его другое"), — «вот почему следует Вселенную, Абсолютное определять как становление» (334) [250].

________

* — «я различаю». Ред.

** — кажимость, видимость. Ред.

«Аристотель говорит («De mundo"118, глава 5), что Гераклит вообще «связывал целое и нецелое (часть)»,... «сходящееся и расходящееся, созвучное и диссонирующее; и из всего (противоположного) будет одно, и из одного все»» (335) [250].Платон в «Симпосионе" приводит взгляды Гераклита (между прочим, применительно к музыке: гармония состоит из противоположностей) и выражение, что де «искусство музыканта соединяет различное"119.

Гегель пишет: это не возражение против Гераклита (336) [251], ибо различное есть сущность гармонии:

«Эта гармония как раз есть абсолютное становление, изменение, — не становление другого, сейчас одно, а затем другое. Существенно то, что каждое отличное, особое отлично от какого-либо другого, но не абстрактно от какого-либо другого, а от своего другого; каждое существует лишь постольку, поскольку в его понятии содержится его другое»... Очень верно и важно: «другое" как свое другое, развитие в свою противоположность

«Также и в отношении тонов; они должны быть различны, но так, чтобы они могли быть едиными»...(336) [251]. Стр. 337 [252]: между прочим, Секст Эмпирик (и Аристотель) причислены к... «лучшим свидетелям»...

Гераклит говорил: «die Zeit ist das erste korperliche Wesen" * (Секст Эмпирик) — стр. (338).

korperliche — «неловкое" выражение (может бытьде(NB) скептиком выбранное (NB)), — но де время «daserste sinnliche Wesen"... **

... «Время есть чистое становление, как созерцаемое»... (338) [252].

По поводу того, что Гераклит считал процессом огонь, Гегель говорит: «Огонь есть физическое время; это абсолютное беспокойство» (340) [253], — а дальше, по поводу натурфилософии Гераклита:

________

* — «время есть первая телесная сущность». Рев,

** — «первая чувственная сущность».,, Ред.

... «Она» (Natur *) «есть процесс в самой себе»...(344) [253]... «природа есть это никогда не находящееся в состоянии покоя, и все есть переход из одного в другое, из раздвоения в единство и из единства в раздвоение»... (341) [254].

«Понять природу, значит: изобразить ее как процесс»... (339) [253].

Тут де узость естествоиспытателей:

NB ... «Если послушать их» (Naturforscher **), «то они наблюдают, говорят только то, что видят; но это не верно, они бессознательно преобразуют непосредственно виденное с помощью понятия.
NB И спор ведется не о противоречии между наблюдением и абсолютным понятием, а о противоречии между ограниченным фиксированным понятием и абсолютным понятием. Они доказывают, что превращений не существует»... (344—345) [256].

…«Вода, раздвояющаяся в своем процессе, обнаруживает водород и кислород: — последние не возникли, а существовали уже раньше как таковые, как пасти, из которых состоит вода» (так передразнивает Гегель естествоиспытателей)...

«Так происходит со всяким словесным выражением восприятия и опыта; поскольку человек говорит, в его словах содержится понятие; понятия нельзя не допустить, воспроизведенное в сознании всегда содержит в себе налет всеобщности и истины».

Очень верно и важно — именно это повторял популярнее Энгельс, когда писал, что естество испытатели должны знать, что итоги естествознания суть понятия, а искусство оперировать с понятиями не прирождено, а есть результат 2000-летнего развития естествознания и философии120.

У естествоиспытателей узко понятие превращения и нет понимания диалектики.

_____

* — природа. Рей.

** — естествоиспытателей, Ред,

... «Он» (Heraklit) — «тот, кто впервые выразил природу бесконечного и впервые также понял природу как в себе бесконечную, то есть понял ее сущность — как процесс»... (346) [257].

