Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.

2017-06-25 342
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование умений моделировать ситуацию общения. Развитие воображения. Расширение опыта в подключении и использовании остаточного зрения в ситуацию общения, социального взаимодействия. Развитие способности к координации очерёдности высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей.

3.2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

Программа духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся, их социализацию, организацию нравственного уклада школьной жизни в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной ­педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, обладающего значимыми для него качествами личности: активности, самостоятельности, коммуникабельности, развитие мотивационно - потребности сферы.

Задачи духовно­-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся:

· гражданско-патриотическое воспитание, направленное на формирование и развитие личности;

· формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности обучающегося выполнять собственные нравственные обязательства, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

· формирование основ нравственного отношения к жизни в обществе зрячих;

· формирование трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

· воспитание положительного и бережного отношения к природе, окружающей среде, любознательности и взаимодействия с миром живой и неживой природы;

· формирование способности к преодолению трудностей, развитие мобильности;

· формирование эстетического сознания, нравственных и эстетических ценностей и культуры поведения;

· формирование навыков организации сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;

· развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимание других людей и сопереживание им;

· воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

· воспитание потребности в социальных контактах, социально-бытовой и пространственно-ориентировочной деятельности;

· формирование уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;

· формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

· воспитание бережного отношения к своему здоровью, сохранным анализаторам, в том числе к остаточному зрению и здоровому образу жизни.

Образовательная организация может конкретизировать общие задачи духовно -­ нравственного развития, воспитания слепых обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

В основу содержания программы духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся положены как общие (ориентация на идеал, следование нравственному примеру, идентификация, диалогическое общение, полисубъектность воспитания, системно-деятельностная организация воспитания, аксиологический принцип), так и специальные принципы (учет образовательных потребностей, опора на сохранные анализаторы, развитие нравственных чувств и представлений слепых, обогащение социально-нравственного опыта, создание условий, максимально приближенных к реальной жизни).

Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся осуществляется по следующим направлениям, включающим духовные, нравственные и культурные традиции нашей страны:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, своей школе; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; знание своих прав и обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; социальные контакты; общение, самопознание, знания о другом человеке, самостоятельность, независимость.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни:

Ценности: уважение к родителям; забота о старших
и младших; физическое и психическое здоровье, физическое самосовершенствование; стремление к здоровому образу жизни; нравственное здоровье; охрана остаточного зрения
, социально-бытовая активность; социально-бытовая независимость, мобильность.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду и творчеству; настойчивость; бережливость; трудолюбие; самореализация, познание себя, чувство нового.

Воспитание положительного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание; чувство нового.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве; чувство нового.

Реализация перечисленных направлений, включающих духовные, нравственные и культурные традиции нашей страны, способствует личностно-социальному развитию слепых обучающихся, их социализации.

Образовательная организация может расширить сектор представленных направлений, отдать приоритет тому или иному направлению, конкретизировать направления различными видами, формами деятельности.

Основное содержание духовно ­- нравственного развития, воспитания слепых обучающихся:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;

представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

начальные представления слепых обучающихся о своих правах и обязанностях;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

умение отвечать за свои поступки;

позитивное, доверительное отношение к окружающим;

негативное отношение к нарушению порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

представления о правилах поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

элементарные представления о религиозной картине ми­ра, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни:

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

стремление к социальным контактам, социально - бытовой активности и независимости;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил этики, культуры речи;

стремление к проявлению волевых усилий; к преодолению иждивенчества;

стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

представления о возможном негативном влиянии на морально -­ психологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления о профессиях;

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание положительного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

представления о душевной и физической красоте человека;

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Реализация программного содержания духовно-нравственного развития, воспитания, требует от образовательной организации создания необходимых условий, обеспечивающих включение слепого обучающегося в разные виды деятельности, что создает основу для деятельностного освоения обучающимися базовых национальных, нравственно-этических, эстетических ценностей.

В тоже время, в программу должны быть включены мероприятия, способствующие интеграции слепых обучающихся в широкий социум.

