Правила работы и этические нормы — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Правила работы и этические нормы

2017-06-19 242
Правила работы и этические нормы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правила работы и этические нормы

1. В своей практической деятельности социолог должен руководствоваться высоким чувством социальной ответственности, помнить о том, что его рекомендации, выводы, действия могут оказать существенное влияние на жизнь индивидов, социальных групп и общества в целом. Социолог обязан предотвратить ситуации, когда его персональный авторитет может быть использован во зло.

2. При проведении любого исследования социолог должен исходить из принципов объективности, ориентироваться на высокие профессиональные стандарты, не допускать искажения истины ни при каких обстоятельствах.

3. При проведении конкретного исследования, в целях получения наиболее достоверных данных, социолог должен четко определить свои задачи, рамки предстоящей работы в соответствии со своим опытом, индивидуальными возможностями, должностными функциями, применяемыми методиками.

4. При проведении исследования социолог обязан соблюдать беспристрастность и точность, предоставлять информацию в полном объёме без изъятия каких-либо фактов, давать сведения о методиках исследования и расшифровку данных.

5. При выполнении конкретного исследовательского задания социолог должен строго соблюдать сроки, установленные финансирующим органом, вплоть до предоставления документального отчета.

6. При проведении опросов, анкетирования и т.п. социолог не может давать какие-либо гарантии респондентам, группам или организациям, брать на себя какие бы то ни было обязательства перед ними, не имея на то специальных полномочий.

7. Практикой работы социологов должен стать своевременный и беспрепятственный обмен информацией о результатах и методах проведенных исследований (с соответствующей документацией). Исключение составляют те случаи. Когда заказчик или сам исследователь заявляют свои права на секретность информации. Обмен данными проводится в рамках предусмотренных расценок.

8. Социолог обязан способствовать широкому распространению информации о результатах проведенного исследования, за исключением тех случаев, когда это может быть использовано в ущерб заказчику или участнику исследования.

9. Социолог не имеет права заключать контракты на выполнение исследовательских заданий и получать какие-либо вознаграждения в нарушение правил и норм данного кодекса. В случае. Если подобное нарушение выявится в ходе уже начатой работы, социолог обязан отказаться от дальнейшего участия в ней.

 

______________________________

30Впервые профессиональный кодекс социолога был принят VI Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации в марте 1987г. Российское общество социологов, созданное в 1991г., подтвердило следование этому кодексу, исключив 1-й раздел "Общие положения", как неадекватный изменившимся общественным условиям. Приведенный кодекс принят на состоявшемся в Москве 30 сентября – 2 октября 2003г. П Всероссийском социологическом конгрессе (текст приведен по: Кодекс социолога // Социология. – 2003. № 6 (23). Ноябрь-декабрь. – С.40-44).

 

 

 

10. В случае, если в исследовании принимают участие несколько социологов (возможно, с привлечением студентов и аспирантов), между ними должна быть достигнута договорённость о разделении функций, обязанностей и прав (включая авторское право) о доступе к полученной информации и формах оплаты. Такая договорённость должна быть документально зафиксирована. Решение о внесении каких-либо изменений в подобный документ должно приниматься коллегиально.

11. При обнародовании результатов конкретного исследования социолог должен указать все источники финансирования данной работы.

12. Социолог обязан избегать профессиональных конфликтов, способных отрицательно повлиять на эффективность проводимых исследований или же, в случае подобного конфликта, обеспечить защиту интересов заказчика и участников исследования

В преподавательской работе

1. Преподаватель-социолог обязан защищать права студентов и аспирантов.

2. Руководители факультетов, институтов и т.п. социологи должны обеспечить вверенное им учебное заведение высокопрофессиональными преподавательскими кадрами. Преподаватели социологи обязаны квалифицировано и ответственно исполнять свои обязанности.

3. Преподаватель-социолог должен ясно и доступно излагать материал лекций, ставить студентов в известность о предполагаемом объёме изучаемого материала, давать непредвзятую и объективную оценку их работы.

4. Руководители и преподаватели учебного заведения социологического направления должны проявлять одинаково объективное отношение ко всем студентам без исключения.

5. Преподаватель-социолог не имеет права раскрывать информацию о студентах, имеющую личный характер или не относящуюся к вопросам профессиональной компетенции.

6. Преподаватель-социолог обязан руководствоваться только профессиональными критериями, исключающими личную и идеологическую предвзятость в отношении используемых учебных пособий, требований и содержания учебной программы.

При совместной работе со студентами и аспирантами социологических учебных заведений

1. Социолог не имеет права использовать студентов в качестве объектов своего исследования без их добровольного согласия.

2. Социолог не имеет права использовать работу студентов или результаты конкретного социологического исследования всех студентов, внесших свой вклад в данное исследование. В вопросе о признании авторских прав студента социолог должен действовать согласно его желанию.

 

 

 

 

3. При общении со студентами социолог не имеет права позволять себе подчеркивать своё профессиональное превосходство или недоброжелательное отношение к своим коллегам, обязан избегать конфликтных ситуаций.

4. Социолог не имеет права для собственной (материальной или профессиональной) выгоды использовать личные связи, особую благосклонность со стороны респондентов, заказчиков, студентов, ассистентов, администрации, коллег.

О работе руководителей социологических учреждений (организаций)

1. Руководитель социологического учреждения (организации) обязан определить требования при приёме на работу, продвижении по службе, срок пребывания в одной и той же должности и информировать об этом своих настоящих и будущих сотрудников. При решении вопросов о повышении сотрудника в должности администрация обязана руководствоваться только профессиональными критериями.

2. Руководитель социологического учреждения (организации) обязан обеспечить равные возможности и объективное отношение ко всем сотрудникам на всех должностных уровнях.

3. Руководитель социологического учреждения (организации) обязан создавать и поддерживать в коллективе нормальную рабочую атмосферу, предотвращать конфликтные ситуации и не допускать любую несправедливость в отношении кого-либо из своих сотрудников.

