Алгоритм написания сочинения-рассуждения Часть С — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Алгоритм написания сочинения-рассуждения Часть С

2017-06-25 254
Алгоритм написания сочинения-рассуждения Часть С 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Алгоритм написания сочинения-рассуждения Часть С

 

С чего должны начать работу над текстом?

·Понять исходный текст

·Выяснить, о чем пишет автор, что его тревожит, над чем он размышляет, какими мыслями и чувствами он хочет поделиться с читателем, в чем он хочет его убедить, от чего предостеречь…

 

Чтобы понять исходный текст, необходимо:

·Внимательно его прочитать

·Определить стиль и тип этого текста

·Составить план к нему (вопросный, назывной, тезисный, цитатный, комбинированный)

 

Замечание

Определение стиля и типа речи предложенного для анализа текста поможет определить не только степень эмоциональности этого текста, но и авторскую позицию.

·В текстах научного стиля авторская мысль передается ясно, логично, без ярких эмоций, без подчеркивания авторского отношения к содержанию, т.к. для пишущего важна прежде всего фактическая сторона излагаемого.

·Тексты публицистического стиля эмоциональны, что связано с двойной функцией этого стиля речи – передать информацию и эмоционально воздействовать на адресата (очень часто – убедить читателя в своей правоте). Авторская позиция излагается, как правило, прямо, открыто.

·В текстах художественного стиля для понимания авторской позиции очень важен подтекст, глубинный смысл высказывания

Определение типа речи исходного текста помогает правильно определить «способы формирования и разворачивания» авторской мысли.

·В описательных текстах основная информация раскрывается через описание существенных, наиболее значимых частей предмета, его свойств.

·В повествовательных текстах вам необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев и самим сформулировать авторскую идею.

·В рассуждении пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения (тезисы), аргументирует их и делает вывод.

План сочинения-рассуждения:

·Формулировка проблемы исходного текста (ключевой вопрос действия: «О чем говорится в этом тексте?»)

·Комментируем сформулированную проблему (ключевой вопрос действия: «Что мы знаем об этой проблеме?»)

·Сформулировать авторскую позицию (ключевой вопрос действия: «К какому выводу автор приводит читателя?»)

·Аргументация личностной (собственной) позиции («Я соглашаюсь или не соглашаюсь с позицией автора...», привести 2 аргумента: 1-й читательский опыт (художественный, научный, публицистический); 2-й — жизненный опыт; или 2 читательских, или 2 жизненных

·Вывод (передайте читательский отклик, вызванный глубоким и полноценным постижением авторской мысли)

 

Этап: выявляем и формулируем проблему исходного текста.

 

Исходный текст

Моя «Она»

·Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2) Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная...

(4) Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6) Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. (7) Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9) Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10) За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11) По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Все, все пожирает она, ненасытная!

(13) Я ненавижу её, презираю... (14) Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... (15) Детей пока у нас нет...

(16) Хотите знать её имя? (17) Извольте. (18) Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...

(19) Ее зовут — Лень.

(По А.П. Чехову)

 

Тема — то, о чем говорится в тексте.

Проблема — это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной вопрос, который автор ставит и решает; та сторона действительности, которая особенно интересует автора).

Тема и проблема иногда могут совпадать.

В тексте может быть не одна, а несколько проблем. Основная проблема, безусловно, это та проблема, по которой отчетливо заявлена авторская позиция (именно основная проблема в центре внимания пишущего, именно над ней он в основном размышляет, затрагивая попутно и другие проблемы)

В предлагаемых для анализа текстах чаще всего рассматриваются следующие проблемы:

философские (самые общие вопросы развития общества, природы, человека): проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни (“сермяжной правды” — А.И. Солженицын); проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности (Е.Замятин. «Мы»), проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности

социальные (устройство и жизнь общества): взаимоотношение человека и общества (“квартирный вопрос”, право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма (этнической ксенофобии); проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности учёных в своём Отечестве; проблемы цивилизации (социокультурной эволюции)

политические (деятельность государственной власти): политика в жизни общества, гражданское общество, демократия, международные конфликты; разоружение; терроризм; национализм; шовинизм

нравственные (духовная жизнь человека, взаимоотношения людей): проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности/бездуховности.

экологические (взаимодействия человека и окружающей среды): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного подхода к природе (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”); проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы

 

эстетические (восприятие человеком прекрасного): восприятие искусства; воспитание эстетического вкуса; духовность в искусстве; чтение, роль книги в жизни общества; массовая культура, телевидение, интернет.

