Учебный предмет «Окружающий мир» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Учебный предмет «Окружающий мир»

2017-06-25 257
Учебный предмет «Окружающий мир» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Человек и общество

Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения Представление ребенка о себе и о других людях.

Младший школьник. Учебные принадлежности. Правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Здоровье человека.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Правила безопасной жизнедеятельности.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращений с электроприборами. Правила безопасного поведения во дворе, на улице, при общении с незнакомыми людьми. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог, обморожение, перегрев).

Правила поведения на реке, при грозе, при урагане и сильном ветре.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о близких. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Детские игры и забавы.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила дорожного движения. Знаки светофора и дорожные знаки. Правила пользований транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства.

Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте; государственная граница России.

Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца России (по выбору).

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город, его достопримечательности.

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с несколькими странами.

II. Человек и природа

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями. газами.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого.

Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки, океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, края. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травянистые растения.

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их различия.

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).

Размножение животных.

Дикие и домашние животные.

Роль животных в природе и жизни людей.

Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Бережное отношение человека к животным и растениям.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; цепи питания.

Природные зоны России. Общее представление об основных природных зонах: климат, растительный и животный мир; особенности труда и быта людей, влияние человека на природу.

Правила поведения в природе.

Народный календарь, приметы, поговорки, пословицы, связанные с сезонным трудом людей.

Воспитание первоначальной экологической культуры. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Предметные требования к результатам обучения

Обучающиеся должны знать/понимать:

- особенности своего организма, ограничения здоровья и возможности познания окружающей действительности с помощью сохранных органов чувств и вспомогательной аппаратуры;

- элементарные правила здорового образа жизни, личной гигиены;

- правила поведения дома, в школе, общественных местах, на улице;

- безопасную дорогу до школы, правила дорожного движения;

- основные правила безопасного поведения в различных общественных местах, а также при возникновении опасных природных ситуаций и в экстренных случаях;

- несколько (до 15-20) распространенных в местности названий растений (деревья, кустарники, травянистые растения), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), в том числе домашних животных.

- символику нашей страны, названия 10-15 наиболее крупных городов, морей, рек, озер;

- основные достопримечательности своего города (села)

- местные традиции, государственные праздники;

- названия некоторых других стран и их местоположение;

- взаимосвязь изменений в природе и погоде со сменой времен года, а также сезонную обусловленность сельскохозяйственной деятельности людей

- природоведческие и географические понятия (о Земле и ее форме и размерах, о других небесных телах, материках, странах, формах земной поверхности, полезных ископаемых и др.), умение ориентироваться во времени и пространстве;

- о различных состояниях тел природы (твердое, жидкое, газообразное), свойствах твердых тел, воды, воздуха и обусловленности жизни живых организмов (на элементарном уровне)

Обучающиеся должны уметь:

- соблюдать правила культурного поведения в школе, транспорте, в театре, в группе, в семье и др.;

- соблюдать правила речевого этикета;

- исполнять обязанности дежурного, члена семьи;

- соблюдать правила личной гигиены и здорового образа жизни, следить за внешним видом;

- ориентироваться в городе, знать расположение основных достопримечательностей,

- пользоваться компасом на местности, определять стороны горизонта;

- ориентироваться во времени, определять время по часам;

- оперировать полученными знаниями об организме и строении тела человека, определять пульс, вес, рост человека, а также оценивать состояние здоровья человека (болен/здоров), оказывать элементарную медицинскую помощь;

- соблюдать правила первоначальной экологической культуры;

- владеть навыками безопасного поведения в общественных местах;

- пользоваться доступными средствами связи при критических ситуациях и обращаться за необходимой помощью (пожар, плохое самочувствие, др.);

- показывать на географической карте и глобусе границы нашей Родины, столицу, 5-6 крупных городов, 3-4 реки и др.;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы

- устанавливать элементарные взаимосвязи между изменениями в природе и жизнедеятельностью человека (его занятиями, одеждой),

- контролировать свое поведение, давать оценку своим поступкам;

- сообщать учителю, товарищу об интересных явлениях природы, о погоде, о своих домашних животных, интересных событиях,

- выражать свои желания / нежелания по отношению к чему-либо, характеризовать свое настроение и эмоциональное состояние окружающих людей (в элементарной форме), определять причину изменения настроения

- наблюдать за природой и погодой своего края, вести «Дневник наблюдений» («Календарь погоды»), фиксировать наблюдения в записях и зарисовках, рассказывать о результатах наблюдений, об экскурсиях, опытах;

- оперировать знаниями о признаках времен года, о животных, растениях, человеке, жизни города и страны в ходе учебных и игровых ситуаций, а также в обыденной жизни;

- выделять существенные признаки при характеристике объектов живой и неживой природы;

- коллективно и индивидуально готовить проекты (презентации), выставки, викторины на предложенные учителем темы и согласно собственным интересам: «Моя семья», «Достопримечательности родного города», «Государственные праздники», «Животные Красной книги», «Все работы хороши» и др.