4. Все служащие. Включая тех, кто работает неполный рабочий день, имеют право на защиту и подачу жалоб в случае конфликтной ситуации. Руководитель социологического учреждения (организации) обязан присутствовать при рассмотрении подобных жалоб и защищать права служащих. При необходимости он обязан содействовать получению служащими соответствующих пособий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством.


 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Таблица случайных чисел.

Случайная выборка, если объём выборочной совокупности не превышает 1000 единиц, может быть сформирована на основе таблицы случайных чисел. Для этого все единицы генеральной совокупности нумеруются по порядку и из них, в соответствии с величиной выборочной совокупности отбираются те, чей порядковый номер совпадает с выписанными из таблицы числами. Если элементы генеральной совокупности обозначены трехзначными числами, то их соотносят (по строкам или столбцам) с первыми или тремя последними цифрами таблицы. Если сочетание цифр в каком-то из следующих случайных чисел повторяется, то это число пропускают и переходят к следующему (Э.А.Капитонов, 1996; Основы прикладной социологии, 1996).

10 09 73 25 33 37 54 20 48 05 08 42 26 89 53 99 01 90 25 29 12 80 79 99 70 76 52 01 35 86 64 89 47 42 96 19 64 50 93 03 09 37 67 07 15 80 15 73 61 47 34 67 35 48 76 24 80 52 40 37 23 20 90 25 60 38 31 13 11 65 64 03 23 66 53 80 95 90 91 17 20 63 61 04 02 15 95 33 47 64 88 67 67 43 97 98 95 11 68 77
39 29 27 49 45 00 32 29 16 65 35 08 03 36 06 04 43 62 76 59 12 17 17 68 33 66 06 57 47 17 31 06 01 08 05 35 26 97 76 02 63 57 33 21 35 73 79 64 57 53 34 07 27 68 50 45 57 18 24 06 02 05 16 56 92 05 32 54 70 48 03 52 96 47 78 36 69 73 61 70 35 30 34 26 14 68 66 57 48 18 90 55 35 75 48 35 80 83 42 82
65 81 33 98 85 86 79 90 74 39 73 05 38 52 47 28 46 82 87 09 60 93 52 03 44 11 19 92 91 70 23 40 30 97 32 18 62 38 85 79 83 49 12 56 24 35 27 38 84 35 98 52 01 77 67 11 80 50 54 31 83 45 29 96 34 88 63 54 02 00 99 59 46 73 48 14 90 56 86 07 39 80 82 77 32 06 28 89 80 83 86 50 75 84 01 87 51 76 49 69
22 10 94 05 58 50 72 56 82 48 13 74 67 00 78 36 76 66 79 51 91 82 60 89 28 60 97 09 34 33 29 40 52 42 01 18 47 54 06 10 90 36 47 64 93 93 78 56 13 68 50 50 07 39 98 52 77 56 78 51 68 71 17 78 17 29 60 91 10 62 23 47 83 41 13 65 48 11 76 74 80 12 43 56 35 74 35 09 98 17 69 91 62 68 03 09 89 32 05 05
17 46 85 09 50 17 72 70 80 15 77 40 27 72 14 66 25 22 91 48 14 22 56 85 14 58 04 77 69 74 45 31 82 23 74 43 23 60 02 10 36 93 68 72 03 46 42 75 67 88 73 03 95 71 86 21 11 57 82 53 45 52 16 42 37 76 62 11 39 90 96 29 77 88 22 40 21 81 65 44 14 38 55 37 63 96 28 60 26 55 94 40 05 64 18 54 38 21 45 98
91 49 91 45 23 80 33 69 45 98 44 10 48 19 49 13 55 07 37 42 63 60 64 93 29 68 47 92 76 86 26 94 03 68 58 85 15 74 79 54 11 10 00 20 40 16 50 53 44 84 46 16 28 35 54 70 29 73 41 35 32 97 92 65 75 12 86 07 46 97 40 21 95 25 63 94 75 08 99 23 53 14 03 33 40 57 60 04 08 81 96 64 48 94 39 43 65 17 70 82

 

 