 

Обращаемся к тексту

Основная проблема: проблема лени

Аспекты (стороны) этой проблемы в центре внимания Чехова:

·неразрывная связь героя текста с ленью (или власть, господство лени над героем рассказа);

·лень — причина всех несчастий героя;

·нежелание героя противостоять лени.

 

Формулируем проблему данного текста:

1-й вариант

В центре внимания юмористического рассказа А.П. Чехова — до боли всем нам знакомая проблема лени: ее власть, господство над героем, нежелание героя противиться ей, хотя он и понимает, что именно «моя «она» делает его глубоко несчастным.

2-й вариант (проблемные вопросы)

В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания А.П. Чехова — актуальная и всем нам знакомая проблема лени.Как влияет лень на чеховского героя, который понимает её губительность? Почему он не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого? Именно эти вопросы волновали А.П. Чехова при написании рассказа «Моя «она».

 

Обращаемся к тексту

 

Текстуальный комментарий (вслед за автором) :

Рассматривая проблему лени на примере жизни одного из своих героев, Чехов обращает внимание на то, что лень героя — привычка «врожденная» («она... родилась раньше меня», или предложение № 1). Автор отмечает, что его герой, ощущая чрезмерную власть лени над собой, прекрасно понимает её губительное воздействие на него («Все, все пожирает она, ненасытная», или предложение № 12). Но, подчеркивает Чехов, его персонаж, осознавая господство лени над собой, в то же время не прилагает никаких усилий, чтобы противостоять лени, «развестись» с этим пороком.

 

Концептуальный комментарий (ваше понимание проблемы с опорой на исходный текст):

Комментируя эту проблему, хочется сразу же сказать, что проблема лени касается не только чеховского героя, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдется Человек, который никогда в жизни не сталкивался с ней. И, наверное, каждый из нас, оглядываясь на свою жизнь, может сказать, что смог бы достичь в жизни гораздо большего, если бы в прошлом смог «порвать» эту «крепкую, прочную, трогательную» связь с матушкой-ленью...

 

Обращаемся к тексту

Проблема текста Авторская позиция (точка зрения А.П. Чехова по проблеме лени) - Что хотел донести до своего читателя Чехов? - Ради чего написан этот рассказ?
Основная проблема: проблема лени Аспекты (стороны) этой проблемыв центре внимания Чехова: ·неразрывная связь героя текста с ленью (или власть, господство лени над героем рассказа); ·лень — причина всех несчастий героя; ·нежелание героя противостоять лени. Чехов хотел: 1) осудить своего героя (насмешка над безволием героя) 2) заставить читателя серьезно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия (чеховская ирония... приводит к живому сотворчеству...)

 

Формулируем авторскую позицию исходного текста:

Авторская позиция скрыта за иронией. Чехов не назидателен. Он, казалось бы, просто рассказывает. Читая текст, в котором лень ассоциируется с женщиной, мы даже ощущаем мягкую, беззлобную улыбку автора. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя: герой рассказа жалок и смешон. Более того, чеховская ирония активно формирует и наше читательское восприятие, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на свою собственную каждодневную жизнь; задумайтесь над ней; нельзя становиться заложником собственной лени. Никто, кроме нас, нам в этом не поможет. И если мы не сделаем усилие над собой, мы будем глубоко несчастны. Мы разрушим себя как личность.

 

Типовые конструкции для выражения авторской позиции:

 

Автор считает (полагает, утверждает), что

подводит читателя к выводу о том, что

заставляет читателя задуматься (на чем)

отрицает, что

иронизирует (над кем? чем?)

осуждает (кого? что?)

(не) соглашается (с чем)

разделяет мнение (кого?)

критикует (кого?)

обвиняет (кого? в чем?)

отстаивает (что?)

доказывает (что?)

убеждает (кого? в чем?)

убежден в том, что

призывает к …, так как убежден в том, что...

с возмущением пишет о том, что...

открыто заявляет о своей гражданской позиции...

неоднозначно относится к поставленной проблеме и т. д.

 

Обращаемся к тексту

Обращаемся к тексту

Заключение

А потому, чтобы не стать современными Ионычами, все мы должны помнить чеховское предостережение, иначе нас ждет куцая, неинтересная, бескрылая жизнь.

