Сравнительный анализ атомизма Левкиппа-Демокрита и Эпикура — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Сравнительный анализ атомизма Левкиппа-Демокрита и Эпикура

2017-06-25 541
Сравнительный анализ атомизма Левкиппа-Демокрита и Эпикура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Атомизм в Античности представлен системами Левкиппа-Демокрита и Эпикура.

Согласно Левкиппу-Демокриту, универсум состоит из атомов и пустоты. Какими свойствами обладают атомы? Данную систему характеризует детерминизм. Поясните этот термин. Как, с точки зрения Левкиппа-Демокрита, устроен космос? Что представляет собой душа человека? Что античные философы говорят о бытии богов?

Демокрит разработал теорию ощущения. Как возникают ощущения? Философ провел аналогию между устройством человеческого организма и мироздания, он впервые использовал выражения «микрокосм» и «макрокосм».

Целью философии согласно Эпикуру является не «чистое знание» или исследование теоретической истины, как это было для Демокрита. Эпикур жил в другую эпоху - эпоху упадка полисной системы, характеризующейся нестабильностью и изменениями, происходящими в самосознании грека. Философия в этот период обретает практическую направленность, ее задачей становится помощь человеку в обретении душевного покоя. Демокритовская концепция философии как незаинтересованного поиска физических причин не могла удовлетворить Эпикура.

Изучение природы, по мнению Эпикура, должно было освободить человеческую душу от ложных страхов и надежд. Чем отличается атомистическая концепция Эпикура от атомизма Левкиппа-Демокрита? Для чего Эпикуром было введено в атомизм учение об отклонение атомов? Каким образом Эпикур спасает свободную волю человека от материального фатализма Демокрита? Какие доказательства бытия богов приводит Эпикур? Какую роль Эпикур отводит богам?

В чем философ видит смысл человеческой жизни? Обратите внимание на те страхи, которые выделяет Эпикур, и рассмотрите способы их преодоления. Какие виды удовольствий выделяет мыслитель? Этика Эпикура – наиболее известная часть его учения, она была популярна не только в Античности - ее идеи были восприняты и развиты гуманистами эпохи Возрождения, Спинозой, французскими просветителями, английскими утилитаристами, Фейербахом.

Подведите итог и выделите общее и различное в данных концепциях. Античный атомизм является ярким примером того, как умозрительная философская гипотеза предвосхитила научное мировоззрение Нового времени. Левкипп-Демокрит и Эпикур объясняли явления живой природы с атомистических позиций. Раскройте сущность их представлений о живом.

Отразите Ваше понимание античного атомизма и его роли в истории философии и науки в реферате.

 

Примерные вопросы по теме:

 

1. Учение Левкиппа-Демокрита об атомах и пустоте. Понятие детерминизма.

2. Атомизм Эпикура.

3. Этика Эпикура. Понятие атараксии.

4. Общее и различное в атомистических концепциях Левкиппа-Демокрита и Эпикура.

5. Атомизм и мир живой природы.

Литература

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. – 620с. - С. 368-375; 397-442.

2. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 99-100; 158-167

3. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 63-66, 84-86

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

 

6. Философия врачевания (Гиппократ, Гален, Ибн-Сина)

Сострадание с самых древних времен считается главной врачебной добродетелью. Со-страдание - желание помочь, принести облегчение страждущему. Отклик на зов о помощи (при-звание) лежит в основе двух профессий: ветеринарного и гуманитарного врача.

Врачебное сословие пользовалось в греческом обществе высоким авторитетом, занимая почетное положение как в духовной, так и в социальной жизни. Врач владел не только глубокими знаниями, тонким умением применять специализированные методики, но и был воплощением высокой морали, подавая остальным гражданам пример правильных взаимосвязей между наукой, практической деятельностью и этическими требованиями.

Античное представление о человеческой добродетели включает в себя добродетели как тела, так и души (медицины и этики). Сила, здоровье и красота – добродетели тела; добродетели души – храбрость, благочестие, умеренность и справедливость. Добродетель – это соразмерность, симметрия, гармония.

Легендарного греческого врача-философа Гиппократа считают «отцом медицины». Им было развито учение о четырех основных жидкостях организма, в дальнейшем оно легло в основу учения о темпераментах. В сочинении «О благоприличном поведении» постулируется тесная связь медицины и философии, там же впервые зафиксирована необходимость перенесения мудрости в медицину, а медицины в мудрость – «ведь врач-философ подобен богу».

«Клятва Гиппократа», общий смысл которой может быть сведен к фразе «не навреди», – один из основополагающих текстов по медицинской этике. Подробно проанализируйте текст клятвы и выделите ее основные принципы. Сравните «Клятву Гиппократа» с современными врачебными клятвами.