37 08 92 00 48 42 05 08 23 41 22 22 20 64 13 28 70 72 58 15 07 20 73 17 90 61 19 69 04 46 15 47 44 52 66 94 55 72 85 73 42 48 11 62 13 23 52 37 83 17 26 45 74 77 74 95 27 07 99 53 67 89 75 43 87 97 34 40 87 21 73 20 88 98 37 51 92 43 37 29 59 36 78 38 48 54 62 24 44 31 16 86 84 37 67 68 93 59 14 16
65 39 45 95 93 82 39 61 01 18 91 19 04 25 92 03 07 11 20 59 26 25 22 96 63 42 58 26 05 27 33 21 15 94 66 92 92 74 59 73 25 70 14 66 70 05 62 28 25 62 04 49 35 24 94 00 54 99 76 54 35 96 31 53 07 59 80 80 83 91 46 05 88 52 36 75 24 63 38 24 64 05 18 81 59 26 89 80 93 54 45 42 72 68 42 01 39 09 22 86
45 86 25 10 25 96 11 96 38 96 33 25 13 54 62 83 60 94 97 00 77 28 14 40 77 61 96 27 93 35 54 60 28 23 91 77 97 45 00 24 13 02 12 48 92 93 91 08 36 47 65 33 71 24 72 23 28 72 95 29 90 10 33 93 33 78 56 52 01 06 70 61 74 29 41 32 17 90 05 97 69 23 46 14 06 19 56 54 14 30 45 13 51 49 38 94 86 43 19 84
87 37 92 52 41 20 11 74 52 04 01 75 87 53 79 19 47 60 72 46 36 16 81 08 51 05 56 70 70 07 15 95 66 00 00 40 41 92 15 85 43 66 79 45 43 34 88 88 15 53 86 74 31 71 57 18 74 39 24 23 66 67 43 68 06 59 04 79 00 33 01 54 03 54 56 85 39 41 18 38 97 11 89 63 38 84 96 28 52 07 20 82 66 95 41 05 01 45 11 76
98 08 62 48 26 33 18 51 62 32 80 95 10 04 06 79 75 24 91 40 18 63 33 25 37 45 24 02 84 04 41 94 15 09 49 96 38 27 07 74 71 96 12 82 96 98 14 50 65 71 44 99 90 88 96 89 43 54 85 81 20 16 12 33 87 69 86 10 25 91 31 01 02 46 74 39 09 47 34 07 88 69 54 19 94 25 01 62 52 98 74 85 22 05 39 05 45 56 14 27
35 44 13 18 80 37 54 87 30 43 94 62 46 11 71 00 38 75 95 79 77 93 89 19 36 74 02 94 39 02 54 17 34 56 11 11 66 44 98 83 48 32 47 79 28 69 07 49 41 38 77 55 73 22 70 80 99 33 71 43 52 07 98 48 27 31 24 96 47 10 87 63 79 19 76 97 79 01 71 19 05 33 51 29 69 59 38 17 15 39 02 29 53 68 70 35 58 40 44 01
52 52 75 80 21 56 12 71 92 65 09 97 33 34 40 32 30 75 75 46 10 51 82 16 15 80 81 45 17 48 36 04 09 03 24 88 46 12 33 56 15 02 00 99 94 01 84 87 69 38 09 18 82 00 97 90 04 58 54 97 73 18 95 02 07 75 76 87 64 90 54 01 64 40 56 32 82 53 95 27 51 98 15 06 54 47 67 72 62 69 20 97 18 17 49 66 28 13 10 03
04 22 08 63 04 94 93 88 19 97 62 29 06 44 64 90 42 91 22 72 00 68 22 73 98 83 88 98 73 74 91 87 07 61 50 27 12 46 70 18 95 37 50 58 71 20 71 45 32 95 64 27 85 80 44 68 47 66 46 59 41 36 18 27 60 93 82 34 31 78 07 70 61 78 13 08 35 86 99 10 28 30 60 32 64 53 84 08 62 33 91 75 75 37 41 89 41 59 26 94

 

 

 

78 54 24 27 85 81 33 31 05 91 81 59 41 36 38 61 61 36 22 69 00 39 75 83 91 13 66 15 88 73 40 51 00 78 93 61 21 59 02 90 50 26 39 02 12 12 60 71 76 46 04 61 89 75 53 32 60 46 04 75 28 46 66 87 95 65 78 17 65 14 48 94 97 23 06 31 22 30 84 20 94 11 90 18 40 77 76 22 07 91 83 48 34 70 55 94 54 13 74 08
77 51 30 38 20 19 50 23 71 74 21 81 85 93 13 51 47 46 64 09 99 55 96 83 31 86 83 42 99 01 69 97 92 02 88 93 27 88 17 57 68 10 72 36 21 62 53 52 41 70 68 41 48 27 74 55 21 02 97 73 05 68 67 31 56 94 04 99 13 46 69 77 71 28 30 51 90 81 39 80 74 28 77 52 51 07 08 28 50 46 42 83 60 91 91 74 81 97 81 42
72 89 35 55 07 65 34 46 74 15 31 85 33 84 52 08 00 74 54 49 43 86 07 28 34 33 71 34 80 07 65 27 48 68 93 84 13 38 96 40 56 73 21 62 34 65 13 85 68 06 93 58 47 28 69 11 30 32 92 70 44 03 55 21 66 17 39 59 61 31 87 64 88 52 61 51 92 66 47 21 23 83 43 41 37 73 85 27 00 91 10 12 39 16 22 34 31 36 58 61
58 30 32 98 22 73 51 59 04 00 61 22 26 05 61 85 49 65 75 60 45 87 52 10 69 93 17 49 39 72 71 14 84 36 43 62 32 71 84 23 81 60 41 68 80 85 64 44 72 77 38 00 10 21 76 37 40 29 63 97 97 12 54 03 48 21 92 64 11 34 73 13 54 27 42 81 71 91 17 11 01 30 47 75 86 87 08 33 14 17 47 14 33 40 72 95 71 90 90 35
71 60 29 29 37 56 27 11 00 86 21 81 53 92 50 64 63 88 59 02 85 79 47 42 96 74 21 96 40 49 47 32 46 26 05 75 23 76 20 47 49 13 90 64 41 08 78 98 81 56 65 58 44 96 98 40 03 03 74 38 15 50 12 95 78 03 85 65 45 52 64 69 11 92 02 07 63 87 79 29 60 52 88 34 41 83 59 63 56 55 10 85 06 27 46 39 82 09 89 52
03 06 11 80 72 07 95 41 98 14 06 95 89 29 83 99 59 91 05 07 43 62 26 31 47 96 20 74 41 56 59 17 52 06 95 05 12 80 97 19 13 49 90 63 19 64 42 18 08 14 23 82 19 95 30 05 53 35 21 39 77 43 35 37 83 53 07 57 18 39 43 80 00 93 51 04 71 36 69 04 61 21 20 64 55 92 30 15 04 98 06 41 01 93 62 31 02 47 31 67
59 58 00 64 78 38 50 80 73 41 30 69 27 06 68 65 44 39 56 59 27 26 75 02 64 75 56 97 88 00 23 79 34 87 63 94 68 81 61 27 18 28 82 74 37 13 19 27 22 94 88 83 55 44 86 00 82 29 70 22 56 19 68 00 91 49 63 22 40 41 07 47 74 46 06 23 76 80 61 56 17 71 90 42 07 82 06 76 34 00 08 33 76 56 76 17 98 54 89 11
04 11 10 84 08 95 95 44 99 53 05 46 26 92 00 96 29 99 08 36 97 34 13 03 58 91 30 70 69 91 68 43 49 46 88 48 90 81 58 77 06 91 34 51 97 10 45 51 60 19 19 07 22 42 10 84 47 31 36 22 54 74 52 45 91 42 67 27 86 01 14 21 03 37 12 36 69 95 37 28 62 12 69 84 08 35 70 00 47 54 11 88 30 95 28 91 34 23 78 21

