Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-06-25 | 319 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Выделяются методы диагностики общих способностей и специальных способностей.
В зарубежной литературе общие способности сводятся к интеллекту специальные способности делятся: по видам психических функций (моторные, сенсорные), по видам деятельности (технические, профессиональные).
Моторные тесты: измерение точности, скорости движений, зрительно-моторная координация, кинестезия, ловкость движений пальцев рук, тест точности мышечного усилия.
Сенсорные тесты: вышли из экспериментальных исследований восприятия, во многом из клинических исследований дефекта сенсорных функций. Наиболее широкое применение: отбор персонала военного и промышленного. В основном разработаны методы для определения зрения и слуха.
Диагностика механических или технических способностей.
Методы изучения более конкретных, прикладных способностей. Технические способности – способности проявляющиеся при работе с техникой. Требуют способности к мышлению, двигательным навыкам, техническое понимание (Терстоун), пространственное представление.
Тесты диагностируют приобретенные знания, навыки и умения. Хуже диагностируют способности к пространственному представлению.
Наиболее эффективно диагностирование в период формирования индивидуальной структуры способностей.
Положения общей теории способностей:
1 Способности – всегда способности к определенному роду деятельности. Способности выявляются в деятельности.
2 Способности – понятие динамическое, они проявляются и развиваются.
3 В отдельные периоды развития человека существуют наиболее благоприятные условия развития способностей. Эти периоды называются сензитивными.
4 Способности развиваются в комплексе.
|
5 Возможна в широких пределах компенсация отсутствия одних способностей наличием других.
Тест – проба или задача, может быть трудной или простой, важной или неважной. Значение имеет результат тестирования.
До 5% солдат неспособны усвоить назначенную для них воинскую специальность.
Тесты специальных возможностей – группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных и узких областях деятельности.
Валидизация тестов способностей производится по отношению к узким областям деятельности.
Батарея тестов общих способностей – GATB (general aptitude test battery)
Применяется для выявления способностей к видам деятельности. Разработана в 1956 году в США, включает 12 субтестов (8 – бланковые, 4 – аппаратурные), все тесты скоростные.
SATB – специальные способности.
NATB – для неумеющих читать.
Тест Равена
Предложен психологами Пенроуз и Равеном в середине 30-х годов.
Предназначен для измерения интеллекта детей от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 60 лет.
Кроме ч/б варианта существует и цветной вариант.
В тесте 5 серий по 12 заданий.
Каждая серия исследует определенную умственную операцию G-фактора по Спирмену.
Цветной вариант – 3 серии по 12 заданий.
Тест измеряет как скорость, так и результативность умственной работы.
Корреляция результатов теста с результатами теста Стенфорд-Бине 0,66.
Коэффициент надежности от 0,7 до 0,9.
Прогностическая валидность по отношению к успешности учебы 0,72.
Шкала измерения интеллекта Векслера
Иногда его называют Векслер-Бельвью. Бельвью – название клиники.
Штур – школьный тест умственного развития
Диагностика детей 6-8 классов.
6 субтестов.
Отмечена корреляция с тестом Амтхауэра.
Тест Амтхауэра и методика исследования особенностей мышления (МИОМ)
Тест Амтхауэра, (факторы (4):) выявляет застывший, кристализованный, потенциальный интеллект.
|
Тесты интеллекта
Интеллект (лат. понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
В разных психологических концепциях интеллект отождествляется:
· с системой умственных операций: абстрагирование, анализ, синтез – термины формальной логики,
· со стилем и стратегией решения проблем,
· с эффективностью познавательной активности при анализе ситуации,
· с когнитивным стилем в целом.
Ж. Пиаже: интеллект – биопсихическая адаптация к наличным обстоятельствам жизни.
Первые тесты интеллекта разработаны Гальтоном и Кеттеллом.
История изучения интеллекта – конец 19 начало 20 века.
В 1905 году Бине и Симон предложили измерять способность справляться с ответственными заданиями и успешно приспосабливаться к обстоятельствам ситуации (интеллект).
Тесты интеллекта – психодиагностические методики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида.
У каждого из нас есть образ умного человека, человека обладающего высоким интеллектом.
С целью описания обыденного представления об интеллекте проведено исследование (выборка до 1000 неэкспертов и 200 экспертов), характеристики участников эксперимента.
Разница житейских представлений и научных представлений об интеллекте:
неэксперты выделяют:
1 фактор – способность к решению проблем бытийного характера (логично рассуждает, улавливает связь идей…);
2 фактор – вербальные способности (ясно и четко формулирует свои мысли, знаток в конкретной области…);
3 фактор – социальная компетентность (способность принимать людей такими какие они есть…);
эксперты выделяют:
1 фактор – вербальный интеллект (понимание смысла написанного, четкость формулирования мысли, любознательность…);
2 фактор – способность к решению задач (умение применить знания и навыки к решению проблемных ситуаций, умение формулировать проблему…);
3 фактор – практический интеллект (хорошая ориентировка в ситуации, интерес к окружающему миру…).
Интеллект не адекватен понятию креативность (творческие способности) и только частично коррелирует с понятием мудрость.
Психометрическое понимание интеллекта связывают с именем Гальтона, который первый разработал тесты интеллекта.
Существует несколько теорий или концепций интеллекта, на основе которых разработаны тесты интеллекта. Объяснить решение тестов интеллектуальной задачи можно только при наличии теоретической концепции.
|
Концепция Спирмена.
Наличие двух факторов интеллекта:
G-фактор – общий интеллект,
S-фактор – специфический интеллект.
Спирмен был сторонником корреляционного метода анализа и метода наблюдения в анализе интеллекта. Варьируются условия и измеряются изменения – экспериментальный метод. Корреляционный анализ между факторами интеллекта и общими условиями.
G-фактор отвечает за установление отношений и связей. Отношения – индуктивное мышление, связи – дедуктивное мышление.
Пример использования концепции Спирмена – тест прогрессивных матриц Равена.
В показателях некоторых других тестов (Векслер, шкала Стенфорд-Бине (Бине – автор, Стенфорд – город, где расположен университет, в котором тест адаптировался)) также существуют признаки G-фактора.
Многофакторная концепции интеллекта Терстоун
Основываясь на концепции Спирмена, он использует G-фактор, но выделяет 7 факторов:
· словесное понимание,
· беглость речи,
· легкость оперирования числовым материалом,
· пространственная ориентация,
· ассоциативная память,
· скорость восприятия,
· индуктивное мышление.
Концепция Гилфорда.
Выделятся 120 видов интеллекта:
Методики на интеллект должны быть:
· теоретически обоснованные,
· эмпирически проверенные,
· эффективно работающие, т.е. дающие прогноз.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!