В качестве таких мероприятий выступают:

участие в творческой деятельности, творческих конкурсах;

освоение навыков творческого применения знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике;

расширение кругозора о жизни зрячего социума;

знакомство с деятельностью различных организаций и сотрудничество с ними;

участие в игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного партнёрского взаимодействия в системе координат «слепой-слепой», «слепой - зрячий»;

участие в коллективных играх, досуговых мероприятиях;

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий;

участие в экскурсиях для ознакомления с различными видами труда, профессиями;

участие в игровых ситуациях по мотивам различных профессий;

приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома;

участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы;

получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов;

посещение конкурсов и фестивалей;

получение первоначального опыта самореализации в доступных видах творческой деятельности (на уроках и в условиях дополнительного образования).

Важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов (семья, организаций дополнительного образования, культуры, спорта) при ведущей роли педагогического коллектива образовательной организации.

Для организации нравственного уклада жизни слепого обучающегося решающее значение имеет взаимодействие образовательной организации и семьи. Образовательная организация, с одной стороны, направляет свои усилия на:

содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных духовно-нравственного проблем воспитания, в том числе в решении вопросов удовлетворения индивидуальных особых образовательных и личностных потребностей слепого обучающегося;

повышение педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей) слепого обучающегося;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей) по вопросам духовно-нравственного воспитания слепых обучающихся, формирования адекватного отношения к запросам и возможностям своего ребёнка.

С другой стороны, образовательная организация во взаимодействии с семьёй опирается на положительный опыт семейного воспитания слепого обучающегося и продуктивно его используют в образовательном процессе.

В работе с родителями (законными представителями) могут быть использованы различные организационные формы, в том числе: родительские собрания, родительские конференции, собрания-диспуты, родительские лектории, семейная гостиная, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинары, воскресные школы семьи, тренинги для родителей и др.

В качестве планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся выступают: расширение, обогащение духовно-нравственных представлений, нивелирование негативных качеств характера и личностных проявлений слепых обучающихся, что проявляется в:

воспитании любви к своей Родине: любви к своей стране, городу (родному краю);

воспитании любви к своему национальному языку, культуре;

сформированности основ нравственного сознания личности (совести) - способности обучающегося выполнять определенные (доступные) нравственные обязательства,

сформированности основ нравственного поведения в обществе, т.е. сформированные умения придерживаться в своём поведении освоенных моральных норм;

воспитании позитивного отношения к семье в жизни человека, знание традиций российской семьи;

воспитании уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;

воспитании трудолюбия, усердия;

воспитании положительного и бережного отношения к природе, окружающей среде, проявление интереса к взаимодействию с миром живой и неживой природы;

развитии чувства прекрасного, развитии умения находить и прекрасное в окружающей жизни, и самореализовываться в доступных видах художественной деятельности;

сформированности культуры поведения (вербальной и невербальной);

развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

развитии потребности в двигательной активности, участие в предметно-практической деятельности (социально-бытовой, ориентировочной и др.);

воспитании бережного отношения к своему здоровью, сохранным анализаторам.

Особыми достижениями в духовно-нравственном развитии, воспитании слепых обучающихся выступает развитие у них способности использовать сформированные представления (нравственные и социальные), способы деятельности, положительные личностные качества в реальной жизни.

3.2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Процесс формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, являясь составной частью воспитательного процесса слепых обучающихся, опирается на общие (систематичность, непрерывность, междисциплинарность, преемственность урочной, внеурочной и внешкольной деятельности) и специальные (учет особых образовательных потребностей, учет состояния зрительных функций, опора на сохранные анализаторы, обогащение и расширение практического опыта с опорой на компенсаторные возможности обучающихся, необходимость офтальмологической поддержки обучающихся) принципы.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства.

Программа направлена на развитие мотивации и готовности слепых обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, познавать и ценить природу как источник жизни и духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия; на освоение слепыми обучающимися правил собственной безопасности жизнедеятельности в предметно-пространственной среде школы.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни cформирована с учётом факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья слепых обучающихся:

неблагоприятные экологические, социально-экономические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных организациях и приводящие к ухудшению здоровья обучающихся (факторы негативного влияния на остаточное зрение, сохранные анализаторы и др.);

факторы риска, отражающие трудности пространственной ориентировки при преодолении препятствий в условиях осуществления практической деятельности на суженой сенсорной основе.