О «понятии необходимости» — ср. стр. 347 [258]. Гераклит де не мог видеть истину в «чувственной достоверности» — но в «необходимости"*

«абсолютное опосредствование» (348) [258]. «абсолютная связь" NB

 

«Разумное, истинное, которое я знаю, есть, правда, возвращение из предметного, как из чувственного, единичного, определенного, сущего. Но то, что разум знает внутри себя, есть в такой же мере необходимость, или всеобщее бытия, это есть сущность мышления, как это есть также сущность мира» (352) [261]. NB: Необходимость = «общее бытия" (всеобщее в бытии) (связь, «абсолютное опосредствование")

ЛЕВКИПП

368 [268]: «Развитие философии в истории должно соответствовать развитию логической философии; нов последней должны быть места, которые выпадают в развитии в истории». Развитие философии в истории «должно соответствовать" (??) развитию логической философии

Тут очень глубокая и верная мысль в сущности материалистическая (действительная история есть база, основа, бытие, за коим идет сознание).

Левкипп (Leucipp) говорит, что атомы невидимы«вследствие малости их тела» (369), — а Гегель возра-

_____

* — (рок) — ((логос)). Ред.

жает, что это «Ausrede" (ib.), что «Eins"* нельзя видеть, что «das Princip des Eins" «ganz ideell" ** (370),что Левкипп не «эмпирик", а идеалист.

?? натяжка идеалиста Гегеля конечно, натяжка.

([Натягивая Левкиппа под свою логику, Гегель распространяется насчет важности, «величия" принципа (368)[265] Fursichsein ***, видя его у Левкиппа. Пахнет натяжкой отчасти. ] ****

Но есть и зерно истины: оттенок («момент") отдельности; прерыв постепенности; момент сглажения противоречий; прерыв непрерывного, — атом, единица. (Ср. 371 i. f. [268]): — «Единица и непрерывность суть противоположности»...

Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от Ideenmystik *****: это еще большая работа).

материализм (Гегель боится слова: чур меня) versus атомистика «Атомистика противопоставляет себя поэтому вообще представлению о сотворении мира и сохранении мира силой чуждого существа. Естествознание впервые чувствует себя в атомистике освобожденным от необходимости указать основание существования мира. Ибо если представлять природу сотворенной и сохраняемой чем-либо другим, то ее следует представлять как не существующую самое по себе, а как имеющую свое понятие вне себя, т. е. как имеющую чуждое себе основание, она как таковая не имеет основания, она

________

* — «отговорка» (там же), что «одно». Ред.

** — «принцип одного» «совершенно идеален». Ред,

*** — для себя бытия. Ред.

* * * * Текст в квадратных скобках в рукописи перечеркнут. Ред,

* * * * * — мистики идей, Ред,

постижима лишь из воли другого: такова, какова она есть, она случайна, без необходимости и понятия в самой себе. В представлении же атомистики заключается представление о в-себе-бытии природы вообще, т. е. мысль находит в ней себя самое»... (372—373)[269].  
Излагая Diogenes Laertius, IX, § 31 —33 — атомистику Левкиппа, «вихри" (Wirbel — dinhn) * атомов, Гегель не видит в. этом никакого интереса («никакого интереса»... «пустое изображение», «смутные запутанные представления» — стр. 377 i. f. [271272]). NB

Слепота Гегеля, однобокость идеалиста!!

ДЕМОКРИТ

Демокрита Гегель behandelt совсем уже stiefmütterlich **, всего стр. 378—380 [270—272]! Невыносим идеалисту дух материализма!! Приведены слова Демокрита (стр. 379 [272]):

«Согласно мнению () существует теплое, согласно мнению существует холодное, согласно мнению — цвет, сладкое и горькое; согласно же истине () — только неделимые и пустота» (Sextus Empiricus. Adversus Mathematicos, VII,§ 135) 121.

И делается вывод:

... «Итак, мы видим, что Демокрит выразил более определенно различие моментов в-себе-бытия и бытия для другого»... (380) [272].

_______

* Diogenes Laertius (стр. 235) «vertiginem» — латинский перевод.

* * — трактует совсем уже как мачеха. Ред,

«дурной идеализм" (мое ощущение) ср. Мах 122 Этим де «открыта дверь" «дурному идеализму", что — «meine Empfindung, mein"... *
Гегель versus Е. Mach... ** ... «Положено чувственное, лишенное понятия многообразие ощущения, в котором вовсе нет разума и до которого этому идеализму более нет дела».

