К теме 1. Введение в психологию — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

К теме 1. Введение в психологию

2017-06-25 162
К теме 1. Введение в психологию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К теме 1. Введение в психологию

Психологическое знание. Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

- житейская психология,

- научная психология,

- практическая психология,

- искусство,

- иррациональная психология.

 

Психические явления - это факты внутреннего субъективного опыта, к которым относят разнообразные проявления психической жизни человека

 

Все психические процессы подразделяются на:

познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение

эмоциональные – активные и пассивные переживания

волевые – решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

 

Объект психологии – психика

Предмет психологии – изучение закономерностей становления, функционирования и развития психики.

Психолог — это человек, который профессионально занимается психологией в теоретическом или практическом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обучает психологии

Психология как экспериментальная наука - начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории

Методы исследования в психологии -основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, опросные методы, эксперимент и тестирование.

Наблюдение

Опросные методы

Эксперимент

Тестирование

 

Место психологии в системе наук. Современная психология выступает как признанная самостоятельная наука и занимает в ряду наук промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей.

Основные отрасли психологии. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, для которой характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли. Нередко эти отрасли весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.

 

 

К теме 2. Исторический путь развития психологии

 

Этапы развития психологии:

I этап - психология как наука о душе.

II этап – психология как наука о сознании.
III этап – вторая половина Х1Х – начало ХХ века.
IV этап – современный.

Основные научные школы и направления в психологии

Бихевиоризм - отрицание сознания как предмет психологии

Необихевиоризм - предметом психологии является объективное наблюдение реакции организма на стимул внешней среды.

Гештальтпсихология - изучения психики с точки зрения целостных структур

Гуманистическая психология - проблемы целостности личности, ее развитие.

Когнитивная психология - анализ различных аспектов мыслительной деятельности индивида.

Российская психология. Российская психологическая школа, хотя и развивалась в логике общемировой психологической науки, всегда имела самобытный характер.

К теме 3. Природные и социальные начала психики

Развитие психики в процессе филогенеза. Развитие психики в филогенезе (в процессе эволюции) проходит ряд этапов.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.

Функции психики — это определенные свойства и качества психики, обеспечивающие адаптацию к меняющимся условиям окружающей среды. Психолог Борис Федорович Ломов выделил следующие функции психики:

 

- Отражающая функция психики помогает человеку в построении собственной модели мира.

- Регулятивная функция психики проявляется в поведении и деятельности человека.

- Коммуникативная функция психики формируется в процессе общения.

 

Структура психики -Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

 

Психика и организм.

Особенности биохимических процессов, происходящих в организме, также непосредственно влияют на психологическую деятельность человека.

Мозг и психика.

Согласно современным представлениям психика является свойством головного мозга и нервной системы. Высшая нервная деятельность.

К теме 5. Эмоции и чувства

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека.

Функции эмоций:

-Мотивационно-регулирующая функция

-Коммуникативная функция

-Сигнальная функция.

 

Настроение эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Аффект сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание
Чувства (англ. sentiments) – устойчивые длительные эмоциональные отношения человека к другим людям, к явлениям действительности, Страсть — сильное, доминирующее над другими чувствами человека психическое явление, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти

Стресс ― в переводе с английского стресс – это давление, напряжение, нажим, а дистресс – это горе, несчастье, недомогание, нужда.

Фрустрация. К понятию стресса близко понятие фрустрации, понимаемое как состояние напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с помехами и препятствиями, либо он сам себе выстраивает систему препятствий, которые мешают удовлетворению значимой потребности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

 

Понятие «психологической защиты» впервые ввел в научный обиход Зигмунд Фрейд в 1894 году. Дочь Фрейда — Анна Фрейд — продолжила изучение защитных механизмов. Она составила каталог защит:

-Отрицание

-Примитивное отрицание

-Вытеснение

- Рационализация

-Проекция

-Идентификация

-Отчуждение

-Замещение

-Сновидение

- Сублимация

Индивид

Характеризуя человека как индивида, мы рассматриваем прежде всего его биологическую природу.

Личность -В психологии используется в двух значениях:

-Любой человек, обладающий сознанием.

-Личность — человек, обладающий таким уровнем психики, который делет его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся.

 

Индивидуальность

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

Общее и особенное в психике человека. Различие людей между собой многопланово: это различие убеждений и интересов, знаний и опыта, способностей и умений, темперамента и характера

Детство — период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Этот период включает:

-младенчество (от рождения до 1 года),

-раннее детство (1-3 года),

-дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет)

-младший школьный возраст (6—11 лет).

 

Юность – период завершения общего физического и полового созревания организма, достижения физической зрелости.

Молодость ― ранняя взрослость ― это момент перехода человека от юношеского состояния к состоянию полноправного взрослого.

Зрелость – самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности.

Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется постепенным и, как правило, неравномерным процессом ухудшения здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

 

Биологическая теория личности. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.

Теория социализация личности ― в соответствии с этим подходом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта.
Социализация – процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями и навыками, основными моделями поведения.
Психоаналитическая теория личности. Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ).

Бихевиоризм и развитие личности. В бихевиористской теории личности разрабатываются два направления:

-Рефлекторное направление разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером.

-Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.

Индивидуальная психология - целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность. Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает:

-Комплекс психологической неполноценности развивается с детства в основном по трем причинам:

1. из-за дефекта того или иного органа;

2. чрезмерной опеке родителей;

3. отвержение со стороны родителей.

- стремление к превосходству
-Стиль жизни
-Творческое «Я»
-Общественный интерес

-Фиктивный финализм

Гуманистическая теория личности. В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное.

 

 

Принципы воспитания.

-Воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности.
-Процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры

-Активная развивающая самостоятельная деятельность детей.
-Взаимосвязь воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника

-Обязательное пребывание в коллективе в процессе воспитания

-Выделение положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них.

-Необходимость сочетания активной самостоятельной деятельности учащихся с руководством педагога

 

Составные части воспитания.

 

-Умственное воспитание
- Физическое воспитание

-Трудовое воспитание
- Нравственное воспитание

-Эстетическое воспитание

-Идейно-политическое воспитание

-Экономическое воспитание

-Экологическое воспитание

-Правовое воспитание

 

Методы воспитания.

-Традиционные
-Инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.
-Неформальные
-Тренингово-игровые – деловые игры, социально психологические тренинги и др.

-Рефлексивные


Семья как объект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

 

Социализация ― процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений, в том числе в систему социальных ролей, прав и обязанностей.

К теме 1. Введение в психологию

Психологическое знание. Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

- житейская психология,

- научная психология,

- практическая психология,

- искусство,

- иррациональная психология.

 

Психические явления - это факты внутреннего субъективного опыта, к которым относят разнообразные проявления психической жизни человека

 

Все психические процессы подразделяются на:

познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение

эмоциональные – активные и пассивные переживания

волевые – решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

 

Объект психологии – психика

Предмет психологии – изучение закономерностей становления, функционирования и развития психики.

Психолог — это человек, который профессионально занимается психологией в теоретическом или практическом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обучает психологии

Психология как экспериментальная наука - начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории

Методы исследования в психологии -основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, опросные методы, эксперимент и тестирование.

Наблюдение

Опросные методы

Эксперимент

Тестирование

 

Место психологии в системе наук. Современная психология выступает как признанная самостоятельная наука и занимает в ряду наук промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей.

Основные отрасли психологии. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, для которой характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли. Нередко эти отрасли весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.