 

 

 

 

28 82 53 57 93 12 84 38 25 90 83 82 45 26 92 63 01 19 89 01 88 32 58 08 51 28 97 66 62 52 09 81 59 31 46 54 13 05 51 60 14 97 44 03 44 43 66 77 08 83 12 88 39 73 43 21 77 83 09 76 19 52 35 95 15 67 24 55 26 70 60 58 44 73 77 65 02 76 11 84 38 80 73 69 61 65 12 25 96 59 35 58 31 65 63 07 50 03 79 92
04 28 50 13 92 31 64 94 20 96 86 28 36 82 58 79 24 68 66 86 45 13 42 65 29 17 97 41 50 77 63 28 10 20 23 69 57 21 37 98 76 46 33 42 22 26 76 08 36 37 90 71 22 67 69 08 81 64 74 49 16 43 59 15 29 26 65 59 08 02 41 32 64 43 44 53 85 34 13 77 24 63 73 87 36 83 08 01 24 51 16 44 42 43 34 60 79 01 81 57
36 06 69 48 50 74 38 48 93 42 38 99 22 28 15 36 15 19 90 73 57 17 86 57 62 58 83 87 38 59 52 62 30 79 92 07 75 95 17 77 27 49 37 09 39 11 16 17 85 76 49 36 47 33 31 12 36 91 86 01 97 37 72 75 85 85 13 03 25 52 45 81 95 29 79 96 24 04 36 42 03 74 28 38 73 51 97 23 78 67 54 84 65 47 59 65 13 00 48 60
03 99 11 04 61 38 55 59 65 54 17 54 67 37 04 32 64 35 28 61 69 57 26 87 77 93 71 61 68 94 32 88 65 97 80 92 05 24 62 15 95 81 90 68 31 39 51 08 59 05 66 08 32 46 53 08 35 56 08 60 55 12 12 92 81 00 91 19 89 36 14 06 04 06 19 84 60 95 82 32 29 73 54 77 62 59 07 60 79 36 76 35 59 37 79 29 54 96 96 16
88 61 81 91 61 71 29 92 38 53 27 95 45 89 09 80 86 30 05 14 33 56 46 07 80 24 12 26 65 91 61 19 63 02 31 30 53 22 17 04 03 78 89 75 99 48 22 86 33 79 27 69 90 64 94 92 96 26 17 73 10 27 41 22 02 75 86 72 07 17 85 78 34 76 19 14 84 54 66 72 41 83 95 53 82 39 68 52 33 09 74 41 65 31 66 53 15 26 74 33
61 95 87 71 00 17 26 77 09 43 10 06 16 88 29 35 20 83 33 74 35 66 35 29 72 90 89 97 57 54 78 03 87 02 67 55 98 66 64 85 87 53 90 88 28 16 81 86 03 11 60 36 59 46 53 83 79 94 24 02 32 96 00 74 05 19 32 25 38 45 11 22 09 47 47 35 07 53 39 49 56 62 33 44 42 36 40 98 32 32 57 62 05 26 06 07 39 93 74 08
42 61 42 92 97 34 99 44 13 74 99 38 54 16 00 66 49 76 86 46 48 50 92 39 29 01 91 82 83 16 70 07 11 47 36 11 13 30 75 86 78 13 86 65 59 27 48 24 54 76 98 95 37 32 31 09 95 81 80 65 15 91 70 62 53 19 64 09 94 13 85 24 43 51 59 31 75 15 72 60 88 49 29 93 82 30 93 44 77 44 22 88 84 88 93 78 21 21 69 93
68 98 00 53 39 14 45 40 45 04 07 48 18 38 28 27 49 99 87 48 35 90 29 13 86 15 47 04 83 55 20 09 49 89 77 73 78 80 65 33 60 53 04 51 28 44 37 21 54 86 88 65 12 25 96 74 84 39 34 13 28 59 72 04 05 74 02 28 46 17 65 74 11 40 14 03 15 21 91 21 22 10 97 85 08 94 20 52 03 80 82 03 71 02 68 87 48 13 72 20

 

 

 

 