ФИЛОСОФИЯ АНАКСАГОРА

Анаксагор. *** — «причина мира и всякого порядка", и Гегель поясняет:

NB: родовое понятие есть «сущность природы", есть закон... ... «Объективная мысль... разум в мире, также и в природе или, как мы говорим о родах в природе, они суть всеобщее. Собака есть животное, это —ее род, ее субстанциальное; — она сама есть это. Этот закон, этот рассудок, этот разум сам имманентен природе, есть сущность природы; она не формируется извне, подобно тому, как люди делают стул» (381—382).

«houz то же, что душа" (Аристотель об Анаксагоре) — стр. 394 [289]

и... **** пояснение этого скачка, от общего в природе к душе; от объективного к субъективному; от материализма к идеализму. C'est ici queces extremes se touchent (et se transforment!) *****.

По поводу гомеомерий 123 Анаксагора (частицы того же рода, что целые тела) Гегель пишет:

______

* — «мое ощущение,. мое»... Ред.

** — по отношению к Э. Маху... Ред.

*** — разум. Ред.

**** Одно слово в рукописи В. И. Ленина осталось не расшифрованным Ред.

***** — Именно здесь крайности сходятся (и преобразуются'). Ред.

«Превращение следует брать в двояком смысле, в смысле существования и в смысле понятия»... (403—404). Например де, говорят, воду можно убрать — камни останутся; голубую краску убрать, красная и т. д. останется. превращение (значение его)

«Но это только в смысле существования; в смысле понятия они пребывают только одно через другое, это — внутренняя необходимость». Как в живом теле нельзя вынуть одно сердце без гибели легких etc.

«Равным образом природа существует только в единстве, подобно тому как мозг бывает только в единстве с другими органами» (404)

причем превращение одни понимают в смысле наличности мелких качественно определенных частиц и роста (respective уменьшения) [соединения и разъединения] их. Другое понимание (Гераклит) — превращение одного в другое (403).

Существование и понятие — должно быть, у Гегеля отличаются примерно как: факт (бытие) отдельно взятый, вырванный из связи, и связь (понятие), соотношение, сцепление, закон, необходимость.

415 [302]:... «Понятие есть то, что вещи сами в себе и для себя суть»...

Говоря о том, что трава — цель для животного, оно для человека etc. etc., Гегель заключает:

«Круг, завершенный внутри себя, но завершение которого равным образом есть переход в другой круг; — вихрь, центр которого, куда он возвращается, лежит непосредственно на периферии другого высшего круга, поглощающего его»... (414) [303].

До сих пор де мало дали древние: «Общее есть скудное определение, каждый знает об общем, но не знает о нем как о сущности» (416) [304]. NB: «общее" как «сущность"
«развитие природы познания" ... «Но здесь начинается более определенное развитие отношения сознания к бытию, развитие природы познания как познания истинного» (417). «Дух продвинулся до выражения сущности как мысли» (418) [305].

«Это развитие общего, в котором сущность совершенно переходит на сторону сознания, мы видим в столь ославленной мудрости софистов» (418) [306].

((Конец I тома)) [II том начинается с софистов.]

XIV ТОМ. ВТОРОЙ ТОМ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ СОФИСТОВ

По поводу софистов 124 Гегель архиподробно жует ту мысль, что де в софистике есть элемент, общий всякому образованию (Bildung) вообще, и нашему в том числе, именно выдвигание доводов (Griinde) und Gegengriinde *, — «рефлектирующее резонирование", —нахождение во всем многоразличных точек зрения; ((субъективизм — отсутствие объективизма)). Говоря о Протагоре и о его знаменитом тезисе (человек есть мера всех вещей), Гегель сближает с ним Канта:

... «Человек есть мера всего, — человек, стало быть, субъект вообще; сущее, следовательно, существует не изолированно, а есть для моего знания, — сознание по существу своему есть то, что в предметном производит содержание, субъективное мышление принимает в этом самое существенное участие. И это то, что доходит вплоть до новейшей философии. Кант говорит, что мы знаем лишь явления, т. е. что то, что нам представляется как объективное, как реальность должно рассматриваться лишь в его отношении к сознанию и не существует без этого отношения»... (31) ** [25] ***. Ячейка 3*3

Протагор и Кант


Второй де «момент" — объективизм (das Allgemeine ****) «оно положено мной, но оно также и

________

* — и противодоводов. Ред.