Галенв своих сочинениях дал синтетическое изложение всей античной медицины, также он известен как комментатор трудов Гиппократа. Гален, вслед за Гиппократом, был сторонником гуморальной теории; кроме того, на него оказали влияние платонизм и перипатетизм.

Гален принимает платоновское деление души на вожделеющую, аффективную и разумную, и в этой связи критикует монистическую психологию стоиков за отрицание неразумной души. Также стоики критикуются за локализацию «ведущей способности» души, равно как речевой и двигательной, в сердце. Этот тезис не выдерживает критики, основанной на «анатомической очевидности», которая указывает на мозг. Центр ощущений и источник двигательных импульсов сосредоточен не в сердце, а в головном и спинном мозге.

Что касается перипатетизма, Гален принимает аристотелевское учение о причинах, а также в трактате «О том, что лучший врач в то же время – философ» он говорит, что знание родов и видов болезней связано с изучением логики, которой врачи обычно пренебрегают.

В своих трудах Гален касается таких вопросов, как природа знания и способы его достижения, соотношение теории и врачебной практики, структура причинно-следственного объяснения. Мысль о пользе философии для врача высказана и в «Протрептике». Гален внес вклад в становление несвойственного для античного естествознания экспериментального метода в медицине. Им были составлены несколько описаний лечебных препаратов (травников). «Галеновы препараты» - это препараты, полученные из растительного сырья путем особой технологии (настойки, экстракты).

«Канон врачебной науки» Ибн-Сины (Авиценны) был переведен на латинский язык и вплоть до XVII века был для европейских медиков основным руководством.

Вслед за Аристотелем Ибн-Сина уделял внимание логике, учению о причинности, первой причине, материи и форме, познании, категориях, выражающих понимание наиболее существенных отношений действительности, принципах организации мысли и знания. Но принимая многие идеи перипатетизма, Ибн-Сина вышел за его пределы. Эволюцию его взглядов определили идейная полемика вокруг теологических проблем в исламе и его естественнонаучная деятельность.

Ибн-Сина представляет расположение всего сущего от простого к сложному, от неживого (минералы) к живому (растения, животные) и заканчивается наиболее сложным организмом, наделенным разумом, – человеком. В этой картине разум рассматривается как тесно связанный с телом, с материей. Эта материя – мозг, разным отделам которого соответствуют разные психические процессы. Однако в отличие от Аристотеля Ибн-Сина считал, что душа не умирает вместе с гибелью тела. Что касается взаимоотношений врача и пациента, то в их основе должны лежать сотрудничество и взаимопонимание. Кроме того, врач должен учитывать неповторимость и индивидуальность пациента.

В основе современной врачебной этики лежит идея о том, что к пациенту необходимо относиться как личности; она поддерживается такими принципами, как: принцип уважения человеческого достоинства; принцип «твори добро и не причиняй зла!», принцип признания автономии личности; принцип справедливости. Так же выделяют такие этические правила взаимоотношений врача и пациента, как: правило правдивости, правило неприкосновенности личной жизни, привило конфиденциальности (сохранения врачебной тайны), правило добровольного информированного согласия. Раскройте смысл этих принципов и правил, приведите примеры их нарушения и соблюдения.

Для великих врачей древности характерен системный подход к рассмотрению происхождения и развития заболеваний. Врач анализирует не болезнь, а человека, пораженного болезнью, во всем естественном его окружении. Он изучает и общие законы, и индивидуальные особенности функционирования организма как развивающейся системы.

Сделайте выводы о вкладе Гиппократа, Галена и Ибн-Сины в медико-биологическое и гуманитарное знание. Результаты Вашей творческой работы отразите в реферате.

 

Примерные вопросы по теме:

 

1. Профессия врача в истории.

2. Гиппократ и его учение о темпераментах. Гиппократ о связи философии и медицины.

3. Основные принципы «Клятвы Гиппократа».

4. Философия врачевания Галена. Влияние Гиппократа, Платона и Аристотеля.

5. Философия медицины Ибн-Сины.

6. Основные принципы и правила современной врачебной этики.

7. Вклад великих врачей древности в становление зоотехнии.

 

Литература

 

1. Йегер В. Греческая медицина как пайдейя. Греческая медицина - часть системы воспитания // Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М., 1997. С. 13-47

2. Введение в биоэтику. Учебное пособие. М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 384 с.

3. Афоризмы великих врачей. Как сохранить здоровье. Гиппократ, Гален, Авиценна, Арнольд из Виллановы, Парацельс. М., 2010

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.