41 84 98 45 47 46 35 23 30 49 11 08 79 62 94 52 70 10 83 37 57 27 53 68 98 46 85 05 23 26 69 24 89 34 60 14 01 33 17 92 56 30 38 73 15 81 30 44 85 85 34 67 75 83 00 45 30 50 75 21 59 74 76 72 77 16 52 06 96 76 68 65 22 73 76 74 91 06 43 45 61 31 83 18 55 76 50 33 45 13 11 65 49 98 93 92 85 25 58 66
19 32 58 15 49 14 41 37 09 51 39 66 37 75 44 02 18 16 81 61 88 44 80 35 84 20 85 77 31 56 15 63 38 49 24 92 69 44 82 97 77 61 31 90 19 38 68 83 24 86 70 28 42 43 26 90 41 59 36 14 39 90 40 21 15 88 15 20 00 80 45 13 46 35 45 79 37 59 52 20 33 52 12 66 65 59 58 94 90 67 20 55 49 14 09 59 40 47 20 59
01 15 96 32 67 55 82 34 76 41 66 82 14 15 75 96 27 74 82 57 43 94 75 16 80 10 62 24 83 91 86 22 53 17 04 49 76 70 40 37 50 81 60 76 16 43 85 25 96 93 25 16 30 18 89 65 25 10 76 29 36 81 54 36 25 64 39 71 16 92 04 51 52 56 24 70 01 41 50 21 37 23 93 32 95 18 63 73 75 09 05 32 78 21 62 95 09 66 79 46
41 20 06 73 12 05 87 00 11 19 82 44 49 90 05 20 24 78 17 59 48 46 08 55 58 71 85 71 59 57 92 78 42 63 40 04 92 17 37 01 45 19 72 53 32 15 19 11 87 82 68 97 11 14 03 18 47 76 56 22 14 70 79 39 97 83 74 52 25 67 16 93 03 33 61 83 76 16 08 73 14 38 70 63 45 51 32 19 22 46 72 41 20 00 08 05 46 65 53 06
43 25 38 41 45 80 85 40 92 79 80 08 87 70 74 80 89 01 80 02 93 12 81 84 64 60 83 32 59 83 43 52 90 63 18 88 72 25 67 36 94 81 33 19 00 74 45 79 05 61 01 29 14 13 49 38 38 47 47 61 66 16 44 94 31 54 15 58 34 36 72 84 81 18 34 20 36 80 71 26 41 19 63 74 80 66 91 93 16 78 35 35 25 41 31 79 98 26 84 16
39 52 87 24 84 81 61 61 87 11 07 58 61 61 20 90 76 70 42 35 40 18 82 81 93 82 47 42 55 93 53 34 24 42 76 82 64 12 28 20 13 57 41 72 00 29 69 38 86 27 48 54 53 52 47 75 12 21 17 24 92 90 41 31 41 69 90 26 37 42 94 97 21 15 98 18 61 91 36 74 74 62 77 37 07 32 39 21 97 63 78 46 42 25 01 62 09 53 67 87
18 61 11 92 41 58 31 91 59 97 61 19 96 79 40 18 62 79 08 72 00 44 15 89 97 34 41 48 21 57 63 43 97 53 63 67 04 90 90 70 79 49 50 41 46 91 70 43 05 52 86 88 75 50 87 44 98 91 68 22 93 39 94 55 47 51 16 29 02 86 04 73 72 10 31 19 15 20 00 23 36 02 40 08 67 94 45 87 42 84 54 15 83 42 43 75 05 19 30 29
12 30 28 07 83 76 37 84 16 05 05 04 14 98 07 46 97 83 54 82 47 66 56 43 82 32 62 46 86 91 65 96 17 34 88 20 28 83 40 60 59 36 29 59 38 99 78 29 34 78 94 01 54 68 74 74 10 88 82 22 62 88 03 78 73 11 74 81 21 02 17 94 40 56 00 32 44 44 82 77 83 57 07 40 15 95 16 05 92 21 80 58 04 18 67 60 47 80 33 43

59 82 09 61 63 25 70 49 10 35 22 30 49 03 14 17 71 05 96 21 25 85 25 89 05 64 65 42 53 43 01 75 51 47 50 72 87 71 73 34 06 55 40 78 50 57 21 63 96 18 41 14 54 23 20 48 96 83 86 03 39 28 30 41 49 73 95 07 95 52 49 85 69 93 26 66 06 74 27 92 54 24 49 10 30 30 94 55 75 89 69 17 03 74 03 08 34 58 89 75
95 04 35 26 80 45 54 77 08 18 31 73 25 72 60 86 99 59 03 07 35 84 18 57 71 46 78 05 64 87 59 84 99 61 69 47 67 00 76 54 94 30 47 18 03 08 10 55 99 87 09 97 15 94 81 61 45 92 16 47 46 37 62 53 66 26 82 50 55 11 87 11 22 14 76 37 00 62 21 86 87 41 71 71 98 94 74 64 95 80 12 45 99 13 14 14 71 37 11 81
27 76 74 35 84 13 02 51 43 38 80 21 73 62 92 10 87 56 20 04 54 12 75 73 26 85 30 18 89 77 54 06 61 52 43 98 52 52 43 35 90 39 16 11 05 26 62 91 90 87 29 49 06 97 14 47 72 46 67 33 24 43 22 48 96 57 41 10 63 68 24 47 28 87 79 73 03 54 12 07 47 43 14 39 05 43 27 75 88 74 53 85 63 07 43 30 54 82 78 86
74 69 90 98 10 31 04 85 66 99 11 46 61 60 82 08 67 08 47 41 61 78 27 54 54 60 31 14 28 24 49 73 97 14 84 78 62 65 15 94 66 69 21 39 86 44 07 12 80 91 37 30 14 26 78 92 00 39 80 86 16 45 39 46 14 99 83 70 05 82 07 36 29 77 03 45 99 04 32 42 76 66 87 82 09 39 01 49 70 66 81 23 24 49 87 76 44 74 25 37
17 37 45 20 03 59 20 21 19 73 83 01 20 98 32 09 50 49 64 12 98 52 49 78 31 70 70 77 02 14 02 90 23 32 50 25 57 17 76 28 90 19 37 95 68 65 70 40 95 14 41 46 88 51 49 94 55 93 75 50 41 61 57 03 60 50 27 39 31 13 11 39 68 05 04 49 55 41 79 94 49 67 85 31 19 64 11 45 86 60 41 79 48 68 61 90 67 00 82 89
14 92 43 96 50 70 31 20 56 82 90 85 06 46 18 24 78 18 96 83 40 90 20 50 69 95 29 40 05 56 66 98 63 40 99 80 62 05 17 90 55 41 18 56 67 95 08 30 67 83 70 48 10 69 05 74 47 42 07 40 11 43 63 80 72 77 53 59 98 92 28 10 25 78 16 25 80 72 42 60 06 17 09 79 65 60 80 85 44 44 80 94 04 48 93 19 51 69 01 20
71 52 97 89 20 88 30 29 80 41 74 41 28 11 05 10 40 83 62 22 46 75 97 16 43 72 68 20 73 85 21 44 34 18 08 01 17 62 88 38 80 58 27 19 44 13 17 75 52 92 90 72 65 71 66 68 98 48 36 20 36 42 11 64 89 92 63 84 03 33 21 03 68 28 08 98 88 40 85 83 89 74 79 88 82 18 05 95 10 61 67 06 41 60 67 77 50 10 74 27
49 38 65 44 80 06 31 28 89 40 60 94 20 03 07 92 32 99 89 32 77 93 66 35 74 23 60 42 35 54 15 99 56 93 21 11 89 79 26 74 78 28 44 63 47 31 38 45 19 24 21 78 54 11 01 47 45 86 48 09 40 40 56 80 32 71 20 99 20 61 85 56 12 96 71 91 17 81 01 74 98 18 98 18 51 96 71 75 42 44 39 44 89 31 36 58 13 71 78 20

