Компрессия как основной вид переработки научного текста . — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Компрессия как основной вид переработки научного текста .

2017-06-25 4023
Компрессия как основной вид переработки научного текста . 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме.

В результате смысловой компрессии, образуется минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении тезисов, реферата, аннотации, рецензии, а также курсовой и дипломной работ.

Компрессия (сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации.

Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным. Существуют вторичные тексты разной степени сжатия.

Компрессия текста основана на трех главных правилах:

1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста необходимо знать строение абзаца. Каждый абзац имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы и где находятся ключевые слова. Заканчивается абзац выводом.

2.Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выбор которых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например: В монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в работе анализируются различные подходы …, в статье обобщается опыт…, в диссертации использованы следующие методы исследования.

3.В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретным значением (их необходимо определять самостоятельно) для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.

Слова одной группы отражают композицию текста-источника. Слова другой группы называют наиболее частотные структурные элементы текста. К третьей группе относятся слова, которые характеризуют или оценивают суть содержания отдельных частей текста-оригинала.

Таким образом, основными операциями с текстом-источником являются: а) структурно-смысловой анализ текста; б) трансформация информативного содержания текста в соответствии с коммуникативным заданием; в) комбинирование и комментирование информативного содержания текста.

Структурно-смысловой анализ текста предполагает трансформацию текста в перечень информативных единиц назывного плана, изложение проблематики вопросного плана и составление краткого конспекта.

 

20.План.Виды планов

План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей. Планы бывают простые и сложные, тезисный

При составлении плана необходимо соблюдать определенную последовательность действий:

1. Выделить существенные мысли.

2. Выделить главную мысль;

3. Разделить текст на части, сгруппировать его вокруг существенных мыслей.

4. Озаглавить каждую часть.

Составляя план, надо помнить требования, предъявляемые к плану:

1. В пунктах плана должны быть выделены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа.

2. Пункты плана должны быть краткими.

3. Они должны быть связаны между собой по смыслу.
Формулировка пунктов плана может быть дана в назывной форме, а также в виде вопросительных и повествовательно-утвердительных предложений.

2. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план - опорная схема.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Тезисный план - план из тезисов глагольного строя (например:Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада.

Назывной план - план из тезисов номинативного строя (например:Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План - опорная схема состоит из опор - слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

План может быть простым и развернутым, или сложным, когда раскрывается содержание его основных пунктов.

При составлений простого плана нужно сформулировать основную мысль каждого абзаца: найти ключевое слово и преобразовать его в абстракт­ное существительное, нанизывая к нему зависимые слова, и получится план в назывной форме. Назывной план легко преобразовать в вопросительный, и наоборот.

При составлении сложного плана текст необходимо разделить на композиционные части: вводную, основную и заключительную. Затем в каждой композиционной части необходимо сформулировать основную мысль, которая и будет заголовком. Каждая из композиционных частей могут объединять в себе два и более абзацев, в которых отражаются (раскрываются) отдельные аспекты отраженной в заголовке (каждой из композиционных) частей проблемы.

21. Тезисы как жанр научного текста

Тезис (от греч. thesis – буквально означает «положение, утверждение).
Тезис - это мысль или положение, истинность которого требуется доказать.

 

Правила тезирования:

Ø Тезис должен быть четким и ясным.

Ø Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.

Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника.

Оригинальные тезисы - пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму.

Виды тезисов: основные, простые, сложные.

Основные тезисы - это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника.

Простые тезисы - это главные мысли, входящие иногда составной частью в конспект и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов.

Два вида тезисов (простые и основные), называются сложными тезисами

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

1. преамбула (вводная часть);

2. основное тезисное положение;

3. заключительный тезис.

3. В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:

- тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

- тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Составление тезисов: По каждому пункту плана необходимо кратко записать основную мысль выделенной части текста.

В тезисах надо раскрыть основные мысли.Текста отвечая на вопрос «Что говорится в это части текста?»

При выделений ключевых слов и словосочитаний обращайте внимание на знаки препинания.В каждый тексте выделяйте не только опорные слова и словосочетание,но и целые предложения,в которых содержатся основные мысли.

 

22.Аннотация. Сущность в назначение аннотации.

Аннотация – это сжатая, краткая характеристика книги, ее содержания и назначения.Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» Аннотация, в отличие от реферата, не раскрывает содержания документа, а лишь информирует о существовании документа определенного содержания и характера, дает самое общее представление о его содержании и тем самым помогает в отборе необходимой информации. Аннотации бывают справочные (описательные или информативные), рекомендательные, общие и специализированные (разновидность последней – аналитическая: дает характеристику только некоторым, отдельным частям по определенной теме).

Требования к аннотации: лаконичность в сочетании с конкретностью изложения содержания первичного документа; отсутствие оценок и рекомендаций по использованию первичного документа (рекомендательной аннотации наличие оценок и рекомендаций характерно).

В качестве основного метода при построении аннотации используется формализованный подход. Сущность используемого метода заключается в том, что при составлении аннотации заранее задаются некоторые формальные правила:

Ø определяются элементы структуры издания, которые подлежат анализу с целью извлечения информации для составления справочной аннотации;

Ø определяется набор сведений (аспектов содержания), которые следует обязательно включить в состав аннотации;

Ø приводится перечень формальных текстовых признаков (маркеров и индикаторов), позволяющих выделить заданные в структуре аннотации аспекты содержания;

Ø задаются правила редактирования извлекаемых из первичного документа предложений, подлежащих включению в аннотацию.

Реферат. Виды рефератов.

Реферат (от лат.Referee – докладывать, сообщать) – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике? Что излагается в нем?». Основные требования, предъявляемые к реферату: информативность, полнота изложения, объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста, корректность в оценке материала. Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предлагают критическое или творческое осмысление литературы.

Виды рефератов
Репродуктивные Продуктивные
Реферат-конспект Реферат-резюме Реферат-обзор Реферат- доклад
       

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал. Сведения о методах исследования. О полученных результатах и возможностях применения.

Реферат-резюме - приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзор – охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад – дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы. В структуре реферата выделяется три основных компонента, библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.