** Hegel. Werke, Bd. XIV, Berlin, 1833. Ред.

*** Гегель. Сочинения, т. X, М., 1932. Ред.

**** — общее, всеобщее. Ред.

само по себе объективно всеобще, не будучи положено мной»... (32) [25].

релятивизм софиста... Diese «Relativitat" * (32). «Все обладает лишь относительной истиной»(33) [25] по Протагору.
Кант и софисты и феноменологией a la Мах 125 NB ... «Кантовское явление есть не что иное, как толчок извне, некий х, неизвестное, то, что получает определения впервые через наше чувство, через нас. Хотя и есть объективное основание того, что мы это называем холодным, а то — теплым, так что, хотя мы можем сказать, что они должны заключать в себе отличие одного от другого, однако тепло и холод — есть только в нашем ощущении, точно так же и вещи суть и т. д.... таким образом, опыт был назван явлением» (34) [27].
не только релятивизм «Мир есть явление не потому, что он существует для сознания, т. е. что его бытие только относительное для сознания, но в равной мере он есть явление в себе».
скептицизм ... «Гораздо большей глубины достиг этот скептицизм у Горгия»... (35) [28].
NB ... «Его диалектика»... Горгия, софиста [много раз: стр. 36 [28], id. стр. 37 [29]].
Гегель о «здравом смысле" Тидеман сказал, что Горгий зашел дальше, чем «здоровый (здравый) смысл" человека. И Гегель смеется: всякая философия идет дальше «здравого смысла", ибо здравый смысл не есть философия. До Коперника было против здравого смысла говорить, что земля вертится.

______

* — Эта «относительность». Ред.

«Этот» (der gesunde Menschenverstand *) «есть такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки своего времени» (36) [29]. здравый смысл = предрассудки своего времени

Горгий (стр. 37 [29—30]): 1) ничто не существует. Ничего нет

2) если даже есть, непознаваемо

3) если даже познаваемо, сообщение о познанном невозможно.

... «Горгий сознает в отношении их» (их, бытия и небытия, их взаимоуничтожения), «что это — исчезающие моменты; бессознательное представление тоже обладает этой истиной, но ничего не знает о ней»...(40) [32].

«Исчезающие моменты" = бытие и небытие. Это — прекрасное определение диалектики!!

... «Горгий а) правильно полемизирует против абсолютного реализма, который, имея представления, полагает, что обладает самой вещью, на самом же деле обладает лишь относительным; β) впадает в дурной идеализм нового времени: «мыслимое всегда субъективно, стало быть, оно не есть существующее, посредством мышления мы превращаем существующее в мыслимое»»... (41)[32—33]. Горгий, «абсолютный реализм" (и Кант)

(И ниже (стр. 41 i. f. [33]) Кант назван еще раз.)

_______

* — здравый смысл. Ред.

диалектика в самом предмете Добавить о Горгии: он ставит «или — или" к основным вопросам. «Это однако — не истинная диалектика; было бы необходимо доказать, что предмет всегда необходимо бывает в каком-нибудь одном определении, а не в себе и для себя. Предмет разлагается только в такие определения; но из этого не следует ничего против природы самого предмета» (39) [31] *.

Еще добавить о Горгии:

NB «Речь, посредством которой должно быть сообщено о том, что есть, не является тем, что есть, — то, что сообщается, это не самый предмет, а только речь» (Sextus Empiricus. «Adversus Mathematical. VII. § 83—84) — стр. 41
ср. Фейербах126 [33] — Гегель пишет: «Сущее постигается также не как сущее, а его постиж<

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.