 

«Соберем» все сочинение-рассуждение по тексту А.П. Чехова «Моя «она»

Формулировка проблемы исходного текста (достаточно использовать один вариант вступления) 1-й вариант В центре внимания юмористического рассказа А.П. Чехова —до боли всем нам знакомая проблемалени: ее власть, господство над героем, нежелание героя противиться ей, хотя он и понимает, что именно «моя «она» делает его глубоко несчастным.   2-й вариант (проблемные вопросы) В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания А.П. Чехова —актуальная и всем нам знакомая проблемалени.Как влияет лень на чеховского героя, который понимает её губительность? Почему он не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого?Именно эти вопросы волновалиА.П. Чехова при написании рассказа «Моя «она».
Комментарий проблемы (выбери один из двух) Текстуальный комментарий (вслед за автором) :   Рассматривая проблему лени на примере жизни одного из своих героев, Чехов обращает внимание на то, что лень героя — привычка «врожденная» («она... родилась раньше меня», или предложение № 1). Автор отмечает,что его герой, ощущая чрезмерную власть лени над собой, прекрасно понимает её губительное воздействие на него («Все, все пожирает она, ненасытная», или предложение № 12). Но, подчеркивает Чехов, его персонаж, осознавая господство лени над собой, в то же времяне прилагает никаких усилий, чтобы противостоять лени, «развестись» с этим пороком.   или   Концептуальный комментарий(ваше понимание проблемы с опорой на исходный текст):   Комментируя эту проблему, хочется сразу же сказать, что проблема лени касается не только чеховского героя, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдется Человек, который никогда в жизни не сталкивался с ней. И, наверное, каждый из нас, оглядываясь на свою жизнь, может сказать, что смог бы достичь в жизни гораздо большего, если бы в прошлом смог «порвать» эту «крепкую, прочную, трогательную» связьс матушкой-ленью...
Авторская позиция Авторская позиция скрыта за иронией.Чехов не назидателен. Он, казалось бы, просто рассказывает. Читая текст,в котором лень ассоциируется с женщиной, мы даже ощущаем мягкую, беззлобную улыбку автора. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя: герой рассказа жалок и смешон. Более того, чеховская ирония активно формирует и наше читательское восприятие, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на свою собственную каждодневную жизнь; задумайтесь над ней; нельзя становиться заложником собственной лени.Никто, кроме нас, нам в этом не поможет. И если мы не сделаем усилие над собой, мы будем глубоко несчастны. Мы разрушим себя как личность.
Собственная позиция   Аргумент 1     Аргумент 2 С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, вряд ли кто из нас будет отрицать тот факт, что личность формируется постоянно, а не только на пике каких-то особых обстоятельств. От нас зависит наше будущее. А самая важная работа — это борьба с самим собой, со своими собственными вредными привычками, пороками. И ярчайшими примерами тому могут служитьне только чеховские Беликов, Ионыч, Обломов Гончарова, но, к сожалению, и мы с вами. Ведь мы знаем, что не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Мы знаем, что не стоит... - и продолжаем упорно это делать. «Список» невыполненных дел не делает нас счастливыми и не дает нам в полной мере наслаждаться жизнью. Во-вторых, нельзя не согласиться с Чеховым в том, что, если человек не противостоит лени или каким-либо другим порокам, происходит нравственное падение личности. Человек постепенно становиться заложником обстоятельств, он уже не живет, а «плывет по течению».
Заключение А потому, чтобы не стать современными Ионычами, все мы должны помнить чеховское предостережение, иначе нас ждет куцая, неинтересная, бескрылая жизнь.

Исходный текст

Моя «Она»

·Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2) Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная...

(4) Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6) Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. (7) Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9) Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10) За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11) По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Все, все пожирает она, ненасытная!

(13) Я ненавижу её, презираю... (14) Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... (15) Детей пока у нас нет...

(16) Хотите знать её имя? (17) Извольте. (18) Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...

(19) Ее зовут — Лень.

(По А.П. Чехову)

 

 

 

Исходный текст

Моя «Она»

·Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2) Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная...

(4) Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6) Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. (7) Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9) Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10) За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11) По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Все, все пожирает она, ненасытная!

(13) Я ненавижу её, презираю... (14) Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... (15) Детей пока у нас нет...

(16) Хотите знать её имя? (17) Извольте. (18) Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...

(19) Ее зовут — Лень.

(По А.П. Чехову)

 

 

 

 

Исходный текст

Моя «Она»

·Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2) Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная...

(4) Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6) Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. (7) Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9) Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10) За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11) По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Все, все пожирает она, ненасытная!

(13) Я ненавижу её, презираю... (14) Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... (15) Детей пока у нас нет...

(16) Хотите знать её имя? (17) Извольте. (18) Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...

(19) Ее зовут — Лень.

(По А.П. Чехову)

 

Алгоритм написания сочинения-рассуждения Часть С

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.