- уметь рассказывать о результатах наблюдения, экскурсиях, используя собственные записи и зарисовки;

- участвовать в различных видах общественно полезного и природоохранного труда (изготовление кормушек и подкармливание птиц, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне, выращивание рассады и растений и др.).

Виды деятельности обучающихся под педагогическим руководством [14] :

Экскурсии в лес, сад, парк с целью знакомства с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями данной местности и изменениями в жизни растений и животных осенью; изучение поверхности своей местности, ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием и охраной; в краеведческий музей.

Практические работы и занятия:

по календарю погоды – сравнение погоды разных дней; строение термометра и измерение температуры воздуха; измерение глубины снегового покрова;

части растения и уход за комнатными растениями; размножение растений черенками, луковицами, отводками, усами; выращивание лука в ящиках или цветочных горшках; выращивание клубней картофеля;

практическая деятельность в умывальне, душевой (ванной комнате); прогулки, физзарядка;

подсчет пульса в спокойном состоянии, после бега на месте или десяти приседаний;

первая помощь при обморожении; приемы оказания первой помощи при некоторых кровотечениях, простейшие обработки небольших ран, приемы наложения повязок (работа проводится под руководством медицинского работника школы);

определение сторон горизонта по солнцу и по компасу; нахождение на глобусе и карте полушарий полюсы, экватор, северное и южное полушария;

моделирование из влажного песка форм земной поверхности; измерение расстояния на местности; изображение расстояний на чертеже; вычерчивание схематического плана школьного участка; определение расстояний, изображенных на чертеже и карте, с помощью масштаба плана, карты.

работа с географической картой страны, области (республики);

работа с гербарным материалом, коллекциями, иллюстративными средствами, с картой природных зон России;

определение свойств горных пород (твердость, цвет, растворимость в воде) по раздаточному материалу; наблюдение за разрушением гранита при изменении температуры;

Простейшие опыты: со снегом и льдом, знакомство с физическими свойства воды; очистка воды фильтрованием; изучение свойства кислорода (поддерживать горение) и воздуха (занимает место, сжимаем и упруг, изменение объема с изменением температуры, движение теплого и холодного воздуха); влагопроницаемость почвы; физические свойства 4-5 полезных ископаемых.

Работа с натуральными объектами: растительность леса, полевые культуры, чучела и коллекции животных-обитателей рассматриваемого местного ландшафта.

Ведение наблюдений и их фиксация в «Рабочей тетради», подведение итогов наблюдений:

за погодой; за растениями и животными на учебно-опытном участке, в природе.

за развитием растений из семени

за изменением высоты Солнца над горизонтом в двадцатых числах каждого месяца и происходящими в связи с этим изменениями в природе.

за погодой и изменениями характеристик её составляющих (температура воздуха, облачность, осадки, ветер);

за сезонными изменениями в природе (распускание почек на ветках, принесенных в помещение ранней весной, поведение птиц и насекомых ближайшего окружения в осенне-весенний период);

за сменой времени суток (закат, рассвет, полная луна, месяц, звёзды в ясную ночь, долгота дня),

за домашними животными и аквариумными рыбками (особенности поведения, приёмы ухода и безопасного обращения);

за образцами правильного поведения в обществе и на природе, за собственным внешним видом;

за изменениями настроения (собственного и окружающих) в связи изменениями в погоде, самочувствии, во взаимоотношениях с людьми и др.

за возможностями собственного восприятия окружающей действительности посредством различных органов чувств, ограничениями и способами компенсации.

Участие в работах на пришкольном участке, подкормка птиц зимой.

Совместное приготовление к школьным праздникам, привлечение обучающихся к участию в общешкольных и внешкольных общественных мероприятиях.

Участие в подборе материалов на заданную тему и подготовке проекта с привлечением информационно-коммуникационных технологий (Интернет, программа Microsoft PowerPoint), переписка посредством электронной почты.

 

 

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИИ»

Учебные предметы

«Материальные технологии», «Компьютерные технологии»»

Пояснительная записка

Основные задачи реализации содержания:

• Овладение глухими обучающимися основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.

• Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.

• Формирование у глухих обучающихся положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

• Развитие способности глухого ребенка к самообслуживанию в элементарной форме; по воспитанию трудолюбия и исключению возможности иждивенческой позиции по отношению к близким и во взаимоотношениях с окружающими людьми.

• Усвоение глухим ребенком «житейских понятий» в ходе его занятий предметно-практической деятельностью.

• Формирование у глухих обучающихся ручных умений и мелкой моторики рук в ходе занятий продуктивной и преобразующей деятельностью, в частности, предметно-практической.