Цель программы: формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни путем расширения и обогащения опыта экологически сообразного и безопасного поведения в социальной и природной среде.

Задачами программы выступают:

формирование элементарных экологических знаний, представлений;

формирование представлений о факторах риска для здоровья человека;

формирование представлений о факторах риска для остаточного зрения (бесконтрольные физические нагрузки, нерегламентированная зрительная работа, несоблюдение светового режима и др.);

развитие потребности в использовании средств оптической коррекции (для слепых обучающихся с остаточным зрением), тифлотехнических средств и приемов, облегчающих пространственную ориентировку и овладение обучающимися предметно-практической деятельностью;

развитие позитивного отношения к выполнению правил личной гигиены, в том числе гигиены глаз, выполнение режимных моментов, соблюдение принципов правильного питания);

формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни, и способах его поддерживания;

формирование представлений о возможных чрезвычайных обстоятельствах и основных правилах поведения в экстремальных ситуациях;

формирование способов безопасного поведения в различных видах деятельности (учебной, трудовой, спортивной и др.);

воспитание бережного отношения к живой и неживой природе;

воспитание потребности обращаться по любым вопросам, связанным с состоянием здоровья, к медицинским работникам, находящимся в образовательной организации.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни слепых обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми практическая работа обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей, способствующая:

практическому освоению ими знаний основ здорового образа жизни;

адаптации к предметно-пространственной среде образовательной организации;

развитию потребности взаимодействия с природной средой;

пониманию роли в жизнедеятельности человека режима дня, двигательной активности, правильного питания, выполнения правил личной гигиены (в том числе гигиены глаз) и правил использования и хранения средств оптической коррекции (для слепых с остаточным зрением).

При реализации программы необходимо учитывать наряду с возрастными особенностями психофизиологические характеристики слепых, их особые образовательные потребности.

Этапы организации работы образовательной организации по реализации программы.

Работа образовательной организации по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть реализована в два этапа.

Первый этапнаправлен на анализ состояния и планирование работы образовательной организации по данному направлению и включает:

анализ имеющихся в образовательной организации условий, необходимых для реализации программы с учетом особых образовательных потребностей слепых обучающихся;

организацию здоровьесберегающей среды в образовательной организации с учетом особых образовательных потребностей слепых обучающихся (создание безбарьерной предметно-пространственной и социальной среды, строгое соблюдение регламента физических нагрузок и др.);

выделение приоритетных направлений работы с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Второй этапнаправлен на реализацию работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Работа со слепыми обучающимися включает:

формирование представлений об экологически сообразном поведении человека в быту и природе;

освоение предметно-пространственной среды образовательной организации;

организацию и расширение практического опыта экологически сообразного и безопасного взаимодействия обучающихся с природной и социальной средой с использованием сохранных анализаторов;

формирование и развитие специальных умений, необходимых в процессе взаимодействия обучающихся с природной и социальной средой (умения ориентироваться в знакомом и незнакомом пространстве, в замкнутом, свободном пространстве, умения самообслуживания и др.);

закрепление полученных знаний и умений на курсах коррекционно-развивающей области, в процессе изучения учебных предметов, во внеурочной и внеклассной работе.

Реализация указанного направления требует проведения мероприятий, направленных на экологическое просвещение обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья, профилактику вредных привычек.

Реализация работы по формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни требует сотрудничества с педагогическими работниками, родителями (законными представителями), которое может реализовываться за счет:

просветительской работы по вопросам формирования у слепых обучающихся основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

обеспечения педагогических работников, родителей (законных представителей) информационными ресурсами, в том числе необходимой учебно-методической литературой;

привлечения педагогических работников, родителей (законных представителей) к участию в спортивно-оздоровительных, лечебных, природоохранных мероприятиях и др.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.