 

 

 

 

29 42 09 04 38 29 65 18 42 15 10 70 14 13 93 25 72 20 85 64 22 75 34 65 18 38 10 17 77 56 39 64 16 94 57 84 05 44 04 55 47 46 80 35 77 43 32 18 13 70 11 65 71 38 97 91 33 92 25 02 99 39 66 36 80 57 64 96 32 66 28 97 72 38 96 95 88 95 70 67 92 61 38 97 19 67 66 76 06 31 21 70 07 15 94 76 47 96 85 62
47 64 81 38 85 11 94 75 62 03 69 18 19 68 45 14 00 42 31 53 62 34 20 75 89 70 66 99 34 06 19 32 42 05 04 38 52 51 16 00 69 24 90 57 47 08 89 90 59 85 64 28 16 18 26 66 84 77 04 95 72 46 13 32 30 21 03 29 10 50 95 36 26 70 11 18 55 56 49 37 32 35 00 29 85 21 52 95 34 24 18 05 81 62 18 06 65 11 61 36
13 17 33 33 65 86 71 63 87 46 02 68 10 22 62 12 47 05 65 00 01 01 60 08 57 78 85 11 64 99 26 31 37 74 63 78 43 86 62 76 15 29 27 61 39 55 01 85 63 74 87 06 41 30 75 55 38 77 26 81 18 39 67 35 38 59 52 65 21 13 35 82 47 17 08 49 71 29 73 80 58 27 56 17 64 89 51 41 17 88 15 47 25 06 69 12 12 08 61 24
10 40 45 54 52 97 58 65 47 16 68 22 42 34 17 48 13 93 67 32 51 24 74 43 02 34 03 06 07 26 50 25 94 63 45 73 95 97 61 45 46 87 43 70 88 60 88 35 21 09 75 21 11 02 71 87 19 54 60 92 30 34 24 02 77 73 46 50 93 19 21 43 73 67 86 36 63 36 84 24 26 78 76 09 39 11 04 97 20 49 58 86 93 52 20 40 22 67 78 37

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Применение метода экспертных оценок на примере разработки опросника по исследованию внушаемости (склонности к психологическому индуцированию).

Разработанный совместно с д. мед. наук профессором С.В.Клаучеком опросник включал утверждения, характеризующие различные аспекты проявления внушаемости в поведении, деятельности и самосознании человека, взятые из известных клинико-психологических личностных тестов СМИЛ и 16 ФЛО (отечественные аналоги MMPI и 16PF соответственно). Учитывая тот факт, что внушаемость могла зависеть от причин социально-бытового характера, возрастных изменений и текущего функционального состояния, подбирались утверждения, касающиеся как достаточно стабильных личностных свойств, так и более динамичных характеристик.

На первом этапе с целью подтверждения дифференцирующей способности опросника 10 специалистов-экспертов (врачи-психиатры высшей категории и / или кандидаты медицинских наук, психологи высшей категории, работающие в области психодиагностики) проводили экспертную оценку каждого из отобранных утверждений с присвоением им весового коэффициента в диапазоне от 0 до 2. Затем по методу парных сравнений рассчитывался показатель согласованности экспертов, составивший 0,40-0,56 по 102 утверждениям первоначального варианта теста. На втором этапе была проведена серия исследований, направленных на проверку валидности и надежности утверждений, составивших список, путем сопоставления результатов ответов на него с данными пяти традиционных проб на внушаемость, адресованных к зрительному, тактильно-кинестетическому и обонятельному анализаторам, ассоциативному мышлению. С использованием списка из 102 утверждений и проб на внушаемость было обследовано 110 человек, признанных практически здоровыми. Пробы на внушаемость проводились в стандартных условиях одним и тем же специалистом.

Содержание проведенных проб на внушаемость было следующим: 1-я проба ("число") – "Назовите как можно быстрее какое-нибудь число. Например, 25 и т.д.". Проба положительна, если обследуемый начинает перечисление с числа – 25 либо, если в названном числе есть цифры 2 или 5.

2-я проба ("реки") – "Назовите как можно быстрее какие-нибудь реки, например Волга, Днепр и т.д." Проба положительна, если обследуемый начинает перечислять реки в таком же порядке или упоминает при перечислении одну из названных экспериментатором рек.

3-я проба ("запах") – внушение несуществующего запаха в пробирке: "Перед Вами две пробирки, понюхайте и скажите, в какой из них Вы чувствуете запах бензина". Проба положительна, если обследуемый указывает пробирку, от которой "пахнет бензином".

4-я проба ("круги") – внушение несуществующего "рефлекса": "Сейчас я надавлю на специальную точку у виска, и у Вас должны появиться желтые или коричневые круги в левом углу глаза". Проба положительна, если обследуемый отмечает у себя такие явления.

 

 

 

5-я проба ("отклонение") – испытуемый находится в позе Ромберга с закрытыми глазами, дается инструкция: "Сейчас Ваши голову и тело немного потянет назад". Проба считается положительной, если визуально определяется сдвиг назад головы или корпуса обследуемого.

Далее был проведен расчет коэффициентов корреляции ответов по каждому из отобранных утверждений с результатами проб на внушаемость. В итоге анализа полученных данных в состав окончательного варианта теста были включены 20 утверждений, которые имели достоверные средние и сильные корреляционные связи с тремя или более проведенными пробами. В таблице П.1.представлены порядковые номера утверждений и соответствующие им коэффициенты корреляции с каждой из пяти проб.

Табл. П.1.