• Обеспечение мотивированности высказываний, созданию потребности у глухого обучающегося в пользовании словесной речью, возникающей под влиянием педагогически организованных занятий разными видами деятельности, в том числе предметно-практической деятельностью, и в разных формах организации совместной деятельности.

• Использовании технических средств, обеспечивающих коммуникацию посредством информационных технологий. Формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся, включая ознакомление с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания и другим аспектам.

• Получение первоначальных представлений об информации, её отборе, анализе и систематизации, способах получения, хранения, переработки информации;

• Приобретение навыков использования основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; владение эргономичными приёмами работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

• Формирование представлений о правилах клавиатурного письма, приобретение базовых навыков использования простейших средств текстового редактора;

• Приобретение простейших приёмов поиска информации (по ключевым словам, каталогам) и использования электронных образовательных ресурсов; формирование критического отношения к информации и к выбору источника информации;

• Приобретение навыков работы с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), создания, представления и передачи сообщений;

• Обеспечение практического опыта усвоения учебного материала и выполнения простейших задач воспроизводящего и продуктивного характера, представленных в цифровом формате.

• Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации,

• Пропедевтика будущей трудовой деятельности и профессиональной ориентации с выявлением способностей и интересов глухого обучающегося применительно к доступным сферам труда.

Содержание предметной области

ТЕХНОЛОГИЯ

Представления о профессиях людей, занятых на производстве, транспорте, строительстве, в интеллектуальном труде и сфере бытового обслуживания; представления о культуре жилища, организации быта.

Владение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах; владение основными технологическими приемами при работе с разными материалами и инструментами.

Соблюдение правил организации рабочего места и техники безопасности при работе с разными материалами и инструментами; правил безопасного пользования электрическими приборами и бытовой техникой; правил гигиены и безопасности при использовании продуктов питания, приготовления и приема пищи.

Умение действовать на основе образца, по описанию, схеме, чертежу, собственным представлениям и впечатлениям; работать самостоятельно, используя свой опыт, знания и умения.

Владение первоначальными навыками совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации труда.

Владение элементарными практическими умениями пользоваться (под руководством взрослого) средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) с активным привлечением доступных для глухого ребенка технических средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

Активное использование накопленного опыта и трудовых умений для своего жизнеобеспечения, творческого решения учебных и бытовых задач, а также при оказании помощи близким.

Под руководством учителя: определять материалы, инструменты, учебные принадлежности, необходимые для достижения цели; определять последовательности действий, операций; контролировать ход деятельности; сопоставлять результаты с образцом. Самостоятельно выполнять знакомые операции и действия. Коллективно и самостоятельно составлять подробный пооперационный, краткий план предметно-практической деятельности. сопоставлять результаты и ход деятельности с образцом, с содержанием задания. Принимать и понимать цель и задачи деятельности. Определять по образцу изделия необходимые для работы материалы и инструменты. Определять материалы, инструменты, необходимые для выполнения отдельных операций и нескольких действий. Коллективно и самостоятельно составлять подробный пооперационный, краткий план предметно-практической деятельности. Пользоваться планом при изготовлении изделий, при составлении описания продукта деятельности. Кратко и подробно описывать проделанную работу (параллельно и по ее окончанию). Овладевать трудовыми действиями и операциями (при работе с бумагой, конструктором, с тканью). Выполнять задания учителя точно и быстро. Ставить цель и задачи деятельности, определять нужные действия и порядок их следования (план деятельности). Подробно и кратко описывать свою работу (параллельно и по окончании работы). Сопоставлять результаты деятельности с образцом, с содержанием инструкции. Участвовать в коллективной деятельности: принимать задания учителя, руководителя группы детей, выполнять их требования, сообщать об окончании работы, уточнять непонятное задание, владеть способами, приемами оказания помощи товарищу. Выполнять обязанности руководителя группы: давать поручения, проверять правильность выполнения, оказывать помощь, распределять работу между товарищами, вместе с ними определять план работы и способы достижения цели. Участвовать в классной и внеклассной деятельности товарищей. Оказывать помощь взрослым и товарищам. Выражать радость, удовлетворение, сожаление результатами деятельности. Овладевать трудовыми действиями и операциями по предложенным учителям видам труда. Содержать в порядке свое рабочее место. Соблюдать правила поведения и техники безопасности.

В результате изучения компьютерных технологий на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.

Содержание обучения включает:

• приобретение опыта работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, которые могут передаваться с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете,

• знакомство с различными средствами ИКТ, освоение общих безопасных и эргономичных принципов работы с ними; осознание возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры,

• формирование умений обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ, введения различных видов информации в компьютер (текст, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать информационные объекты),

• формирование умений оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности на следующей ступени образования.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.