Показатели корреляции утверждений, характеризующих склонность к индуцированию с пробами на внушаемость

Номер утверждения Значимый ответ на утверждение Пробы на внушаемость
    "число" "реки" "запах" "круги" "отклонение"  
1. неверно - 0,62 - 0,53 0,48  
2. верно 0,56 0,44 - - 0,58  
3. верно 0.53 - 0,49 - 0,50  
4. неверно 0,51 0,69 - 0,58 0,56  
5. неверно 0,57 - 0,56 0,56 0,62  
6. верно - 0,60 0,56 0,51 0,48  
7. неверно 0,53 0,60 - 0,56 -  
8. неверно 0,47 0,53 0,56 - -  
9. верно - - 0,51 0,54 -  
  неверно - 0,70 0,57 - 0,46  
11. верно - 0,59 - 0,47 0,66  
12. неверно 0,52 - - 0,46 0,70  
13. верно 0,52 - 0,64 0,51 0,52  
14. верно 0,55 - 0,52 - 0,74  
15. верно 0,55 - - 0,48 0,66  
16. верно 0,56 0,62 0,52 - -  
17. верно - 0,64 0,60 0,61 0,48  
18. неверно - 0,71 0,51 0,63 -  
19. верно - 0,63 0,63 0,53 -  
  неверно 0,59 0,77 0,47 - 0,70  

Примечание: в таблице приведены только статистически значимые коэффициенты корреляции (p<0,05).

 

 

 

 

В итоге анализа полученных данных в состав окончательного варианта теста были включены 20 утверждений, которые имели достоверные средние и сильные корреляционные связи с тремя или более проведенными пробами. В результате тест стал представлен одной шкалой – "внушаемость" (склонность к психологическому индуцированию). Перечень утверждений, вошедших в опросник:

1. В детстве Вас считали упрямым ребенком.

2. Вы верите в приметы, сверхъестественные явления.

3. Когда при Вас кто-нибудь зевает, Вам тоже нередко хочется зевнуть.

4. Вам нравится командовать другими и у Вас это неплохо получается.

5. Всегда находится немало людей, которые прислушиваются к Вашему мнению и признают Ваш авторитет.

6. Вашим друзьям и знакомым не составляет труда что-либо Вам внушить.

7. Вы часто бываете нетерпимы к чужому мнению.

8. Вас никак нельзя считать доверчивым человеком.

9. Бывает, что во время грустной сцены в кино- или телефильме Вы не можете сдержать слез.

10. Все Ваши привычки хороши и желательны.

11. Вы впечатлительный человек.

12. Вы умеете настоять на своем и часто этим пользуетесь.

13. Даже если бы Вы не опасались проверки, то всегда платили бы за провоз багажа на транспорте.

14. Вы прислушиваетесь к наставлениям и советам, особенно если они касаются Вашего здоровья.

15. Бывает, Вы подолгу ходите под впечатлением, навеянным фильмом, прочитанной книгой, каким-нибудь разговором.

16. Вы стремитесь, чтобы Ваше мнение совпало с мнением большинства окружающих.

17. Узнав о признаках какой-нибудь болезни (из книг, передач, от больных знакомых людей), Вы ощущали у себя что-то подобное.

18. Вам нередко говорят, что Ваши выступления на собраниях или еще где-то оказывают сильное воздействие на присутствующих.

19. Вам очень нравилось (нравится) участвовать в художественной самодеятельности.

20. Вы довольно общительный человек и легко сближаетесь с незнакомыми людьми.

Значимые ответы для оценки результатов теста:

"ВЕРНО" ("ДА") – 2, 3, 6, 9, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 19.

"НЕВЕРНО"("НЕТ") – 1, 4, 5, 7, 8, 10, 12, 18, 20.

Обследование случайной выборки взрослого трудоспособного населения объемом 2092 человека позволило получить ориентировочные значения популяционной нормы для показателя "внушаемость", которая составила:

для мужчин: Мn = 11,2; СКВОТ(Мn) = 4,22;

для женщин: Мn = 11,9; СКВОТ(Мn) = 3,58; где:

Мп – средняя величина в популяции; СКВОТ(Мn) – среднеквадратическое отклонение.

 

 

 

 

При интерпретации полученных показателей обследуемых, согласно правилу полусигмальных оценок [Д.Сепетлиев, 1968; В.Ю.Урбах, 1975; П.В. Терентьев, Н.С. Ростова, 1977; Р.Готтсданкер, 1982], лиц, набравших менее 6 баллов (как мужчин, так и женщин), правомерно отнести к группе низковнушаемых, от 6 до 14 включительно – средневнушаемых, 15 и более баллов – к группе высоковнушаемых).

Вариантом количественного представления результата тестирования мог быть перевод "сырых" баллов в стандартные Т-баллы по формуле [Р. Готтсданкер, 1982]:

 

(М – Мn)

SGI = 50 + ----------------,

СКВОТ (Мn)

где SGI – показатель внушаемости (склонности к индуцированию) в Т-баллах; М – результат обследования в баллах; Мn – средняя величина в популяции; СКВОТ(Мn) – среднеквадратическое отклонение.

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М.: Наука, 1982. – 199 с.

2. Акимова Е.В., Гафаров В.В., Драчева Л.В., Кузнецов В.А. Отношение к своему здоровью и информированность городского населения о факторах риска сердечно-сосудистых заболеваний по данным почтового опроса // Терапевтический архив. – 1999. – № 1. – С.16-18.

3. Аксенова О.И., Волкова И.Ф., Ефимов М.В., Корниенко А.П. Здоровье населения города Москвы. // Гигиена и санитария. – 1997. – № 3. – С.44-46.

4. Асламова Е.А. Эффективность информирования населения о туберкулёзе с помощью цикла тематических радиопередач // Материалы 60-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых ВМА: Сборник научных трудов. – Волгоград, 2002. – С.65-66.

5. Асламова Е.А. Интериоризация представлений о туберкулёзе населением крупного промышленного города: Дисс... к.мед.н. – Волгоград, 2002. – 123 с.

6. Ассоциация средних медицинских работников Свердловской области // Медицинская помощь. – 1996. – № 1. – С.13-15.

7. Балабанова Е.С. О комплексном характере социологических исследований // СОЦИС. – 2002. – № 10. – С.11-16.

8. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью: Учебно-методическое пособие. – М.: Наука, 1993. – 352 с.

9. Бернович О.В., Розенбаум М.Д., Розенбаум В.М. Социометрический метод экспертно-балльных оценок в определении эффективности труда врачебного персонала // Врачебное дело. – 1991. – № 2. – С.106-111.

10. Бульбулян М.А. Особенности заболеваемости раком мочевого пузыря у женщин, работающих с канцерогенными аминосоединениями // Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тезисы докладов научно-практической конференции (с международным участием). – М., 1995. – C.25.

11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Издательство "Питер", 2002. – 528 с.

12. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. – М.: Высшая школа, 1989. – 175 с.

13. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. – М.: Тривола, 1998. – 228 с.

14. Бутенко И.А. Какого обращения заслуживают социологические данные? // СОЦИС. – 2002. – № 1. – С.122-130.

15. Вагнер Е.А. Деонтология в медицинской науке // Деонтология в медицине. – Т.1. – М.: Медицина, 1988. – С.164-205.

16. Веселкова Н.В. Об этике исследования // СОЦИС. – 2000. – № 8. – С.109-114.

 

 

 

17. Вихалемм П.А. Контрольная группа // Социология. Словарь-справочник. Т.4. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика / Отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: Наука, 1991. – С.131-132.

18. Вишняков Н.И., Гусев О.А., Мчедлидзе Т.Ш., Ткачук М.И. Мнение пациентов о рекламе стоматологических услуг // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 1999. – № 2. – С.33-35.

19. Власов В.В. Экспертиза научного качества протокола как составная часть этической экспертизы // Этическая экспертиза биомедицинских исследований с участием человека: Материалы международного семинара. – Волгоград, 2003. – С.73-77.

20. Войнова В.Д. Принципиальный (стратегический) план исследования // Социология. Словарь-справочник. Т.4. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика / Отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: Наука, 1991. – С.227-228.

21. Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. – Киев, 1974. – 134 с.

22. Готтсданкер Р. Основы психофизиологического эксперимента. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 464 с.

23. Грачев И.С., Жуков А.Е., Андреев С.А. Результаты социологического опроса населения о состоянии амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи // Советское здравоохранение. – 1991. – № 3. – С.16-19.

24. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 232 с.

25. Грушин Б.А. // Актуальные аспекты экономического и культурного развития и выработка социальных и культурных индикаторов в моделях мира: Тезисы докладов международного семинара. – М., 1976.

26. Деларю В.В. Социальная экология и массовое сознание. – Волгоград: ВолгГАСА, 2000. – 204 с.

27. Деларю В.В., Седова Н.Н. Проблемы экологии в средствах массовой информации // Актуальные проблемы медицины: Тезисы докладов 49-й научной сессии ВМА.- Волгоград: Перемена, 1994. – С.113.

28. Димитров Д. Проблема достоверности социологической информации // СОЦИС. – 1979. – № 1. – С.186-194.

29. Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. – Л.: Наука, 1979. – 127 с.

30. Долгалев И.В., Образцов В.В., Цимбалюк И.В., Мишуков А.Е., Троценко Б.А., Карпов Р.С. Распространенность семей больных артериальной гипертонией, агрегация в них основных факторов риска ишемической болезни сердца и хронического бронхита // Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тезисы докладов научно-практической конференции (с международным участием). – М., 1995. – C45.

 

 

 

 

31. Дуйко В.В. Некоторые социологические аспекты оказания консультативной медицинской помощи // Здравоохранение РСФСР. – 1985. – № 12. – С.20-22.

32. Жариков Н.М., Иванова А.Е., Юриков А.С. Факторы, влияющие на состояние и динамику психического здоровья населения // Журнал неврологии и психиатрии им.С.С.Корсакова. – 1996. – Т.96, № 3. – С.79-87.

33. Зорин Н.А., Калинин В.В., Немцов А.В. Методика оценки качества исследовательских публикаций в психиатрии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1999. – Т.99, №1. – С.62-67.

34. Зыятдинов К.Ш. Некоторые этико-правовые проблемы взаимоотношений врача и пациента // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2000. – № 2. – С.22-25.

35. Ивахненко Г.А., Голиусова Ю.В. Студенты об инновациях в системе высшего образования // СОЦИС. – 2002. – № 9. – С.131-134.

36. Измеров Н.Ф. Актуальные проблемы медицины труда и промышленной экологии // Медицина труда и промышленная экология. – 1996. – № 1. – С.1-5.

37. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. – М.: Политиздат, 1985. – 223 с.

38. Калмыкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории // Психологический журнал. – 1998. – Т.19, № 6. – С.112-117.

39. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 1996. – 512 с.

40. Карташов А.И., Бузин В.В., Глазунов И.С., Абольян Л.В. Результат апробации базового опросника СИНДИ по оценке развития профилактической программы // Советское здравоохранение. – 1991. – № 3. – С.45-49.

41. Кенкманн П.О. Лонгитюдное исследование: опыт и проблемы // СОЦИС. – 1985. – № 3. – С.126-130.

42. Клаучек С.В., Деларю В.В. Разработка скринингового метода для выявления склонности к развитию индуцированных состояний // Психологический журнал. – 1997. – Т.18, № 2.- C.123-128.

43. Клупт М.А. Демографическая политика как предмет контент-анализа // СОЦИС. – 2003. – № 12. – С.108-117.

44. Кобыща А.В., Тульчанский М.Р. Тенденции изменения социологической парадигмы после 1985 года (наукометрический анализ) // Социология в России. – М., 1996. – С.585-626.

45. Кононов А.Г., Павлова Н.Т., Калинин К.Э. Использование материалов одномоментного анкетирования населения для оценки работы медицинских учреждений // Здравоохранение РСФСР. – 1985. – № 12. – С.7-9.

46. Корабельникова Е.А., Вейн А.М., Голубев В.Л., Крейнес М.Г. Психолингвистическое исследование сновидений


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.